Адаптированная рабочая программа Учебный курс: рабочий по комплексному обслуживанию зданий 8 класс
рабочая программа по технологии (8 класс)
Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) акцентируют внимание на удовлетворении особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью; подчеркивают важность предоставления обучающимся равных стартовых возможностей для их последующего профессионального самоопределения.
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий» разработана для обеспечения обучающихся с интеллектуальными нарушениями суммой общеобразовательных знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и производительному труду в соответствии с психофизическими возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochiy_8_klass.docx | 40.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа-интернат № 6»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей профессионально-трудового обучения Руководитель МО ______________ Побегайло Е.Г. Протокол № __ от ____________ | «Согласовано» Заместитель директора школы по УР ____________________ Евдокимова Е. В.
| «Утверждаю» И.о. директора школы ___________________ Хахалина Н.А. Приказ от _________№ __ |
Адаптированная рабочая программа
Учебный курс: рабочий по комплексному обслуживанию зданий
Классы: 8 «а»
Программа разработана: учителем профессионально-трудового обучения Шестоперовым М.В.
Пояснительная записка
Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) акцентируют внимание на удовлетворении особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью; подчеркивают важность предоставления обучающимся равных стартовых возможностей для их последующего профессионального самоопределения.
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий» разработана для обеспечения обучающихся с интеллектуальными нарушениями суммой общеобразовательных знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и производительному труду в соответствии с психофизическими возможностями.
В основу программы положены нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в РФ;
- Письмо Минобрнауки РФ от 14.03.2016г. №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями).
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 10.07. 2015 № 26. Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28. Об утверждении СанПиН 2.4.3948-20 (Санитарно-эпидемологических требований к условиям и организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2. Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
Адаптированная рабочая программа «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий» определяет содержание и организацию процесса и направлена на достижение следующих задач:
- Формирование организационных умений в труде.
- Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками в области курса «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий».
- Развитие познавательной деятельности, коррекция недостатков психофизического развития.
- Формирование базовых учебных действий.
- Профессиональная ориентация, формирование адекватного представления о собственных возможностях и перспективе дальнейшего трудоустройства.
- Воспитание личностных качеств: целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков самоконтроля.
Программа обучения включает в себя теоретические и практические занятия. Также предусматриваются самостоятельные работы и практическое повторение ранее изученного материала с закреплением теоретических и практических знаний.
В процессе обучения школьники знакомятся с особенностями деятельности, профессиональными качествами рабочего по комплексному обслуживанию зданий; с материалами, инструментами и приспособлениями, которые используются в столярных, слесарных, сантехнических работах; приобретают практические навыки использования контрольно-измерительных и рабочих инструментов; изучают правила техники безопасности и гигиены труда.
Процесс обучения курса «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий» неразрывно связан с решением специфических задач образовательных учреждений, осуществляющих обучение детей с интеллектуальными нарушениями, такими как коррекция недостатков познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки, речи и т.д.) и эмоционально-личностных качеств.
В процессе обучения следует формировать у учащихся навыки фронтальной работы, однако индивидуальный и дифференцированный подход к группам детей с учетом характера затруднений и потенциальных возможностей должен осуществляться на каждом занятии.
Место курса в учебном плане.
Адаптированная рабочая программа курса «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана, рассчитана на количество часов:
8 кл. –5 ч. в неделю, 171 ч. в год;
Учебно-методический комплект
Васенков Г.В., Русанова Л.С., Ванцаев М.С., Русанов В.М. Технология. Основы монтажа и эксплуатации внутренних сантехнических устройств. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /Г.В.Васенков, Л.С.Русанова, М.С.Ванцаев, В.М. Русанов – М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»,2022.–152 с.
Васенков Г.В., Русанова Л.С., Русанов В.М. Технология. Дерево и металлообработка. 8класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /Г.В.Васенков, Л.С.Русанова, В.М. Русанов – М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», 2022.–143 с.
Планируемые результаты освоения предметных результатов программы
Минимальный уровень:
- знать название некоторых материалов, их назначение, применение;
- знать свойства материалов и правила хранения;
- знать санитарно-гигиенические требования при работе с производственными материалами;
- подбирать материалы, необходимые для работы (при необходимости с помощью учителя);
- знать основные части, механизмы станков;
- подбирать инструменты, необходимые для работы;
- руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении работы;
- умение читать технические карты, применяемые при осуществлении изучаемого технологического процесса (при необходимости с помощью учителя);
- составлять план работы самостоятельно и с помощью учителя;
- понимать утилитарную и эстетическую ценность предметов, изделий;
- понимать значение и ценность труда;
- понимать значимость правильной организации школьного рабочего места;
- чтение с помощью учителя технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
- соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и аккуратность на рабочем месте;
- владение простейшими технико-технологическими знаниями и практическими умениями;
- умение выполнять работу в соответствии с заданием;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе;
- выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
- знать название материалов, их назначение, применение, возможности экономного расходования;
- знать свойства материалов и правила хранения, отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные технологические приемы обработки материалов;
- знать санитарно-гигиенические требования при работе с производственными материалами;
- самостоятельно подбирать материалы, необходимые для работы;
- знать основные части, механизмы станков;
- подбирать инструменты, необходимые для работы, осуществлять настройку и текущий ремонт инструмента;
- руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении работы;
- умение читать технические карты, применяемые при осуществлении изучаемого технологического процесса;
- самостоятельно составлять план работы, прогнозировать конечный результат, определять задачи, работать согласно плану, алгоритму;
- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
- понимать утилитарную и эстетическую ценность предметов, изделий;
- понимать значение и ценность труда; понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; обладать способностью к самооценке;
- понимать значимость правильной организации школьного рабочего места;
- соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и аккуратность на рабочем месте;
- владение технико-технологическими знаниями и практическими умениями в рамках программы;
- умение качественно выполнять работу в соответствии с заданием;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности, умение вносить предложения для улучшения качества изготавливаемого изделия;
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе; уметь выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков профессионально-трудового обучения.
Планируемые результаты формирования базовых учебных действий
Личностные учебные действия:
- понимать значимость трудовой деятельности для себя и для общества;
- соотносить собственные поступки и поступки других людей с принятыми и усвоенными этическими нормами;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на результаты собственного труда;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность, ориентироваться в социальных ролях;
- осознанно относиться к выбору профессии;
Коммуникативные учебные действия:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- умение слушать собеседника;
- вступать в диалог и поддерживать его;
- использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
- умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять поиск средств их осуществления;
- умение составлять план деятельности и работать согласно плану;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
- работать с учебными принадлежностями, инструментами;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- извлекать под руководством педагога необходимую информацию из различных источников для решения различных видов задач;
- использовать готовые алгоритмы деятельности; устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости.
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале;
- использовать усвоенные способы решения учебных и практических задач в зависимости от конкретных условий.
Содержание программы
Учебный материал в программе распределен по разделам, предусматривает освоение теоретических сведений, выполнение технологических заданий и практических работ. В конце учебной четверти проводится самостоятельная работа.
Объекты труда, указанные в программе являются примерными, их можно заменить другими. Однако во всех случаях они должны отвечать следующим требованиям:
- включать достаточное число упражнений в выполнении трудовой операции по теме;
- быть доступными для учащихся;
- иметь полезное назначение, понятное учащимся.
Программа состоит из разделов:
1.Рынок труда и профессии.
Профессии и специальности, пользующиеся спросом на рынке труда региона. Способы получения информации о вакантных рабочих местах. Центр занятости, его роль в социальной защите. Требования работодателей к специалистам.
2. Охрана труда
Требования безопасного труда.
Противопожарные мероприятия в учебных мастерских.
Электробезопасность.
Действия в условиях аварийной ситуации и несчастных случаев. Выработка алгоритма действия в различных ситуациях.
Общие сведения о трудовом законодательстве. Правовые основы трудового законодательства, социального обеспечения и защиты.
3.Столярные работы.
Вводное занятие. Приёмы безопасной работы с инструментами. Пиломатериалы. Шпон, фанера, древесные плиты. Устройство ножа и угол его заточки. Виды столярных соединений.
Практические работы:
Отработка приёмов долбления, сверления, крепления гвоздей и шурупов в стены из бетона, пенобетона, железобетона, кирпича, сухой штукатурки, дерева и др. материалов. Отработка приёмов долбления отверстий пробойником. Сверление и долбление электродрелью, электроперфоратором, ручной дрелью. Подбор сверла по диаметру, крепление его в патроне.
4.Слесарные работы
Изготовление изделий с помощью слесарных операций. Требования к выполнению разметки. Приёмы работы с разметочным циркулем. Точность измерения слесарной линейкой. Резание и рубка металла. Назначение резания. Слесарная ножовка. Безопасность работы при резании металла ножовкой. Приёмы резания. Способы и приемы рубки металла.
Практические работы:
Врезка и установка замков в новые дверные полотна. Уход за замками. Виды соединения деталей. Заклёпки. Определение размеров заклёпки. Инструменты для ручной клёпки. Безопасность работы при клёпке. Соединение деталей заклёпками. Виды брака при соединении деталей. Виды заклёпочных швов. Удаление заклёпок
5.Сантехнические работы.
Расчётные нормативы для определения необходимого диаметра трубопровода системы. Способы монтажа соединения трубопровода (сварное, резьбовое). Система канализационной сети, её устройство и эксплуатация. Материалы, применяемые для монтажа канализационной системы. Вертикальные стояки.
Практические работы:
Технология замены отдельных участков трубопровода м приёмных приборов (раковин, унитазов, ванны и т.д.). Способы устранения неисправностей в водоснабжении. Технология замены отдельных участков трубопровода и водозапорных приборов. Определение видов неисправностей в водоразборной арматуре. Классификация водозапорной арматуры, их устройство и виды применения. Проведение мелкого ремонта водозапорной арматуры с заменой отдельных частей и прокладок.
6. Ремонтные отделочные работы
Материалы для ремонтно-отделочных работ. Общие сведения о строительных и отделочных материалах. Физические, химические и механические свойства материалов. Основные свойства и классификация растворов. Сухие смеси и мастики. Малярные составы, лаки и эмали. Специальные жидкости. Виды обоев. Клеевые составы.
Практические работы: Изучение и подбор материалов при выполнении различных видов работ. Определение и подбор видов инструментов. Определение по образцу видов материалов.
Контроль уровня обученности
Самостоятельные работы
Практические работы
Календарно-тематический план
№урока в курсе | Кол-во часов | Тема урока | Дата | Вид контроля |
I четверть | ||||
Вводное занятие. Предмет «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий» | ||||
1.Рынок труда и профессии. Профессии и специальности, пользующиеся спросом на рынке труда региона. | ||||
Способы получения информации о вакантных рабочих местах. | ||||
Центр занятости, его роль в социальной защите. | ||||
Требования работодателей к специалистам. | ||||
2. Охрана труда Требования безопасного труда. | ||||
Противопожарные мероприятия в учебных мастерских. | ||||
Электробезопасность. | ||||
Действия в условиях аварийной ситуации и несчастных случаев. | ||||
Выработка алгоритма действия в различных ситуациях. | ||||
Общие сведения о трудовом законодательстве. | ||||
Правовые основы трудового законодательства, социального обеспечения и защиты. | ||||
3.Столярные работы. Вводное занятие | ||||
Приёмы безопасной работы с инструментами. | ||||
Пиломатериалы. | ||||
Шпон, фанера, древесные плиты. | ||||
Тест: «Столярный инструмент» | ||||
II четверть | ||||
Устройство ножа и угол его заточки. | ||||
Виды столярных соединений. | ||||
Практические работы: Отработка приёмов долбления, сверления, крепления гвоздей и шурупов в стены из бетона, пенобетона, железобетона, кирпича, сухой штукатурки, дерева и др. материалов. | ||||
Отработка приёмов долбления отверстий пробойником. | ||||
Сверление и долбление электродрелью, электроперфоратором, ручной дрелью. | ||||
Подбор сверла по диаметру, крепление его в патроне. | ||||
4.Слесарные работы Изготовление изделий с помощью слесарных операций. | ||||
Требования к выполнению разметки. | ||||
Приёмы работы с разметочным циркулем. | ||||
Точность измерения слесарной линейкой. | ||||
Резание и рубка металла. Назначение резания. | ||||
Самостоятельная работа: Нарезание полос металла по размерам | ||||
III четверть | ||||
Слесарная ножовка. | ||||
Безопасность работы при резании металла ножовкой. | ||||
Приёмы резания. | ||||
Способы и приемы рубки металла. | ||||
Практические работы: Врезка и установка замков в новые дверные полотна. | ||||
Уход за замками. | ||||
Виды соединения деталей. | ||||
Заклёпки. Определение размеров заклёпки. | ||||
Инструменты для ручной клёпки. | ||||
Безопасность работы при клёпке. | ||||
Соединение деталей заклёпками. | ||||
Виды брака при соединении деталей. | ||||
Виды заклёпочных швов. | ||||
Удаление заклёпок | ||||
5.Сантехнические работы. Расчётные нормативы для определения необходимого диаметра трубопровода системы. | ||||
Способы монтажа соединения трубопровода (сварное, резьбовое). | ||||
Система канализационной сети, её устройство и эксплуатация. | ||||
Материалы, применяемые для монтажа канализационной системы. | ||||
Вертикальные стояки. | ||||
Практические работы: Технология замены отдельных участков трубопровода приёмных приборов (раковин, унитазов, ванны и т.д.). | ||||
Способы устранения неисправностей в водоснабжении. | ||||
Технология замены отдельных участков трубопровода и водозапорных приборов. | ||||
Определение видов неисправностей в водоразборной арматуре. | ||||
Классификация водозапорной арматуры, их устройство и виды применения. | ||||
IV четверть | ||||
Проведение мелкого ремонта водозапорной арматуры с заменой отдельных частей и прокладок. | ||||
6. Ремонтные отделочные работы Материалы для ремонтно-отделочных работ. | ||||
Общие сведения о строительных и отделочных материалах. | ||||
Физические, химические и механические свойства материалов. | ||||
Основные свойства и классификация растворов. | ||||
Сухие смеси и мастики. | ||||
Малярные составы, лаки и эмали. | ||||
Специальные жидкости. | ||||
Виды обоев. | ||||
Клеевые составы. | ||||
Практические работы: Изучение и подбор материалов при выполнении различных видов работ. | ||||
Определение и подбор видов инструментов. | ||||
Контрольная работа: Определение по образцу видов материалов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса английский язык в 10-11 классах.
Программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерных программ по ИЯ .Преподование ведётся по учебно-методичес...
Элективный курс по алгебре "Комплексные числа" 9 класс
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе; овладени...
Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности «Комплексный анализ текста» для 5 класса
Как известно, ФГОС ориентирует учителей на формирование языковой личности, образовательный ресурс которой включает в себя компетенции различного содержания. Представленный курс внеурочной деятельности...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
методическая разработка Адаптированная образовательная программа курса английского языка для 3-Д класса
В методической разработке представлена адаптированная рабочая программа с КТП на 68 ч. для 3 класса....
Адаптированная рабочая программа Учебный курс: рабочий по комплексному обслуживанию зданий 7 класс
Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) акцентируют внимание на удовлетворении особых образовательных потребностей обучающихся с умственн...
Адаптированная рабочая программа Учебный курс: рабочий по комплексному обслуживанию зданий 9 класс
Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) акцентируют внимание на удовлетворении особых образовательных потребностей обучающихся с умственн...