Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Краткие сведения о Н.В. Гоголе. Малороссия в жизни и судьбе писателя».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Технологическая карта урока, составленная в соответсвии с ФГОС ООО. Содержит материалы для сообщений о жизни Н.В.Гоголя. В урок включены задания, позволяющие развивать умение выделять в тексте главную информацию, систематезировать материал, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biografiya_gogolya.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы
в 5 классе по теме «Краткие сведения о Н.В. Гоголе. Малороссия в жизни и судьбе писателя»
- Цель деятельности учителя:
- Тип урока: урок открытия новых знаний.
- Планируемые образовательные результаты.
- Предметные: познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Н.В.Гоголя, оказавшими влияние на становление личности писателя и его творчество; познакомить с историей создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»; формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, Формировать умение работать с учебником и иллюстрациями; воспитывать интерес к личности и творчеству Н.В.Гоголя.
Метапредметные: развитие навыков само- и взаимоконтроля, умение выделять существенное в тексте. Формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.
Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.
- Методы и формы обучения: эвристическая беседа, исследовательская работа с текстом, индивидуальная работа.
- Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
- Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация.
- Основные понятия: фантастика, повесть.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока. | Дома, вы должны были прочитать повесть «Ночь перед Рождеством». Кто является автором этого произведения? А известно ли вам что-нибудь об авторе этого произведения? О чем сегодня мы будем говорить на уроке? Какова тема урока? Цели. | Устные ответы учащихся, формулирование темы урока, целей, задач. | Р: Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. |
2. Сообщения учащихся о жизни писателя. | Биография Н.В. Гоголя 1 ученик Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы на границе Миргородского уезда Полтавской губернии. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, умер, когда сыну было 15 лет. Василий Афанасьевич получил образование в полтавской духовной семинарии, рано вышел в отставку. Он обладал даром весёлого рассказчика, и к нему часто съезжались гости. Мать Гоголя Мария Ивановна, в девичестве Косяровская, была выдана замуж в возрасте четырнадцати лет. Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке украинского быта, как панского, так и крестьянского. 2 ученик В возрасте десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву к одному из местных учителей, для приготовления к гимназии; затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине. Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности. 3 ученик В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. В Петербурге он первое время держался общества земляков, состоявшего отчасти из прежних товарищей. Он понял, что Малороссия возбуждает живой интерес не только среди украинцев, но также и среди русских. | Чтение сообщений, демонстрация презентации. Класс слушает, делает короткие записи. | К: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. П: Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато выборочно. |
3. Беседа | Что вам стало известно о писателе? Какой была жизнь писателя в деревне? Что вы можете сказать об успехах Н.В.Гоголя в гимназии? Что ожидало Н.В. Гоголя в Петербурге? Что такое Малороссия? | Устные ответы | П: Строить рассуждения К: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации |
4.Сообщение учителя | Малая Русь, Малая Россия, Малороссия — историческое название ряда регионов на территории современной Украины. Появилось в началеXIV века как византийское церковно-административное определение Галицко-Волынского княжества. С XVI века название всех русских земель в составе Речи Посполитой (позже из них выделили Белую Русь). С XVII века Малороссия — одно из официальных названий Гетманщины. В дальнейшем использовалось для обозначения исторического региона Российской империи и Малороссийской губернии. После Октябрьской революции термин оказался фактически под запретом. | Ученики слушают, делают записи. | П: Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато выборочно Л: формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков. |
5. Беседа | Как вы считаете какую роль сыграла Малороссия в жизни автора? Воспоминания о людях, об их быте и жизни легли в основу произведения. | Устные ответы и рассуждения: | П: Строить рассуждения К: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации |
| Повесть «Ночь перед Рождеством» входит в цикл повестей Вечера на хуторе близ Диканьки». Также в цикл этот входят повести «Сорочинская ярмарка» «Вечер накануне Ивана Купалы» «Майская ночь, или Утопленница» «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством» «Страшная месть» «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» «Заколдованное место». Первая часть «Вечеров…» была готова летом 1831 года. В начале сентября 1831 года книга выходит из печати и поступает в книжные магазины. Хвалебные отзывы, «Вечера…» идут нарасхват. | Ученики слушают, делают записи. | П: Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато выборочно Л: формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков. |
7.Эмоциональное восприятие, беседа по содержанию произведения | Как отозвался Пушкин о «Вечерах»? Вы прочитали произведение. Понравилась вам повесть? Чем? Блиц-опрос
| Самостоятельная работа с учебником. Отвечают на вопросы по содержанию, составляют вопросы. | |
| Игра «Задайте мне вопрос» | Каждая группа составляет вопросы по содержанию повести для другой группы. | К: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля. Выступать перед аудиторией сверстников. Формирование умения работать в группе. |
| Заметили ли вы что-то необычное в повести, Что-то особенное? Действительно, в повести соединяется реальность и фантастика. Что значит фантастика? Как вы думает? Фантастика – изображение необычных сказочных, неправдоподобных явлений. Какие явления вам показались неправдоподобными, фантастичными? А что, на ваш взгляд вполне реально? «Вечера…», несмотря на всю свою сказочность, получились удивительно реалистичными – в дело пошли не только сведения, присланные родными, но и труды по этнографии, лингвистические статьи и даже трактаты по колдовству. Сам Гоголь признавался, что не может придумывать сюжеты из ничего, ему необходима была некая канва, которую он с удивительной точностью и мастерством разворачивал в завораживающее повествование. Вывод: Итак, мы познакомились с биографией Николая Васильевича Гоголя и историей создания «Вечеров». И мы видим, что в творчестве писателя очень часто находят отражение воспоминания автора из детства и юности, легенды и сказки некогда им услышанные. А иногда и в основу произведения положены реальные исторические события. | Устные ответы учащихся | П: Строить рассуждения. К: уметь излагать свою точку зрения и обосновывать ее; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зарения. Л: Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков. |
| Прием неоконченного предложения | ||
| Индивидуальное задание: сообщения о черте, ведьме, колядках, колдуне. Пересказ эпизода полета Вакулы на черте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока в 4 классе по теме "Краткие формы вспомогательных глаголов"
Данная технологическая карта разработана на основе УМК "Английский с удовольствием" Биболетовой З.И. и Трубанекой Н.Н., предполагает использование на уроке материалов обучающей компьютерной программы ...
Технологическая карта урока в 5 классе на тему "Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"
В плане расписаны все этапы современного урока, отвечающего требоаниям ФГОС. В нетрадиционной форме представлен этап актуализации знаний, также урок включает работу с интерактивной доской....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...
Технологическая карта урока литературы 10 класс по теме "Душа народа русского..." Н.А.Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо?"
Урок-исследование по тексту поэмы А.Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...
И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.
Урок: ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра...
технологическая карта урока биологии 5 класс по теме "Жизнь в морях и океанах"
Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Жизнь в морях и океанах" Технологическая карта соответствует программе Сонина Н.И.....
Технологическая карта урока в 8 классе на тему: «Он – как вода, принимающая форму любого сосуда» (Юрий Манн). Образ Хлестакова в произведении Н.В. Гоголя «Ревизор».
Технологическая карта урока в 8 классе на тему: «Он – как вода, принимающая форму любого сосуда» (Юрий Манн). Образ Хлестакова в произведении Н.В. Гоголя «Ревизор»....
- Мне нравится (1)