Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.К.Андерсена "Снежная королева"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Зоя Валерьевна Прядильникова

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snezhnaya_koroleva.docx29.96 КБ
Файл marshrut_gerdy.docx113.22 КБ
Файл prilozhenie.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок обобщения по сказке Г.Х Андерсена «Снежная Королева»

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева»

Задачи:

I.  Дидактические.

  1. Восстановить в памяти учащихся содержание сказки, способствуя более глубокому её восприятию.
  2. Вырабатывать навыки правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения

II. Коррекционные.

  1. Формировать умение воспринимать мир чувств и переживаний героев, обращая внимание на психологическое состояние персонажей, на мотивы их поступков.
  2. Развивать устную речь учащихся, учить их свободно, последовательно и связно излагать свои мысли.
  3. Развивать внимание, память, творческое воображение учащихся, пополнять их словарный запас.

III. Воспитательные.

  1. Воспитывать в детях чувство товарищества, взаимопомощи, сострадания, отзывчивости, верности дружбе.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Аудитория: учащиеся 6 класса коррекционной школы – интерната VIII вида

Оборудование: презентация к  уроку «Снежная Королева», выполненная в программе Microsoft PowerPoint 2010, компьютер, экран, проектор,  радиоуправляемая «мышка», аккустическая система.

Ход урока.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Проверка готовности класса к уроку. Эмоциональный настрой на урок.  (Дети проверяют свои рабочие места, настраиваются  на урок.)

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица. Думаю, что сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями. Тихо сели, настроились на работу.

Слово учителя. 

- А сейчас я предлагаю вам послушать небольшое четверостишие.  

Слушать мы её  любили,
Когда маленькими были 
Подскажу я вам, что в ней
Доброта всегда сильней .

- О чем это четверостишие? ( О сказке)

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Ребята, с какой сказкой мы знакомились на прошлых уроках? («Снежная Королева»)

- Кто её автор?  ( Г.Х. Андерсен).

Появление Андерсена,  монолог сказочника

СЛАЙД №2 -3

III. Постановка учебной задачи

- Сегодня мы последний раз встретимся с героями этой волшебной сказки и вспомним её содержание. Итак, приступим.

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Фронтальный опрос.

- Для начала давайте вспомним всех главных героев сказки. (Герда, Кай, Старушка,  Снежная Королева и т.д.)

- Усложним задачу. Попробуйте определить героев сказки по их словам. ТРЕНАЖЁР «УЗНАЙ ГЕРОЯ СКАЗКИ» (Дети читают слова героя, с помощью радиоуправляемой мышки выбирают правильный ответ, передают мышку другому ученику.)

СЛАЙДЫ №4-10  

-  Справились с заданием!

2.Вопросы по тексту.

- Давайте вернемся к нашим маленьким героям.

- Кто такие Герда и Кай?

- Какими были отношения между детьми? (доверительные, теплые, дружеские, нежные, заботливые, доброжелательные)

- Можно ли сказать, что дети были счастливы? Почему вы так считаете?

СЛАЙД 11

- Действительно, Кай и Герда были беззаботны и счастливы. Но произошло какое-то событие, которое сильно изменило жизнь наших героев? Что это за событие? (Дети вспоминают событие, круто изменившее судьбу героев. (пересказ)

- Как изменяется Кай после того, как в его сердце и глаз попадают осколки волшебного зеркала? Каким он стал?

- Давайте найдем в тексте описание изменившегося Кая, но перед этим надо подготовить наши глаза к чтению.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ «СНЕЖИНКИ» (перед чтением отрывков )

СЛАЙД №12

РАБОТА С ТЕКСТОМ СКАЗКИ В УЧЕБНИКЕ

Поиск  и чтение отрывка в 3 главе, стр.133 (Чтение учащимися отрывка «по цепочке» с последующими ответами на вопросы (4учащихся )

-Какие изменения произошли с Каем?

- Почему именно его Снежная Королева решила увезти к себе во дворец? (Он грозился посадить ее на теплую печку)

МАРШРУТ ГЕРДЫ

- А что же произошло с Гердой после исчезновения Кая? Какие испытания ждали её на нелегком пути? На этот вопрос нам поможет ответить сам автор сказки, но сначала давайте сами построим маршрут Герды. ( 2 уч-ся у доски)

-Вам приготовил задание Г.Х. Андерсен ТРЕНАЖЁР «В ПОИСКАХ КАЯ»

СЛАЙДЫ №13-14  (Учащиеся с помощью мышки поочередно «выстраивают» путь Герды, при неправильном ответе – «в пути» Герды образуется разрыв.)

БЕСЕДА ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ. С поиском в тексте.

- Как Герда оказалась в лодке на быстрой реке? (учащимся 3 группы– помощь наводящими вопросами). 

СЛАЙД 15

- Как старушка пыталась заставить забыть Кая и оставить Герду у себя? (стр.138, со слов «Давно мне хотелось…) (Выборочное чтение учащимися отрывка (4 учащихся) с последующими вопросами)

- Как удалось Герде преодолеть чары Старушки?  (Ответы учащихся (ребятам 3 группы – помощь наводящими вопросами)

- Куда попадает Герда после бегства от Старушки?

- Найдите в тексте диалог Ворона и Герды (Стр. 139, 6 глава) (Чтение отрывка по ролям ( со сменой «актеров»)-6 человек) 

СЛАЙД 16

Вопросы после чтения по ролям  (Ответы на вопросы учителя (ребятам 3 группы – помощь наводящими вопросами)

- Почему Ворон решает помочь девочке?

-Как отнеслись Принц и Принцесса к Герде? Что они ей подарили?

-Давайте на время оставим наших героев одних, так как пришло время физкультминутке.

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- А какое испытание ожидает Герду после знакомства  Принца и Принцессы?

-Верно, Герда оказывается в плену у разбойников.

- Как помогла Маленькая разбойница Герде? (стр.145, с начала страницы)

(Чтение учащимися «по цепочке» (5 человек)

СЛАЙД 17

- Итак, Герда, благодаря своей настойчивости и помощи со стороны окружающих её героев, попадает в королевство Снежной Королевы. Но это ещё не конец пути! Вспомните, каким она видит Кая? стр.146, со слов «Посреди самой большой залы..»  (поиск по тексту с последующим чтением отрывка учащимися (3 чел)

СЛАЙД 18

Вопрос после прочтения:

- Как Герда вернула Кая к жизни?

- Что двигало  Гердой, когда она отправилась на поиски Кая? (Любовь. Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид и зла, которое он  причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.)

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРОВ

- Какой вы увидели Герду? (добрая, любящая, отважная, храбрая, верная, преданная, нежная, сильная, смелая, самоотверженная, милая, ласковая, заботливая, тревожится за Кая, любит природу, мечтательная, выносливая)

-  Снежную королеву? (злая, жесткая, грубая, резкая, эгоистичная, своенравная, бессердечная, корыстная, холодная, бездушная )  

Слово учителя

- Говорят, что сила и слабость человека определяется его характером.

- Кто же из героинь сильнее: Герда (маленькая девочка) или Снежная королева? Почему?

- Итак, перед нами два совершенно разных характера. Характер маленькой девочки Герды, который может сравниться с благородным поступком взрослого человека и наоборот характер Снежной королевы, которая ведёт себя как маленький капризный, избалованный ребёнок.

- Что же помогло Герде победить Снежную королеву? ( Горячее, чуткое сердце. Настойчивость и мужество в достижении цели, доброта, сила, смелость победят, даже если люди, которым они свойственны, родились в нищете. Колдовство не сильнее веры чистого сердца.)

СЛАЙД 19

КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

- Урок наш подходит к концу, но не забывайте, что в гостях у нас сегодня присутствовал Г.Х.Андерсен, который приготовил для вас небольшой сюрприз – Кроссворд от великого сказочника.  (Учащиеся разгадывают анимированный кроссворд. При возникновении проблемы со словом «чертоги» -в кроссворде есть кнопка-помощник к слову «чертоги», где Андерсен объясняет значение и написание слова)

СЛАЙД №20 – анимированный кроссворд

ИТОГ УРОКА.

-Чему учит эта сказка?  (Надо бороться за человека, сердце которого покрылось ледяной коркой, преодолевать препятствия, идти к намеченной цели, воспитывать веру в то, что добро окажется сильнее зла, воспитывать душевную красоту. Так пусть же всегда на смену ночи приходит день, вслед за зимой спешит весна, распускаются розы, поют птицы, а у людей будут добрые, справедливые, горячие сердца. Сказка делает нас добрее и великодушнее. Она учит видеть нас прекрасное во всём. Учит нас мечтать, ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство!)

- У нашей сказки счастливый конец, как, наверное, и во всех сказках: добро побеждает зло. Сердце нашего героя стало опять горячим, добрым. Человек с горячим сердцем способен на многое: на внимательное отношение к людям, горячее участие в их заботах и проблемах. А это, в свою очередь, может растопить лёд в человеческих отношениях, смягчить злое чувство, спасти друга. Горячее сердце – величайшая ценность в жизни!

- Как вы понимаете смысл словосочетания «горячее сердце» (ответы детей)

- Дружба – одно из самых сильных и прекрасных чувств. С другом мы делим пополам и радости, и печали. Легче жить на свете, когда знаешь, что рядом с тобой есть настоящий друг.
- Кто из героев сказки, по-вашему, достоин этого звания?
- Что убедило вас в том, что Герда – настоящий друг?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

В качестве домашнего задания, я хочу предложить вам следующее:

1. каждому из вас в сказке понравился какой – то эпизод. Нарисуйте к нему иллюстрацию.

2.Письменно ответить на вопрос: «Есть ли в моем сердце льдинки? Как их растопить?   ( лень, обман, зависть, равнодушие)

3. Выписать из сказки предложение, которое подходит к картинке

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Рефлексия учебной деятельности.

- Итак, наш урок подошёл к концу. Сегодня на уроке все ребята хорошо работали, соблюдали правила поведения на уроке, были внимательны друг к другу.

- А теперь посчитайте, сколько и каких жетонов вы набрали и оцените себя. Каждый жетон равен 1 баллу.

-У вас на парте лежат сердечки. 
Кому урок понравился – покажите красное сердечко
Кому урок не понравился – покажите голубое сердечко

- Желаю, чтобы вам никогда не попадал осколок кривого зеркала в сердца, и вы всегда были бы добрыми людьми.

- Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок, учитесь ценить крепкую дружбу! (Детям вручаются памятные сувениры - сердца)

- До свидания, урок окончен!

 

Домашнее задание

1.Нарисуйте иллюстрацию.

2.Письменно ответьте на вопрос: «Есть ли в моем сердце льдинки? Как их растопить?   ( лень, обман, зависть, равнодушие)

Домашнее задание

1.Нарисуйте иллюстрацию.

2.Письменно ответьте на вопрос: «Есть ли в моем сердце льдинки? Как их растопить?   ( лень, обман, зависть, равнодушие)

Данная методическая разработка урока помогает учащимся с ограниченными возможностями здоровья научиться рассуждать, выражая свои мысли наиболее полно, используя изобразительно-выразительные средства русского языка, которые помогают в свою очередь сделать речь учащихся более яркой, эмоционально окрашенной, а также воспитать бережное, трепетное отношение к храму природы, её обитателям. Кроме того, учащиеся понимают в ходе урока важную роль природы в жизни человека, ценность умения правильно, грамотно выразить свои мысли

В основу данной методической разработки положен комплексный подход, реализующийся посредством организации самостоятельной домашней работы учащихся, основанной  на работе во время урока под руководством учителя с использованием алгоритма создания собственного высказывания (в данной ситуации в роли алгоритма выступает форма текста письмо – размышление, которую выводят сами учащиеся при выполнении домашней работы).

Данный урок проведён в системе, согласно календарно-тематическому планированию, направлен на расширение кругозора, расширение активного словаря учащихся и совершенствование культуры речи детей с ограниченными возможностями здоровья, а также на анализ и синтез новой информации со стороны учеников.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Александр\Documents\Снежная королева раскраски\шпонг.jpg

C:\Users\Александр\Documents\Снежная королева раскраски\длотимс.jpg

C:\Users\Александр\Documents\Снежная королева раскраски\щшнге.jpg

C:\Users\Александр\Documents\Снежная королева раскраски\о76.jpg

C:\Users\Александр\Documents\Снежная королева раскраски\ншдг.jpg

C:\Users\Александр\Documents\Снежная королева раскраски\гне.jpg

C:\Users\Александр\Documents\Снежная королева раскраски\рпа.jpg

C:\Users\Александр\Documents\Снежная королева раскраски\пн7.jpg



Предварительный просмотр:

 

СИЛЬНАЯ

ДОБРАЯ

НЕЖНАЯ

СМЕЛАЯ

ВЕРНАЯ

ПРЕДАН

НАЯ

ХРАБРАЯ

ОТВАЖ

НАЯ

                                           

 

 

 

ЛЮБЯ

ЩАЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

         

ДОБРАЯ

ЛЮБЯЩАЯ

СВОЕНРАВНАЯ

СМЕЛАЯ

ЭГОИСТИЧНАЯ

СИЛЬНАЯ

КОРЫСТНАЯ

НЕЖНАЯ

ХОЛОДНАЯ

ПРЕДАННАЯ

ЗЛАЯ

ВЕРНАЯ

ЖЕСТОКАЯ

ХРАБРАЯ

БЕЗДУШНАЯ

ОТВАЖНАЯ

БЕССЕРДЕЧНАЯ

Событие

 

« Ай – вскрикнул вдруг мальчик. – Мне кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!

Событие

 

« Сани дважды объехали площадь, а Кайл живо прицепил к ним свои салазки и покатил.»

Событие

 

- Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку! – сказала старушка. – Вот увидишь, как ладно мы заживём с тобою! И она продолжала расчёсывать кудри девочки, и чем дольше она чесала, тем больше Герда забывала своего названого братца Кая.

Событие

 

«За окном порхали снежинки; одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти.»

Событие

 

«Может быть, река несёт меня к Каю?» - подумала Герда, повеселела, встала на нос и долго-долго любовалась красивыми зелёными берегами.

Событие

 

« На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат и позволили ей гостить во дворце сколько душе угодно. Девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки…»

Событие

 

 Напоследок захотелось им добраться  и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом. «Но вдруг зеркало так перекосило и задрожало, что оно  вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги.»

Событие

 

« - Что ты хнычешь? – спросил он Герду. – У! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно!.. Фу! – закричал он вдруг. – Эту розу точит червь. Какие гадкие розы!

Событие

 

« Сани дважды объехали площадь, а Кайл живо прицепил к ним свои салазки и покатил.»

 

Событие

 

« И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в черную землю.»

Событие

 

«За окном порхали снежинки; одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти.»

Событие

 

«Лодку уносило всё дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках, - красные башмачки её плыли за лодкой…»

Событие

 

« На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат и позволили ей гостить во дворце сколько душе угодно. Девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки…»

Событие

 

«Но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги.»

Тролль

«Глаза её сверкали, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни кротости».

Снежная королева

 «  … в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами»

 

Кай

« Злой – презлой, сущий дьявол.»

 

Герда

«…знает четыре действия арифметики, да ещё с дробями…» 

Принцесса

« Ах, как ныли её бедные, усталые ножки!»

 

Старушка, которая умела колдовать

 «Она почла все газеты на свете и уж позабыла всё, что прочла, - вот какая умница!» 

Принц

«…они тебя не убьют, даже если я рассержусь на тебя, - я лучше сама убью тебя!» 

Маленькая разбойница

«Держался он вообще очень свободно и мило и заявил, что пришёл не свататься, а только послушать умные речи принцессы».

Тролль

«  … в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами»

 

Снежная королева

« необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительно сверкающего льда! И, однако, живая!»

 

Кай

« Злой – презлой, сущий дьявол.»

 

Герда

«  … держался он вообще непринужденно и мило.»

 

Старушка, которая умела колдовать

« Ах, как ныли её бедные, усталые ножки!»

 

Принцесса

Умница, каких свет не видывал!»

 

Принц

Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой.»

 

Маленькая разбойница

Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные.»

        

 

ХОЛОДНОЕ СЕРДЦЕ

вечность

вечность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения и развития речи 4 класс. Тема: Е. Пермяк «Самое страшное» и презентация к уроку.

На уроке показаны различные способы активизации учебно-познавательной деятельности через игровые и информационные образовательные технологии, повышения интереса учащихся к познанию действительности и ...

"Звук и буква С" урок чтения и развития речи 1 класс

Конспект урока.                              1 класс. Ч...

Урок чтения и развития речи 4 класс Раздел учебника: «Люби всё живое» Тема: Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака»

Урок чтения и развития речи 4 классРаздел учебника: «Люби всё живое» Тема: Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака»...

Урок чтения и развития речи 6 класс коррекционная школа 8 вида Х.К.Андерсен "Ель"

План-конспект урока чтения в 6 классе коррекционнаяшкола 8 вида.Использованы стихи известных поэтов,слайды,видеомультфильм "Ель"....

Разработка урока чтения и развития речи 8 класс "Произведения о детях войны. В. Катаев "Сын полка"

Тема урока чтения и развития речи "Произведения о детях войны. В. Катаев "Сын полка". Цель урока: повторить сведения из биографии Валентина Петровича Катаева, познакомить обучающихся с творчеством пис...

Урок: «Чтение и развитие речи». 8 класс (специальная коррекционная школа).

Тема: И. С. Тургенев «Муму». Мог ли Герасим оставить Муму в живых?Цель урока: показать, почему Герасим подчинился барыне.Формируемые УУД:Познавательные: -научить умению находить ...