Адаптированная рабочая программа Учебный курс: рабочий по комплексному обслуживанию зданий 7 класс
рабочая программа по технологии (7 класс)

Шестоперов Максим Валерьевич

Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) акцентируют внимание  на удовлетворении особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью; подчеркивают важность предоставления обучающимся равных стартовых возможностей для их последующего профессионального самоопределения.

Адаптированная рабочая программа учебного курса «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий» разработана для обеспечения обучающихся с интеллектуальными нарушениями суммой общеобразовательных знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и производительному труду в соответствии с психофизическими возможностями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_7_klass.docx40.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа-интернат № 6»

«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей профессионально-трудового обучения

Руководитель МО ______________

Побегайло Е.Г.

Протокол № __

от  ____________

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР                         ____________________

Евдокимова Е. В.  

«Утверждаю»

И.о. директора школы ___________________

Хахалина Н.А.

Приказ  

 от _________№  __

Адаптированная рабочая программа

Учебный курс: рабочий по комплексному обслуживанию зданий

Класс: 7 «а»

Программа разработана: учителем профессионально-трудового обучения Шестоперовым М.В.

Пояснительная записка

Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) акцентируют внимание  на удовлетворении особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью; подчеркивают важность предоставления обучающимся равных стартовых возможностей для их последующего профессионального самоопределения.

Адаптированная рабочая программа учебного курса «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий» разработана для обеспечения обучающихся с интеллектуальными нарушениями суммой общеобразовательных знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и производительному труду в соответствии с психофизическими возможностями.

В основу программы положены нормативные документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в РФ;
  • Письмо Минобрнауки РФ  от 14.03.2016г. №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
  • Приказ Минобрнауки  РФ от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении  федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями).
  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 10.07. 2015 № 26. Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28. Об утверждении СанПиН 2.4.3948-20 (Санитарно-эпидемологических требований к условиям и организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2. Об утверждении  СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  • Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».

Адаптированная рабочая программа «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий» определяет содержание и организацию процесса и направлена на достижение следующих задач:

  • Формирование  организационных умений в труде.
  • Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками в области курса «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий».
  • Развитие познавательной деятельности, коррекция недостатков  психофизического развития.
  • Формирование базовых учебных действий.
  • Профессиональная ориентация, формирование адекватного представления о собственных возможностях и перспективе дальнейшего трудоустройства.
  • Воспитание личностных качеств: целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков самоконтроля.

Программа обучения включает в себя теоретические и практические занятия. Также предусматриваются самостоятельные работы и практическое повторение ранее изученного материала с закреплением теоретических и практических знаний.

В процессе обучения школьники знакомятся с особенностями деятельности, профессиональными качествами рабочего по комплексному обслуживанию зданий; с материалами, инструментами и приспособлениями, которые используются в столярных, слесарных, сантехнических работах; приобретают практические навыки использования контрольно-измерительных и рабочих инструментов; изучают правила техники безопасности и гигиены труда.

Процесс обучения курса «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий» неразрывно связан с решением специфических задач образовательных учреждений, осуществляющих обучение детей с интеллектуальными нарушениями, такими как  коррекция недостатков познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки, речи и т.д.) и эмоционально-личностных качеств.

В процессе обучения следует формировать у учащихся навыки фронтальной работы, однако индивидуальный  и дифференцированный подход к группам детей с учетом характера затруднений и потенциальных возможностей должен осуществляться на каждом занятии.

Место курса в  учебном плане.

Адаптированная рабочая программа курса «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана, рассчитана на количество часов:

7 кл. – 2 ч. в неделю, 62 ч.  в год;

Учебно-методический комплект

ВасенковГ.В., Русанова Л.С., Ванцаев М.С., Русанов В.М. Технология. Основы монтажа и эксплуатации внутренних сантехнических устройств. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /Г.В.Васенков,Л.С.Русанова,М.С.Ванцаев, В.М. Русанов – М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»,2022.–131с.

ВасенковГ.В., Русанова Л.С., Русанов В.М. Технология. Дерево и металлообработка. 7класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /Г.В.Васенков,Л.С.Русанова,В.М. Русанов– М.: ФГБНУ«Институт коррекционной педагогики РАО»2022.–126 с.

Планируемые результаты освоения предметных результатов программы

Минимальный уровень:

  • знать название  некоторых материалов, их назначение, применение;
  • знать свойства материалов и правила хранения;
  • знать санитарно-гигиенические требования при работе с производственными материалами;
  • подбирать материалы, необходимые для работы (при необходимости с помощью учителя);
  • знать основные части, механизмы станков;
  • подбирать инструменты, необходимые для работы;
  • руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении работы;
  • умение читать технические карты, применяемые  при осуществлении изучаемого технологического процесса (при необходимости с помощью учителя);
  • составлять план работы самостоятельно и с помощью учителя;
  • понимать утилитарную и эстетическую ценность предметов, изделий;
  • понимать значение и ценность труда;
  • понимать значимость правильной организации школьного рабочего места;
  • чтение с помощью учителя технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
  • соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и аккуратность на рабочем месте;
  • владение простейшими технико-технологическими знаниями и практическими умениями;
  • умение выполнять работу в соответствии с заданием;
  • умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);
  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе;
  • выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков трудового обучения;

Достаточный уровень:

  • знать название материалов, их назначение, применение, возможности экономного расходования;
  • знать свойства материалов и правила хранения, отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные технологические приемы обработки материалов;
  • знать санитарно-гигиенические требования при работе с производственными материалами;
  • самостоятельно подбирать материалы, необходимые для работы;
  • знать основные части, механизмы станков;
  • подбирать инструменты, необходимые для работы, осуществлять настройку и текущий ремонт инструмента;
  • руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении работы;
  • умение читать технические карты, применяемые  при осуществлении изучаемого технологического процесса;
  • самостоятельно составлять план работы, прогнозировать конечный результат, определять задачи, работать согласно плану, алгоритму;
  • осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
  • понимать утилитарную и эстетическую ценность предметов, изделий;
  • понимать значение и ценность труда;  понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; обладать способностью к самооценке;
  • понимать значимость правильной организации школьного рабочего места;
  • соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и аккуратность на рабочем месте;
  • владение технико-технологическими знаниями и практическими умениями в рамках программы;
  • умение качественно выполнять работу в соответствии с заданием;
  • умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности, умение вносить предложения для улучшения качества изготавливаемого изделия;
  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе; уметь выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  • выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков профессионально-трудового обучения.

Планируемые результаты формирования базовых учебных действий

Личностные учебные действия:

  • понимать значимость трудовой деятельности для себя и для общества;
  • соотносить собственные поступки и поступки других людей с принятыми и усвоенными этическими нормами;
  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • адекватно эмоционально откликаться на результаты собственного труда;
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность, ориентироваться в социальных ролях;
  • осознанно относиться к выбору профессии;

Коммуникативные учебные действия:

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
  • умение слушать собеседника;
  • вступать в диалог и поддерживать его;
  • использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

  • умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять поиск средств их осуществления;
  • умение составлять план деятельности и работать согласно плану;
  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
  • работать с учебными принадлежностями, инструментами;
  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

  • дифференцированно  воспринимать  окружающий  мир,  его  временно-пространственную организацию;
  • извлекать под руководством педагога необходимую информацию из различных источников для решения различных видов задач;
  • использовать готовые алгоритмы деятельности; устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости.
  • использовать  усвоенные  логические  операции  (сравнение,  анализ, синтез,     обобщение,     классификацию,     установление     аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале;
  • использовать усвоенные способы решения учебных и практических задач в зависимости от конкретных условий.

Содержание программы

Учебный материал в программе распределен по разделам, предусматривает освоение теоретических сведений, выполнение технологических заданий и практических работ. В конце учебной четверти проводится самостоятельная работа.

Объекты труда, указанные в программе являются примерными, их можно заменить другими. Однако во всех случаях они  должны отвечать следующим требованиям:

  • включать достаточное число упражнений в выполнении трудовой операции по теме;
  • быть доступными для учащихся;
  • иметь полезное назначение, понятное учащимся.

Программа состоит из разделов:

1.Рынок труда и профессии.

Профессии и специальности, пользующиеся спросом на рынке труда региона. Способы получения информации о вакантных рабочих местах. Центр занятости, его роль в социальной защите. Требования работодателей к специалистам.

2. Охрана труда

Функциональные обязанности рабочего по комплексному обслуживанию зданий.

Ознакомление с помещениями здания и их назначением.

Основы гигиены труда, производственной санитарии и личной гигиены Требования к рабочей одежде. Средства  индивидуальной защиты и отработка приёмов их использования.

Основные причины травматизма. Меры их предупреждения.

3.Столярные работы.

Ознакомление с функциональными обязанностями рабочего по обслуживанию здания образовательного учреждения (детский сад, школа). Особенности профессии столяра. Ознакомление с помещениями здания и их назначением. Столярное оборудование в мастерской. Столярные инструменты. Виды, устройство и назначение дереворежущих инструментов.

Практические работы: приёмы работы столярным инструментом. Определение размеров пиломатериала. Сверление отверстий и долбление гнёзд в заготовках. Обработка древесины резанием: строгание, фуговка, шлифовка. Заточка режущего инструмента. Выполнение различных видов соединений.

4. Слесарные работы

Особенности профессии слесаря. Слесарное оборудование в мастерской. Организация рабочего места слесаря. Виды, устройство и назначение инструментов для металлообработки. Приёмы безопасной работы с инструментами.

Практические работы: ремонт замков с заменой отдельных узлов и деталей. Установка врезного замка. Снятие старого замка и установка нового в старое гнездо.

5. Сантехнические работы.

Система водоснабжения здания, её устройство и эксплуатация. Материалы, применяемые для местных систем водоснабжения. Вертикальные стояки. Горизонтальная разводка. Подводка к приборам. Горизонтальная разводка. Подводка к приборам.

Практические работы: лабораторная работа по ознакомлению с системой водоснабжения здания, её устройством и эксплуатацией. Соединение трубны чугунных заготовок системы. Монтаж соединения трубопровода (резьбовое). Ремонтные сантехнические работы системы водо- и теплоснабжения. Визуальное определение причин неисправностей в системе водоснабжения и канализационной системе. Способы устранения неисправностей в канализационной разводке.

6. Ремонтные отделочные работы

Материалы для ремонтно-отделочных работ. Общие сведения о строительных и отделочных материалах. Физические, химические и механические свойства материалов. Основные свойства и классификация растворов. Сухие смеси и мастики. Малярные составы, лаки и эмали. Специальные жидкости. Виды обоев. Клеевые составы.

Практические работы: Изучение и подбор материалов при выполнении различных видов работ. Определение и подбор видов инструментов. Определение по образцу видов материалов.

Контроль уровня обученности

Самостоятельные работы

Практические работы

Календарно-тематический план

№урока

в курсе

Кол-во

часов

Тема урока

Дата

Вид

контроля

        I четверть

Вводное занятие. Предмет «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий»

1.Рынок труда и профессии.

Требования работодателей к специалистам.

Профессии и специальности, пользующиеся спросом на рынке труда региона.

Способы получения информации о вакантных рабочих местах.

Центр занятости, его роль в социальной защите.

2. Охрана труда

Функциональные обязанности рабочего по комплексному обслуживанию зданий.

Ознакомление с помещениями здания и их назначением.

Основы гигиены труда, производственной санитарии и личной гигиены

Требования к рабочей одежде.

Средства индивидуальной защиты и отработка приёмов их использования.

II четверть

Вводное занятие

Основные причины травматизма.

Меры их предупреждения.

3.Столярные работы.

Ознакомление с функциональными обязанностями рабочего по обслуживанию здания образовательного учреждения (детский сад, школа).

Особенности профессии столяра.

Ознакомление с помещениями здания и их назначением.

Столярное оборудование в мастерской.

Столярные инструменты. Виды, устройство и назначение дереворежущих инструментов.

Практические работы: приёмы работы столярным инструментом.

Самостоятельная работа

Определение размеров пиломатериала.

III четверть

Вводное занятие

Сверление отверстий и долбление гнёзд в заготовках.

Обработка древесины резанием: строгание, фуговка, шлифовка.

Заточка режущего инструмента.

Выполнение различных видов соединений.

4. Слесарные работы

Особенности профессии слесаря.

Слесарное оборудование в мастерской.

Организация рабочего места слесаря.

Виды, устройство и назначение инструментов для металлообработки.

Приёмы безопасной работы с инструментами.

Практические работы: ремонт замков с заменой отдельных узлов и деталей.

Установка врезного замка.

Снятие старого замка и установка нового в старое гнездо.

5. Сантехнические работы.

Система водоснабжения здания, её устройство и эксплуатация.

Материалы, применяемые для местных систем водоснабжения.

Вертикальные стояки.

Горизонтальная разводка. Подводка к приборам.

Практические работы: лабораторная работа по ознакомлению с системой водоснабжения здания, её устройством и эксплуатацией.

Соединение трубны чугунных заготовок системы.

Монтаж соединения трубопровода (резьбовое).

Ремонтные сантехнические работы системы водо- и теплоснабжения.

Контрольная работа

Визуальное определение причин неисправностей в системе водоснабжения и канализационной системе.

IV четверть

Способы устранения неисправностей в канализационной разводке.

6. Ремонтные отделочные работы

Материалы для ремонтно-отделочных работ.

Определение и подбор видов инструментов. Определение по образцу видов материалов.

Общие сведения о строительных и отделочных материалах.

Физические, химические и механические свойства материалов.

Основные свойства и классификация растворов.

Сухие смеси и мастики.

Малярные составы, лаки и эмали. Специальные жидкости.

Виды обоев.

Клеевые составы.

Практические работы: Изучение и подбор материалов при выполнении различных видов работ.

Определение и подбор видов инструментов.

Контрольная работа

Определение по образцу видов материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса английский язык в 10-11 классах.

Программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерных программ по ИЯ .Преподование ведётся по учебно-методичес...

Рабочая программа курса «Иностранный (английский) язык» для 5 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень)

1. Пояснительная записка к рабочей учебной программеЦелями реализации образовательной программы основного общего образования по английскому языку являются:— обеспечение планируемых ре...

Элективный курс по алгебре "Комплексные числа" 9 класс

  интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе;  овладени...

Рабочая программа курса по выбору "Проба пера", 9 класс.

Рабочая программа ориентационного курса по выбору "Проба пера", преподаваемого в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....

Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности «Комплексный анализ текста» для 5 класса

Как известно, ФГОС ориентирует учителей на формирование языковой личности, образовательный ресурс которой включает в себя компетенции различного содержания. Представленный курс внеурочной деятельности...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...