Конспект урока чтения и развития речи «Ночное приключение. Е.Кушак » 2 класс
методическая разработка по теме

Елена Алексеевна Юхтанова

Урок чтения и развития речи во 2 классе коррекционной школы направлен на развитие познавательных процессов: речи, памяти, внимания, мышления. Используются разнообразные методы работы: выборочное чтение, работа с иллюстрациями, выполнение заданий на сравнение, установление взаимосвязей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nochnoe_proisshestvie_e.kushak.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Юхтанова Елена Алексеевна

Учитель начальных классов

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная» (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида №3» г. Комсомольска –на- Амуре.

       

        

Тема: Е.Кушак

«Ночное приключение»  

2 класс

Цель:

  1. Познакомить с новым произведением;

Образовательная задача:

  1. Научить детей правильно и осознанно читать стихотворный текст.

Коррекционно-развивающая задача:

  1. Развивать артикуляционный аппарат через чтение чистоговорок;
  2. Развивать мышление и слуховое восприятие посредством отгадывания загадки;
  3. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
  4. Развивать и обогащать речь через воспроизведения словесного материала через задания: «Соотнеси слова друг с другом»;
  5. Развивать пространственную ориентацию через работу с картинками;
  6. Развивать память и внимание через задания: «Сравни снеговиков».

Воспитательная задача:

  1. Воспитание внимательного отношения к окружающей природе;
  2. Развитие познавательного интереса.

Оборудование:

Чтение: Учебник для 2 кл. специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида / Авт.-сост. С.Ю.Ильина.- 5-е изд., дораб.-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.-247с.:ил.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Форма урока: традиционная.

Методы обучения: репродуктивный, практический, проблемное изложение.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Межпредметные связи: окружающий мир, математика.

Дифференцированный подход: слабые ученики выполняют задания: «Соотнеси слова друг с другом»; индивидуальное чтение.

Ход урока:

I.Организация урока.

 1.Дыхательная гимнастика:

2. Речевая разминка.  

- К какому уроку приготовились? Как нужно читать? Перед чтением выполним дыхательную гимнастику.

-Сделать глубокий вдох через нос, выдыхать. Произнося следующие звуки: и,у,о,е,а,м.

Прочитаем чистоговорки:

Орка-орка-орка-крутая горка.

Ре-ре-ре- санки на горе.

 [и] влияет на мозг, зрение,слух;

 [е]-на горло; [о]-на сердце;

[у]-на живот;

[а]-на конечности;

[м]-на организм в целом.

II. Проверка домашнего задания.

-Как называется произведение, которое мы читали на прошлом уроке? Назовите жанр произведения.

- Кто автор стихотворения?

-Какое  стихотворение по настроению?

-Что удивительного происходит на Новый год?

- Чтение стихотворения по цепочке.

Полные ответы учеников.

III. Сообщение темы и цели урока.

2.Первичное чтение учителем

стихотворения.

3.Словарная работа:

   Чтение слогов со стечением  согласных:

4.Работа над стихотворением.

 Выборочное чтение.

1.Сегодня на уроке чтения мы познакомимся с новым стихотворением.

Прочитаем название стихотворения:

«Ночное приключение»

автор Е.Кушак

-Что такое приключение?

Приключение – это происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях (Словарь русского языка С.И.Ожегов).

-Как вы думаете, стихотворение с таким названием будет веселым или грустным?

-Отгадайте загадку, и вы узнаете, с кем произошло приключение:

Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа ловко,

Вставили морковку.

Глаза – угольки,

Ручки – сучки.

Холодная, большая –

Кто я такая? (Снежная баба).

- Чтение учителем. Проверка первичного восприятия.

- Понравилось вам стихотворение?

 Какое стихотворение: веселое или грустное?

-Кто нам рассказывает об этом происшествии?

-Что слепили дети из снега?

Дети  -   дет- во- ра

Какие это слова?

Кон-сер-в-ная  банка

сне                ска

сле        мча

вче        дво

      шля                 ста

-Дополните слог до слова.

1.Чтение стихотворения хором учащимися.

-Как выглядела снежная баба, которую слепили дети? Прочитайте.

-Что произошло со снежной бабой, когда дети ушли домой? Прочитайте.

 -Почему дети не смогли найти снежную бабу, которую слепили? Прочитайте.

(полные ответы детей на вопросы)

Дети слепили из снега снеговика.

Эти слова родственные.

(читает один ученик -потом читают хором)

Физминутка.

Связь с окружающим миром.

Как по- другому можно назвать снежную бабу?

-Какой лучше снег подходит  для лепки снежной бабы: сухой или мокрый?

-Зачем дети лепят снежную бабу? (Это зимние забавы).

-Сколько комков снега надо слепить для снежной бабы?

 

-Какие комки по величине? Почему большой ком внизу?

Сегодня из снежного

мокрого кома

Мы снежную бабу

слепили у дома.

Её улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка-

Увы! и нет  снеговика.

Дети воображают, что лепят снежный ком:

«Рисуют» руками три круга, начиная с маленького.

Широко улыбаются.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держа воображаемую метлу.

Медленно приседают.

Разводят руками, пожимают плечами.

8. Закрепление.

Работа с картинками.

1.Работа с 1 частью стихотворения.

-Кто на картинке в правом нижнем углу?

Соотнесите правильно слова  друг с другом и ответьте на вопрос:

 -из чего сделали дети снежную бабу?

шляпа            палки

нос                 мочалка

руки               ведро

метла             морковка

коса                метла

- Проверка. Чтение по цепочке 1 части.

2. Работа со 2 частью стихотворения.

-Что вы видите на картинке в верхнем левом углу?

 Найдите предложение к этой картинке.

 (Ах, как она мчалась с горы ледяной).

- Что еще делала снежная баба? Закончите предложения:

Гоняла метлой……(консервную банку).

Ловила шляпой…..(снежинки).

-С кем автор сравнивает снежинки? Почему?

- В какое время суток произошло  приключение со снежной бабой?

3.Работа с 3 частью стихотворения:

-Что вы видите на картинке в нижнем левом углу?

- В какое время суток искали дети снежную бабу?

-Соотнесите правильно слова  друг с другом и ответьте на вопрос:

-Что на следующее утро ребята увидели?

ведро                         возле беседки

метла                         на ветке

морковка                  посреди двора

мочалка                    в снегу

-Какое настроение было у ребят?

-А вам жалко снеговика?

-По названию стихотворения вы сказали, что стихотворение будет веселым. Изменилось ли ваше мнение после прочтения стихотворения?

(в начале стихотворение веселое, а в конце- грустное).

- Какие строчки вызывают у вас веселое настроение?  Прочитайте (Чтение 2 части по цепочке).

-Какие строчки вызывают у вас сожаление, грусть? Прочитайте (Чтение 3 части  по цепочке).

- Ребята, что в этом стихотворении правда, а что вымышленное?

Ответы учеников.

Работу выполняют слабые ученики и составляют предложение: шляпа из…

Снежинки сравнивают с бабочками.

Приключение со снежной бабой  произошло ночью.

Дети  искали снежную бабу утром.

Ученики выходят к доске, соединяют слова  и составляют предложение: Ведро нашли …

Ребята удивились, расстроились.

Развитие внимания.

-Сравните двух снеговиков.

(Ученик выходит к доске и называет отличия у снеговиков, используя слова: у снеговика справа …, а у снеговика слева…).

- На какую игрушку похож снеговик? (на пирамидку)

Итог урока:

Домашнее задание:

-Что понравилось на уроке?

Стр. 119-120       читать без ошибок, целыми словами

Слабые дети- читать без ошибок по слогам.

Приложение:

  1. Чистоговорки:

Орка-орка-орка - крутая горка.

Ре-ре-ре - санки на горе.

  1. Упражнение: «Соотнеси слова друг с другом».

шляпа                 палки

нос                     мочалки

руки                   ведро

метла                 морковка

коса                    метла

ведро                      возле беседки

метла                       на ветке

морковка                посреди двора

мочалка                   в снегу

3.Картинка: «Сравни снеговиков».

Используемые источники:

  1. Гусарова Н.Н.

Беседы по картинке: Времена года / Худ. И.Ф. Дукк. -2-е издание, переработанное. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. -24с.+ цв. вкладка 16с. – (Сер. «Библиотека программы «Детство»).

        2.Нищева Н.В.

                    Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой   гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2009.- 64с. 

       

                   3.Л.П. Уфимцева «Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта», журнал «Воспитание школьников с нарушением интеллекта» №6, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".

Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....

План-конспект урока чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Конспект урока по чтению для коррекционных школ 8 вида по теме: С. Есенин "Поет зима аукает..."  Цель:знакомство со стихотворением. Задачи: учить элементам анализа, находить художественные средст...

Конспект урока чтения и развития речи по произведению И. Соколова – Микитова «Зима в лесу» (4 класс)

Цель: познакомить учащихся с произведением  И. Соколова-Микитова «Зима в лесу».Задачи урока:1.     Дидактические:познакомить учащихся с содержанием рассказа;уточнить и расшири...

Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Конспект урока чтения и развития речи на тему "Дифференциация звуков и букв ж-ш" 1 класс

Урок проводился в 1 классе коррекционной школы. Он  построен в форме путешествия в сказку. Используется компьютерная презентация....

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.К.Андерсена "Снежная королева"

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...

Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе на тему: С. Михалков « Будь человеком»

Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе в специальной (коррекционной) школе 8 вида...