Обобщающий урок по комедии А.И. Грибоедова «Горе от ума» Кто Чацкий? Победитель или побежденный?
план-конспект урока по литературе (8, 9 класс) на тему
Урок -исследование с применением технологий проблемного обучения .Цель урока -вспомнить содержание комедии, обсудить основную проблематику,осуществить исследовательский мини – проект «Кто Чацкий? Победитель или побежденный?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_chatskiy_pobeditel_ili_pobezhdennyy.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по комедии А.И. Грибоедова «Горе от ума»
Кто Чацкий? Победитель или побежденный?
(Урок 7-8 по творчеству Грибоедова).
Тема-Творчество А.С.Грибоедова
Класс- 9.
Урок : Обобщающий урок по комедии А.И. Грибоедова «Горе от ума».
Кто Чацкий ? Победитель или побежденный?
Время реализации урока- 90 минут.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник: «Литература: 9 класс.: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2ч./Авт. - сост.В.Я Коровина и др.-9-е изд.- М.:Просвещение,2008»
Методическое пособие для учителя:
1.Поурочное планирование по литературе:9 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «Литература:9класс.: Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений.
2. Н.В.Егорова., И.В.Золотарева .Поурочные разработки по литературе для 9 класса. Методическое пособие В2ч.»/ Авт. Сост. В.Я.Коровина и др-9-е изд. М.: Просвещение, 2005»: е, М.: , 2005.
Дидактические материалы:
Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе:9 кл./ В.Я.Коровина., И.С. Збарский, В.И.Коровин,- М .:Просвещение, 2007.
3.Дидактические и методические материалы, разработанные учителем.
Цель урока: вспомнить содержание комедии, обсудить основную проблематику комедии.
Осуществить исследовательский мини – проект «Кто Чацкий? Победитель или побежденный?»
Задачи урока:
Образовательные:
1. Актуализировать знания учащихся об общественно-политической обстановке в России в первой трети 19 века. Сравнить старые и новые (демократические) взгляды общества.
2.Совершенствовать навыки анализа эпизода литературного произведения.
3.Совершенствовать навыки устной и письменной речи учащихся
Развивающие:
1. Способствовать развитию критического и проблемного мышления.
2.Способствовать развитию коммуникативных навыков.
3.Способствовать развитию умения работать с критической литературой.
4.Способствовать развитию личностных и социально значимых качеств учащихся, формированию личностного отношения к проблемам литературного произведения
Воспитательные:
1.Воспитывать нравственно-этические качества учащихся .
2.Воспитывать интерес к проблематике отечественной литературы.
Домашнее задание к уроку
(приложение 1 к уроку)
План урока
Этапы урока | Время реализации |
I Реализация домашнего задания: -сообщения учащегося по плану; -«век нынешний» и «век минувший в комедии» - «бой монологов»; сообщения учащихся (д/з). | 20 мин. |
II. Реализация исследовательского проекта «Кто Чацкий? Победитель или побежденный?» | |
1.Постановка проблемы исследования, определение задач исследования на уроке, объекта и предмета исследования. | 3 мин. |
2.Формулировка гипотез исследования: работа в группах. | (3-4 мин.) |
3.Коллективная дискуссия: проверка (обсуждение) гипотез, аналитическая работа, формулирование основной гипотезы и проблемного вопроса | 10 мин |
4.Дальнейший поиск информации. Анализ и обобщение полученных фактов. | 15 -17 мин. |
5.Самостоятельная работа учащихся (рефлексия)-обобщение данных, оформление выводов(результатов исследования) в тетради. | 15 мин. |
6.Защита мини- проекта: -оглашение ответов учащихся на основополагающий вопрос, -«черно-белое» оппонирование (отработка навыков) | 15 мин. |
7.Итоговое обсуждение результатов урока. | 5 мин. |
8.Домашнее задание | 2 мин. |
Сценарий урока.
I . Реализация домашнего задания.
А) Сообщения учащегося по плану:
1.Время создания комедии «Горе от ума».
2.Общественно-политическая обстановка в России в первой трети 19 века. Старые и новые демократические взгляды.
3.Общественные взгляды Грибоедова (равнодушие к чинам, стремление к личной независимости, критическое отношение к свету, противление насилию и жажда «свободной жизни»).
Б) «Век нынешний» и «век минувший в комедии»
Учитель:
В комедии показана жизнь общества начала 19 века. И основной конфликт , показанный в комедии, конфликт -общественный: столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» в комедии. Исторический рубеж между «веком нынешним и веком минувшим»- война 1812 года.
Декабрист И.Якушин отмечал в своих «Записках»: «В продолжение двух лет мы имели перед глазами великие события, решившие судьбу народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь было невыносимо смотреть на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваляющих свое старое и порицающих всякое движение вперед, мы ушли от них на сто лет вперед».
То есть именно после войны в обществе сложилось два политических лагеря: лагерь передовой дворянской молодежи консервативный феодально- крепостнический лагерь и столкновение воплотилось в конфликте между «века нынешнего» и «века минувшего» в комедии.
-Кто является идеологом «века минувшего», а кто –« века нынешнего»?
- По поводу каких общественных принципов вступают в полемику Фамусов и Чацкий? Послушаем их самих.
(Инсценированное чтение- «бой монологов» Чацкого и Фамусова»- приложение 2 к уроку)
В) Сообщения учащихся (д/з) -выводы о жизненной позиции Чацкого и Фамусова .
II. Реализация исследовательского проекта «Кто Чацкий? Победитель или побежденный?»
1.Постановка проблемы исследования, определение задач исследования на уроке, объекта и предмета исследования.
-Можем ли мы говорить , что кто-либо из представителей единоборствующих сторон был более убедителен в словесной полемике?
-Если каждая точка зрения во времена Грибоедова имела право на существование. То почему же Чацкий остается в меньшинстве?
Два противоборствующих, разных по численности лагеря мы видим в комедии. И на одном полюсе - Чацкий, а на другом - целое общество:
-Совершенно понятно, что силы неравны. Так кто же Чацкий? Победитель или побежденный? Нам нужно решить эту проблему.
-Давайте определим, что будет являться объектом нашего исследования?(образ Чацкого –героя комедии «горе от ума»)
-Как вы определите предмет исследования? (роль образа Чацкого в комедии)
2.Формулировка гипотез исследования: работа в группах(3-4 мин.)
Группа 1:
В заключительном монологе Чацкий бросает несправедливые обвинения в адрес Софьи. Гончаров: «Тут что ни слово, то- неправда». Чацкий не справляется со своими эмоциями и спешно покидает дом Фамусова. Значит, он побежден и скорее покидает «стан врага»?
Группа 2:
В финале комедии Чацкий покидает дом Фамусова в спешке. Это может обозначать то, что Чацкий не бежит, а скорее покидает общество, интересы которого ему чужды. Значит, он остаётся верен своим убеждениям. И это означает , что он победитель
Группа 3:
В комедии разрешается личная и общественная драма Чацкого, принося ему «мильон терзаний», завершаясь крушением чувств и разрывом с обществом. Значит, Чацкий не может считаться победителем.
Группа 4:
В названии произведения есть слово «горе» и оно относится к образу Чацкого. Это означает, что он побежденный.
Группа 5:
Автор заменил название комедии с фатального названия «Горе уму» на более оптимистичное «Горе от ума». Наверное, стоит надеяться , что Чацкий претендует на роль победителя.
3.Коллективная дискуссия:
А)Проверка(обсуждение) гипотез, аналитическая работа.
Б)Формулирование основной гипотезы и проблемного вопроса
(Чацкого нельзя назвать ни победителем, ни побежденным ( основная гипотеза) Различные детали поведения Чацкого свидетельствуют о неоднозначности ответа на вопрос : «Кто Чацкий? Победитель или побежденный?» Можно ли прямо ответить на этот вопрос?( проблемный вопрос).
4.Дальнейший поиск информации. Анализ и обобщение полученных фактов.
-Какие еще способы решения проблемы можно предложить?(собрать дополнительную информацию, подкрепить информацию собственным мнением).
А ) Попробуем порассуждать (коллективная аналитическая работа).
-Для наглядности составим графические схемы.
Схема 1.
-Проанализируем схему. Можно ли дать однозначный ответ, является ли победителем или побежденным Чацкий?
Б) Обратимся к критике (дополнительный сбор информации)
-Кто Чацкий? Победитель или побежденный? Как отвечает на этот вопрос А.Гончаров в критической статье «Мильон терзаний»? (работа с тезисами и конспектом статьи , составленным на прошлом уроке и дома)
Схема 2.
В) Сопоставим схемы 1 и 2:
-Чацкий герой?
-Чацкий декабрист?
Выводы:
Долгое время критика уверяла читателя, что Чацкий декабрист (если не явный, то, по крайней мере, по убеждениям). Похож ли Чацкий на декабриста? Да, его «вольные размышления» в чем-то совпадают с идеями декабристов. Но так чувствовали многие образованные люди того времени. К тому же, разве можно назвать Чацкого героем бойцом? Ведь его приезд в Москву вовсе не имел цели обличать кого-то или пропагандировать свои взгляды (он и высказывает-то их , в основном, случайно).Появление Чацкого ничего не изменило. Наоборот, повредило лишь ему самому.
Получается, что Чацкий не герой. Да, кажется и не стремится им стать. Он страдает от своего одиночества, чувствует свою общественную невостребованность, ведь он- человек активный, деятельный по натуре , переполненный романтических чувств и порывов.
Чацкий не побеждает в споре. Но и Фамусовское общество не берет верх :оно не имеет будущего
5.Самостоятельная работа учащихся (рефлексия) - обобщение данных, оформление выводов(результатов исследования) в тетради.
-Осталось выразить собственное мнение по данной проблеме.
Кто же, по-вашему, Чацкий? Победитель или побежденный? Запишите свое мнение в тетради.
6.Защита мини- проекта:
А) Оглашение ответов учащихся на основополагающий вопрос.
Б) «Черно-белое» оппонирование (отработка навыков)
-Какова же , на ваш взгляд, дальнейшая судьба Чацкого?
Эмоциональный аккорд урока:
Каждый выбирает по себе:
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку.
Каждый выбирает по себе…
(чтение стихотворения учителем)
7.Итоговое обсуждение результатов урока:
-Что получилось и что не получилось на уроке?
-Смогли ли мы реализовать цель урока?
-Что еще может сделать каждый из вас для достижения цели?
(самооценка деятельности по плану, предложенному учителем)
Д/з :
1.Оформить результаты исследования по проблеме урока в виде развернутого ответа на вопрос.
2.Подготовить сообщения и презентации для выступления в классе «Женское образование и воспитание в 19 веке», «Мужское образование и воспитание в 19 веке», «Образование и воспитание Чацкого и Молчалина».
Приложение 1
Домашнее задание к уроку
1. Перечитать этюд Гончарова «Мильон терзаний» Подумать над смыслом цитаты А.Гончарова: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.» Приготовиться к дискуссии на тему: «Кто Чацкий, победитель или побежденный?»
2.Закончить конспект по статье А.Гончарова
3.Выполнить одно из индивидуальных заданий по вопросам дискуссии.
Приложение 2
«Бой монологов»
(примеры отрывков из комедии «Горе от ума»
для инсценирования учащихся
– этап реализации домашнего задания).
«Век нынешний» | «Век минувший» |
Отношение героев к свободе суждений | |
Чацкий Молчалину: | Молчалин: |
Помилуйте, мы с вами не ребяты, Зачем же мнения чужие только святы? А судьи кто?- За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покорения Крыма | В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь. |
Идеалы | |
Чацкий | Фамусов |
Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется- враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышения в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным,- Они тотчас: разбой! Пожар! И прослывет у них мечтателем! Опасным! | Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя: Мы, например ,или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе!.. А? Как по-вашему? По-нашему смышлен. Упал он больно, встал здорово. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
Через развитие индивидуальной системы ценностей учащихся обобщить знания, умения и навыки по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»....
Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
Материал позволяет обобщить проделанную работу в классе и дома, обсудить сюжетную линию пьесы, рассмотреть основные положения критического этюда И.А.Гончарова "Мильон терзаний"....
Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме "Кто же Чацкий - победитель или побежденный?" (по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума")
Итоговый урок с презентацией по комедии "Горе от ума". Групповая работа по методу "Шести шляп мышления"....
Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...
Презентация "Загадки "Горя от ума" (материал к обобщающему уроку по комедии А.С.Грибоедова)
Данный материал удобно использовать на последнем уроке по изучению пьесы Грибоедова. Он позволяет еще раз обсудить проблему главного героя, поговорить о двух конфликтах пьесы, о её названии, о принадл...
Урок по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Образ Чацкого
Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Анализ ключевых монологов Чацкого. Особенности любовной интриги. Художественная функция внесценическ...
Технологическая карта урока по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" "Образ Чацкого"
Технологическая карта урока литературы в 9 классеУрок разработала Нечаева Е.А.МБОУ г. Иркутска СОШ №17...