Урок по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Образ Чацкого
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Нечаева Екатерина Артемовна

Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Анализ ключевых монологов Чацкого. Особенности любовной интриги. Художественная функция внесценических персонажей. Необычность развязки, смысл финала комедии. Фрагменты в актёрском исполнении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 9 классе

«А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Образ Чацкого»

Основное содержание урока

Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Анализ ключевых монологов Чацкого. Особенности любовной интриги. Художественная функция внесценических персонажей. Необычность развязки, смысл финала комедии. Фрагменты в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение наизусть и по ролям. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика главного героя комедии. Выявление романтических и реалистических принципов изображения жизни и человека.

I. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе
Вступительная беседа:


— Педагог И. С. Грачёва охарактеризовала нравственное значение комедии «Горе от ума» так: «Комедия бессмертна, потому что бессмертен её конфликт — конфликт Чацкого и Молчалина, таланта и посредственности, ума и здравого смысла…» Подтвердите или опровергните эту точку зрения.

— Кого в пьесах называют резонёром? Какова роль резонёра в комедии классицизма?

Почему резонёром называют Чацкого?

*Чем Чацкий сходен со Стародумом из комедии «Недоросль»?

— Каких персонажей русской литературы называют странными героями?

Можно ли отнести к этой группе Герасима, Бирюка, Левшу, Лонгрена и Ассоль, Юшку, героев рассказов В. М. Шукшина «Чудик» и «Критики»?

Есть ли в них сходство с Чацким? Обоснуйте свой ответ.

II. Фрагменты комедии в актёрском исполнении.
Анализ ключевых монологов Чацкого.
Особенности любовной интриги


Прослушивание и рецензирование актёрского чтения фрагментов комедии «Горе от ума» (по выбору учителя).

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

III. Групповая практическая работа.
Составление таблицы «Анализ монологов Чацкого»:

Группа 1.
О фамусовской Москве 
(«Ну что ваш батюшка? Всё Английского клоба…», д. 1, явл. 7).

Группа 2.
«О веке нынешнем» и «веке минувшем»
 («И точно, начал свет глупеть…», д. 2, явл. 2).

Группа 3.
Об «отцах Отечества»
 («А судьи кто?..», д. 2, явл. 5).

Группа 4.
О Молчалине 
(«Оставимте мы эти пренья…», д. 3, явл. 1).

Группа 5.
О низкопоклонстве перед Европой 
(«В той комнате незначащая встреча…», д. 3, явл. 22).

Группа 6.
О своём безумии и о Софье 
(«Что это? слышал ли моими я ушами…»,

д. 4, явл. 10).

Общий план работы групп:


— Прочитайте выразительно монолог. Определите его тему.

— При каких обстоятельствах звучит этот монолог?

— Кто и что обличается в монологе? Какова его главная мысль?

— Каков пафос монолога?

— Занесите основные выводы исследования в обобщающую таблицу.

Образец заполнения таблицы «Анализ монологов Чацкого»:

ТАБЛИЦА
Образец заполнения таблицы «Анализ монологов Чацкого»

Монологи

Когда звучат

Кто и что обличается

Главная мысль

Пафос монолога

1

Д. 1, явл. 7

В момент первой встречи с Софьей

Нравы старой Москвы

Москва неизменна, она оплот единомыслия, в ней «любят бессловесных»

О москвичах говорится с иронией, но радость приезда в Москву смягчает жёсткость оценок. Монолог и диалог с Софьей открывают две линии конфликта: личную и общественную

2

Д. 2, явл. 1

В ответ на восхищение жизнью Максима Петровича

Раболепие и низкопоклонство

«Хоть есть охотники поподличать везде, / Да нынче смех страшит, и держит стыд в узде»

Ложная надежда на то, что разум и просвещение победили «век минувший», что государи «скупо жалуют» тех, кто основывается на принципах «покорности и страха»

3

Д. 2, явл. 5

В ответ на сожаления Фамусова о том, что Чацкий не служит, хотя он «с головой»

Крепостничество, преклонение перед мундиром и чинами

«А судьи кто?»

Сочувствие угнетённым, яростное осуждение крепостников и власти мундира, который прикрывает «рассудка нищету»

4

Д. 3, явл. 1

Адресован Софье, проверяет, любит ли она Молчалина

Молчалин и Софья, которая в любви к нему слепа

«Бог знает, за него что выдумали вы…» «Но вас он стоит ли?»

Чувство горечи оттого, что Софья полюбила недостойного человека. Монолог продолжает любовную линию комедии

5

Д. 3, явл. 22

На балу в ответ на вопрос Софьи, что его так гневит. Адресован гостям, которые его не слышат

Преклонение перед Европой, низкопоклонство перед Францией, чужая мода и язык

«Ни слова русского, ни русского лица / Не встретил»

Яростный призыв, «чтоб истребил Господь нечистый этот дух / Пустого, рабского, слепого подражанья…». Доминанта чувства — риторический вопрос: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»

6

Д. 4, явл. 10

Размышления после отъезда гостей по поводу сплетни о его безумии

Авторы сплетни о сумасшествии — глупцы, старухи, родина, которая скоро надоест

«И вот общественное мненье!»

Грустное удивление, что «нелепость обо мне все в голос повторяют». Сожаление о том, что «никем по совести она [Софья] не дорожит». Личное переплетается с общественным



Обобщающая беседа:

Вопросы 4, 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

В каких монологах преобладает личная драма Чацкого?

В чём особенности любовной интриги в комедии?
(Конфликт Чацкого с фамусовским обществом является и общественным, и личным. Разлад ума и сердца роднит пьесу с комедийной традицией. Но Чацкий не может принять устаревшие законы социального устройства. Мысль о безумии от любви наполняется общественным содержанием, злобные сплетни Москвы становятся зловещей силой, которую невозможно победить.)

От чего Чацкий больше страдает: от общественной или личной драмы?

IV. Групповая практическая работа.
Сопоставление образа Чацкого с его идейными противниками :
Группа 1.
 Чацкий и Фамусов.

Группа 2. Чацкий и Молчалин.

Группа 3. Чацкий и Скалозуб.

Группа 4. Чацкий и Репетилов.

Группа 5. Чацкий и Софья.

Вариант заполнения таблицы «Сопоставление образа Чацкого с его идейными противниками»:

ТАБЛИЦА
«Сопоставление образа Чацкого с его идейными противниками»

Образы-антагонисты

Общее

Различное

Чацкий и Фамусов

Принадлежат к дворянскому классу, имеют благородное происхождение. Очень давно знакомы, так как Чацкий рос в доме Фамусова

Чацкий по возрасту мог быть сыном Фамусова. Чацкий не хочет служить, ему «прислуживаться тошно», Фамусов служит для того, чтобы «числиться» на службе, не глядя подписывать бумаги, окружить себя роднёй, не смеющей ему возразить. Чацкий думает, что недалёк век просвещения, чтения книг, Фамусов видит в них причины вольнодумства. Чацкий хочет освободиться от века «покорности и страха», Фамусов — апологет этого века

Чацкий и Молчалин

Почти ровесники. Оба связаны с Софьей и домом Фамусова. Оба умны, но их ум имеет разную направленность

Чацкий — высокородный дворянин, Молчалин «безродный». Чацкий высокообразован, знает языки, Молчалин не получил серьёзного образования. Чацкий обличает фамусовское общество, Молчалин боготворит его. Чацкий произносит вслух свои суждения, Молчалин скрытен. Чацкий не может прислуживаться, Молчалин постоянно это делает, ища выгоды для себя. У Чацкого развито чувство собственного достоинства, Молчалин беспринципен и угодлив. Чацкий честен, Молчалин лицемерен. Чацкий ироничен, Молчалин подобострастен. Чацкий любит Софью, Молчалин притворяется влюблённым

*Чацкий и Скалозуб

    ‎    

    ‎    

*Чацкий и Репетилов

    ‎    

    ‎    

*Чацкий и Софья

    ‎    

    ‎    


Заполнение таблицы может быть завершено дома (по группам).

V. Художественная функция внесценических персонажей
Обобщающая беседа:


Какова роль образов внесценических единомышленников Чацкого?

Охарактеризуйте двоюродного брата Скалозуба.

Почему Скалозуб удивлён, что его брат «службу вдруг оставил, / В деревне книги стал читать…»?

Охарактеризуйте князя Фёдора, племянника княгини Тугоуховской.

Какую характеристику даёт ему княгиня?

Почему князь Фёдор, который учился в Петербурге, теперь «от женщин бегает», «чинов не хочет знать»?

VI. Сообщение учащегося на тему «Внесценические союзники Чацкого: культуроведческий комментарий».




Итоговые вопросы:


Главные герои комедии «Горе от ума» являются носителями какой-то одной черты характера или они многогранны?
(Герои комедии «Горе от ума» — это образцы художественного обобщения. Они индивидуальны и в то же время являются образами-символами. А. С. Грибоедов изображает их во всём многообразии чувств и страстей. Так, Фамусов не только ретроград, ворчун, низкопоклонник, делец и волокита, но и любящий отец, покровитель своей родни. Молчалин подобен хамелеону: его речь меняется в зависимости от того, с кем он говорит. Скалозуб — храбрый воин, отличный наездник, но гонитель просвещения, сторонник жизни по военному образцу.)

*Кто, по-вашему, Чацкий: реалистический или романтический герой?
(Грибоедов в образе Чацкого показывает, что романтические герои-скитальцы — это порождение самой жизни. Их убеждения, чувства, мировосприятие находятся в противоречии со светским обществом. Фамусовская среда готовит им духовную гибель и превращает в изгнанников. Образ Чацкого несёт в себе и черты реалистического героя. Обладая типическими чертами героя времени, он действует в типических обстоятельствах. В пьесе есть сведения о его прошлом, показаны закономерности взаимодействия человека и среды, в которой он живёт, и др.).

Итоговые вопросы:

Вопросы 10—11 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатной таблицы.

Составить развёрнутый план сообщения «Чацкий в системе образов комедии „Горе от ума“»
или подготовить сообщение «Чацкий начинает новый век» с использованием плана практикума «Читаем, думаем, спорим…»: раздел «Чацкий Александр Андреевич» (по выбору учащихся).

Подготовить выразительное чтение наизусть и сделать письменный анализ одного из монологов Чацкого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)

Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...

урок литературы "Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".Анализ "немой" сцены.

Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна...

"Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин как два типа молодого поколения в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Предлагается на примере героев взглянуть на молодое поколение того времени и сопоставить с современными молодыми людьми...

Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме "Кто же Чацкий - победитель или побежденный?" (по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума")

Итоговый урок  с презентацией по комедии "Горе от ума". Групповая работа по методу "Шести шляп мышления"....

Обобщающий урок по комедии А.И. Грибоедова «Горе от ума» Кто Чацкий? Победитель или побежденный?

Урок -исследование с применением технологий проблемного обучения .Цель урока -вспомнить содержание комедии, обсудить основную проблематику,осуществить исследовательский мини – проект «Кто ...

Технологическая карта урока по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" "Образ Чацкого"

Технологическая карта урока литературы в 9 классеУрок разработала Нечаева Е.А.МБОУ г. Иркутска СОШ №17...