Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Бузарова Эвелина Георгиевна

В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta-lermontov_hetagurov.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Технологическая карта урока   литературы в 8 классе по  теме:

Михаил Юрьевич Лермонтов и  Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности.

                                 

Тема у рока

Михаил Юрьевич Лермонтов и  Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности.

 

Учитель

Бузарова Эвелина Георгиевна

Место работы

МБОУ ООШ ст.Ново-Осетинской Моздокского района РСО- Алания

Должность

Учитель русского языка и литературы

Класс

8

Место проведения урока

Кабинет   русского языка и литературы

Цель урока

 Продолжить  знакомство учащихся с творчеством поэтов;  выделить основные направления и темы    творчества; совершенствовать умение анализировать поэтический текст; развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово; развивать культуру общения и речи

 

Познавательные    УУД: расширить знания учащихся о биографиях  поэтов М.Ю.Лермонтова и К.Л.Хетагурова;

                                         показать своеобразие творчества поэтов;

                                         определить основные темы творчества.

Коммуникативные УУД: развитие речи и творческою мышления обучающихся; формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как умение строить собственное устное высказывание).

Личностные УУД: умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль: развивать художественно - творческие и познавательные способности; навыки анализа текста, выразительного чтения.

 а также живого интереса к изучаемому; продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли  в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.

Регулятивные УУД: формирование   способности  принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать.

Оборудование

портреты  М.Ю.Лермонтова  и К.Л.Хетагурова , репродукции картин   М.Ю.Лермонтова  и К.Л.Хетагурова

 

 

 

 

Этапы учебного занятия

      Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемые результаты

1.Организационный

Организовать внимание уч-ся, психологически подготовить уч-ся к общению на уроке

1.Приветствие уч-ся;

2.Проверка готовности к уроку.

3.Пожелание совместной плодотворной работы

4.Комментирование высказываний  о М.Лермонтове и К.Хетагурове

Коста Хетагуров является своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа. Какую силу любви к своему народу нужно иметь, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и прозаиком, и драматургом, и театральным деятелем, и художником, и публицистом, и общественным деятелем. Коста Хетагуров был истинным сыном своего народа, он отражал его думы и чаяния, творчество его было глубоко национальным. Имя Коста ... войдет в ряд самых высоких имен человечества. Осетинский народ может гордиться тем, что в сокровищнице многоцветной культуры России будут играть краски и цвета, вызванные к жизни таким художником, как Коста Хетагуров. А. А. ФАДЕЕВ . 1959г.

Он любил отчизну. Был по-настоящему красивым человеком, гордым, умным, независимым. Он был любящим сыном, заботливым и преданным внуком. Он был профессиональным военным, талантливым командиром, отважным офицером. Он был гениальным писателем, художником, творцом нового, философом и провидцем, умеющим смотреть ретроспективно и видящим далеко вперед. Он предсказал то время, до которого мы еще не дожили. Поэтому многое в его творениях остается до сих пор не понятным, или понятным не верно. Н.Н. ГЕ (1831 — 1894)

1.Психолого – эмоциональный настрой на урок.

2.Слушают учителя.

Создание доброжелательной атмосферы и делового настроя.

2.Проверка домашнего задания

Анализ и обсуждение   творческих работ обучающихся  /рефераты о жизни и творчестве поэтов М.Лермонтова и К.Хетагурова/

Организует учебную деятельность уч-ся

Несколько уч-ся читают творческие работы. Другие слушают, анализируют, при необходимости корректируют.

Тексты творческих работ построены в соответствии с требованиями к построению реферата , разнообразны по использованию выразительных средств.

3.Подготовка уч-ся к работе на основном этапе

Обеспечить включение уч-ся в совместную деятельность, принятие ими целей урока

Учитель обращает внимание уч-ся на портреты  поэтов, просит вспомнить, с какими произведениями    уже познакомились, какие проблемы поднимают авторы в своих работах.

Совместное целеполагание

Уч-ся вспоминают, что знакомы с произведениями М.Лермонтова «Парус», «Бородино»,стихотворением К.Хетагурова «Мать сирот» говорят, о чем этот сказ.

Участвуют  в целеполагании к уроку.

Определены цели деятельности, сформулированы условия взаимодействия

4. Изучение нового материала.

1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала уч-ся.

2.Актуализировать опыт уч-ся по изучению нового материала.

3. Развивать навыки анализа текста, выразительного чтения:

-  Объяснить значение выражений.

 

- Установить правильность, полноту и осознанность выполнения задания уч-ся

1.Вступительное слово учителя.

2.Организует беседу о  биографии поэтов:

1) Что вы узнали о детских годах поэтов?

2) Какие качества характера сформировались у них в детстве?

3) Какое из них вам особенно импонирует?

4) Что особенно дорого писателям из детских лет?

5)Какой факт из биографии К.Хетагурова связан со станицей Ново-Осетинской Моздокского района РСО -Алания/К.Хетагуров приезжал в качестве почетного гостя на свадьбу к основоположнику дигорской литературы Б.Гуржибекову/

3.Организует словарную работу: просит объяснить значение следующих выражений: «немая скорбь», «надтреснутая лира», « тайники души», «всевиденье пророка»

Отвечают на вопросы

1)каким видят предназначение поэта М.Лермонтов и К.Хетагуров

4.Организует групповую и индивидуальную работу уч-ся, в ходе которой следует подготовить вопросы по стихотворениям «Поэту -мечтателю» К .Хетагурова, «Пророк»М.Лермонтова  и  индивидуальное задание и выписать из текста изобразительно-выразительные средства языка/эпитеты, метафоры, сравнения, примеры инверсии/

5.Организует беседу по вопросам, составленным учениками.

6.Организует реализацию индивидуального задания

Два  ученика читают стихотворения М.Лермонтова ,К.Хетагурова, остальные слушают.

2.Отвечают на вопросы.

Слушают.

3.Объясняют значение выражений. Слушают.

4.Выдвигают формулировку вопросов, фиксируют предлагаемые варианты.

 учащихся работают с  текстами, находят строки, характеризующие роль поэта в обществе, составляют таблицу

Везде, для всех я песнь свою слагаю,

Везде разврат открыто я корю

И грудью грудь насилия встречаю,

И смело всем о правде говорю/К.Хетагуров/

С тех пор ,как высший судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все близкие мои

Бросали бешено каменья/М.Лермонтов/

Представители групп (пятеро уч-ся) задают вопросы по главам, остальные уч-ся слушают и отвечают на поставленные вопросы.

Вопросы к стихотворению К Хетагурова «Поэту- мечтателю»

- Каким видит Хетагуров предназначение поэта?

На что поэт, по-вашему, имеет право?

- Какие черты характера самого Хетагурова можно заметить при анализе этого стихотворения?

 

Вопросы к стихотворению М.Лермонтова «Пророк» :

- Почему люди озлобились на пророка?/Он указывает людям на их недостатки, в том числе и тайные, людям это неприятно/

- Почему нужно «провозглашать любви и правды чистые ученья»?/общество несовершенно и кто-то должен об этом говорить, чтобы попытаться исправить его/

О чем это говорит?/Об активной гражданской и жизненной позиции Лермонтова/

 :

- Что вышло из благородных порывов пророка/Ему пришлось покинуть общество-оно еще не готово измениться, но его возвращение неизбежно/

- Какой смысл вложен во фразу «Бог гласит его устами»?/Предназначение поэта очень высоко, оно близко к Божьему  проведению/

- Прокомментируйте слова  «Мне тварь покорна там земная, и звезды слушают меня»/в условиях естественной природы пророку легче, он отдыхает с ней душой/

 - Верил ли автор, что пророку удастся убедить людей?/Да, иначе он не обратился бы к этой теме/

 Что общего в этих двух стихотворениях?/В силу своей одаренности, поэты остро чувствуют несовершенство мира,

Их собственная жизнь подвиг, образец служения своему народу, поэтому они имеют право предъявлять высокие требования к своим современникам/

6.Один ученик отвечает, другие слушают, при необходимости дополняют ответ одноклассника.

     

Учатся воспринимать художественное слово.

Сформулированы грамотные ответы на поставленные вопросы.

Правильность, полнота, действенность знаний уч-ся: значения выражений объяснены правильно, использованы правильные обороты устной речи.

Закрепление навыка работы с текстом художественного произведения: сформулированы вопросы по главам.

 

Звучат правильно сформулированные вопросы по главам.

Ответы уч-ся полные, последовательные, с примерами из текста, которые зачитываются.

Закрепление навыка нахождения средств выразительности: правильно выбраны пословицы и фразеологические обороты из текста, которая доказывает умение работать с текстом художественного произведения

5. Закрепление изученного материала.

- Обеспечить восприятие текста статьи учебника, диалог по ее обсуждению.  

1.Организует  работу уч-ся с учебником. Чтение статьи учебника «М.Ю.Лермонтов», (стр.229)

2. Слово учителя: В.Г.Белинский писал: « …Он поэт русский в душе- в нем живет  прошедшее и настоящее русской жизни »

- Как вы понимаете эту фразу?/Лермонтов любит родину, ценит её прошлое(«Бородино»),беспокоится о её будущем.

Учащиеся по абзацам читают текст: один читает, а другие следят по тексту.

Ученики слушают, отвечают на поставленный вопрос.

Выразительное чтение текста  , осмысление прочитанного.

Уметь выявить нравственную проблему произведения, знать о назначении литературы  и писательского труда в жизни.

6. Обобщение и систематизация знаний.

Обеспечить формирование целостной системы знаний о творчестве поэтов, о нравственных проблемах, которые поднимаются писателями в произведениях.

Организует беседу по вопросам учебника (стр.26).

Дополнительные вопросы:

- В каких произведениях поднимаются проблемы, сходные с проблемами, затронутыми М.Лермонтовым и К.Хетагуровым?/А.Пушкин, Н.Некрасов,

- В чем актуальность темы?/Поэты затрагивают «вечные» темы, они актуальны и сейчас/

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

 Активная и продуктивная деятельность учащихся. Даются полные связные ответы на вопросы. Учащиеся рассуждают по поднятой в рассказе нравственной проблеме: ответственности за свои поступки не только перед собой, но и перед людьми.

7.Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Учитель сообщает домашнее задание: 1) - посмотреть фильм «Лермонтов»(1986 г.режиссер Н.Бурляев),написать отзыв.

2) Сравнить стихотворение М.Лермонтова «Казачья колыбельная» и стихотворение К.Хетагурова «А-ло-лай»,проанализировать указать сходства и различия

Записывают задание в дневники.

Мотивирование на выполнение домашнего задания.

8.Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Оценка работы класса в целом и отдельных учащихся.

Оценка работы класса в целом и своей работы на уроке.

Объективность качественной оценки.

Уметь обосновать выбор оценки.

9.Рефлексия

Вызвать желание у учащихся оценить свое психоэмоциональное состояние, свою мотивацию, свою деятельность и взаимодействие с учащимися и учителем.

Предлагает рассмотреть репродукции картин М.Лермонтова и К.Хетагурова , соответствующие их психоэмоциональному состоянию.

Уч-ся выбирают картины, комментируют свой выбор.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и состояния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

технологическая карта урока литературы 5 класс

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...