Обобщающий урок по комедии А.И. Грибоедова «Горе от ума» Кто Чацкий? Победитель или побежденный?
план-конспект урока по литературе (8, 9 класс) на тему

Демкина Марина Владимировна

Урок -исследование с применением технологий проблемного обучения .Цель урока -вспомнить содержание комедии, обсудить основную проблематику,осуществить исследовательский мини – проект «Кто Чацкий? Победитель или побежденный

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_chatskiy_pobeditel_ili_pobezhdennyy.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по комедии А.И. Грибоедова «Горе от ума»

Кто Чацкий? Победитель или побежденный?

(Урок 7-8 по творчеству Грибоедова).

Тема-Творчество А.С.Грибоедова  

Класс- 9.

Урок : Обобщающий урок по комедии А.И. Грибоедова «Горе от ума».

Кто Чацкий ? Победитель или побежденный?

Время реализации урока- 90 минут.

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник:  «Литература: 9 класс.:  учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2ч./Авт. - сост.В.Я Коровина и др.-9-е изд.- М.:Просвещение,2008»

Методическое пособие для учителя:

1.Поурочное планирование по литературе:9 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «Литература:9класс.: Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений.

2. Н.В.Егорова., И.В.Золотарева .Поурочные разработки по литературе для 9 класса. Методическое пособие В2ч.»/ Авт. Сост.  В.Я.Коровина и др-9-е изд. М.: Просвещение, 2005»: е, М.: , 2005.

Дидактические материалы:

Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе:9 кл./ В.Я.Коровина., И.С. Збарский, В.И.Коровин,- М .:Просвещение, 2007.

3.Дидактические и методические материалы, разработанные учителем.

Цель урока: вспомнить содержание комедии, обсудить основную проблематику комедии.

Осуществить исследовательский мини – проект «Кто Чацкий? Победитель или побежденный

 Задачи урока:

Образовательные:

1. Актуализировать знания учащихся об общественно-политической обстановке в России в первой трети 19 века. Сравнить старые и новые (демократические) взгляды общества.

2.Совершенствовать навыки анализа эпизода литературного произведения.

3.Совершенствовать навыки устной и письменной речи учащихся

Развивающие:

1. Способствовать развитию критического и проблемного мышления.

2.Способствовать развитию коммуникативных навыков.

3.Способствовать развитию умения работать с критической литературой.

4.Способствовать  развитию личностных и социально значимых качеств учащихся, формированию личностного отношения к проблемам литературного произведения

Воспитательные:

1.Воспитывать нравственно-этические качества учащихся .

2.Воспитывать интерес к проблематике отечественной литературы.

Домашнее задание к уроку

(приложение 1 к уроку)

План урока

Этапы урока

Время реализации

I Реализация домашнего задания:

-сообщения учащегося по плану;

-«век нынешний» и «век минувший в комедии» - «бой монологов»;

сообщения  учащихся (д/з).

20 мин.

II. Реализация исследовательского проекта «Кто Чацкий? Победитель или побежденный?»

1.Постановка проблемы исследования, определение задач исследования на уроке, объекта и предмета исследования.

3 мин.

2.Формулировка гипотез исследования: работа в группах.

(3-4 мин.)

3.Коллективная дискуссия:

проверка (обсуждение) гипотез, аналитическая работа,

формулирование основной гипотезы и проблемного вопроса

10 мин

4.Дальнейший поиск информации. Анализ и обобщение полученных фактов.

15 -17  мин.

5.Самостоятельная работа учащихся (рефлексия)-обобщение данных, оформление выводов(результатов исследования) в тетради.

15 мин.

6.Защита мини- проекта:

-оглашение ответов учащихся на основополагающий вопрос,

 -«черно-белое» оппонирование (отработка навыков)

15 мин.

7.Итоговое обсуждение результатов урока.

5 мин.

8.Домашнее задание

2 мин.

Сценарий урока.

I . Реализация домашнего задания.

А) Сообщения учащегося по плану:

1.Время создания комедии «Горе от ума».

2.Общественно-политическая обстановка в России в первой трети 19 века. Старые и новые демократические взгляды.

3.Общественные взгляды Грибоедова (равнодушие к чинам, стремление к личной независимости, критическое отношение к свету, противление насилию и жажда «свободной жизни»).

Б) «Век нынешний» и «век минувший в комедии»

 Учитель:

В комедии показана жизнь общества начала 19 века. И основной конфликт , показанный в комедии, конфликт  -общественный: столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» в комедии. Исторический рубеж между «веком нынешним и веком минувшим»- война 1812 года.

Декабрист И.Якушин отмечал в своих «Записках»: «В продолжение двух лет мы имели перед глазами великие события, решившие судьбу народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь  было невыносимо смотреть на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваляющих свое старое и порицающих всякое движение вперед, мы ушли от них на сто лет вперед».

То есть именно после войны в обществе сложилось два политических лагеря: лагерь передовой дворянской молодежи консервативный феодально-  крепостнический лагерь и столкновение воплотилось в конфликте между «века нынешнего» и «века минувшего» в комедии.

-Кто является идеологом «века минувшего», а кто –« века нынешнего»?

- По поводу каких общественных принципов вступают в полемику Фамусов и Чацкий? Послушаем их самих.

(Инсценированное чтение- «бой монологов» Чацкого и Фамусова»- приложение  2 к уроку)

В) Сообщения  учащихся (д/з) -выводы о жизненной позиции Чацкого и Фамусова .

II. Реализация исследовательского проекта «Кто Чацкий? Победитель или побежденный?»

1.Постановка проблемы исследования, определение задач исследования на уроке, объекта и предмета исследования.

-Можем ли мы говорить , что кто-либо из представителей единоборствующих сторон был более убедителен в словесной полемике?

-Если каждая точка зрения во времена Грибоедова имела право на существование. То почему же Чацкий остается в меньшинстве?

Два противоборствующих, разных по численности лагеря мы видим в комедии. И на одном полюсе - Чацкий, а на другом - целое общество:

-Совершенно понятно, что силы неравны. Так кто же Чацкий? Победитель или побежденный? Нам нужно решить эту проблему.

-Давайте определим, что будет являться объектом нашего исследования?(образ Чацкого –героя комедии «горе от ума»)

-Как вы определите предмет исследования? (роль образа Чацкого в комедии)

2.Формулировка гипотез исследования: работа в группах(3-4 мин.)

Группа 1:

В заключительном монологе Чацкий бросает несправедливые обвинения в адрес Софьи. Гончаров: «Тут что ни слово, то- неправда». Чацкий не справляется со своими эмоциями и спешно покидает дом Фамусова.  Значит, он побежден и скорее покидает «стан врага»?

Группа 2:

В финале комедии Чацкий покидает дом Фамусова в спешке. Это может обозначать то, что Чацкий не бежит, а скорее покидает общество, интересы которого ему чужды. Значит, он остаётся верен своим убеждениям. И это означает , что он победитель

Группа 3:

В комедии разрешается личная и общественная драма Чацкого, принося ему «мильон терзаний», завершаясь крушением чувств и разрывом с обществом. Значит, Чацкий не может считаться победителем.

Группа 4:

В названии произведения есть слово «горе» и оно относится к образу Чацкого. Это означает, что он побежденный.

Группа 5:

Автор заменил название комедии с фатального названия «Горе уму» на более оптимистичное «Горе от ума». Наверное, стоит надеяться , что Чацкий претендует на роль победителя.

3.Коллективная дискуссия:

А)Проверка(обсуждение) гипотез, аналитическая работа.

Б)Формулирование основной гипотезы и проблемного вопроса

(Чацкого нельзя назвать ни победителем, ни побежденным ( основная гипотеза) Различные детали поведения Чацкого свидетельствуют о неоднозначности ответа на вопрос : «Кто Чацкий? Победитель или побежденный?» Можно ли прямо ответить на этот вопрос?( проблемный вопрос).

4.Дальнейший поиск информации. Анализ и обобщение полученных фактов.

-Какие еще способы решения проблемы можно предложить?(собрать дополнительную информацию, подкрепить информацию собственным мнением).

А ) Попробуем порассуждать (коллективная аналитическая работа).

-Для наглядности составим графические схемы.

Схема 1.

-Проанализируем схему. Можно  ли дать однозначный ответ, является ли победителем или побежденным Чацкий?

Б) Обратимся к критике (дополнительный сбор информации)

-Кто Чацкий? Победитель или побежденный? Как отвечает на этот вопрос А.Гончаров в критической статье «Мильон терзаний»? (работа с тезисами и конспектом статьи , составленным на прошлом уроке и дома)

Схема 2.

        

В) Сопоставим схемы 1 и 2:

-Чацкий герой?

-Чацкий декабрист?

Выводы:

               Долгое  время критика уверяла читателя, что Чацкий декабрист (если не явный, то, по крайней мере, по убеждениям). Похож ли Чацкий на декабриста? Да, его «вольные размышления» в чем-то совпадают с идеями декабристов. Но так чувствовали многие образованные люди того времени. К тому же, разве можно назвать Чацкого героем бойцом? Ведь его приезд в Москву вовсе не имел цели обличать кого-то или пропагандировать свои взгляды (он и высказывает-то их , в основном, случайно).Появление Чацкого ничего не изменило. Наоборот, повредило лишь ему самому.

               Получается, что Чацкий не герой. Да, кажется и не стремится им стать. Он страдает от своего одиночества, чувствует свою общественную невостребованность, ведь он- человек активный, деятельный по натуре , переполненный романтических чувств и порывов.

Чацкий не побеждает в споре. Но и Фамусовское общество не берет верх :оно не имеет будущего

5.Самостоятельная работа учащихся (рефлексия) - обобщение данных, оформление выводов(результатов исследования) в тетради.

 -Осталось выразить собственное мнение по данной проблеме.

Кто же, по-вашему, Чацкий? Победитель или побежденный? Запишите свое мнение в тетради.

6.Защита мини- проекта:

А) Оглашение ответов учащихся на основополагающий вопрос.

Б) «Черно-белое» оппонирование (отработка навыков)

-Какова же , на ваш взгляд, дальнейшая судьба Чацкого?

Эмоциональный аккорд  урока:

Каждый выбирает по себе:

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку.

Каждый выбирает по себе…

(чтение стихотворения учителем)

7.Итоговое обсуждение результатов урока:

-Что получилось и что не получилось на уроке?

-Смогли ли мы реализовать цель урока?

-Что еще может сделать каждый из вас для достижения цели?

(самооценка  деятельности по плану, предложенному учителем)

Д/з :

1.Оформить результаты исследования по проблеме урока в виде развернутого ответа на вопрос.

2.Подготовить сообщения и презентации для выступления в классе «Женское образование и воспитание  в 19 веке», «Мужское образование и воспитание  в 19 веке», «Образование и воспитание Чацкого и Молчалина».

Приложение 1

Домашнее задание к уроку

1. Перечитать  этюд Гончарова  «Мильон  терзаний» Подумать над смыслом цитаты А.Гончарова: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.» Приготовиться к дискуссии на тему: «Кто Чацкий, победитель или побежденный?»

2.Закончить конспект по статье А.Гончарова

3.Выполнить одно из индивидуальных заданий по вопросам дискуссии.

Приложение 2

«Бой монологов»

(примеры  отрывков   из комедии «Горе от ума»

для инсценирования учащихся

–  этап  реализации домашнего задания).

«Век нынешний»

«Век минувший»

Отношение героев к свободе суждений

Чацкий Молчалину:

Молчалин:

Помилуйте, мы с вами не ребяты,

Зачем же мнения чужие только святы?

А судьи кто?- За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет

Времен Очаковских и покорения Крыма

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь.

Идеалы

Чацкий

Фамусов

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется- враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышения в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным,-

Они тотчас: разбой! Пожар!

И прослывет у них мечтателем! Опасным!

Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы, на старших глядя:

Мы, например ,или покойник дядя,

Максим Петрович: он не то на серебре

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;

Век при дворе, да при каком дворе!..

А? Как по-вашему? По-нашему смышлен.

Упал он больно, встал здорово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

  Через развитие индивидуальной системы ценностей учащихся обобщить знания, умения и навыки по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»....

Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Материал позволяет обобщить проделанную работу в классе и дома, обсудить сюжетную линию пьесы, рассмотреть основные положения критического этюда И.А.Гончарова "Мильон терзаний"....

Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме "Кто же Чацкий - победитель или побежденный?" (по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума")

Итоговый урок  с презентацией по комедии "Горе от ума". Групповая работа по методу "Шести шляп мышления"....

Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...

Презентация "Загадки "Горя от ума" (материал к обобщающему уроку по комедии А.С.Грибоедова)

Данный материал удобно использовать на последнем уроке по изучению пьесы Грибоедова. Он позволяет еще раз обсудить проблему главного героя, поговорить о двух конфликтах пьесы, о её названии, о принадл...

Урок по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Образ Чацкого

Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Анализ ключевых монологов Чацкого. Особенности любовной интриги. Художественная функция внесценическ...

Технологическая карта урока по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" "Образ Чацкого"

Технологическая карта урока литературы в 9 классеУрок разработала Нечаева Е.А.МБОУ г. Иркутска СОШ №17...