Конспект урока чтения и развития речи "Тайна цены"
план-конспект урока по литературе
Конспект для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_6_kl_tayna_tseny_chtenie.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока чтения для 6 класса
Е. Пермяк «Тайна цены»
Цель:
Создание условий для знакомства с творчеством Е. Пермяка, понимания учащимися основной мысли сказки «Тайна цены», раскрытия ценностей труда, по которым живут герои сказки.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Формировать у учащихся представления о жизни и творчестве писателя Е.А. Пермяка.
- Отрабатывать умения анализировать текст, выделять главную мысль и героев литературного произведения, делать выводы.
- Привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием «ценность труда».
Коррекционно-развивающие:
- Расширять объем эмоционально-оценочной лексики.
- Развивать и корректировать восприятие текста учащимися.
- Развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.
Коррекционно-воспитательные:
- Формировать познавательный интерес к литературе, произведениям Е.А.Пермяка.
- Воспитывать уважительное отношение к труду, людям труда.
Ход урока.
- Организационный момент.
Приветствие друг друга, проверка готовности к уроку.
- Проверка домашнего задания.
Домашним заданием к этому уроку (после работы над текстом Н. Носова «Как Незнайка сочинял стихи» ) было ответить на вопрос:
«Какие качества нужны человеку, чтобы у него хорошо получалось любое дело?»
- Ответы учащихся (терпение, старательность, трудолюбие, готовность обучаться и т.п.).
- Переход к теме урока.
Все ответы на вопрос домашнего задания можно связать с русской поговоркой, которая написана на доске:
Умение работать дороже золота.
А как связана эта поговорка с темой нашего урока мы сможем ответить в конце нашего занятия.
- Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы познакомимся с писателем, нашим земляком, Е. Пермяком, который всю свою жизнь и все свое творчество посвятил вопросам секретов мастерства. А также прочитаем его сказку. Сказки этого писателя максимально приближены к жизни, в них нет волшебных предметов и чудес, но они всегда интересны читателям.
- Просмотр презентации «Евгений Пермяк».
2 слайд.
Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк.
3 слайд.
Отец Евгения Виссова, мелкий почтовый служащий, скончался от чахотки, когда сыну было три года. Матери было нелегко одной воспитывать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в Воткинске, в обществе бабушки, деда и тетки, сестры матери, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием.
4 слайд.
В Воткинске Женя учился в церковноприходской школе, прогимназии и гимназии, где наряду с образовательными дисциплинами велось и производственное обучение.
Виссов освоил пять ремесел:
столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное.
5 слайд.
В Воткинске молодой человек взялся за перо. Его первые заметки и стихи были подписаны псевдонимом “Мастер Непряхин".
6 слайд.
В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре он переехал в Москву, начав писательскую карьеру в качестве драматурга. Его пьесы "Лес шумит" и "Перекат" шли практически во всех театрах страны.
7 слайд.
В годы Великой Отечественной воины Пермяк вместе с московскими литераторами находился в Свердловске. В это время он очень подружился с Павлом Петровичем Бажовым, помогал ему руководить местной писательской организацией. По книгам П.П. Бажова Евгений Андреевич написал пьесы "Ермаковы лебеди", "Серебряное копытце". Впоследствии Пермяк посвятил Бажову книгу "Долговский мастер".
8 слайд.
Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам "тайны цены" человеческого труда. Почти все книги писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве.
9 слайд.
Больше всего любил Евгений Пермяк писать сказки. Он создал особый тип «познавательной сказки». Достаточно прочитать одни названия сказок, чтобы понять, о чём хочет рассказать он своим читателям: «Как Огонь Воду замуж взял», «Как самовар запрягли», «Кто мелет муку», «Быль-небыль про Железную гору», «Притча про сталь и чугун», «Сказка о большом колоколе», «Болтливая молния»...
10 слайд.
В сказках Евгения Андреевича самые, казалось бы, обычные и привычные вещи приобретали сказочный, волшебный образ. И становилось понятным, что делает чудом огонь, воду, кусок руды, простой камень... Это чудо — человеческий труд.
11 слайд.
Герои сказок Пермяка не ищут помощи у волшебных сил. Побеждает пытливое знание, труд — вечно новая «волшебная сила», которая всегда остается современной. Только трудом добывается счастье, только в труде — могущество человека, источник его жизни.
12 слайд.
В чём секрет мастерства? Как стать настоящим мастером своего дела? Какова цена человеческого труда? Как стать самостоятельным? На эти и другие вопросы учится отвечать малыш, если читает литературные сказки Евгения Пермяка вместе со своими родителями. Короткие истории о непослушных и любознательных девочках и мальчиках звучат очень современно и поучительно.
14 слайд.
Евгений Андреевич Пермяк умер в 1982 году. Велик и поучителен итог его 80-летней жизни. Его книги широко известны не только в нашей стране, но и во многих странах мира, они переведены на многие языки.
- Вопросы по содержанию презентации.
- Где родился писатель?
- Пермяк – это настоящая фамилия писателя?
- В каком городе прошло детство Е. Пермяка?
- Какие ремесла освоил писатель, когда учился в гимназии?
- На каком факультете обучался писатель в Пермском университете?
- Где проживал Е. Пермяк во время Великой Отечественной воины? С кем он там сдружился?
- Какой теме посвящены почти все сказки писателя?
- В чем особенность его сказок?
7. Первичное чтение сказки учителем.
Учитель:
А сейчас я вам прочитаю сказку Е. Пермяка «Тайна цены», а вы внимательно ее послушаете.
Чтобы лучше понять эту сказку мы сейчас разберем некоторые слова, которые могут быть непонятными.
Словарная работа.
Объяснение слов: дотошный, картуз, дюжина, смекать, берёста, туесок.
(слова на карточках на доске)
ДОТОШНЫЙ - пытливый, любознательный, стремящийся разобраться во всем до мелочей, старательный и аккуратный.
КАРТУЗ – мужской головной убор с жёстким козырьком, неформенная фуражка.
ДЮЖИНА – в счёте предметов двенадцать штук.
СМЕКАТЬ – понимать, постигать, соображать, догадываться о чем-нибудь.
БЕРЁСТА – верхний слой березовой коры.
ТУЕСОК – небольшой берестяной короб с крышкой для хранения пищевых продуктов.
- Беседа по первичному впечатлению и пониманию сказки.
- Кто герои этой сказки и как их зовут?
- Чем занимались герои и для чего они это делали?
- Какую тайну искал мальчик в сказке?
- С кем мальчик познакомился в поисках тайной силы?
- Как каждый из мастеров, к которым обращался мальчик, создавал цену вещам?
- Открыл ли тайну цены герой сказки и в чем корень всех ценностей?
- Почему автор назвал это произведение сказкой?
- Творческое задание на закрепление восприятия содержания сказки.
Заполнение филворда по вопросам.
Решение филворда:
Все поле заполнено буквами. Каждая буква может входить в состав только одного слова. Слова не пересекаются и не образуют «крестов».
Слова в филворде могут изгибаться, но только под прямым углом (по диагонали слова не располагаются), с другими словами не могут иметь общих букв. Слова должны только соприкасаться друг с другом. В филворде, как и в обычном кроссворде приводятся определения, ответы на них необходимо разгадать.
Вопросы филворда:
- Имя деда.
- Имя мальчика.
- Что собирали дед и мальчик на берегу (во множ. числе).
- 12 предметов.
- Материал, с которым работал гончар-кувшинник.
- Вертящийся гончарный круг.
- Мастер, который лодки изготавливал.
- Материал, с которым работал берестяник.
- Что еще купили дед с внуком, кроме одежды и продуктов (во множ. числе).
- Мастер, который научил мальчика высекать из камня.
Ответы:
Гордей, Сергунька, раковины, дюжина, глина, кружало, лодочник, берёста, свёрла, камнетёс.
Филворд с ответами:
- Итоги урока.
- О каком писателе мы сегодня узнали на уроке?
- С какой сказкой познакомились?
- О чём эта сказка?
- В чём корень всех ценностей?
- Относится ли поговорка «Умение работать дороже золота», озвученная в начале урока, к данной сказке? Почему?
- Понравился ли вам урок?
- Что особенно запомнилось вам на уроке?
- Оценка деятельности учащихся.
- Домашнее задание.
Чтение сказки, составление плана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".
Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....
План-конспект урока чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида
Конспект урока по чтению для коррекционных школ 8 вида по теме: С. Есенин "Поет зима аукает..." Цель:знакомство со стихотворением. Задачи: учить элементам анализа, находить художественные средст...
Конспект урока чтения и развития речи «Ночное приключение. Е.Кушак » 2 класс
Урок чтения и развития речи во 2 классе коррекционной школы направлен на развитие познавательных процессов: речи, памяти, внимания, мышления. Используются разнообразные методы работы: выборочное чтени...
конспект урока чтения и развития речи
тема урока:Звук и буква Б. конспект урока в 1 классе (Vlll вида)....
Конспект урока чтения и развития речи по произведению И. Соколова – Микитова «Зима в лесу» (4 класс)
Цель: познакомить учащихся с произведением И. Соколова-Микитова «Зима в лесу».Задачи урока:1. Дидактические:познакомить учащихся с содержанием рассказа;уточнить и расшири...
Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".
Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....
Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.К.Андерсена "Снежная королева"
Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...