Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".
план-конспект урока на тему
Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_chteniyu_i_razvitiyu_rechi_5_klass.odt | 16.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".
Тема
О. Бондарчук «Слепой домик»
Тип урока
Изучение нового материала.
Цель
Познакомить с произведением О. Бондарчука "Слепой домик".
Задачи
Образовательные:
- познакомить учащихся с новым художественным произведением;
- отрабатывать навык правильного и выразительного чтения; готовить учащихся к чтению целым словом сложных по структуре слов.
- формирование умения работать с текстом.
Коррекционно-развивающие:
- уточнять и расширять словарный запас учащихся, развивать умение правильно объяснять значение слов;
- развивать эмоциональность школьников при ответах на вопросы;
- развивать связную устную речь пятиклассников в ходе обсуждения читаемого произведения.
- развитие потребности следовать высокому нравственному образцу.
работа над коррекцией речи, памяти, мышления, внимания, самоконтроля.
Воспитательные:
- воспитывать чувство уважения и сострадания к пожилым людям.
- воспитание умения вглядываться в собственную душу, сопереживать.
Оборудование:
портрет старого человека (любой),
рисунок дома со ставнями,
таблички со словами-настроениями (чувствами)
карточки для словарной работы,
ХОД УРОКА.
1. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЧТЕНИЮ НОВОГО ТЕКСТА.
а) Работа с портретом.
- Посмотрите внимательно на портрет.
- Что вы можете сказать об этом человеке?
б) Уточняющие вопросы учителя:
- Какую он прожил жизнь?
- Как это передал художник?
- Легко ли ему сейчас в старости жить?
- Почему?
- Что же имел в виду народ, создавая пословицу: «Старость - не радость?»
(позади долгая жизнь, потеря близких, болезни)
- Вы видели таких людей на улице?
- Чем мы можем облегчить их жизнь?
- Кто из героев прочитанных рассказов по-доброму, заботливо, милосердно
относился к старым людям?
- Какая душа у Саши Журавлева? («Будущий олимпиец»)
(добрая, милосердная, чуткая - умеет видеть чужое горе, сопереживать и помогать)
2.ЧТЕНИЕ РАССКАЗА УЧИТЕЛЕМ.
- Сегодня на уроке мы будем читать рассказ об отношении к пожилым людям. Автор этого рассказа О. Бондарчук, название рассказа написано на доске. Прочитайте его.
На доске тема урока: О. Бондарчук «Слепой домик».
- Скажите, рассказ с таким название будет грустным или веселым?
- Вы будете внимательно слушать и определять, какое настроение хотел передать нам автор. ( В процессе чтения демонстрируется домик со ставнями).
3.ВЫЯСНЕНИЕ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ РАССКАЗА.
- Какое настроение хотел передать нам автор этим рассказом?
- Почему так жалко старика и нам, и Роме?
- Как вы восприняли поступок Ромы?
4.ЧТЕНИЕ РАССКАЗА «про себя», его последующий анализ.
- Что удивило Рому в домике старика?
- Как он назвал этот домик?
- Как вы думаете, почему?
- Сколько действующих лиц в этом рассказе?
- Что нужно передать в голосе старика? (усталость, боль) Почему?
- Каким чувством должны быть наполнены слова Ромы?
(жалостью, состраданием, сочувствием)
5. ФИЗМИНУТКА
Упражнения для предупреждения зрительной утомляемости.
- Давайте сделаем небольшую ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ГЛАЗ.
1 упр. И.п. – руки на поясе.
Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки.
Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки.
2 упр. И.п. – облокотиться на спинку стула.
Зажмурить глаза, открыть.
3 упр. И.п. – сидя.
Круговые вращения глазами: 10 раз по часовой стрелке, 10 – против.
4 упр. И.п. – сидя.
Под счет от 1 до 4 смотреть прямо перед собой на доску, затем перевести взор на кончик носа.
5.ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА ПО ЧАСТЯМ.
Выявление чувств и настроений, передаваемых рассказом.
- Вы правильно сказали, что прочитанный рассказ вызывает грустное настроение. И Роме, и всем нам жалко старого, больного одинокого человека.
- Как же автор создает это настроение?
- Только ли разговором мальчика и старика? Или автор имеет какие-то «секреты», которые помогают ему поддерживать чувство жалости на протяжении всего рассказа?
- Давайте попробуем разгадать эти «секреты». Для этого надо внимательно вчитаться в текст и «подружиться» со словом.
- Начнем читать и найдем предложение, с которого начинается наша тревога « только у одного домика...». Передадим эту тревогу при чтении.
- Читаем текст дальше и находим слова, от которых становится особенно неуютно, жалость поселяется в душе. (3 абзац)
- Прочитаем еще раз этот абзац, передадим чувство нарастающей тревоги и появление жалости к старику.
- Читаем 4 абзац. Что вы ощутили от поступка Ромы? (теплоту, благодарность)
- А кто из героев сейчас испытывает те же чувства? (старик)
- Дальше действие переносится сразу в домик, но до него еще надо старику дойти. Автор как бы обрывает рассказ. Давайте подумаем, всмотримся в эту картину.
- Старик испытал сильное волнение, неожиданное облегчение, благодарность.
- Могли у него появиться на глазах слезы? (Человек, испытавший много горя, плачет и от радости)
- Читаем дальше. Помните о том, с какой интонацией мы должны читать слова старика и Ромы.
- Что вы испытывали вместе с Ромой, войдя в избу? (мрачное, холодное настроение).
- В каком предложении заключено любопытство Ромы?
- Какие чувства заставляют мальчика сказать, что он будет каждый день открывать и закрывать ставни?
-В конце текста есть важное, ключевое предложение, которое усиливает красоту поступка Ромы. Найдите его. («Никто не присылал»).
- Какие же чувства живут у Ромы в душе? (Жалость, чуткость, милосердие).
- Прямой или переносный смысл вкладывает мальчик в слова «слепой домик»?
- Каким стал домик с открытыми ставнями?(светлым, зрячим)
- Можно ли сказать, что такая же светлая, зрячая душа у Ромы? Докажите почему.
- Правильно. Когда ваша душа сумеет увидеть, понять чужую боль, у нее появится душевное зрение, она станет чуткой, милосердной, отзывчивой.
- В рассказе только два героя, о которых говорит автор. Но разве старик до прихода Ромы жил на необитаемом острове?
- Вокруг него не было соседей? О них ничего не рассказывает автор. А мы можем о них что-то сказать? Какие они? Почему? (слепые души, равнодушные, безразличные к чужому горю)
6. РАБОТА СО СЛОВАРЕМ, ОТРАЖАЮЩИМ ЧУВСТВА И НАСТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
(Учащиеся выбирают таблички и прикалывают их на доску в процессе решения вопроса. При отсутствии времени этот этап работы можно совместить с предыдущим.)
- Какие чувства передает в своем рассказе автор?
- Выберите таблички со словами (грусть, тревога, жалость)
- Какое настроение создает обстановка дома старика? (мрачное, холодное)
- Какие чувства испытывает старик к мальчику? (теплота, благодарность)
- Какие чувства свойственны душе Ромы? (жалость, сострадание, сочувствие)
7.ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ.
- А теперь почитаем по ролям и передадим все, что мы поняли об авторе и его героях.
8. ИТОГ УРОКА.
- С каким произведением познакомились сегодня?
- Ребята, является ли для вас Рома примером для подражания? Обоснуйте свой ответ.
- Какой вывод вы сделали для себя, прочитав этот рассказ?
- Что хотел сказать нам автор?
9. ЗАДАНИЕ НА ДОМ.
Пересказать историю от лица Ромы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока письма и развития речи "Повторение изученного по теме "Имя существительное".
В ходе урока проводится самостоятельная работа с использованием карточек с дифференцированным заданием, что соответствует особенностям каждой группе учащихся....
Урок чтения в 5 классе на тему "Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик»
Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....
Урок чтения и развития речи 4 класс. Тема: Е. Пермяк «Самое страшное» и презентация к уроку.
На уроке показаны различные способы активизации учебно-познавательной деятельности через игровые и информационные образовательные технологии, повышения интереса учащихся к познанию действительности и ...
конспект открытого занятия по развитию речи вне класса по теме "Я и мои права"
на занятии идет закрепление знаний учащихся об ООН и принятых ею документах, о Конвенции прав ребенка, о единстве прав и обязанностей в обществе. Занятие проводится в форме игры КВН...
Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: «Выразительные возможности натюрморта». Экспериментальный натюрморт (выполненный губкой по трафарету).
Конспект урокапо изобразительному искусству в 6 классена тему: «Выразительные возможности натюрморта».Экспериментальный натюрморт (выполненный губкой по трафарету)....
Конспект урока письма и развития речи (7 класс)
Конспект урока по теме "Согласование имён прилагательных и именами сушествительными" (7класс)...
План - конспект урока русского языка (развитие речи) 5 классе. Тема: Рассуждение как тип речи.
В период обучения русскому языку в ООШ следует осозновать, что необходимо вести системную работу по развитию речи. Данный урок включает разные виды деятельности, обогащает словарный запас,...