Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Через развитие индивидуальной системы ценностей учащихся обобщить знания, умения и навыки по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы
«Всё уже сказано. К счастью, не обо всё ещё подумано»
(Станислав Ежи Лец)
(Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
в 9 классе)
2 часа
Автор: учитель русского языка и литературы
Михайличенко М.С.,
учитель высшей квалификационной категории
Форма урока: урок «открытых мыслей».
Цель: через развитие индивидуальной системы ценностей учащихся обобщить знания, умения и навыки по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Задачи:
1) образовательные:
- актуализация знаний по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»;
- формирование навыков анализа литературно-художественного произведения;
- выявление степени усвоения и понимания учащимися пройденного материала.
2) развивающие:
- развитие исследовательских способностей;
- формирование интеллектуальной культуры обучающихся;
- стимулирование самостоятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
- стимулирование мыслительных процессов в ходе анализа произведения;
- формирование рефлексивных умений.
3) воспитательные:
- воспитание уважения к мыслям и высказываниям другого человека;
- усвоение знаний через свой субъективный опыт, через свою систему отношений;
- соотнесение своей позиции с позицией другого;
- выражение своего отношения к содержанию произведения;
- стимулирование процесса самопознания,
- формирование способности к кооперации, соотнесению своих интересов с интересами других людей;
- актуализация познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся;
- воспитание читательской культуры учащихся.
Методы и приемы: 1) по источнику получения знаний:
- практические (упражнения);
- наглядные (текст художественного произведения).
2) по уровню активности познавательной деятельности:
исследовательские методы:
- развитие умений видеть проблемы;
- развитие умений выдвигать гипотезы;
- развитие умений задавать вопросы;
- развитие умений классифицировать;
- развитие умений наблюдать;
- развитие умений взаимодействия с парадоксами;
- развитие умений высказывать суждения;
- развитие метафорического мышления.
- развитие дивергентного мышления.
3) по способу подачи материала:
- индуктивно-дедуктивный.
4) по способу организации деятельности:
- парная;
- групповая.
Оборудование к урокам:
- раздаточный материал «Итоговые задания к комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», «Афоризмы великих людей», «Толковый словарь» С.И.Ожегова;
- памятки «Правила работы в группе», «ПОПС-формула»;
- текст произведения А.С.Грибоедов «Горе от ума»;
Литература к уроку:
- Великие мысли великих людей. В 3-х кн. – СПб.: Лениздат; «Ленинград», 2007;
- Ирина Чернышёва. Тренировочные задания к пьесе «Горе от ума». «Литература». Приложение к газете «Первое сентября» № 22/ 2007.
- Вера Белкина. Индивидуальная система ценностей ученика и урок литературы. «Литература». Приложение к газете «Первое сентября» № 21/2008.
Афоризмы | Комментарии-ассоциации. Моё понимание афоризма |
1. Автор пишет только половину книги: другую половину пишет читатель. Джозеф Конрад | |
2. Всё уже описано. К счастью, не обо всё ещё подумано. Станислав Ежи Лец | |
3. Глупость обычно бывает логична. Хуго Штейнхаус | |
4. Горе тому, кто умён, но не наделён при этом сильным характером. Никола Шамфор | |
5. Сколько времени нужно умному говорить, пока поверят, что он – умён! Глупому же стоит только молчать, и все считают его умным. Моисей Сафир | |
6. Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он – лишний. Жан де Лабрюйер | |
7. Никогда не следует быть исключением. Если живёшь среди сумасшедших, надо и самому научиться быть безумным. Александр Дюма – отец |
Приложение 1.
1 группа
2 группа
Афоризмы | Комментарии – ассоциации. Моё понимание афоризма |
1. Многие, хоть стыдно в том признаться, С умом людей боятся И терпят при себе охотней дураков. Иван Крылов | |
2. Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности. Франсуа де Ларошфуко | |
3. Кто спорит, ссылаясь на авторитет, тот применяет не свой ум, а скорее память. Леонардо да Винчи | |
4. С такими друзьями враги не нужны. Лоренс Питер | |
5. Чтобы стать верным другом, не обязательно быть собакой. Леонид Сухоруков | |
6. Клевета наносит удары обыкновенно достойным людям, так черви предпочтительно набрасываются на лучшие фрукты. Джонатан Свифт | |
7. Мы сами распространяем о себе злобную клевету, когда стремимся опровергнуть её перед теми, кто о ней слыхом не слыхивал. Андре Моруа |
3 группа
Афоризмы | Комментарии – ассоциации. Моё понимание афоризма |
1. Блажен, кто словом крепко правит и держит мысль на привязи свою. Александр Пушкин | |
2. Настоящая победа бывает только тогда, когда сами враги признают себя побеждёнными. Клавдиан | |
3. Быть искренним и правдивым – значит намеренно наступать другим на ноги. Жюль Ренар | |
4. Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности; низкая душа предполагает всегда самые низкие побуждения у благородных поступков. Цицерон | |
5. Всякий слышит лишь то, что понимает. Плавт | |
6. Страсти придают ума самым глупым людям и делают глупыми самых умных. Сенека | |
7. Кто настолько глух, что даже от друга не хочет услышать правды, тот безнадёжен. Цицерон |
Приложение 2.
Памятка
Соблюдай правила работы
- Умей не только говорить, но и слушать.
- Говори понятно, избегай избыточности информации.
- Учись задавать вопросы, помогающие понять сообщение.
- Критикуй идею, а не личность.
При ответе на вопросы используй «ПОПС – формулу»
«ПОПС – формула»
П – позиция ( «Я считаю, что…………………………………..»)
О – обоснование («Потому что…………………………………»)
П – пример («Я могу доказать это тем, что……………………..»)
С – суждение («Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…………………….»)
Приложение 3.
Итоговые задания к пьесе «Горе от ума»
В эссе «Чужое горе» из сборника «Родная речь» Пётр Вайль и Александр Генис так определяют основной конфликт пьесы: “…Конфликт Чацкого с обществом Фамусова — прежде всего стилистический, языковой. Чацкий изъясняется изящно, остроумно, легко, а они — банально, основательно, тяжеловесно… Всё весёлое в пьесе (читай: поверхностное, легкомысленное) принадлежит Чацкому. Этим он и раздражает общество”.
Но мы вдруг встречаем такой искусно составленный монолог (коллаж – это технический приём в искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся по цвету и форме; произведение искусства, выполненное таким образом), который, казалось бы, противоречит идее “языкового конфликта”:
А всё Кузнецкий мост и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок! —
По шутовскому образцу:
Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,
Рассудку вопреки, наперекор стихиям;
Движенья связаны, и не краса лицу;
Смешные, бритые, седые подбородки!
Как платья, волосы, так и умы коротки!..
Задание
1. Укажите, каким героям принадлежат эти строки, и сформулируйте конфликт пьесы, выразителями которого эти герои являются.
2. Подумайте над тем, почему слова двух противоборствующих сторон удалось так изящно соединить в монологе-коллаже. Постарайтесь обосновать своё мнение и с точки зрения стилистики, и с позиций идейного содержания пьесы. (Подсказка: какие ещё конфликты можно обнаружить в пьесе, и на какой намекает данный текст?)
3. Подтвердите или опровергните мнение Гениса и Вайля о наличии “стилистического” (“языкового”) конфликта в пьесе, используя цитаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)
Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...
Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
Материал позволяет обобщить проделанную работу в классе и дома, обсудить сюжетную линию пьесы, рассмотреть основные положения критического этюда И.А.Гончарова "Мильон терзаний"....
урок литературы "Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".Анализ "немой" сцены.
Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна...
Обобщающий урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
Обобщение знаний учащихся по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор":1. Опрос учащихся 2. Инсцинирование сценок3. Викторина...
Обобщающий урок по комедии А.И. Грибоедова «Горе от ума» Кто Чацкий? Победитель или побежденный?
Урок -исследование с применением технологий проблемного обучения .Цель урока -вспомнить содержание комедии, обсудить основную проблематику,осуществить исследовательский мини – проект «Кто ...
Презентация "Загадки "Горя от ума" (материал к обобщающему уроку по комедии А.С.Грибоедова)
Данный материал удобно использовать на последнем уроке по изучению пьесы Грибоедова. Он позволяет еще раз обсудить проблему главного героя, поговорить о двух конфликтах пьесы, о её названии, о принадл...
Тема: Обобщающий урок-беседа по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» - комедии «со злостью и солью»
Цель урока: обобщение изученного в процессе; выявление в процессе обсуждения основной идеи комедии; развитие у учащихся умения выделить основные качества персонажей; привитие навыка публичного выступл...