Рабочая адаптированная рабочая программа по природоведению для 5 класса 2021-2022 г
рабочая программа по природоведению (5 класс)

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Рабочая адаптированная

рабочая  программа 

по природоведению

для 5 класса

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodovedene_5_klass.docx38.17 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Михайловская средняя общеобразовательная школа имени  Героя Советского Союза Владимира Федоровича Нестерова»

Черемисиновского района Курской области

 

Принята  на заседании

педагогического совета

Протокол  № 1 от 30.08.2021 года

Утверждена приказом

по школе № 45 от 30.08. 2021 года

Директор школы ______Н.В. Степкина

Рабочая адаптированная

рабочая  программа  

по природоведению

для 5 класса

Дубровкина Елена Васильевна

учитель

первая квалификационная категория

 (с 3й четверти)

2021 год


Пояснительная записка

Рабочая адаптированная программа по Природоведенью для 5 класса, в котором занимаются дети с ОВЗ, имеющие умственную отсталость, разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. 329\2065 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся.  
  • Постановления главного государственного врача РФ от 24 ноября 2015 г. п. 81 «О внесении изменений в п.3 в СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
  • Постановления главного государственного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организации, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Положения об адаптированной рабочей программе курса, учебного предмета для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом по школе от 01.09.2017 № 42\2.
  • Адаптированной основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения  (на основе приказа 1599, вариант 1);
  • Учебного плана на 2021-2022 учебный год;
  • Положения о рабочей программе учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО, СОО, утверждённого приказом по школе от 22 мая 2020 года № 29;  
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ. Ориентирована на учебник «Природоведение» для 5 класса: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Лифановой Т.М., Соломиной Е.Н., Москва «Просвещение» -2021 г.

Цель: усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Задачи:

  • обобщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека;
  • Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям;
  • овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни;
  • развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом;
  • воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным;
  • воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке;
  • формирование здорового образа жизни;
  • привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду;
  • воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость,

отзывчивость, самостоятельность.

Место коррекционного курса

Данный курс рассчитан  на 34 учебных недели по 2 часа в неделю. Всего 68 учебных часов.

Коррекционная работа

Занятия направлены на общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. А точнее:

  • помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально- художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической);
  • сформировать у школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; развивать универсальные учебные действия как собственно психологическую составляющую фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин;
  • развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальность каждого ребенка;
  • сформировать духовно-нравственную основу развития личности в поликультурной среде мегаполиса на основе толерантного подхода, создать пространство для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях;
  • формировать понятие ценностей семьи и общества, сориентировать в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развивать этические чувства как регуляторы морального поведения;
  • через формирование здоровьесберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников, обеспечить сохранение их психосоматического и физического здоровья. Развить творческую среду для выявления и развития особо одаренных детей.

Основные направления коррекционной работы.

Планируемые результаты освоения учебного  предмета, курса.

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», мой город, моя страна, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно-нельзя, хорошо-плохо);
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • дружелюбное отношение к окружающим на основе знакомства с жизнью своих сверстников;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/не успешности деятельности;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;
  • строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные);
  • осваивать лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, вариацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть общим приемом решения задач.  

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • формулировать собственное желание и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • контролировать свои и действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с учетом своих речевых возможностей и потребностей; применять правила речевого и неречевого поведения.

Предметные результаты:

Обучающиеся должны знать

  • Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.
  • Что общего и в чем различие неживой и живой природы.
  • Расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы.
  • Чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (лес, луга, реки, моря, полезные ископаемые).
  • Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
  • Основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
  • Что изучает природоведение.
  • Основные свойства воды, воздуха и почвы.
  • Основные формы поверхности Земли.
  • Простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери).
  • Основные санитарно-гигиенические требования.
  • Название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию.

Обучающиеся должны уметь

  • Называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности; давать им обобщенные названия.
  • Устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями.
  • Связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда.
  • Выполнять рекомендуемые практические работы.
  • Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда.
  • Соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их не губить растения.
  • Демонстрировать простейшие опыты.
  • Проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдения.
  • Называть разнообразных представителей животного и растительного мира.
  • Ухаживать за домашними животными и комнатными растениями.
  • Соблюдать правила элементарной гигиены.
  • Оказывать простейшую медицинскую помощь. 

В результате освоения образовательных областей, учебных предметов у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована внутренняя позиция обучающегося, появится элементарная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее достижение (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся использовать знаковосимволические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности (по возможности).

Содержание учебного предмета, курса (68 часа)

Введение (1)

Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.

1. Вселенная (7)

Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. Экскурсия (в планетарий, музей космоса, обсерваторию) или наблюдение за звездным небом.

Урок повторения.

2. Наш дом – Земля (48)

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение

воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле.

Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. Поверхность суши: горы. Почва (охрана почвы).

Свойства почвы. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др.

Свойства, значение. Способы добычи. Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши: ручьи, реки. Озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

Урок повторения.

6. Есть на Земле страна – Россия (12)

Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Города: Новосибирск, Владивосток. Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира. Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники, заказники, охрана природы. Наш город (село деревня).

Итоговое повторение

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы.

№ урока

Наименование разделов, глав

Количество часов (для раздела, главы)

Всего

Из них (формы контроля) в зависимости от специфики предмета

доклад

к\р

тест

проект

1

Введение

1

-

-

-

-

2-8

Вселенная

7

-

-

1

-

9-56

Наш дом  - Земля

48

-

-

4

-

57-68

Есть на Земле страна - Россия

12

1

-

-

-

Календарно-тематическое планирование c указанием часов, отводимых  на освоение каждой темы

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

Примечание

план

факт

Введение

1

Предметы и явления неживой природы

1

01.09

01.09

Вселенная

7 ч

2

Небесные тела: планеты, звезды

1

07.09

07.09

3

Солнце. Солнечная система

1

08.09

08.09

4

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли

1

14.09

14.09

5

Полеты в космосе

1

15.09

15.09

6

Смена дня и ночи

1

21.09

21.09

7

Смена времен года. Сезонные изменения в природе

1

22.09

22.09

8

Обобщающий урок по теме  «Вселенная».

1

28.09

28.09

Р2

Наш дом – Земля.

 10 ч

Воздух

9

Планета Земля. Оболочки Земли

1

29.09

28.09

10

Значение воздуха для жизни на Земле

1

30.09

29.09

11

Свойства воздуха

1

05.10

05.10

12

Давление и движение воздуха

1

06.10

06.10

13

Температура воздуха. Термометр.

1

12.10

12.10

14

Движение воздуха в природе. Ветер.

1

13.10

13.10

15

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение

1

19.10

19.10

16

Состав воздуха. Углекислый газ и азот

1

20.10

20.10

17

Охрана воздуха

1

02.11

02.11

э\о

18

Обобщающий урок по теме  «Наш дом – Земля. Воздух»

1

03.11

03.11

э\о

Полезные ископаемые

14 ч

19

Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи

1

09.11

09.11

э\о

20

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов

1

10.11

10.11

э\о

21

Песок. Глина

1

16.11

16.11

22

Горючие полезные ископаемые. Торф

1

17.11

17.11

23

Каменный уголь

1

23.11

23.11

24

Добыча и использование каменного угля

1

24.11

24.11

25

Нефть. Практическая работа «Что легче – нефть или вода?»

1

30.11

30.11

26

Добыча и использование нефти

1

01.12

01.12

27

Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту.

1

07.12

07.12

28

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Сталь. Чугун

1

08.12

08.12

29

Цветные металлы

1

14.12

14.12

30

Драгоценные металлы

1

15.12

15.12

31

Охрана полезных ископаемых

1

21.12

21.12

32

Обобщающий урок по теме  «Полезные ископаемые»

1

22.12

22.12

Вода

16 ч.

33

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов

1

28.12

28.12

34

Свойства воды

1

29.12

29.12

35

Растворимые и нерастворимые вещества

1

12.01

12.01

36

Питьевая вода

1

18.01

18.01

37

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

1

19.01

19.01

38

Три состояния воды. Температура воды и ее измерение

1

25.01

25.01

39

Физические свойства воды.

1

26.01

26.01

40

Лабораторная работа «Свойства воды»

1

01.02

01.02

41

Работа и значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности, сельском хозяйстве

1

02.02

02.02

42

Вода в природе: осадки, воды суши

1

08.02

08.02

э\о

43

Круговорот воды в природе

1

09.02

09.02

э\о

44

Воды суши: ручьи, реки

1

15.02

15.02

э\о

45

Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища

1

16.02

16.02

э\о

46

Моря и океаны

1

22.02

22.02

47

Охрана воды

1

01.03

01.03

48

Повторение по теме «Вода»

1

02.03

02.03

Поверхность суши. Почва

8 ч.

49

Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги

1

09.03

50

Горы

1

15.03

51

Почва – верхний слой Земли. Состав почвы.

1

16.03

52

Разнообразие почвы

1

22.03

53

Основные свойства почвы – плодородие. Обработка почвы

1

23.03

54

Охрана почвы

1

05.04

55

Обобщающий урок по теме «Поверхность суши. Почва»

1

06.04

56

Обобщающий урок то теме «Наш дом  - Земля»

1

12.04

Р3

Есть на Земле страна Россия

12ч

57

Место России на земном шаре. Знакомство с картой

1

13.04

58

Моря и океаны, омывающие берега  России

1

19.04

59

Равнины и горы на территории нашей страны

1

20.04

60

Реки озера России

1

26.04

61

Москва – столица России

1

27.04

62

Санкт-Петербург

1

04.05

63

Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий

1

11.05

64

Нижний Новгород, Казань, Волгоград

1

17.05

65

Новосибирск, Владивосток

1

18.05

66

Население нашей страны

1

24.05

67

Экскурсия. Важнейшие географические объекты регионы

1

25.05

68

Повторение по курсу «Неживая природа»

1

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП 11 класс 2019-2020,РП 10 класс 2022-2023,РП 8 класс 2020-2021, РП 9 класс 2021-2022

Учебник геометрия 10-11 классы. Авторы : Л.С. Атанасян , В.Ф. Бутузов , С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселева, Э.Г. ПознякСогласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российско...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. МАТЕМАТИКА (6б класс 2021-2022)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.  МАТЕМАТИКА (6б класс 2021-2022)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ(8б класс 2021-2022)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ(8б класс 2021-2022)...

Рабочая программа "Интеллектуалы" 8 класс 2021-2022 учкбный год

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Интеллектуалы" 8 класс предназначена для педагогов дополнительного образования. рассчитана на один учебный год....