План-конспект урока чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида
материал (5 класс) по теме
Конспект урока по чтению для коррекционных школ 8 вида по теме: С. Есенин "Поет зима аукает..." Цель:знакомство со стихотворением. Задачи: учить элементам анализа, находить художественные средства языка. Развивать память, внимание, образное мышление, воображение, стремление к творчеству, эстетические потребности, речь, выразительное чтение. Воспитывать интерес к уроку чтения, любовь к природе, жалость, сострадание к животным зимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_kazanceva.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида учителя Казанцевой Ольги Евгеньевны
Тема: С. Есенин «Поет зима – аукает…».
Цель: знакомство со стихотворением С. Есенина «Поет зима – аукает…».
Задачи:
Учить элементам анализа стихотворения, находить художественные средства языка в стихотворении.
Развивать память, внимание, образное мышление, воображение, стремление к творчеству, эстетические потребности, речь, выразительное чтение.
Воспитывать интерес к уроку чтения, любовь к природе, жалость, сострадание к животным зимой.
Оборудование: музыкальная подборка песен на стихи Есенина «Клен ты мой опавший…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», портрет С. Есенина, детские рисунки к стихотворениям С. Есенина, иллюстрация И. И. Шишкина «На Севере диком», отрывок музыкального произведения В. Г. Свиридова «Вторая часть поэмы памяти С. Есенина», музыкальное сопровождение: звуки ветра, завывание вьюги.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Клен ты мой опавший,
Клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись
Под метелью белой?
- Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым!
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
- Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
- На чьи стихи вы прослушали отрывки из песен? Почему в народе этого поэта называют «певцом русской природы»?
2. Сообщение темы, цели и задач урока.
-Творчеству какого поэта посвящен урок?
Сегодня на уроке вспомним стихи Сергея Есенина, интересные моменты из его детства, познакомимся со стихотворением «Поет зима – аукает…», ответим на ряд вопросов по стихотворению, будем учиться работать над выразительным чтением этого стихотворения.
3. Вступительная беседа. Проверка домашнего задания.
-Какие стихотворения Сергея Есенина вы знаете? (Дети читают наизусть отрывки знакомых стихотворений, которые были подготовлены дома. На доске детские рисунки к стихотворениям С. Есенина, которые были нарисованы заранее).
-О чем эти стихотворения? (О природе).
-Какое определение подходит к стихам Есенина? (Певучие стихи. На многие стихи Есенина известные композиторы сочинили музыку).
-Что способствовало тому, что Есенин стал «певцом русской природы»?
Сообщение ученика.
Сергей Есенин родился в 1895 году (умер в 1925). Детство и юность провел среди красот русских полей и лесов. Есенин, будучи впечатлительным, не мог остаться равнодушным к этой красоте.
Любуясь картинами родной природы, он стремился передать свое восхищение красотой русской природы в своих стихах. Его стихи по сей день живут с нами, многие из них мы поем.
4. Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. Анализ зимнего пейзажа. (Иллюстрация И. И. Шишкина «На Севере диком»)
-Посмотрите на картину И. И. Шишкина «На Севере диком». Какое время года изображено? (Зима). Какое настроение вызывает у вас картина? Какие краски использует художник для передачи основной темы картины? Какова основная тема произведения живописи? (Зима). Что конкретно изображено на ней? (Зимний лес).
На этой картине изображен зимний лес. Все замерло. Застыли елочки под снежным покрывалом, неподвижным кажется воздух.
5. Прослушивание отрывка музыкального произведения В. Г. Свиридова «Вторая часть поэмы памяти С. Есенина».
-Какой характер музыки вы услышали?
-Какие картины промелькнули перед глазами?
6. Чтение стихотворения подготовленным учеником.
Послушайте, как певец русской природы, поэт Сергей Есенин, описал зимний лес в своем стихотворении «Поет зима – аукает…». После знакомства со стихотворением вы должны ответить, к какой части можно отнести эту картину в учебнике?
7. Анализ произведения. Первичная проверка понимания нового материала.
1.Поработаем над первой строфой. (Каждую строфу учащиеся читают про себя и вслух).
Как вы понимаете выражение «Поет зима – аукает…»? (Зимой метели, вьюги).
С кем сравнивает автор зиму? (С человеком).
Какие слова доказывают такое сравнение? (Зима поет, аукает).
«Мохнатый лес» - это какой лес? (На ветках иголочки, снег).
Как шумит лес? (Тихо, как мать, когда убаюкивает ребенка).
Как вы понимаете выражение «лес баюкает»? (Усыпляет).
Что значит «баюкает стозвоном сосняка»? (Сосны высокие, их много, верхушки задевают друг за друга, получается звон от многих сосен).
Итак, какую картину можно нарисовать по первой строфе?
2.Прочитайте про себя вторую строфу. Вслух.
Найдите строчки, в которых изображена метель. С чем она сравнивается? Почему? (С шелковым ковром. Ветер поднимает снег в воздух, как тонкий шелк).
Итак, какая погода описывается в стихотворении?
Найдите строчки, в которых говорится о воробышках. Как автор характеризует воробьев? («Игривые, «детки сиротливые»).
Как вы понимаете слово «игривые»? (Воробьи не сидят на месте, прыгают, как будто играют).
Почему воробышков сравнивают с «детками сиротливыми»? (Им холодно, они дрожат. Детям, у которых нет родителей, тоже не хватает тепла, только душевного).
Почему воробьи прижались именно у окна? (Они греются, потому что из дома идет тепло, они еще надеются, что человек их накормит, ведь сытому не так холодно).
8. Применение здоровьесбережения. Физкультминутка.
Еще раз прочтите вслух хором вторую строфу. Какой звук ясно слышится? (Звук [Р], что напоминает вам звук[Р]? (Рычание собаки). Порычите.
Почему автор использует слова, в которых часто встречается звук [Р]? (Чтобы ярче передать характер вьюги). А какой у вьюги характер? (Свирепый, беспощадный). Порычите грозно, постарайтесь передать голосом злость.
А сейчас представьте себя воробышками. Встаньте. (Музыкальное сопровождение: звуки ветра, завывание вьюги). Как вы себя чувствуете в такую вьюгу? Покажите, как вы замерзли. Что нужно сделать, чтобы согреться? (Попрыгать, полетать).
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей. (прыжки на месте)
Воробушек-пташка
Серая рубашка (руки на поясе, повороты туловища влево-вправо)
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей. (машем крылышками)
Ну что, воробьишки, согрелись? А теперь садимся на места и работаем дальше.
9. Проверка понимания учащимися нового материала. Анализ произведения.
3. Прочитайте про себя третью строфу. Вслух.
Как автор называет воробышков? (Пташки малые).
Как понимаете слово «пташки»? (Маленькие птички).
Как вы понимаете слово «озябли»? (Замерзли).
Как греются птички? (Жмутся друг к другу поплотней).
Почему воробышки замерзли? (Потому что на улице мороз и ветер, они голодные, усталые).
Какое чувство вызывают у поэта воробышки? (Чувства грусти, жалости).
Какие слова говорят о чувстве жалости поэта к воробьям? Как поэт называет воробьев? («Воробышки игривые», «детки сиротливые», «голодные», «усталые»).
Воробышки, детки, пташки. Какие суффиксы в этих словах? Какое значение несут эти суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное значение).
Почему Сергей Есенин использовал в стихотворении слова с этими суффиксами, а не назвал воробышков просто воробьями, детьми, птицами? (Через суффиксы в словах чувствуется отношение автора к воробьям, видна его любовь, жалость к этим птицам).
Найдите строчки, в которых описана вьюга. С кем сравнивает автор вьюгу? (Со злым человеком).
4.Прочитайте четвертую строфу. Вслух.
Почему «пташки дремлют у мерзлого окна»? (Потому что от окна идет тепло).
Что им снится? (Им снится весна).
Какой снится воробышкам в студеную зимнюю пору весна? («Прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна»).
Как вы понимаете эти стоки? (Весной ярко светит солнце).
Почему воробышкам снится весна? (Потому что зимой им холодно, а весной – тепло).
10. Закрепление нового материала. Вывод по анализу произведения.
Какова тема этого стихотворения? (Зима).
Главная мысль стихотворения? (Очень суровая зима. Птицам зимой голодно и холодно).
Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям?
Познакомившись с этим стихотворением, что вы можете сказать о Сергее Есенине как о человеке? (Сергей Есенин любил животных, птиц, жалел их).
Мог ли написать такие красивые строчки человек, который редко бывает в лесу? (Учитель зачитывает строчки из стихотворения).
Что может заставить человека часто бывать в лесу? (Любовь к природе).
Чтобы написать такие красивые стихи, мало просто любить природу, надо еще быть и наблюдательным, каким был Есенин.
Познакомившись со стихотворением Есенина, какие выводы вы для себя сделали?
11. Творческое применение и добывание знаний. Работа над выразительным чтением.
1. Подчеркнем карандашом слова, на которые падает логическое ударение. (Учитель читает, дети подчеркивают слова).
2. Карандашом отмечаем паузы. (// - точка; / - запятая).
3. С каким чувством будем читать о весне? (Мечтательно).
Как будем читать о воробьях? (Ласково, с жалостью).
Как прочитаем о вьюге? (Со злостью в голосе, громко).
4.Чтение хором.
Чтение квартетом.
Чтение втроем.
Чтение дуэтом.
Чтение одиночное.
12. Подведение итогов урока.
С каким стихотворением сегодня познакомились?
Кто его написал?
Как Сергея Есенина называют в народе?
Что хотел показать автор этим стихотворением?
Какое настроение появилось у вас от прочтения этого стихотворения?
13. Выставление отметок с комментарием.
14. Домашнее задание с элементами творческого подхода.
Выучить стихотворение наизусть. Попробовать пропеть его на любой лад, подобрав свой мотив.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока чтения и ИЗО в 5 классе коррекционной школы VIII вида
Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях VIII в...
Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)
В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...
Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида
Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...
Рабочая программа по развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида
Рабочая программа по развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...
Урок чтения и развития речи 6 класс коррекционная школа 8 вида Х.К.Андерсен "Ель"
План-конспект урока чтения в 6 классе коррекционнаяшкола 8 вида.Использованы стихи известных поэтов,слайды,видеомультфильм "Ель"....
Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида....
Рабочая программа по письму и развитию речи. 5 класс коррекционной школы VIII вида
Представлена рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида....