Рабочая адаптированная рабочая программа по природоведению для 5 класса 2021-2022 г
рабочая программа по природоведению (5 класс)
Рабочая адаптированная
рабочая программа
по природоведению
для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedene_5_klass.docx | 38.17 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Михайловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Владимира Федоровича Нестерова»
Черемисиновского района Курской области
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2021 года | Утверждена приказом по школе № 45 от 30.08. 2021 года Директор школы ______Н.В. Степкина |
Рабочая адаптированная
рабочая программа
по природоведению
для 5 класса
Дубровкина Елена Васильевна
учитель
первая квалификационная категория
(с 3й четверти)
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая адаптированная программа по Природоведенью для 5 класса, в котором занимаются дети с ОВЗ, имеющие умственную отсталость, разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. 329\2065 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся.
- Постановления главного государственного врача РФ от 24 ноября 2015 г. п. 81 «О внесении изменений в п.3 в СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
- Постановления главного государственного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организации, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Положения об адаптированной рабочей программе курса, учебного предмета для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом по школе от 01.09.2017 № 42\2.
- Адаптированной основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения (на основе приказа 1599, вариант 1);
- Учебного плана на 2021-2022 учебный год;
- Положения о рабочей программе учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО, СОО, утверждённого приказом по школе от 22 мая 2020 года № 29;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ. Ориентирована на учебник «Природоведение» для 5 класса: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Лифановой Т.М., Соломиной Е.Н., Москва «Просвещение» -2021 г.
Цель: усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Задачи:
- обобщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека;
- Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям;
- овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни;
- развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом;
- воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным;
- воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке;
- формирование здорового образа жизни;
- привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду;
- воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость,
отзывчивость, самостоятельность.
Место коррекционного курса
Данный курс рассчитан на 34 учебных недели по 2 часа в неделю. Всего 68 учебных часов.
Коррекционная работа
Занятия направлены на общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. А точнее:
- помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально- художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической);
- сформировать у школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; развивать универсальные учебные действия как собственно психологическую составляющую фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин;
- развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальность каждого ребенка;
- сформировать духовно-нравственную основу развития личности в поликультурной среде мегаполиса на основе толерантного подхода, создать пространство для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях;
- формировать понятие ценностей семьи и общества, сориентировать в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развивать этические чувства как регуляторы морального поведения;
- через формирование здоровьесберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников, обеспечить сохранение их психосоматического и физического здоровья. Развить творческую среду для выявления и развития особо одаренных детей.
Основные направления коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», мой город, моя страна, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно-нельзя, хорошо-плохо);
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- установка на здоровый образ жизни;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- дружелюбное отношение к окружающим на основе знакомства с жизнью своих сверстников;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/не успешности деятельности;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающийся научится:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;
- строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные);
- осваивать лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, вариацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное желание и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- контролировать свои и действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с учетом своих речевых возможностей и потребностей; применять правила речевого и неречевого поведения.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать
- Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.
- Что общего и в чем различие неживой и живой природы.
- Расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы.
- Чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (лес, луга, реки, моря, полезные ископаемые).
- Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
- Основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
- Что изучает природоведение.
- Основные свойства воды, воздуха и почвы.
- Основные формы поверхности Земли.
- Простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери).
- Основные санитарно-гигиенические требования.
- Название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию.
Обучающиеся должны уметь
- Называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности; давать им обобщенные названия.
- Устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями.
- Связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда.
- Выполнять рекомендуемые практические работы.
- Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда.
- Соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их не губить растения.
- Демонстрировать простейшие опыты.
- Проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдения.
- Называть разнообразных представителей животного и растительного мира.
- Ухаживать за домашними животными и комнатными растениями.
- Соблюдать правила элементарной гигиены.
- Оказывать простейшую медицинскую помощь.
В результате освоения образовательных областей, учебных предметов у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована внутренняя позиция обучающегося, появится элементарная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее достижение (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся использовать знаковосимволические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности (по возможности).
Содержание учебного предмета, курса (68 часа)
Введение (1)
Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.
1. Вселенная (7)
Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. Экскурсия (в планетарий, музей космоса, обсерваторию) или наблюдение за звездным небом.
Урок повторения.
2. Наш дом – Земля (48)
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение
воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле.
Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. Поверхность суши: горы. Почва (охрана почвы).
Свойства почвы. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др.
Свойства, значение. Способы добычи. Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши: ручьи, реки. Озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
Урок повторения.
6. Есть на Земле страна – Россия (12)
Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Города: Новосибирск, Владивосток. Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира. Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники, заказники, охрана природы. Наш город (село деревня).
Итоговое повторение
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
№ урока | Наименование разделов, глав | Количество часов (для раздела, главы) | ||||
Всего | Из них (формы контроля) в зависимости от специфики предмета | |||||
доклад | к\р | тест | проект | |||
1 | Введение | 1 | - | - | - | - |
2-8 | Вселенная | 7 | - | - | 1 | - |
9-56 | Наш дом - Земля | 48 | - | - | 4 | - |
57-68 | Есть на Земле страна - Россия | 12 | 1 | - | - | - |
Календарно-тематическое планирование c указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
Введение | 1ч | ||||
1 | Предметы и явления неживой природы | 1 | 01.09 | 01.09 | |
Вселенная | 7 ч | ||||
2 | Небесные тела: планеты, звезды | 1 | 07.09 | 07.09 | |
3 | Солнце. Солнечная система | 1 | 08.09 | 08.09 | |
4 | Исследование космоса. Спутники. Космические корабли | 1 | 14.09 | 14.09 | |
5 | Полеты в космосе | 1 | 15.09 | 15.09 | |
6 | Смена дня и ночи | 1 | 21.09 | 21.09 | |
7 | Смена времен года. Сезонные изменения в природе | 1 | 22.09 | 22.09 | |
8 | Обобщающий урок по теме «Вселенная». | 1 | 28.09 | 28.09 | |
Р2 | Наш дом – Земля. | 10 ч | |||
Воздух | |||||
9 | Планета Земля. Оболочки Земли | 1 | 29.09 | 28.09 | |
10 | Значение воздуха для жизни на Земле | 1 | 30.09 | 29.09 | |
11 | Свойства воздуха | 1 | 05.10 | 05.10 | |
12 | Давление и движение воздуха | 1 | 06.10 | 06.10 | |
13 | Температура воздуха. Термометр. | 1 | 12.10 | 12.10 | |
14 | Движение воздуха в природе. Ветер. | 1 | 13.10 | 13.10 | |
15 | Состав воздуха. Кислород, его значение и применение | 1 | 19.10 | 19.10 | |
16 | Состав воздуха. Углекислый газ и азот | 1 | 20.10 | 20.10 | |
17 | Охрана воздуха | 1 | 02.11 | 02.11 | э\о |
18 | Обобщающий урок по теме «Наш дом – Земля. Воздух» | 1 | 03.11 | 03.11 | э\о |
Полезные ископаемые | 14 ч | ||||
19 | Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи | 1 | 09.11 | 09.11 | э\о |
20 | Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов | 1 | 10.11 | 10.11 | э\о |
21 | Песок. Глина | 1 | 16.11 | 16.11 | |
22 | Горючие полезные ископаемые. Торф | 1 | 17.11 | 17.11 | |
23 | Каменный уголь | 1 | 23.11 | 23.11 | |
24 | Добыча и использование каменного угля | 1 | 24.11 | 24.11 | |
25 | Нефть. Практическая работа «Что легче – нефть или вода?» | 1 | 30.11 | 30.11 | |
26 | Добыча и использование нефти | 1 | 01.12 | 01.12 | |
27 | Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту. | 1 | 07.12 | 07.12 | |
28 | Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Сталь. Чугун | 1 | 08.12 | 08.12 | |
29 | Цветные металлы | 1 | 14.12 | 14.12 | |
30 | Драгоценные металлы | 1 | 15.12 | 15.12 | |
31 | Охрана полезных ископаемых | 1 | 21.12 | 21.12 | |
32 | Обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые» | 1 | 22.12 | 22.12 | |
Вода | 16 ч. | ||||
33 | Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов | 1 | 28.12 | 28.12 | |
34 | Свойства воды | 1 | 29.12 | 29.12 | |
35 | Растворимые и нерастворимые вещества | 1 | 12.01 | 12.01 | |
36 | Питьевая вода | 1 | 18.01 | 18.01 | |
37 | Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. | 1 | 19.01 | 19.01 | |
38 | Три состояния воды. Температура воды и ее измерение | 1 | 25.01 | 25.01 | |
39 | Физические свойства воды. | 1 | 26.01 | 26.01 | |
40 | Лабораторная работа «Свойства воды» | 1 | 01.02 | 01.02 | |
41 | Работа и значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности, сельском хозяйстве | 1 | 02.02 | 02.02 | |
42 | Вода в природе: осадки, воды суши | 1 | 08.02 | 08.02 | э\о |
43 | Круговорот воды в природе | 1 | 09.02 | 09.02 | э\о |
44 | Воды суши: ручьи, реки | 1 | 15.02 | 15.02 | э\о |
45 | Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища | 1 | 16.02 | 16.02 | э\о |
46 | Моря и океаны | 1 | 22.02 | 22.02 | |
47 | Охрана воды | 1 | 01.03 | 01.03 | |
48 | Повторение по теме «Вода» | 1 | 02.03 | 02.03 | |
Поверхность суши. Почва | 8 ч. | ||||
49 | Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги | 1 | 09.03 | ||
50 | Горы | 1 | 15.03 | ||
51 | Почва – верхний слой Земли. Состав почвы. | 1 | 16.03 | ||
52 | Разнообразие почвы | 1 | 22.03 | ||
53 | Основные свойства почвы – плодородие. Обработка почвы | 1 | 23.03 | ||
54 | Охрана почвы | 1 | 05.04 | ||
55 | Обобщающий урок по теме «Поверхность суши. Почва» | 1 | 06.04 | ||
56 | Обобщающий урок то теме «Наш дом - Земля» | 1 | 12.04 | ||
Р3 | Есть на Земле страна Россия | 12ч | |||
57 | Место России на земном шаре. Знакомство с картой | 1 | 13.04 | ||
58 | Моря и океаны, омывающие берега России | 1 | 19.04 | ||
59 | Равнины и горы на территории нашей страны | 1 | 20.04 | ||
60 | Реки озера России | 1 | 26.04 | ||
61 | Москва – столица России | 1 | 27.04 | ||
62 | Санкт-Петербург | 1 | 04.05 | ||
63 | Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий | 1 | 11.05 | ||
64 | Нижний Новгород, Казань, Волгоград | 1 | 17.05 | ||
65 | Новосибирск, Владивосток | 1 | 18.05 | ||
66 | Население нашей страны | 1 | 24.05 | ||
67 | Экскурсия. Важнейшие географические объекты регионы | 1 | 25.05 | ||
68 | Повторение по курсу «Неживая природа» | 1 | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП 11 класс 2019-2020,РП 10 класс 2022-2023,РП 8 класс 2020-2021, РП 9 класс 2021-2022
Учебник геометрия 10-11 классы. Авторы : Л.С. Атанасян , В.Ф. Бутузов , С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселева, Э.Г. ПознякСогласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российско...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. МАТЕМАТИКА (6б класс 2021-2022)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. МАТЕМАТИКА (6б класс 2021-2022)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ(8б класс 2021-2022)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ(8б класс 2021-2022)...
Рабочая программа "Интеллектуалы" 8 класс 2021-2022 учкбный год
Рабочая программа внеурочной деятельности "Интеллектуалы" 8 класс предназначена для педагогов дополнительного образования. рассчитана на один учебный год....
Рабочие программы за 2020-2021, 2021-2022, 2022-2023 учебные годы
Рабочие программы...