Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta-lermontov_hetagurov.docx | 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме:
Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности.
Тема у рока | Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности.
|
Учитель | Бузарова Эвелина Георгиевна |
Место работы | МБОУ ООШ ст.Ново-Осетинской Моздокского района РСО- Алания |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Класс | 8 |
Место проведения урока | Кабинет русского языка и литературы |
Цель урока | Продолжить знакомство учащихся с творчеством поэтов; выделить основные направления и темы творчества; совершенствовать умение анализировать поэтический текст; развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово; развивать культуру общения и речи |
| Познавательные УУД: расширить знания учащихся о биографиях поэтов М.Ю.Лермонтова и К.Л.Хетагурова; показать своеобразие творчества поэтов; определить основные темы творчества. Коммуникативные УУД: развитие речи и творческою мышления обучающихся; формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как умение строить собственное устное высказывание). Личностные УУД: умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль: развивать художественно - творческие и познавательные способности; навыки анализа текста, выразительного чтения. а также живого интереса к изучаемому; продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание. Регулятивные УУД: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать. |
Оборудование | портреты М.Ю.Лермонтова и К.Л.Хетагурова , репродукции картин М.Ю.Лермонтова и К.Л.Хетагурова |
|
|
Этапы учебного занятия | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемые результаты |
1.Организационный | Организовать внимание уч-ся, психологически подготовить уч-ся к общению на уроке | 1.Приветствие уч-ся; 2.Проверка готовности к уроку. 3.Пожелание совместной плодотворной работы 4.Комментирование высказываний о М.Лермонтове и К.Хетагурове Коста Хетагуров является своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа. Какую силу любви к своему народу нужно иметь, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и прозаиком, и драматургом, и театральным деятелем, и художником, и публицистом, и общественным деятелем. Коста Хетагуров был истинным сыном своего народа, он отражал его думы и чаяния, творчество его было глубоко национальным. Имя Коста ... войдет в ряд самых высоких имен человечества. Осетинский народ может гордиться тем, что в сокровищнице многоцветной культуры России будут играть краски и цвета, вызванные к жизни таким художником, как Коста Хетагуров. А. А. ФАДЕЕВ . 1959г. Он любил отчизну. Был по-настоящему красивым человеком, гордым, умным, независимым. Он был любящим сыном, заботливым и преданным внуком. Он был профессиональным военным, талантливым командиром, отважным офицером. Он был гениальным писателем, художником, творцом нового, философом и провидцем, умеющим смотреть ретроспективно и видящим далеко вперед. Он предсказал то время, до которого мы еще не дожили. Поэтому многое в его творениях остается до сих пор не понятным, или понятным не верно. Н.Н. ГЕ (1831 — 1894) | 1.Психолого – эмоциональный настрой на урок. 2.Слушают учителя. | Создание доброжелательной атмосферы и делового настроя. |
2.Проверка домашнего задания | Анализ и обсуждение творческих работ обучающихся /рефераты о жизни и творчестве поэтов М.Лермонтова и К.Хетагурова/ | Организует учебную деятельность уч-ся | Несколько уч-ся читают творческие работы. Другие слушают, анализируют, при необходимости корректируют. | Тексты творческих работ построены в соответствии с требованиями к построению реферата , разнообразны по использованию выразительных средств. |
3.Подготовка уч-ся к работе на основном этапе | Обеспечить включение уч-ся в совместную деятельность, принятие ими целей урока | Учитель обращает внимание уч-ся на портреты поэтов, просит вспомнить, с какими произведениями уже познакомились, какие проблемы поднимают авторы в своих работах. Совместное целеполагание | Уч-ся вспоминают, что знакомы с произведениями М.Лермонтова «Парус», «Бородино»,стихотворением К.Хетагурова «Мать сирот» говорят, о чем этот сказ. Участвуют в целеполагании к уроку. | Определены цели деятельности, сформулированы условия взаимодействия |
4. Изучение нового материала. | 1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала уч-ся. 2.Актуализировать опыт уч-ся по изучению нового материала. 3. Развивать навыки анализа текста, выразительного чтения: - Объяснить значение выражений.
- Установить правильность, полноту и осознанность выполнения задания уч-ся | 1.Вступительное слово учителя. 2.Организует беседу о биографии поэтов: 1) Что вы узнали о детских годах поэтов? 2) Какие качества характера сформировались у них в детстве? 3) Какое из них вам особенно импонирует? 4) Что особенно дорого писателям из детских лет? 5)Какой факт из биографии К.Хетагурова связан со станицей Ново-Осетинской Моздокского района РСО -Алания/К.Хетагуров приезжал в качестве почетного гостя на свадьбу к основоположнику дигорской литературы Б.Гуржибекову/ 3.Организует словарную работу: просит объяснить значение следующих выражений: «немая скорбь», «надтреснутая лира», « тайники души», «всевиденье пророка» Отвечают на вопросы 1)каким видят предназначение поэта М.Лермонтов и К.Хетагуров 4.Организует групповую и индивидуальную работу уч-ся, в ходе которой следует подготовить вопросы по стихотворениям «Поэту -мечтателю» К .Хетагурова, «Пророк»М.Лермонтова и индивидуальное задание и выписать из текста изобразительно-выразительные средства языка/эпитеты, метафоры, сравнения, примеры инверсии/ 5.Организует беседу по вопросам, составленным учениками. 6.Организует реализацию индивидуального задания | Два ученика читают стихотворения М.Лермонтова ,К.Хетагурова, остальные слушают. 2.Отвечают на вопросы. Слушают. 3.Объясняют значение выражений. Слушают. 4.Выдвигают формулировку вопросов, фиксируют предлагаемые варианты. учащихся работают с текстами, находят строки, характеризующие роль поэта в обществе, составляют таблицу Везде, для всех я песнь свою слагаю, Везде разврат открыто я корю И грудью грудь насилия встречаю, И смело всем о правде говорю/К.Хетагуров/ С тех пор ,как высший судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все близкие мои Бросали бешено каменья/М.Лермонтов/ Представители групп (пятеро уч-ся) задают вопросы по главам, остальные уч-ся слушают и отвечают на поставленные вопросы. Вопросы к стихотворению К Хетагурова «Поэту- мечтателю» - Каким видит Хетагуров предназначение поэта? На что поэт, по-вашему, имеет право? - Какие черты характера самого Хетагурова можно заметить при анализе этого стихотворения?
Вопросы к стихотворению М.Лермонтова «Пророк» : - Почему люди озлобились на пророка?/Он указывает людям на их недостатки, в том числе и тайные, людям это неприятно/ - Почему нужно «провозглашать любви и правды чистые ученья»?/общество несовершенно и кто-то должен об этом говорить, чтобы попытаться исправить его/ О чем это говорит?/Об активной гражданской и жизненной позиции Лермонтова/ : - Что вышло из благородных порывов пророка/Ему пришлось покинуть общество-оно еще не готово измениться, но его возвращение неизбежно/ - Какой смысл вложен во фразу «Бог гласит его устами»?/Предназначение поэта очень высоко, оно близко к Божьему проведению/ - Прокомментируйте слова «Мне тварь покорна там земная, и звезды слушают меня»/в условиях естественной природы пророку легче, он отдыхает с ней душой/ - Верил ли автор, что пророку удастся убедить людей?/Да, иначе он не обратился бы к этой теме/ Что общего в этих двух стихотворениях?/В силу своей одаренности, поэты остро чувствуют несовершенство мира, Их собственная жизнь подвиг, образец служения своему народу, поэтому они имеют право предъявлять высокие требования к своим современникам/ 6.Один ученик отвечает, другие слушают, при необходимости дополняют ответ одноклассника.
| Учатся воспринимать художественное слово. Сформулированы грамотные ответы на поставленные вопросы. Правильность, полнота, действенность знаний уч-ся: значения выражений объяснены правильно, использованы правильные обороты устной речи. Закрепление навыка работы с текстом художественного произведения: сформулированы вопросы по главам.
Звучат правильно сформулированные вопросы по главам. Ответы уч-ся полные, последовательные, с примерами из текста, которые зачитываются. Закрепление навыка нахождения средств выразительности: правильно выбраны пословицы и фразеологические обороты из текста, которая доказывает умение работать с текстом художественного произведения |
5. Закрепление изученного материала. | - Обеспечить восприятие текста статьи учебника, диалог по ее обсуждению. | 1.Организует работу уч-ся с учебником. Чтение статьи учебника «М.Ю.Лермонтов», (стр.229) 2. Слово учителя: В.Г.Белинский писал: « …Он поэт русский в душе- в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни » - Как вы понимаете эту фразу?/Лермонтов любит родину, ценит её прошлое(«Бородино»),беспокоится о её будущем. | Учащиеся по абзацам читают текст: один читает, а другие следят по тексту. Ученики слушают, отвечают на поставленный вопрос. | Выразительное чтение текста , осмысление прочитанного. Уметь выявить нравственную проблему произведения, знать о назначении литературы и писательского труда в жизни. |
6. Обобщение и систематизация знаний. | Обеспечить формирование целостной системы знаний о творчестве поэтов, о нравственных проблемах, которые поднимаются писателями в произведениях. | Организует беседу по вопросам учебника (стр.26). Дополнительные вопросы: - В каких произведениях поднимаются проблемы, сходные с проблемами, затронутыми М.Лермонтовым и К.Хетагуровым?/А.Пушкин, Н.Некрасов, - В чем актуальность темы?/Поэты затрагивают «вечные» темы, они актуальны и сейчас/ | Ученики отвечают на поставленные вопросы. | Активная и продуктивная деятельность учащихся. Даются полные связные ответы на вопросы. Учащиеся рассуждают по поднятой в рассказе нравственной проблеме: ответственности за свои поступки не только перед собой, но и перед людьми. |
7.Информация о домашнем задании | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Учитель сообщает домашнее задание: 1) - посмотреть фильм «Лермонтов»(1986 г.режиссер Н.Бурляев),написать отзыв. 2) Сравнить стихотворение М.Лермонтова «Казачья колыбельная» и стихотворение К.Хетагурова «А-ло-лай»,проанализировать указать сходства и различия | Записывают задание в дневники. | Мотивирование на выполнение домашнего задания. |
8.Подведение итогов занятия | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Оценка работы класса в целом и отдельных учащихся. | Оценка работы класса в целом и своей работы на уроке. | Объективность качественной оценки. Уметь обосновать выбор оценки. |
9.Рефлексия | Вызвать желание у учащихся оценить свое психоэмоциональное состояние, свою мотивацию, свою деятельность и взаимодействие с учащимися и учителем. | Предлагает рассмотреть репродукции картин М.Лермонтова и К.Хетагурова , соответствующие их психоэмоциональному состоянию. | Уч-ся выбирают картины, комментируют свой выбор. | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и состояния. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
технологическая карта урока литературы 5 класс
Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...