Конспект урока чтения и развития речи "Тайна цены"
план-конспект урока по литературе

Тарубарова Анна Андреевна

Конспект для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_6_kl_tayna_tseny_chtenie.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения для 6 класса

Е. Пермяк «Тайна цены»

Цель:

Создание  условий для знакомства с творчеством Е. Пермяка, понимания учащимися основной мысли сказки «Тайна цены», раскрытия ценностей труда, по которым живут герои сказки.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Формировать у учащихся представления о жизни и творчестве писателя Е.А. Пермяка.

-  Отрабатывать умения анализировать текст, выделять главную мысль и героев литературного произведения,  делать выводы.

-  Привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием «ценность труда».

Коррекционно-развивающие:

- Расширять объем эмоционально-оценочной лексики.

- Развивать и корректировать восприятие текста учащимися.

- Развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.

Коррекционно-воспитательные:

- Формировать познавательный интерес к литературе, произведениям Е.А.Пермяка.

- Воспитывать уважительное отношение к труду, людям труда.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие друг друга, проверка готовности к уроку.

  1. Проверка домашнего задания.

Домашним заданием к этому уроку (после работы над текстом Н. Носова «Как Незнайка сочинял стихи» ) было ответить на вопрос:

«Какие качества нужны человеку, чтобы у него хорошо получалось любое дело?»

- Ответы учащихся (терпение, старательность, трудолюбие, готовность обучаться и т.п.).

  1. Переход к теме урока.

Все ответы на вопрос домашнего задания можно связать с русской поговоркой, которая написана на доске:

 Умение работать дороже золота.

        А как связана эта поговорка с темой нашего урока мы сможем ответить в конце нашего занятия.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся с писателем, нашим земляком, Е. Пермяком, который всю свою жизнь и все свое творчество посвятил вопросам секретов мастерства. А также прочитаем его сказку. Сказки  этого писателя максимально приближены к жизни, в них нет волшебных предметов и чудес, но они всегда интересны читателям.

  1. Просмотр презентации «Евгений Пермяк».

2 слайд.

Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк.

3 слайд.

Отец Евгения Виссова, мелкий почтовый служащий, скончался от чахотки, когда сыну было три года. Матери было нелегко одной воспитывать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в Воткинске, в обществе бабушки, деда и тетки, сестры матери, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием.

4 слайд.

В Воткинске Женя учился в церковноприходской школе, прогимназии и гимназии, где наряду с образовательными дисциплинами велось и производственное обучение.

Виссов освоил пять ремесел:

столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное.

5 слайд.

В Воткинске молодой человек взялся за перо. Его первые заметки и стихи были подписаны псевдонимом “Мастер Непряхин".

6 слайд.

В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре он переехал в Москву, начав писательскую карьеру в качестве драматурга. Его пьесы "Лес шумит" и "Перекат" шли практически во всех театрах страны.

7 слайд.

В годы Великой Отечественной воины Пермяк вместе с московскими литераторами находился в Свердловске. В это время он очень подружился с Павлом Петровичем Бажовым, помогал ему руководить местной писательской организацией. По книгам П.П. Бажова Евгений Андреевич написал пьесы "Ермаковы лебеди", "Серебряное копытце". Впоследствии Пермяк посвятил Бажову книгу "Долговский мастер".

8 слайд.

Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам "тайны цены" человеческого труда. Почти все книги писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве.

9 слайд.

Больше всего любил Евгений Пермяк писать сказки. Он создал особый тип «познавательной сказки». Достаточно прочитать одни названия сказок, чтобы понять, о чём хочет рассказать он своим читателям: «Как Огонь Воду замуж взял», «Как самовар запрягли», «Кто мелет муку», «Быль-небыль про Железную гору», «Притча про сталь и чугун», «Сказка о большом колоколе», «Болтливая молния»...

10 слайд.

В сказках Евгения Андреевича самые, казалось бы, обычные и привычные вещи приобретали сказочный, волшебный образ. И становилось понятным, что делает чудом огонь, воду, кусок руды, простой камень... Это чудо — человеческий труд.

11 слайд.

Герои сказок Пермяка не ищут помощи у волшебных сил. Побеждает пытливое знание, труд — вечно новая «волшебная сила», которая всегда остается современной. Только трудом добывается счастье, только в труде — могущество человека, источник его жизни.

12 слайд.

В чём секрет мастерства? Как стать настоящим мастером своего дела? Какова цена человеческого труда? Как стать самостоятельным? На эти и другие вопросы учится отвечать малыш, если читает литературные сказки Евгения Пермяка вместе со своими родителями. Короткие истории о непослушных и любознательных девочках и мальчиках  звучат очень современно и поучительно.

14 слайд.

Евгений Андреевич Пермяк умер в 1982 году. Велик и поучителен итог его 80-летней жизни. Его книги широко известны не только в нашей стране, но и во многих странах мира, они переведены на многие языки.

  1. Вопросы по содержанию презентации.

- Где родился писатель?

- Пермяк – это настоящая фамилия писателя?

- В каком городе прошло детство Е. Пермяка?

- Какие ремесла освоил писатель, когда учился в гимназии?

- На каком факультете обучался писатель в Пермском университете?

- Где проживал Е. Пермяк во время Великой Отечественной воины? С кем он там сдружился?

- Какой теме посвящены почти все сказки писателя?

- В чем особенность его сказок?

7. Первичное чтение сказки учителем.

Учитель:

А сейчас я вам прочитаю сказку Е. Пермяка «Тайна цены», а вы внимательно ее послушаете.

Чтобы лучше понять эту сказку мы сейчас разберем некоторые  слова, которые могут быть непонятными.

Словарная работа.

Объяснение слов: дотошный, картуз, дюжина, смекать, берёста, туесок.

(слова на карточках на доске)

ДОТОШНЫЙ - пытливый, любознательный, стремящийся разобраться во всем до мелочей, старательный и аккуратный.

КАРТУЗ – мужской головной убор с жёстким козырьком,  неформенная фуражка.

ДЮЖИНА – в счёте предметов двенадцать штук.

СМЕКАТЬ – понимать, постигать, соображать, догадываться о чем-нибудь.

БЕРЁСТА – верхний слой березовой коры.

ТУЕСОК – небольшой берестяной короб с крышкой для хранения пищевых продуктов.

  1. Беседа по первичному впечатлению и пониманию сказки.

- Кто герои этой сказки и как их зовут?

- Чем занимались герои и для чего они это делали?

- Какую тайну искал мальчик в сказке?

- С кем мальчик познакомился в поисках тайной силы?

- Как каждый из мастеров, к которым обращался мальчик, создавал цену вещам?

- Открыл ли тайну цены герой сказки и в чем корень всех ценностей?

- Почему автор назвал это произведение сказкой?

  1. Творческое задание на закрепление восприятия содержания сказки.

Заполнение филворда по вопросам.

Решение филворда:

Все поле заполнено буквами. Каждая буква может входить в состав только одного слова. Слова не пересекаются и не образуют «крестов».

Слова в филворде могут изгибаться, но только под прямым углом (по диагонали слова не располагаются), с другими словами не могут иметь общих букв. Слова должны только соприкасаться друг с другом. В филворде, как и в обычном кроссворде приводятся определения, ответы на них необходимо разгадать.

Вопросы филворда:

- Имя деда.

- Имя мальчика.

- Что собирали дед и мальчик на берегу (во множ. числе).

- 12 предметов.

- Материал, с которым работал гончар-кувшинник.

- Вертящийся гончарный круг.

- Мастер, который лодки изготавливал.

- Материал, с которым работал берестяник.

- Что еще купили дед с внуком, кроме одежды и продуктов (во множ. числе).

- Мастер, который научил мальчика высекать из камня.

Ответы:

Гордей, Сергунька, раковины, дюжина, глина, кружало, лодочник, берёста, свёрла, камнетёс.

Филворд с ответами:

  1. Итоги урока.

- О каком писателе мы сегодня узнали на уроке?

- С какой сказкой познакомились?

- О чём эта сказка?

- В чём корень всех ценностей?

- Относится ли поговорка «Умение работать дороже золота», озвученная в начале урока, к данной сказке? Почему?

- Понравился ли вам урок?

- Что особенно запомнилось вам на уроке?

  1. Оценка деятельности учащихся.

  1.  Домашнее задание.

Чтение сказки, составление плана.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".

Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....

План-конспект урока чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Конспект урока по чтению для коррекционных школ 8 вида по теме: С. Есенин "Поет зима аукает..."  Цель:знакомство со стихотворением. Задачи: учить элементам анализа, находить художественные средст...

Конспект урока чтения и развития речи «Ночное приключение. Е.Кушак » 2 класс

Урок чтения и развития речи во 2 классе коррекционной школы направлен на развитие познавательных процессов: речи, памяти, внимания, мышления. Используются разнообразные методы работы: выборочное чтени...

конспект урока чтения и развития речи

тема урока:Звук и буква Б. конспект урока в 1 классе (Vlll вида)....

Конспект урока чтения и развития речи по произведению И. Соколова – Микитова «Зима в лесу» (4 класс)

Цель: познакомить учащихся с произведением  И. Соколова-Микитова «Зима в лесу».Задачи урока:1.     Дидактические:познакомить учащихся с содержанием рассказа;уточнить и расшири...

Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.К.Андерсена "Снежная королева"

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...