Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме "Кто же Чацкий - победитель или побежденный?" (по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума")
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Итоговый урок с презентацией по комедии "Горе от ума". Групповая работа по методу "Шести шляп мышления".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_gore_ot_uma.docx | 85.08 КБ |
23._gore_ot_uma._itogovyy_urok._shest_shlyap.pptx | 328.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №30» Г.о.Подольск
Технологическая карта
урока литературы
в 9 «Б» классе
на тему: «Кто же Чацкий – победитель или побеждённый?» (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
(С применением технологий проблемного обучения, группового обучения,
развития критического мышления)
Составила и провела: учитель русского языка и литературы
Митрофанская Анжела Петровна
Технологическая карта урока
Тема урока: «Кто же Чацкий – победитель или побеждённый?» (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
Класс: 9 «Б»
Предмет: литература
Тип урока: обобщающий
Цели урока:
образовательные: закрепить знания, полученные учениками; сформировать общее представление о комедии; продолжить формирование навыков анализа художественного произведения;
воспитательные: способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию толерантности; воспитывать умение слушать других;
развивающие: развивать навыки делового партнерского общения; умение инициировать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками – вступать в диалог, задавать вопросы, выдвигать и отстаивать свою точку зрения; навыки делового партнерского общения, монологической и диалогической речи.
Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.
Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.
Оборудование: мультимедиа (презентация), раздаточный материал, учебник, на доске образцы ученических работ – кластеры о фамусовском обществе и о Чацком.
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Мотивация – 5 мин.
- Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. Целеполагание.– 5 мин.
- Решение проблемного вопроса (работа в группах) – 10 мин.
- Обобщение и систематизация знаний (презентация работы группы) – 15 мин.
- Выставление самооценок и рефлексия – 5 мин.
- Домашнее задание – 3 мин.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Деление на группы до начала урока путём жеребьёвки.
- Добрый день, ребята! Рада вас видеть. Входя в класс, вы доставали из мешочка прямоугольники определенных цветов. Сядьте, пожалуйста, согласно тому цвету, который вам достался. | Учащиеся вынимают наугад жетоны разных цветов. В зависимости от цвета делятся на шесть групп. Здороваются. Демонстрируют готовность к уроку. Рассаживаются по группам. (Образуется шесть групп) | Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок. |
II. Мотивация Цель этапа: активизировать мыслительную деятельность каждого ученика, подтолкнуть к формулировке темы и проблемы урока | (Слайд 1). - На экране вы видите слова британского модельера Эндрю Маккензи: «Победитель – тот, кто встаёт на один раз больше, чем падает». - Как вы понимаете эту фразу? - Как бы вы закончили предложение «Победитель – это…»? А кого можно назвать побежденным? (На слайде появляется портрет А.С.Грибоедова) - Связаны ли эти слова с комедией Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума»? - Есть ли в комедии победители? - А Чацкого вы кем считаете? Молча по очереди подойдите к доске и поставьте свою подпись в ту графу, которая соответствует вашей позиции: «Победитель – Побеждённый» | Отвечают на вопросы учителя. Демонстрируют знание содержания комедии «Горе от ума». Подходят по очереди к доске и ставят свою подпись или в графу «Победитель» или в графу «Побежденный» | Коммуникативные УУД: 1.Владеть монологической и диалогической речью. 2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач. Личностные УУД: 1.Самоконтроль Познавательные УУД: 1.Проверка изученного. |
III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, целеполагание. | - Как вы думаете, над каким проблемным вопросом мы будем сегодня размышлять? - Как будет звучать тема нашего урока? (Слайд 2). - Тема урока: «Кто же Чацкий – победитель или побежденный?» Мы попытаемся прийти найти ответ на этот вопрос. Это и будет целью нашего урока. - Вы уже догадались, что работать вы будете в группах по методу «Шести шляп». Я напоминаю специфику каждой группы: Белая шляпа отвечает за сбор беспристрастных, объективных фактов; Чёрная шляпа отвечает за критическое восприятие, поиск недостатков; Жёлтая шляпа находит только положительные факты и аргументы; Зелёная шляпа должна выйти за рамки произведения; Красная шляпа отвечает за эмоции и оценки; Синяя шляпа подводит итог работе всех групп и формулирует ответ на проблемный вопрос. Каждая группа должна выбрать руководителя и распределить задания, чтобы максимально быстро с ними справиться. Опирайтесь на текст комедии и записи в тетрадях. Обращаю также ваше внимание на то, что при ответе групп члены других групп могут дополнять ответы одноклассников или опровергать их или задавать вопросы. | Дают свои варианты ответов. Записывают тему урока в тетради. Слушают учителя. Демонстрируют готовность к работе. | Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений; 2. Формулировать тему урока, проблему; 3.Самостоятельно планировать деятельность. Познавательные УУД: 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
IV. Решение проблемного вопроса (работа в группах) | Каждая группа получает задание. Выбирает руководителя. Раздаёт задания. (Приложение 1) Белая шляпа (Учёные):
Чёрная шляпа (Критики):
Жёлтая шляпа (Оптимисты):
Зелёная шляпа (Креативщики):
Красная шляпа (Художники):
Синяя шляпа (Руководители):
(Во время работы групп звучит вальс А.С.Грибоедова) | Выбирают руководителя группы. Распределяют задания. Обсуждают ответы. | Познавательные УУД: 1.Выделять главное, извлекать информацию; 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; 3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: 1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: 1.Искать пути решения проблемы. |
V. Обобщение и систематизация знаний (презентация работы групп). | - Пришло время познакомить одноклассников с вашей работой. Отвечать вы будете именно в том порядке, в каком шляпы появляются на экране. - Напоминаю о том, что во время ответа одной группы члены других групп могут дополнить или опровергнуть ответ оппонентов, а также задать им свой вопрос. (Слайды 3-9). | Заканчивают обсуждение. Руководитель группы демонстрирует готовность своей группы отвечать. Слушают ответы групп, участвуют в обсуждении. | Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 2. Проверка знаний и умений. Коммуникативные УУД: 1.Осуществлять контроль. 2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
VI. Выставление самооценок и рефлексия. | Руководители групп заполняют оценочные листы. (Приложение 2) Закончите эти фразы: - Сегодня я узнал… - Было интересно… - Было трудно… - Я понял, что… - Теперь я могу… - Я научился… - У меня получилось… - Мне понравилось… | Учащиеся анализируют своё поведение и состояние на уроке и дают себе самооценку. | Регулятивные УУД: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности; 2. Определяют степень успешности работы согласно критериям. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3. Строить связанное монологическое высказывание |
VII.Домашнее задание. |
| Записывают домашнее задание.
|
Приложение 1
Задания для групп
Белая шляпа (Учёные)
Информация. Факты. Беспристрастная и объективная позиция
1. На какие две группы можно разделить всех персонажей? По какому принципу?
2. Назовите черты классицизма и реализма в комедии «Горе от ума».
Чёрная шляпа (Критики)
Критическое восприятие
1. В чем, на ваш взгляд, Чацкий «проигрывает» фамусовскому обществу?
2. Что дает нам право говорить, что Чацкий уходит побежденным?
Жёлтая шляпа (Оптимисты)
1. Докажите, что Чацкий в финале комедии «Горе от ума» остается победителем. Приведите как можно больше аргументов в пользу этой точки зрения.
Зелёная шляпа (Креативщики)
1.Как вы понимаете слова Герцена А.И.: «В комедии «Горе от ума» 4 действия. Пятое разыгралось на Сенатской площади в Петербурге в 1825 году»?
2. Предположите, как сложилась жизнь Чацкого после отъезда из дома Фамусова. Обоснуйте свой ответ.
Красная шляпа (Художники)
1. Выберите из предложенной таблицы эмоционально-оценочные эпитеты, характеризующие, на ваш взгляд, основных персонажей комедии «Горе от ума».
2. Какие эпитеты наиболее полно отражают ваши эмоции по отношению к этим же персонажам?
I Поведение | II Взгляды | III Отношение к людям | IV Ум, способности | V Эмоциональные качества | VI Другие черты |
1. Самоуверенное 2. Тактичное 3. Изворотливое 4. Характер горячий 5. Скрытное 6. Самовлюбленное 7. Ханжеское 8. Естественное 9. Воспитанное | 1. Консервативные 2. Вольнолюбивые 3. Приспособленческие 4. Ограниченные 5. Свойственные среде 6. Критические 7. Циничные 8. Твердые | 1. Холопское 2. Непосредственное 3. Доверчивое 4. Равнодушное 5. Лицемерное 6. Сочувственное 7. Расчетливое 8. Гостеприимное 9. Открытое 10. Черствое 11. Опасливое | 1. Неглупый 2. Глупый 3. Умный 4. Пытливый 5. Ограниченный 6. Одаренный 7. Практичный | 1. Нравственная слепота 2. Сдержанность 3. Грубость 4. Мечтательность 5. Вздорность 6. Колкость 7. Страстность 8. Ироничность 9. Скрытность | 1. Честность 2. Неискренность 3. Бестактность 4. Подлость 5. Лень 6. Гадливость 7. Прямота 8. Собранность 9. Скрытность 10. Небрежность (в делах) |
Синяя шляпа (Руководители)
- В чём суть общественного и личного конфликтов в комедии «Горе от ума»?
- Кто же Чацкий – победитель или побежденный?
Приложение 2
Название группы |
| Оценка |
Руководитель группы | 1. | |
Члены группы | 2. | |
3. | ||
4. | ||
5. |
Название группы |
| Оценка |
Руководитель группы | 1. | |
Члены группы | 2. | |
3. | ||
4. | ||
5. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кто же Чацкий – победитель или побежденный? (Итоговый урок по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Белая шляпа (Учёные) Информация. Факты. Беспристрастная и объективная позиция 1. На какие две группы можно разделить всех персонажей? По какому принципу? 2. Назовите черты классицизма и реализма в комедии «Горе от ума».
Чёрная шляпа (Критики) Критическое восприятие. 1. В чем, на ваш взгляд, Чацкий «проигрывает» фамусовскому обществу? 2. Что дает нам право говорить, что Чацкий уходит побежденным?
Жёлтая шляпа (Оптимисты) 1. Докажите, что Чацкий в финале комедии «Горе от ума» остается победителем. Приведите как можно больше аргументов в пользу этой точки зрения.
Зелёная шляпа ( Креативщики ) 1. Как вы понимаете слова Герцена А.И.: «В комедии «Горе от ума» 4 действия. Пятое разыгралось на Сенатской площади в Петербурге в 1825 году»? 2. Предположите, как сложилась жизнь Чацкого после отъезда из дома Фамусова. Обоснуйте свой ответ.
Красная шляпа (Художники) 1. Выберите из предложенной таблицы эмоционально-оценочные эпитеты, характеризующие, на ваш взгляд, основных персонажей комедии «Горе от ума». 2. Какие эпитеты наиболее полно отражают ваши эмоции по отношению к этим же персонажам?
I Поведение II Взгляды III Отношение к людям IV Ум, способности V Эмоциональные качества VI Другие черты 1. Самоуверенное 2. Тактичное 3. Изворотливое 4. Характер горячий 5. Скрытное 6. Самовлюбленное 7. Ханжеское 8. Естественное 9. Воспитанное 1. Консерватив-ные 2. Вольнолюби-вые 3. Приспособ-ленческие 4. Ограниченные 5. Свойственные среде 6. Критические 7. Циничные 8. Твердые 1. Холопское 2. Непосредственное 3. Доверчивое 4. Равнодушное 5. Лицемерное 6. Сочувственное 7. Расчетливое 8. Гостеприимное 9. Открытое 10. Черствое 11. Опасливое 1. Неглупый 2. Глупый 3. Умный 4. Пытливый 5. Ограниченный 6. Одаренный 7. Практичный 1. Нравственная слепота 2. Сдержанность 3. Грубость 4. Мечтательность 5. Вздорность 6. Колкость 7. Страстность 8. Ироничность 9. Скрытность 1. Честность 2. Неискренность 3. Бестактность 4. Подлость 5. Лень 6. Гадливость 7. Прямота 8. Собранность 9. Скрытность 10. Небрежность (в делах)
Синяя шляпа (Руководители) В чём суть общественного и личного конфликтов в комедии «Горе от ума»? Кто же Чацкий – победитель или побежденный?
Лидеры групп, оцените работу каждого члена своей группы. Закончите фразы: «Сегодня на уроке я …» «Сегодня я узнал(а)…» «Мне было трудно…» «Мне понравилось…» Домашнее задание (на выбор) Написать письмо Чацкому , соблюдая стиль эпохи Индивидуальный прикладной проект: словарик афоризмов Чацкого Создать личную страницу Чацкого « ВКонтакте », соблюдая стиль эпохи и особенности его взглядов и характера
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
технологическая карта урока литературы 5 класс
Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...