Адаптированная рабочая программа "Литература"
рабочая программа по литературе (9 класс)
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. N 1312), программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5 – 11 классы (Базовый уровень): 10 – 11 классы / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009. – 12-е изд. – 256 с.
Изменения в программу для детей с ОВЗ внесены в соответствии с «Некоторыми изменениями в программах обучения детей с задержкой психического развития ( V-IХ) классы /ж.Дефектология № 3, 1993г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа обучения детей с задержкой психического развития | 107.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/Ильченко Е. М. Протокол № 1 от «__25__» _08_ 2019 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________/Федонова С.М. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №3 ____________ С. Ф. Жаданов Приказ № ___от ____________2019_г. |
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
литература
2019 – 2020 учебный год
Учитель Ильченко Елена Михайловна, высшая квалификационная категория
Класс 9 «Б»
Всего часов в год 70
Всего часов в неделю 2
с. Китаевское, 2019
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. N 1312), программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5 – 11 классы (Базовый уровень): 10 – 11 классы / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009. – 12-е изд. – 256 с.
Изменения в программу для детей с ОВЗ внесены в соответствии с «Некоторыми изменениями в программах обучения детей с задержкой психического развития ( V-IХ) классы /ж.Дефектология № 3, 1993г.
В IX классе программа предлагает изучение монографических и обзорных тем на историко-литературной основе.
Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту, пониманием и эстетическим восприятием прочитанного.
Обзорное знакомство с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. В целях расширения кругозора, углубления литературного образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям, указанным в обзорных темах для ознакомительного чтения, а также в рекомендательных списках, которые учитель найдет в программе массовой школы. Там же указаны основные виды устных и письменных работ по развитию речи детей и межпредметные связи уроков литературы.
Цели изучения учебного предмета
- Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества
Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает следующее распределение учебного времени:
Место предмета в учебном плане
Учебный план МОУ СОШ №3 отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в IX классе, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В результате изучения литературы в 9 классе ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
- давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение (1 час)
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы (2)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века (6)
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.(1час)
Михаил Васильевич Ломоносов(1)
Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престоле Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин(1) Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев(1) Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин(2часа) Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Из русской литературы XIX века ( 42).
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.(1час)
Василий Андреевич Жуковский(2)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов(5)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин(7)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» – противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» – роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика – В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика – А.А. Григорьев; «почвенники» – Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов (8 +3 рр).
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь (4 +2рр час).
Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» – история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский( 2часа).
Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя – положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский(3 + 1 вн/чт )
Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» – жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов(1+1рр+ 1 вн/чт )
Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Беседы о Н.А. Некрасове, Ф.И. Тютчеве, А.А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.(1час)
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Литература ХХ века (18+2 вн/чт+ 6р/р).
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века.
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин (3 часа)
Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Александрович Булгаков (3 часа)
Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов. Сатира на общество шариковых и швондеров
Михаил Александрович Шолохов (2 час)
Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын (4час).
Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века.
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам.
Александр Александрович Блок (1час)
Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин(1+ 1р/р)
Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России – главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский (1+ 1 р/р)
Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева (1+ 1р/р)
Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью – потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий(1час).
Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова(1+ 1р/р).
Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак (1час)
Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский (1+1р/р)
Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX – XX веков(1+1вн.чт.час).
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Зарубежная литература (5+1 вн/чт).
Античная лирика.(1час)
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери(1час).
Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир(2часа).
Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» – «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете (2+ 1 вн/чт )
Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» – философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» – ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии – «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска, аудиторная доска с магнитной поверхностью.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная учебно-методическая литература
1. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2007-2008.,ФП№1476
Дополнительная учебно-методическая литература
- Стандарт основного общего образования по литературе.
URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/09.doc (дата обращения: 06.08.11).
- Примерные программы основного общего образования. Литература для образовательных учреждений с русским языком обучения.
URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/03-1-o.doc (дата обращения: 06.08.11).
- Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень) / Под редакцией В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2010.
- Безносов Э.Л.. Раздаточные материалы по литературе. 8–11 кл. – М.: Дрофа, 2007.
- Галузина Л.В. Уроки литературы в 9 классе. Развернутое планирование. – Ярославль: Академия развития. Академия Холдинг, 2003.
- Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2007.
- Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 9 класс: К учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др. «Литература. 9 класс». – М.: Экзамен, 2005.
- Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. - М.: ВАКО, 2010.
- Коровина В.Я Литература 9 класс: Методические советы. – М.: Просвещение, 2003.
- Литература: Легенды, мифы, эпос: Игровые уроки. 5-9 классы / авторы-составители Н.Е. Смирнова, Н.Н. Ципенко. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
- Литература: Работа с поэтическими текстами: Практические задания. 9-11 классы / автор-составитель Е.В. Коркина; под общей редакцией М.И. Свердлова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
- Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование по литературе: к учебнику-хрестоматии для общеобразовательных учреждений «Литература. 9 класс». Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – М.: Экзамен, 2006.
- Миронова Н.А. Тесты по литературе: 9 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература. 9 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
- Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 9 классов / автор-составитель В.Я. Коровина. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.
Основные Интернет-ресурсы
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Вид занятия | Вид контроля | Виды Самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
План | Факт | ||||||
I. Введение - 1 ч. | |||||||
1. | Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека | 1 | Лекция с элементами беседы, работа с учебником- хрестоматией | Беседа по статье учебника стр.3 Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..» Ответ на основной | 03.09. | ||
II. Из древнерусской литературы - 2 ч. | |||||||
2. | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове о полку Игореве» | 1 | Лекция о культуре и литературе Древней Руси, работа по составлению плана лекции. Начало комментированного чтения «Слова…» | Характеристика этапов развития древнерусской литературы. Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия | 04.09. | ||
3. | Художественные особенности «Слова о полку Игореве»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова о полку Игореве». | 1 | Лекция с элементами беседы, работа с учебником- хрестоматией | Р/р Обучение выразительному чтению наизусть. Наизусть Р/Р Сочинение (домашнее) | Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения? В чем заключается патриотизм произведения? Какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины? Каков голос автора? | 10.09. | |
III. Русская литература XVIII века - 6 ч. | |||||||
4. | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма | 1 | Лекция учителя с сообщениями учащихся. | Т/л Классицизм | Составление конспекта статей «Русская литература 18 века», «Классицизм». | 11.09. | |
5. | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния. Особенности содержания и формы произведения | 1 | Анализ оды «На день восшествия…» и др. произведений | Р/р Обучение выразительному чтению наизусть. Наизусть | Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде. | 17.09. | |
6. | Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения | 1 | Лекция. Беседа. | Вн/чт Г.Р.Державин | Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». | 18.09. | |
7. | А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения | 1 | Урок –путешествие по страницам книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» | Вн/чт А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). | Фронтальный опрос. Ответ на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?Сообщение учащихся, краткие пересказы содержания отдельных глав особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева. | 24.09. | |
8. | Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей | 1 | Лекция. Беседа. Работа по теории литературы | Т/л Сентиментализм | Анализ стихотворения «Осень». Ответ на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье? Беседа по содержанию Запись тезисов о сентиментализме; работа над повестью «Бедная Лиза» | 25.09. | |
9. | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. Самостоятельная работа | 1 | Беседа. | Практикум | Развёрнутый ответ на вопрос об особенностях сентиментализма, рассказ-характеристика главных Рассказ-характеристика учениками главных героев, беседа о чертах новаторства в повести | 01.10. | |
IV. Русская литература XIX века - 41 ч. (Р.Р. - 9) | |||||||
10. | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература | 1 | Лекция . Беседа. Работа по теории литературы | Т/л Романтизм. Реализм | Чтение статьи «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-Щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»? | 02.10. | |
11. | Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения. | 1 | Урок развития речи | Р/р Обучение анализу лирического стихотворения Практикум | Краткий рассказ о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составление таблицы или план. Выразительное чтение стихотворения «Море», «Невыразимое», ответ на вопросы на уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Что в человеке и в природе, по мысли поэта, «невыразимо» в стихах? | 08.10. | |
12. | В.А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы | 1 | Лекция Работа по теории литературы | Т/л Баллада | Чтение статьи учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», ответ на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?» | 09.10. | |
13. | А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. | 1 | Лекция о жизни и творчестве А.С. Грибоедова | Р/р Речевая характеристика | Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. «Портрет писателя». | 15.10. | |
14. | А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии | 1 | Просмотр видеофильма | Видеоматериал презентация | Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану). | 16.10. | |
15. | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Чацкий в системе образов комедии «Горе от ума» | 1 | Просмотр и обсуждение видеофрагментов | Видеоматериал презентация | Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Ответы на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев? | 22.10. | |
16. 17. | Р.Р. Сочинение по комедии «Горе от ума». И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». Основные положения статьи. | 2 | Урок развития речи | Р/р Сочинение Конспект | Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений | 23.10. 29.10. | |
18. | А. С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина | 1 | Лекция о жизни и творчестве А.С.Пушкина | Р/р Обучение выразительному чтению Наизусть | Пересказывают статью учебника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями и обоснованными суждениями. Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина? | 06.11. | |
19. | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар» | 1 | Анализ стихотворений | Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». Развернутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти стихотворения, какие мотивы? | 12.11. | ||
20. | Любовь как гармония души в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…» Адресаты любовной лирики поэта | 1 | Урок развития речи | Р/р Обучение выразительному чтению Наизусть | Ответ на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?» Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. | 13.11. | |
21. | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». | 1 | Урок развития речи Практикум | Р/р Обучение анализу одного стихотворения. наизусть Практикум | Выразительное чтение стихотворений | 19.11. | |
22. | А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер | 1 | Анализ романтических поэм | Вн/чт А.С.Пушкин. «Цыганы» | Анализ романтических поэм А.С.Пушкина. Характеристика героев, комментарий текста. | 20.11. | |
23. | Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа | 1 | Лекция Беседа Работа по теории литературы | Т/л Роман в стихах | Выразительное чтение, определение композиции. | 26.11. | |
24. | Типичное и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути | 1 | Беседа Анализ | Развернутый ответ на вопрос, какой предстает в романе жизнь поместного дворянства | 27.11. | ||
25. | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга | 1 | Беседа Анализ | Анализ глав. Сравнительная характеристика Татьяна и Ольга | 03.12. | ||
26. | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем | 1 | Урок развития речи | Р/р Обучение выразительному чтению Наизусть | Анализ писем Татьяны и Онегина Подготовка к проекту «Пушкинский роман в зеркале критики» | 04.12. | |
27. | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа | 1 | Семинар | Анализ романа | 10.12. | ||
28. | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа | 1 | Защита проекта «Пушкинский роман в зеркале критики» | Р/р Сочинение конспект | Оформление работы конспект | 11.12. | |
29. | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина/ | 1 | Урок контроля ЗУН | Р/Р | Оформление работы | 17.12. | |
30. | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно…» | 1 | Урок развития речи | Р/р Обучение выразительному чтению Наизусть | Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?» | 18.12. | |
31. | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…» | 1 | Урок развития речи | Р/р Обучение выразительному чтению Наизусть | Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики. Презентация. | 24.12. | |
32. | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» | 1 | Семинар | Практикум | Выразительное чтение и анализ стихотворений о Родине | 25.12. | |
33. | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии. | 1 | Лекция Беседа Работа по теории литературы | Фронтальный опрос | Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа? | 14.01. | |
34. | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе | 2 | Беседа Анализ глав | Фронтальный опрос | Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование. | 15.01. | |
35. | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | 1 | Беседа Анализ глав | Т/л Психологический роман | Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания. | 21.01. | |
36. | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери». Повесть «Фаталист» и её философско- композиционное значение Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина | 1 | Семинар | сообщения | Анализ главы, ответы на проблемные вопросы Анализ содержания Подготовка проекта «Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». | 22.01. | |
37. | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке Белинского. | 1 | конспект | Оформление работы | 28.01. | ||
38. | Р. Р. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова | 1 | Урок развития речи | Сочинение | 29.01. | ||
39. | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Миргород». | 1 | Лекция о жизни и творчестве Н.В.Гоголя | Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация.. | 04.02. | ||
40. | «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы | 1 | Беседа Анализ глав | Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения. | 05.02. | ||
41. | Система образов поэмы «Мертвые души». Образ города в поэме «Мертвые души» Обучение анализу эпизода. | 1 | Беседа Урок развития речи | Р/р Обучение анализу эпизода. Практикум | Характеристика персонажей Презентация. Анализ эпизода Презентация. | 11.02. | |
42. | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начала в поэме «Мертвые души» | 1 | Семинар | Тест по творчеству Н.В. Гоголя. | Подготовка проекта «Поэма о величии России», «Мёртвые и живые души» | 12.02. | |
43. | Поэма в оценках В.Г.Белинского. | 1 | «Поэма о величии России», «Мёртвые и живые души» | Устное сообщение | Подготовка к сочинению | ||
44. | А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада | 1 | Лекция о жизни и творчестве А. Н. Островского Лекция | Т/л Комедия | Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев. Ответы на проблемные вопросы | 18.02. | |
45. | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Обзор содержания повести «Белые ночи» Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира | 1 | Лекция о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского Беседа | Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя. | 19.02. | ||
46. | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести | 1 | Беседа | Определение элементов сентиментализма в повести, анализ произведение, определение проблемы. | 25.02. | ||
47.. | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Юность». Формирование личности героя. | 1 | Лекция о жизни и творчестве Л.Н.Толстого | Вн/чт Л.Н.Толстой (главы из трилогии) | Рассказ о писателе, определение черт личности героя | 2602. | |
48. | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора | 1 | Лекция о жизни и творчестве А.П.Чехова | Анализ рассказов: монологические ответы. | 04.03. | ||
49. | А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.. | 1 | Семинар | Вн/чт А.П. Чехов Рассказы Тест | Определение жанровых особенностей рассказа. | 05.03. | |
50. | Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представлений о жанрах лирических произведений. | 1 | Вн/чт Стихи Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета Выразительное чтение | Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. | 11.03. | ||
V. Русская литература XX века - 17 ч. ( Р.Р. - 6 ч.) | |||||||
51. | Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений | 1 | Лекция | Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века, жанры, направления.. | 12.03. | ||
52. | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи» | 1 | Лекция о жизни и творчестве И. А. Бунина Беседа | Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики. Художественные особенности рассказа | 18.03. | ||
53. | М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов. Сатира на общество шариковых и швондеров | 1 | Лекция о жизни и творчестве М.А.Булгакова | Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики. | 19.03. | ||
54. | Поэтика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. | 1 | Беседа | Фронтальный опрос | Раскрыть позицию автора, определить художественное своеобразие произведения | 01.04. | |
55. | М. А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя | 1 | Лекция о жизни и творчестве М.А.Шолохова | Анализ рассказа: монологические ответы. | 02.04. | ||
56. | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа | 1 | Беседа Анализ | Раскрыть позицию автора, ответы на проблемные вопросы | 08.04. | ||
57. | А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. | 1 | Лекция о жизни и творчестве А. И. Солженицына Беседа Анализ | Рассказ о писателе с презентацией. Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии. Объяснение смысла «праведничества» в рассказе с опорой на текст произведения и поднятые писателем проблемы. Ответ на вопрос: как вы понимаете заключительную фразу произведения? | 09.04. | ||
58. | Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX веков (тестирование). | 1 | Урок контроля ЗУН | Тест | Оформление работы | 15.04. | |
59. | Русская поэзия Серебряного века А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без края», «О, я хочу безумно жить…» | 1 | Лекция о жизни и творчестве А.А.Блока | Р/р Обучение выразительному чтению Наизусть | Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений. | 16.04. | |
60. | С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…» Народно-песенная основа лирики С. А. Есенина | 1 | Лекция о жизни и творчестве С. А. Есенина Урок развития речи | Р/р Обучение выразительному чтению Наизусть | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | 22.04. | |
61. | В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» «А вы могли бы?» «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского | 1 | Лекция о жизни и творчестве В. В. Маяковского Семинар | Р/р Обучение выразительному чтению | Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений наизусть. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | 23.04. | |
62. | М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежности?» Особенности поэтики Цветаевой. «Родина». | 1 | Лекция о жизни и творчестве М.И.Цветаевой Анализ стихотворений | Р/р Обучение выразительному чтению
| Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | 29.04. | |
63. | Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то возле Магадана…», | 1 | Лекция о жизни и творчестве Н,А.Заболоцкого | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | 30.04. | ||
64. | А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике | 1 | Лекция о жизни и творчестве А.А.Ахматовой | Р/р Обучение выразительному чтению | Сообщение о поэтессе с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | 06.05. | |
65. | Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», « | 1 | Лекция о жизни и творчестве Б.Л.Пастернака | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | 07.05. | ||
66. | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. «Я убит подо Ржевом…» Проблемы и интонации стихов о войне. | 1 | Лекция о жизни и творчестве А. Т. Твардовского | Р/р Обучение выразительному чтению Наизусть | Сообщение о поэте с презентацией «К юбилею поэта». Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | 13.05. | |
67. | Зачетное занятие по русской лирике ХХ века. | 1 | Урок контроля ЗУН | Оформление работы | 14.05. | ||
VI. Зарубежная литература - 3 ч. | |||||||
68. | Античная лирика. Катулл. «Нет, ни одна средь женщин…» Чувства и разум в любовной лирике. Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник… | 1 | Лекция о жизни и творчестве Катулла | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их комментарий с отражением особенности взгляда римлян на человека и эпоху. | 20.05. | ||
69. | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). У. Шекспир. Слов о поэте. «Гамлет». Общечеловеческое значение героев | 1 | Лекция о жизни и творчестве Данте Алигьери Лекция о жизни и творчестве | сообщения | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение и поэмы, комментарий Сообщение о поэте с презентацией. | 21.05. | |
70. | И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор и чтение отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. | 1 | Лекция о жизни и творчестве И.-В. Гете. Семинар | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение трагедии, комментарий Раскрыть идейный смысл трагедии, ответы на проблемные вопросы | 27.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по развитию речи для учащихся с речевыми нарушениями.
Календарно – тематическое планирование составлено на основе примерной программы для специальных (коррекционных) школ Vвида и с учетом программ начального общего образования ...
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 8 класса
Программа рассчитана на 136 часов в год ( 4 часа в неделю )_________________Контрольных работ ( диктантов ) – 6 ____Программа составлена на основе Федерального компонента Государственного ...
Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса
Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....
Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" для 7 класса
Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" (с календарно-тематическим планированием) для 7 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...
Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе
Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...
Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)
Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)...