Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.К.Андерсена "Снежная королева"
план-конспект урока (6 класс) на тему
Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
snezhnaya_koroleva.docx | 29.96 КБ |
marshrut_gerdy.docx | 113.22 КБ |
prilozhenie.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок обобщения по сказке Г.Х Андерсена «Снежная Королева»
Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева»
Задачи:
I. Дидактические.
- Восстановить в памяти учащихся содержание сказки, способствуя более глубокому её восприятию.
- Вырабатывать навыки правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения
II. Коррекционные.
- Формировать умение воспринимать мир чувств и переживаний героев, обращая внимание на психологическое состояние персонажей, на мотивы их поступков.
- Развивать устную речь учащихся, учить их свободно, последовательно и связно излагать свои мысли.
- Развивать внимание, память, творческое воображение учащихся, пополнять их словарный запас.
III. Воспитательные.
- Воспитывать в детях чувство товарищества, взаимопомощи, сострадания, отзывчивости, верности дружбе.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний
Аудитория: учащиеся 6 класса коррекционной школы – интерната VIII вида
Оборудование: презентация к уроку «Снежная Королева», выполненная в программе Microsoft PowerPoint 2010, компьютер, экран, проектор, радиоуправляемая «мышка», аккустическая система.
Ход урока.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Проверка готовности класса к уроку. Эмоциональный настрой на урок. (Дети проверяют свои рабочие места, настраиваются на урок.)
Приветствие.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица. Думаю, что сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями. Тихо сели, настроились на работу.
Слово учителя.
- А сейчас я предлагаю вам послушать небольшое четверостишие.
Слушать мы её любили,
Когда маленькими были
Подскажу я вам, что в ней
Доброта всегда сильней .
- О чем это четверостишие? ( О сказке)
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- Ребята, с какой сказкой мы знакомились на прошлых уроках? («Снежная Королева»)
- Кто её автор? ( Г.Х. Андерсен).
Появление Андерсена, монолог сказочника
СЛАЙД №2 -3
III. Постановка учебной задачи
- Сегодня мы последний раз встретимся с героями этой волшебной сказки и вспомним её содержание. Итак, приступим.
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Фронтальный опрос.
- Для начала давайте вспомним всех главных героев сказки. (Герда, Кай, Старушка, Снежная Королева и т.д.)
- Усложним задачу. Попробуйте определить героев сказки по их словам. ТРЕНАЖЁР «УЗНАЙ ГЕРОЯ СКАЗКИ» (Дети читают слова героя, с помощью радиоуправляемой мышки выбирают правильный ответ, передают мышку другому ученику.)
СЛАЙДЫ №4-10
- Справились с заданием!
2.Вопросы по тексту.
- Давайте вернемся к нашим маленьким героям.
- Кто такие Герда и Кай?
- Какими были отношения между детьми? (доверительные, теплые, дружеские, нежные, заботливые, доброжелательные)
- Можно ли сказать, что дети были счастливы? Почему вы так считаете?
СЛАЙД 11
- Действительно, Кай и Герда были беззаботны и счастливы. Но произошло какое-то событие, которое сильно изменило жизнь наших героев? Что это за событие? (Дети вспоминают событие, круто изменившее судьбу героев. (пересказ)
- Как изменяется Кай после того, как в его сердце и глаз попадают осколки волшебного зеркала? Каким он стал?
- Давайте найдем в тексте описание изменившегося Кая, но перед этим надо подготовить наши глаза к чтению.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ «СНЕЖИНКИ» (перед чтением отрывков )
СЛАЙД №12
РАБОТА С ТЕКСТОМ СКАЗКИ В УЧЕБНИКЕ
Поиск и чтение отрывка в 3 главе, стр.133 (Чтение учащимися отрывка «по цепочке» с последующими ответами на вопросы (4учащихся )
-Какие изменения произошли с Каем?
- Почему именно его Снежная Королева решила увезти к себе во дворец? (Он грозился посадить ее на теплую печку)
МАРШРУТ ГЕРДЫ
- А что же произошло с Гердой после исчезновения Кая? Какие испытания ждали её на нелегком пути? На этот вопрос нам поможет ответить сам автор сказки, но сначала давайте сами построим маршрут Герды. ( 2 уч-ся у доски)
-Вам приготовил задание Г.Х. Андерсен ТРЕНАЖЁР «В ПОИСКАХ КАЯ»
СЛАЙДЫ №13-14 (Учащиеся с помощью мышки поочередно «выстраивают» путь Герды, при неправильном ответе – «в пути» Герды образуется разрыв.)
БЕСЕДА ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ. С поиском в тексте.
- Как Герда оказалась в лодке на быстрой реке? (учащимся 3 группы– помощь наводящими вопросами).
СЛАЙД 15
- Как старушка пыталась заставить забыть Кая и оставить Герду у себя? (стр.138, со слов «Давно мне хотелось…) (Выборочное чтение учащимися отрывка (4 учащихся) с последующими вопросами)
- Как удалось Герде преодолеть чары Старушки? (Ответы учащихся (ребятам 3 группы – помощь наводящими вопросами)
- Куда попадает Герда после бегства от Старушки?
- Найдите в тексте диалог Ворона и Герды (Стр. 139, 6 глава) (Чтение отрывка по ролям ( со сменой «актеров»)-6 человек)
СЛАЙД 16
Вопросы после чтения по ролям (Ответы на вопросы учителя (ребятам 3 группы – помощь наводящими вопросами)
- Почему Ворон решает помочь девочке?
-Как отнеслись Принц и Принцесса к Герде? Что они ей подарили?
-Давайте на время оставим наших героев одних, так как пришло время физкультминутке.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- А какое испытание ожидает Герду после знакомства Принца и Принцессы?
-Верно, Герда оказывается в плену у разбойников.
- Как помогла Маленькая разбойница Герде? (стр.145, с начала страницы)
(Чтение учащимися «по цепочке» (5 человек)
СЛАЙД 17
- Итак, Герда, благодаря своей настойчивости и помощи со стороны окружающих её героев, попадает в королевство Снежной Королевы. Но это ещё не конец пути! Вспомните, каким она видит Кая? стр.146, со слов «Посреди самой большой залы..» (поиск по тексту с последующим чтением отрывка учащимися (3 чел)
СЛАЙД 18
Вопрос после прочтения:
- Как Герда вернула Кая к жизни?
- Что двигало Гердой, когда она отправилась на поиски Кая? (Любовь. Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид и зла, которое он причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.)
СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРОВ
- Какой вы увидели Герду? (добрая, любящая, отважная, храбрая, верная, преданная, нежная, сильная, смелая, самоотверженная, милая, ласковая, заботливая, тревожится за Кая, любит природу, мечтательная, выносливая)
- Снежную королеву? (злая, жесткая, грубая, резкая, эгоистичная, своенравная, бессердечная, корыстная, холодная, бездушная )
Слово учителя
- Говорят, что сила и слабость человека определяется его характером.
- Кто же из героинь сильнее: Герда (маленькая девочка) или Снежная королева? Почему?
- Итак, перед нами два совершенно разных характера. Характер маленькой девочки Герды, который может сравниться с благородным поступком взрослого человека и наоборот характер Снежной королевы, которая ведёт себя как маленький капризный, избалованный ребёнок.
- Что же помогло Герде победить Снежную королеву? ( Горячее, чуткое сердце. Настойчивость и мужество в достижении цели, доброта, сила, смелость победят, даже если люди, которым они свойственны, родились в нищете. Колдовство не сильнее веры чистого сердца.)
СЛАЙД 19
КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
- Урок наш подходит к концу, но не забывайте, что в гостях у нас сегодня присутствовал Г.Х.Андерсен, который приготовил для вас небольшой сюрприз – Кроссворд от великого сказочника. (Учащиеся разгадывают анимированный кроссворд. При возникновении проблемы со словом «чертоги» -в кроссворде есть кнопка-помощник к слову «чертоги», где Андерсен объясняет значение и написание слова)
СЛАЙД №20 – анимированный кроссворд
ИТОГ УРОКА.
-Чему учит эта сказка? (Надо бороться за человека, сердце которого покрылось ледяной коркой, преодолевать препятствия, идти к намеченной цели, воспитывать веру в то, что добро окажется сильнее зла, воспитывать душевную красоту. Так пусть же всегда на смену ночи приходит день, вслед за зимой спешит весна, распускаются розы, поют птицы, а у людей будут добрые, справедливые, горячие сердца. Сказка делает нас добрее и великодушнее. Она учит видеть нас прекрасное во всём. Учит нас мечтать, ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство!)
- У нашей сказки счастливый конец, как, наверное, и во всех сказках: добро побеждает зло. Сердце нашего героя стало опять горячим, добрым. Человек с горячим сердцем способен на многое: на внимательное отношение к людям, горячее участие в их заботах и проблемах. А это, в свою очередь, может растопить лёд в человеческих отношениях, смягчить злое чувство, спасти друга. Горячее сердце – величайшая ценность в жизни!
- Как вы понимаете смысл словосочетания «горячее сердце» (ответы детей)
- Дружба – одно из самых сильных и прекрасных чувств. С другом мы делим пополам и радости, и печали. Легче жить на свете, когда знаешь, что рядом с тобой есть настоящий друг.
- Кто из героев сказки, по-вашему, достоин этого звания?
- Что убедило вас в том, что Герда – настоящий друг?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
В качестве домашнего задания, я хочу предложить вам следующее:
1. каждому из вас в сказке понравился какой – то эпизод. Нарисуйте к нему иллюстрацию.
2.Письменно ответить на вопрос: «Есть ли в моем сердце льдинки? Как их растопить? ( лень, обман, зависть, равнодушие)
3. Выписать из сказки предложение, которое подходит к картинке
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Рефлексия учебной деятельности.
- Итак, наш урок подошёл к концу. Сегодня на уроке все ребята хорошо работали, соблюдали правила поведения на уроке, были внимательны друг к другу.
- А теперь посчитайте, сколько и каких жетонов вы набрали и оцените себя. Каждый жетон равен 1 баллу.
-У вас на парте лежат сердечки.
Кому урок понравился – покажите красное сердечко
Кому урок не понравился – покажите голубое сердечко
- Желаю, чтобы вам никогда не попадал осколок кривого зеркала в сердца, и вы всегда были бы добрыми людьми.
- Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок, учитесь ценить крепкую дружбу! (Детям вручаются памятные сувениры - сердца)
- До свидания, урок окончен!
Домашнее задание
1.Нарисуйте иллюстрацию.
2.Письменно ответьте на вопрос: «Есть ли в моем сердце льдинки? Как их растопить? ( лень, обман, зависть, равнодушие)
Домашнее задание
1.Нарисуйте иллюстрацию.
2.Письменно ответьте на вопрос: «Есть ли в моем сердце льдинки? Как их растопить? ( лень, обман, зависть, равнодушие)
Данная методическая разработка урока помогает учащимся с ограниченными возможностями здоровья научиться рассуждать, выражая свои мысли наиболее полно, используя изобразительно-выразительные средства русского языка, которые помогают в свою очередь сделать речь учащихся более яркой, эмоционально окрашенной, а также воспитать бережное, трепетное отношение к храму природы, её обитателям. Кроме того, учащиеся понимают в ходе урока важную роль природы в жизни человека, ценность умения правильно, грамотно выразить свои мысли
В основу данной методической разработки положен комплексный подход, реализующийся посредством организации самостоятельной домашней работы учащихся, основанной на работе во время урока под руководством учителя с использованием алгоритма создания собственного высказывания (в данной ситуации в роли алгоритма выступает форма текста письмо – размышление, которую выводят сами учащиеся при выполнении домашней работы).
Данный урок проведён в системе, согласно календарно-тематическому планированию, направлен на расширение кругозора, расширение активного словаря учащихся и совершенствование культуры речи детей с ограниченными возможностями здоровья, а также на анализ и синтез новой информации со стороны учеников.
Предварительный просмотр:
СИЛЬНАЯ
ДОБРАЯ
НЕЖНАЯ
СМЕЛАЯ
ВЕРНАЯ
ПРЕДАН
НАЯ
ХРАБРАЯ
ОТВАЖ
НАЯ
ЛЮБЯ
ЩАЯ
ДОБРАЯ | ЛЮБЯЩАЯ | СВОЕНРАВНАЯ |
СМЕЛАЯ | ЭГОИСТИЧНАЯ | |
СИЛЬНАЯ | КОРЫСТНАЯ | |
НЕЖНАЯ | ХОЛОДНАЯ | |
ПРЕДАННАЯ | ЗЛАЯ | |
ВЕРНАЯ | ЖЕСТОКАЯ | |
ХРАБРАЯ | БЕЗДУШНАЯ | |
ОТВАЖНАЯ | БЕССЕРДЕЧНАЯ | |
Событие |
| « Ай – вскрикнул вдруг мальчик. – Мне кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз! |
Событие |
| « Сани дважды объехали площадь, а Кайл живо прицепил к ним свои салазки и покатил.» |
Событие |
| - Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку! – сказала старушка. – Вот увидишь, как ладно мы заживём с тобою! И она продолжала расчёсывать кудри девочки, и чем дольше она чесала, тем больше Герда забывала своего названого братца Кая. |
Событие |
| «За окном порхали снежинки; одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти.» |
Событие |
| «Может быть, река несёт меня к Каю?» - подумала Герда, повеселела, встала на нос и долго-долго любовалась красивыми зелёными берегами. |
Событие |
| « На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат и позволили ей гостить во дворце сколько душе угодно. Девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки…» |
Событие |
| Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом. «Но вдруг зеркало так перекосило и задрожало, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги.» |
Событие |
| « - Что ты хнычешь? – спросил он Герду. – У! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно!.. Фу! – закричал он вдруг. – Эту розу точит червь. Какие гадкие розы! |
Событие |
| « Сани дважды объехали площадь, а Кайл живо прицепил к ним свои салазки и покатил.»
|
Событие |
| « И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в черную землю.» |
Событие |
| «За окном порхали снежинки; одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти.» |
Событие |
| «Лодку уносило всё дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках, - красные башмачки её плыли за лодкой…» |
Событие |
| « На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат и позволили ей гостить во дворце сколько душе угодно. Девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки…» |
Событие |
| «Но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги.» |
Тролль | «Глаза её сверкали, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни кротости». |
Снежная королева | « … в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами»
|
Кай | « Злой – презлой, сущий дьявол.»
|
Герда | «…знает четыре действия арифметики, да ещё с дробями…» |
Принцесса | « Ах, как ныли её бедные, усталые ножки!»
|
Старушка, которая умела колдовать | «Она почла все газеты на свете и уж позабыла всё, что прочла, - вот какая умница!» |
Принц | «…они тебя не убьют, даже если я рассержусь на тебя, - я лучше сама убью тебя!» |
Маленькая разбойница | «Держался он вообще очень свободно и мило и заявил, что пришёл не свататься, а только послушать умные речи принцессы». |
Тролль | « … в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами»
|
Снежная королева | « необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительно сверкающего льда! И, однако, живая!»
|
Кай | « Злой – презлой, сущий дьявол.»
|
Герда | « … держался он вообще непринужденно и мило.»
|
Старушка, которая умела колдовать | « Ах, как ныли её бедные, усталые ножки!»
|
Принцесса | Умница, каких свет не видывал!»
|
Принц | Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой.»
|
Маленькая разбойница | Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные.» |
ХОЛОДНОЕ СЕРДЦЕ
вечность |
вечность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения и развития речи 4 класс. Тема: Е. Пермяк «Самое страшное» и презентация к уроку.
На уроке показаны различные способы активизации учебно-познавательной деятельности через игровые и информационные образовательные технологии, повышения интереса учащихся к познанию действительности и ...
"Звук и буква С" урок чтения и развития речи 1 класс
Конспект урока. 1 класс. Ч...
Урок чтения и развития речи по теме: Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник "
Конспект и презентация к уроку...
Урок чтения и развития речи 4 класс Раздел учебника: «Люби всё живое» Тема: Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака»
Урок чтения и развития речи 4 классРаздел учебника: «Люби всё живое» Тема: Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака»...
Урок чтения и развития речи 6 класс коррекционная школа 8 вида Х.К.Андерсен "Ель"
План-конспект урока чтения в 6 классе коррекционнаяшкола 8 вида.Использованы стихи известных поэтов,слайды,видеомультфильм "Ель"....
Разработка урока чтения и развития речи 8 класс "Произведения о детях войны. В. Катаев "Сын полка"
Тема урока чтения и развития речи "Произведения о детях войны. В. Катаев "Сын полка". Цель урока: повторить сведения из биографии Валентина Петровича Катаева, познакомить обучающихся с творчеством пис...
Урок: «Чтение и развитие речи». 8 класс (специальная коррекционная школа).
Тема: И. С. Тургенев «Муму». Мог ли Герасим оставить Муму в живых?Цель урока: показать, почему Герасим подчинился барыне.Формируемые УУД:Познавательные: -научить умению находить ...