Адаптированная рабочая программа Учебный курс: рабочий по комплексному обслуживанию зданий 7 класс
рабочая программа по технологии (7 класс)
Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) акцентируют внимание на удовлетворении особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью; подчеркивают важность предоставления обучающимся равных стартовых возможностей для их последующего профессионального самоопределения.
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий» разработана для обеспечения обучающихся с интеллектуальными нарушениями суммой общеобразовательных знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и производительному труду в соответствии с психофизическими возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochiy_7_klass.docx | 40.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа-интернат № 6»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей профессионально-трудового обучения Руководитель МО ______________ Побегайло Е.Г. Протокол № __ от ____________ | «Согласовано» Заместитель директора школы по УР ____________________ Евдокимова Е. В. | «Утверждаю» И.о. директора школы ___________________ Хахалина Н.А. Приказ от _________№ __ |
Адаптированная рабочая программа
Учебный курс: рабочий по комплексному обслуживанию зданий
Класс: 7 «а»
Программа разработана: учителем профессионально-трудового обучения Шестоперовым М.В.
Пояснительная записка
Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) акцентируют внимание на удовлетворении особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью; подчеркивают важность предоставления обучающимся равных стартовых возможностей для их последующего профессионального самоопределения.
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий» разработана для обеспечения обучающихся с интеллектуальными нарушениями суммой общеобразовательных знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и производительному труду в соответствии с психофизическими возможностями.
В основу программы положены нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в РФ;
- Письмо Минобрнауки РФ от 14.03.2016г. №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями).
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 10.07. 2015 № 26. Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28. Об утверждении СанПиН 2.4.3948-20 (Санитарно-эпидемологических требований к условиям и организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2. Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
Адаптированная рабочая программа «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий» определяет содержание и организацию процесса и направлена на достижение следующих задач:
- Формирование организационных умений в труде.
- Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками в области курса «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий».
- Развитие познавательной деятельности, коррекция недостатков психофизического развития.
- Формирование базовых учебных действий.
- Профессиональная ориентация, формирование адекватного представления о собственных возможностях и перспективе дальнейшего трудоустройства.
- Воспитание личностных качеств: целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков самоконтроля.
Программа обучения включает в себя теоретические и практические занятия. Также предусматриваются самостоятельные работы и практическое повторение ранее изученного материала с закреплением теоретических и практических знаний.
В процессе обучения школьники знакомятся с особенностями деятельности, профессиональными качествами рабочего по комплексному обслуживанию зданий; с материалами, инструментами и приспособлениями, которые используются в столярных, слесарных, сантехнических работах; приобретают практические навыки использования контрольно-измерительных и рабочих инструментов; изучают правила техники безопасности и гигиены труда.
Процесс обучения курса «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий» неразрывно связан с решением специфических задач образовательных учреждений, осуществляющих обучение детей с интеллектуальными нарушениями, такими как коррекция недостатков познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки, речи и т.д.) и эмоционально-личностных качеств.
В процессе обучения следует формировать у учащихся навыки фронтальной работы, однако индивидуальный и дифференцированный подход к группам детей с учетом характера затруднений и потенциальных возможностей должен осуществляться на каждом занятии.
Место курса в учебном плане.
Адаптированная рабочая программа курса «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана, рассчитана на количество часов:
7 кл. – 2 ч. в неделю, 62 ч. в год;
Учебно-методический комплект
ВасенковГ.В., Русанова Л.С., Ванцаев М.С., Русанов В.М. Технология. Основы монтажа и эксплуатации внутренних сантехнических устройств. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /Г.В.Васенков,Л.С.Русанова,М.С.Ванцаев, В.М. Русанов – М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»,2022.–131с.
ВасенковГ.В., Русанова Л.С., Русанов В.М. Технология. Дерево и металлообработка. 7класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /Г.В.Васенков,Л.С.Русанова,В.М. Русанов– М.: ФГБНУ«Институт коррекционной педагогики РАО»2022.–126 с.
Планируемые результаты освоения предметных результатов программы
Минимальный уровень:
- знать название некоторых материалов, их назначение, применение;
- знать свойства материалов и правила хранения;
- знать санитарно-гигиенические требования при работе с производственными материалами;
- подбирать материалы, необходимые для работы (при необходимости с помощью учителя);
- знать основные части, механизмы станков;
- подбирать инструменты, необходимые для работы;
- руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении работы;
- умение читать технические карты, применяемые при осуществлении изучаемого технологического процесса (при необходимости с помощью учителя);
- составлять план работы самостоятельно и с помощью учителя;
- понимать утилитарную и эстетическую ценность предметов, изделий;
- понимать значение и ценность труда;
- понимать значимость правильной организации школьного рабочего места;
- чтение с помощью учителя технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
- соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и аккуратность на рабочем месте;
- владение простейшими технико-технологическими знаниями и практическими умениями;
- умение выполнять работу в соответствии с заданием;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе;
- выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
- знать название материалов, их назначение, применение, возможности экономного расходования;
- знать свойства материалов и правила хранения, отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные технологические приемы обработки материалов;
- знать санитарно-гигиенические требования при работе с производственными материалами;
- самостоятельно подбирать материалы, необходимые для работы;
- знать основные части, механизмы станков;
- подбирать инструменты, необходимые для работы, осуществлять настройку и текущий ремонт инструмента;
- руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении работы;
- умение читать технические карты, применяемые при осуществлении изучаемого технологического процесса;
- самостоятельно составлять план работы, прогнозировать конечный результат, определять задачи, работать согласно плану, алгоритму;
- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
- понимать утилитарную и эстетическую ценность предметов, изделий;
- понимать значение и ценность труда; понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; обладать способностью к самооценке;
- понимать значимость правильной организации школьного рабочего места;
- соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и аккуратность на рабочем месте;
- владение технико-технологическими знаниями и практическими умениями в рамках программы;
- умение качественно выполнять работу в соответствии с заданием;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности, умение вносить предложения для улучшения качества изготавливаемого изделия;
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе; уметь выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков профессионально-трудового обучения.
Планируемые результаты формирования базовых учебных действий
Личностные учебные действия:
- понимать значимость трудовой деятельности для себя и для общества;
- соотносить собственные поступки и поступки других людей с принятыми и усвоенными этическими нормами;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на результаты собственного труда;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность, ориентироваться в социальных ролях;
- осознанно относиться к выбору профессии;
Коммуникативные учебные действия:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- умение слушать собеседника;
- вступать в диалог и поддерживать его;
- использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
- умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять поиск средств их осуществления;
- умение составлять план деятельности и работать согласно плану;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
- работать с учебными принадлежностями, инструментами;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- извлекать под руководством педагога необходимую информацию из различных источников для решения различных видов задач;
- использовать готовые алгоритмы деятельности; устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости.
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале;
- использовать усвоенные способы решения учебных и практических задач в зависимости от конкретных условий.
Содержание программы
Учебный материал в программе распределен по разделам, предусматривает освоение теоретических сведений, выполнение технологических заданий и практических работ. В конце учебной четверти проводится самостоятельная работа.
Объекты труда, указанные в программе являются примерными, их можно заменить другими. Однако во всех случаях они должны отвечать следующим требованиям:
- включать достаточное число упражнений в выполнении трудовой операции по теме;
- быть доступными для учащихся;
- иметь полезное назначение, понятное учащимся.
Программа состоит из разделов:
1.Рынок труда и профессии.
Профессии и специальности, пользующиеся спросом на рынке труда региона. Способы получения информации о вакантных рабочих местах. Центр занятости, его роль в социальной защите. Требования работодателей к специалистам.
2. Охрана труда
Функциональные обязанности рабочего по комплексному обслуживанию зданий.
Ознакомление с помещениями здания и их назначением.
Основы гигиены труда, производственной санитарии и личной гигиены Требования к рабочей одежде. Средства индивидуальной защиты и отработка приёмов их использования.
Основные причины травматизма. Меры их предупреждения.
3.Столярные работы.
Ознакомление с функциональными обязанностями рабочего по обслуживанию здания образовательного учреждения (детский сад, школа). Особенности профессии столяра. Ознакомление с помещениями здания и их назначением. Столярное оборудование в мастерской. Столярные инструменты. Виды, устройство и назначение дереворежущих инструментов.
Практические работы: приёмы работы столярным инструментом. Определение размеров пиломатериала. Сверление отверстий и долбление гнёзд в заготовках. Обработка древесины резанием: строгание, фуговка, шлифовка. Заточка режущего инструмента. Выполнение различных видов соединений.
4. Слесарные работы
Особенности профессии слесаря. Слесарное оборудование в мастерской. Организация рабочего места слесаря. Виды, устройство и назначение инструментов для металлообработки. Приёмы безопасной работы с инструментами.
Практические работы: ремонт замков с заменой отдельных узлов и деталей. Установка врезного замка. Снятие старого замка и установка нового в старое гнездо.
5. Сантехнические работы.
Система водоснабжения здания, её устройство и эксплуатация. Материалы, применяемые для местных систем водоснабжения. Вертикальные стояки. Горизонтальная разводка. Подводка к приборам. Горизонтальная разводка. Подводка к приборам.
Практические работы: лабораторная работа по ознакомлению с системой водоснабжения здания, её устройством и эксплуатацией. Соединение трубны чугунных заготовок системы. Монтаж соединения трубопровода (резьбовое). Ремонтные сантехнические работы системы водо- и теплоснабжения. Визуальное определение причин неисправностей в системе водоснабжения и канализационной системе. Способы устранения неисправностей в канализационной разводке.
6. Ремонтные отделочные работы
Материалы для ремонтно-отделочных работ. Общие сведения о строительных и отделочных материалах. Физические, химические и механические свойства материалов. Основные свойства и классификация растворов. Сухие смеси и мастики. Малярные составы, лаки и эмали. Специальные жидкости. Виды обоев. Клеевые составы.
Практические работы: Изучение и подбор материалов при выполнении различных видов работ. Определение и подбор видов инструментов. Определение по образцу видов материалов.
Контроль уровня обученности
Самостоятельные работы
Практические работы
Календарно-тематический план
№урока в курсе | Кол-во часов | Тема урока | Дата | Вид контроля |
I четверть | ||||
Вводное занятие. Предмет «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий» | ||||
1.Рынок труда и профессии. Требования работодателей к специалистам. | ||||
Профессии и специальности, пользующиеся спросом на рынке труда региона. | ||||
Способы получения информации о вакантных рабочих местах. | ||||
Центр занятости, его роль в социальной защите. | ||||
2. Охрана труда Функциональные обязанности рабочего по комплексному обслуживанию зданий. | ||||
Ознакомление с помещениями здания и их назначением. | ||||
Основы гигиены труда, производственной санитарии и личной гигиены | ||||
Требования к рабочей одежде. | ||||
Средства индивидуальной защиты и отработка приёмов их использования. | ||||
II четверть | ||||
Вводное занятие | ||||
Основные причины травматизма. | ||||
Меры их предупреждения. | ||||
3.Столярные работы. Ознакомление с функциональными обязанностями рабочего по обслуживанию здания образовательного учреждения (детский сад, школа). | ||||
Особенности профессии столяра. | ||||
Ознакомление с помещениями здания и их назначением. | ||||
Столярное оборудование в мастерской. | ||||
Столярные инструменты. Виды, устройство и назначение дереворежущих инструментов. | ||||
Практические работы: приёмы работы столярным инструментом. | ||||
Самостоятельная работа Определение размеров пиломатериала. | ||||
III четверть | ||||
Вводное занятие | ||||
Сверление отверстий и долбление гнёзд в заготовках. | ||||
Обработка древесины резанием: строгание, фуговка, шлифовка. | ||||
Заточка режущего инструмента. | ||||
Выполнение различных видов соединений. | ||||
4. Слесарные работы Особенности профессии слесаря. | ||||
Слесарное оборудование в мастерской. | ||||
Организация рабочего места слесаря. | ||||
Виды, устройство и назначение инструментов для металлообработки. | ||||
Приёмы безопасной работы с инструментами. | ||||
Практические работы: ремонт замков с заменой отдельных узлов и деталей. | ||||
Установка врезного замка. | ||||
Снятие старого замка и установка нового в старое гнездо. | ||||
5. Сантехнические работы. Система водоснабжения здания, её устройство и эксплуатация. | ||||
Материалы, применяемые для местных систем водоснабжения. | ||||
Вертикальные стояки. | ||||
Горизонтальная разводка. Подводка к приборам. | ||||
Практические работы: лабораторная работа по ознакомлению с системой водоснабжения здания, её устройством и эксплуатацией. | ||||
Соединение трубны чугунных заготовок системы. | ||||
Монтаж соединения трубопровода (резьбовое). | ||||
Ремонтные сантехнические работы системы водо- и теплоснабжения. | ||||
Контрольная работа Визуальное определение причин неисправностей в системе водоснабжения и канализационной системе. | ||||
IV четверть | ||||
Способы устранения неисправностей в канализационной разводке. | ||||
6. Ремонтные отделочные работы Материалы для ремонтно-отделочных работ. Определение и подбор видов инструментов. Определение по образцу видов материалов. | ||||
Общие сведения о строительных и отделочных материалах. | ||||
Физические, химические и механические свойства материалов. | ||||
Основные свойства и классификация растворов. | ||||
Сухие смеси и мастики. | ||||
Малярные составы, лаки и эмали. Специальные жидкости. | ||||
Виды обоев. | ||||
Клеевые составы. | ||||
Практические работы: Изучение и подбор материалов при выполнении различных видов работ. | ||||
Определение и подбор видов инструментов. | ||||
Контрольная работа Определение по образцу видов материалов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса английский язык в 10-11 классах.
Программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерных программ по ИЯ .Преподование ведётся по учебно-методичес...
Рабочая программа курса «Иностранный (английский) язык» для 5 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень)
1. Пояснительная записка к рабочей учебной программеЦелями реализации образовательной программы основного общего образования по английскому языку являются:— обеспечение планируемых ре...
Элективный курс по алгебре "Комплексные числа" 9 класс
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе; овладени...
Рабочая программа курса по выбору "Проба пера", 9 класс.
Рабочая программа ориентационного курса по выбору "Проба пера", преподаваемого в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....
Рабочая программа курса "Трудные вопросы русского языка", 11 класс.
Рабочая программа....
Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности «Комплексный анализ текста» для 5 класса
Как известно, ФГОС ориентирует учителей на формирование языковой личности, образовательный ресурс которой включает в себя компетенции различного содержания. Представленный курс внеурочной деятельности...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...