Технологическая карта урока «Н. С. Гумилёв. Поэзия и судьба»
методическая разработка по литературе (11 класс)
Урок литературы был проведён в 11 классе по УМК С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. Согласно рабочей программе тема урока «Н. С. Гумилёв. Поэзия и судьба»
Цель урока: Расширить знания обучающихся о жизни и творчестве Н. С. Гумилёва.
Пробудить интерес к личности поэта, создать представление о её оригинальности, многогранности.
Побудить детей к сопереживанию, сочувствию судьбе и произведениям поэта.
Задачи урока:
Ι. Образовательные: познакомить учащихся с биографией Н. С. Гумилёва; формировать умение анализировать лирический художественный текст (проблематика, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов); развивать умение выражать свои мысли, делать выводы; формировать представление о лирических героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстраций); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа лирического героя (умение видеть мир чувств и переживаний); формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям лирического произведения, способствуя развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развивать умение обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку; отношение к свободе, как к некой высшей ценности, которая определяет духовный мир людей.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание правильного отношения к чувствам другого человека, душевную чуткость и внимание; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;
– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение инсценировать;
– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.
Методы: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.
Приемы: диалог, выразительное чтение, фронтальный опрос, самостоятельная подготовка сообщения, работа в группах.
Средства обучения: компьютер, заготовка литературного журнала, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Н. С. Гумилёв. Поэзия и судьба»
Давыдова Надежда Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
ОБОУ «Лицей-интернат пос. им. Маршала Жукова»
Конспект урока
ФИО учителя: Давыдова Надежда Валентиновна
Место работы: ОБОУ «Лицей-интернат пос. им. Маршала Жукова»
Класс: 11Б
Предмет: Литература
Тема: «Н. С. Гумилёв. Поэзия и судьба»
Время проведения: 2 урока
Тип урока: урок изучения нового материала (урок освоения новых знаний)
Цель урока: Расширить знания обучающихся о жизни и творчестве Н. С. Гумилёва.
Пробудить интерес к личности поэта, создать представление о её оригинальности, многогранности.
Побудить детей к сопереживанию, сочувствию судьбе и произведениям поэта.
Задачи урока:
Ι. Образовательные: познакомить учащихся с биографией Н. С. Гумилёва; формировать умение анализировать лирический художественный текст (проблематика, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов); развивать умение выражать свои мысли, делать выводы; формировать представление о лирических героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстраций); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа лирического героя (умение видеть мир чувств и переживаний); формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям лирического произведения, способствуя развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развивать умение обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку; отношение к свободе, как к некой высшей ценности, которая определяет духовный мир людей.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание правильного отношения к чувствам другого человека, душевную чуткость и внимание; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;
– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение инсценировать;
– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.
Методы: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.
Приемы: диалог, выразительное чтение, фронтальный опрос, самостоятельная подготовка сообщения, работа в группах.
Средства обучения: компьютер, заготовка литературного журнала, презентация.
Технологическая карта урока (урок рассчитан на 2 часа, приводится первая часть урока)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный. Цель: создание условий для осознанного восприятия нового материала. | Психологический настрой учащихся на урок. Проверка готовности необходимой к уроку литературы. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; регулятивные: саморегуляция. |
2. Мотивация учебной деятельности. | Многие писатели занимались не только творчеством в чистом виде, но и издательской деятельностью. Ребята, а вы помните писателей, которые издавали журналы? Сегодня я предлагаю вам создать свой собственный литературный журнал, который будет посвящен одному очень известному представителю Серебряного века. Несмотря на то, что тема наших журналов одна и та же, я уверена, что ваши работы будут отличаться друг от друга. Ведь в первую очередь – это ваше творчество, ваше понимание личности | Называют писателей 19 и 20 веков, которые занимались издательской деятельностью. | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение); участие в дискуссии; высказывание о писателях и их деятельности; личностные: формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения; регулятивные: целеполагание. |
3. Постановка учебной задачи, целеполагание (формулировка темы урока). | Знакомство со структурой журнала. Названием наших журналов станет тема сегодняшнего урока. Давайте определим ее вместе. Наш журнал будет посвящен видному деятелю серебряного века, поэту, путешественнику, родоначальнику акмеизма. Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. Запишите тему в место для заголовка. Ставит перед учащимися учебную задачу: - Сформулируйте цель сегодняшнего занятия. Запишите ее в поле «сегодня нам предстоит» | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные формулировки темы и цели. Записывают тему и цель урока в журнал. | коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; регулятивные: целеполагание; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации. |
4. Актуализация имеющихся знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | Мы уже немного знакомы с личностью Н. С. Гумилёва. Запишите, пожалуйста, буквально в нескольких словах, кто же такой Николай Степанович. В ваших формулировках встретились такие понятия как «Серебряный век» и «акмеизм». Уточните, пожалуйста, устно, что же такое «Серебряный век», какие литературные течения характерны для этого времени, в чем состоял конфликт между символизмом и акмеизмом. | Записывают краткую информацию о поэте. Отвечают на поставленные вопросы. | личностные: умение выражать своё отношение к историческим личностям, поступкам, событиям; познавательные: умение работать с разными источниками информации; регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе пройденного материала. |
5. Первичное усвоение новых знаний. | С чего мы обычно начинаем наше знакомство с литературными деятелями? Почему хроника жизни писателя необходима для понимания его творчества? С хроникой жизни Николая Степановича нас познакомит наш специальный корреспондент Анастасия Ращинская. | Ученики отвечают на поставленные вопросы. Сообщение ученика «Хроника жизни Н. Гумилёва», подготовленная по материалам мультимедийного приложения к УМК. Обучающиеся слушают выступления, записывают основные положения на странице «Хроника жизни» | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
Динамическая пауза | Контролирует проведение динамической паузы | Все ученики встают из-за парт, потягиваются, закрывают глаза, представляют картины природы, о которых рассказывает один из одноклассников. | коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: внимание, уважение к окружающим; регулятивные: саморегуляция. |
6. Проблемное объяснение нового. | Проводит эвристическую беседу по проблемному объяснению нового знания: Мы познакомились с основными важными датами жизни Гумилёва. Но есть ли аспекты жизни поэта, которые требуют более детального рассмотрения, факты которые бесспорно повлияли на творчество Гумилёва? | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, аргументируют. Запись сформулированного плана урока в поле «Сегодня в номере» | коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные: умение выражать своё отношение к событиям; познавательные: поиск и выделение в тексте необходимой информации. |
7. Первичная проверка понимания. | Обратите внимание на третью страницу вашего журнала, на ней располагается стихотворение «Жираф». Какие факты из жизни поэта помогут нам лучше понять это красочное произведение? О любви Гумилёва к путешествиям расскажет наш корреспондент Владимир Стёпкин. Теперь, когда мы знаем о страсти Гумилёва к путешествиям, мы можем выразительно прочитать стихотворение «Жираф». Понравилось ли вам это стихотворение? В чем состоит его оригинальность? | Ученики отвечают на поставленные вопросы. Записывают основные положения в специально отведенное поле. Выразительное чтение стихотворения. Составление вопросов по произведению. Ученики отвечают на вопросы одноклассников. | личностные: умение выражать своё отношение к событиям; формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания; коммуникативные: умение вступать в диалог с автором произведения; строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач познавательные: умение на основе анализа текста делать выводы; осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь. |
8. Закрепление материала в ходе представления результатов собственной деятельности. | Ребята, составьте и запишите вопросы, которые помогут определить тему и идею стихотворения «Жираф». Давайте озвучим получившиеся вопросы и постараемся на них ответить. К какому выводу мы пришли в ходе проделанной работы? Сформулируйте и запишите вывод самостоятельно. Оформите страницу вашего журнала , опираясь на свои впечатления от стихотворения. | Обсуждение и поиск общего решения в группе, представление результатов работы в группе. | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение на основе анализа текста создавать интерпретации, делать выводы; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи; коммуникативные: умения слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме; работать в группе; личностные: формирование нравственной позиции учащихся на основе сопереживания; формирование навыков развернутого анализа. |
9. Планирование дальнейшей работы, мотивация учебной деятельности | Ребята, смогли ли мы полностью добиться поставленной цели? Посмотрите внимательно на следующие страницы журнала, а каких событиях мы будем разговаривать на следующем уроке (следующий урок состоится в этот же день)? Обратите внимание, в дальнейшем ваше работа станет еще серьезнее, и вы самостоятельно будете подбирать литературный материал, иллюстрирующий этапы жизни Николая Степановича. | Выполнение теста с последующей самопроверкой (на сайте можно посмотреть статистику правильных и неправильных ответов). | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; личностные: формирование навыков самооценки. |
10. Итоги урока. Оценки. Рефлексия. Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Подводит итоги урока: Какое впечатление у вас начало складываться о Н. С. Гумилёве? Какие этапы жизни поэта вам наиболее интересны и почему? Организует рефлексию обучающихся по поводу их эмоционального состояния, деятельности на уроке: Запишите свои впечатления от урока на отдельных листочках, в начале перемены прикрепите их к нашей доске рефлексии. | Осуществляют самооценку работы, используя лист оценивания. Заполняют рефлексивный бланк. | регулятивные: формирование навыков рефлексии. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: сравнение, оценивание. |
11. Домашнее задание Цель: Включение новых знаний в систему изученного материала. | Информирует учащихся о домашнем задании: предлагает составить макет личной страницы Н. С. Гумилёва в «ВК» или проанализировать понравившееся стихотворение. | Записывают домашнее задание, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить. Анализируют стихотворение или разрабатывают макет личной страницы. | коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Пояснительная записка к уроку "Тема одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова"
Технологическая карта к уроку и пояснительная записка....
Технологическая карта урока. 5 класс " Старина город Помпеи и его судьба"
Формирование ключевых языковых компетенций на уроке английского языка.Формирование культурных компетенция учащихся посредством их ознакомления с другой культурой в иной исторической реальности....
Технологическая карта урока "Серебряный век" русской поэзии в музыке 21 века
Данный урок разработан для учащихся 9 класса средних общеобразовательных школ. ...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности
В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии....
Технологическая карта . Урок 65. В.Г.Короленко. В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ. ДВЕ СЕМЬИ-ДВЕ СУДЬБЫ.Урок общеметодологической направленности 5 класс
Технологическая карта . Урок 65. В.Г.Короленко. В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ. ДВЕ СЕМЬИ-ДВЕ СУДЬБЫ.Урок общеметодологической направленности 5 класс...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Краткие сведения о Н.В. Гоголе. Малороссия в жизни и судьбе писателя».
Технологическая карта урока, составленная в соответсвии с ФГОС ООО. Содержит материалы для сообщений о жизни Н.В.Гоголя. В урок включены задания, позволяющие развивать умение выделять в тексте г...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе "Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов 19 века"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Этот урок открытия нового знания о поэзии, продолжает серию уроков, обучающих анализу стихотворного текста. Использованы различные формы о...