Открытый урок по литературе в 7 классе по теме : "А.П.Платонов. Рассказ "Юшка" "
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему
Открытый урок по литературе в 7 классе по теме : "А.П.Платонов. Рассказ "Юшка" "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yushka.ppt | 2.31 МБ |
ai_otkrytyy_urok.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: рассуждения о любви к ближнему, о добре и зле, милосердии и сострадании. Тема урока: рассказ А.П. Платонова «Юшка». Урок-размышление
«Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек… »
Блаженный Праведник Сокровенный Кроткий Смирный Сострадание Сочувствие Милосердие Гуманизм Есть ли среди данных слов синонимы? Ключевые слова урока
Блаженный: 1) в высшей степени счастливый; 2) юродивый – чудаковатый, помешанный или безумец, обладающий даром прорицания.
ПРАВЕДНИК : человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний какой-либо религии; человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.
- сочувствие чужому страданию, участие, пробуждённое горем, несчастьем другого человека Сострадание
Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить из сострадания
Гуманизм - человечность в отношении к людям
Назовите имя главного героя (не прозвище)? Ефим
Сколько лет главному герою? 40 лет
Где работал Юшка? В кузнице
Узнай героя «…глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы».
Узнай героя «…большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами…»
«…Сердце в людях бывает ___.» «…Я жить родителями поставлен…я тоже всему…___» слепое свету нужен
В июле или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга — чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.
Сердце Юшки ? ? ? ? Жизненная формула Юшки
Жизненная формула Юшки любовь к природе любовь к Родине любовь к людям любовь ко всему живому Сердце Юшки
Спешите делать добро, пока не стало поздно… К.В. Скворцов
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Что такое синквейн?
Синквейн состоит из 5 строк. Его форма напоминает ёлочку : 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово
1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка 1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные или причастия. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)
Юшка Добрый, безответный Любит, страдает, прощает Юшка добром побеждает зло. Праведник
Взрослые Злые, жестокие Обижали, били, калечили Люди приходили в ярость от злости. Эгоисты
Дети Злые, вредные Кидали, толкали, дразнили Дети не умели любить. Глупцы
Прохожий Пьяный, гневный Кричит, оскорбляет, дерётся Прохожий рассердился и толкнул Юшку. Чудовище
Девушка Любящая, кроткая Помогает, лечит, утешает Девушка всегда готова помочь. Врач
Итоги урока: сегодня я узнал… меня удивило… было интересно… у меня получилось… было трудно… я научился…, могу … Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру (7-10 предложений) на тему: «Любить человека - это значит…»
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе в 7 классе (в условиях ФГОС)
Тимошина А.И., учитель высшей квалификационной категории.
Тема: «Любить человека» (рассказ А.П. Платонова «Юшка»)
Задачи урока: 1) в ходе литературоведческого анализа рассказа А. П. Платонова «Юшка» услышать нравственный завет писателя;
2) выявить особую структуру по строения «маленького» рассказа; рассмотреть понятие «маленький человек»;
3) дать учебному занятию личностно-ориентированную направленность;
4) формирование читательской, познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной, социальной компетенций.
Тип урока: урок формирования нравственных ценностей.
Форма урока: урок-размышление.
Цели урока: 1) образовательная – углубить знания обучающихся о личности и творчестве А.П. Платонова, обучение анализу художественного произведения и самостоятельной работе с ним;
2) развивающая – развитие творческого и логического мышления обучающихся, их устной и письменной речи; личная оценка творчества А.П. Платонова;
3) воспитательная – формирование нравственных ценностей у обучающихся, умений оценивать поступки людей с нравственных позиций; воспитание любви к родному языку;
4) познавательная – обогащение словарного запаса обучающихся, углубленное изучение русской литературы XX века через понимание её красоты, богатства и истории, через музыку и живопись, художественное слово.
Форма организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- фронтальная;
-групповая.
Методы и технологии, используемые на уроке:
-диалоговая технология;
-методика исследовательских заданий (работа с тропами, синквейн)
-личностно-ориентированное обучение;
-технология развития критического мышления;
-технология проблемного обучения;
-ИКТ.
Приёмы деятельности учителя:
-эвристическая беседа;
-вызов к размышлению (создание проблемных ситуаций);
-работа со словом;
-использование презентации в качестве иллюстративного материала.
Основные виды деятельности обучающихся:
- диалог;
- анализ художественного текста, выразительное чтение, пересказ;
-самостоятельная работа (осмысленное чтение, работы со словарем);
-нахождение тропов, написание синквейна (творческая практическая работа в 4-х группах в течение всего урока!)
Оборудование урока: (на партах – рабочие материалы):
-учебник – хрестоматия для ООУ в 2-х частях (автор составитель В.Я. Коровина, М.: Просвещение, 2015г., ч.2);
- АРМ учителя (презентация к уроку);
- приложение на электронном носителе (CD диск с аудио-записью к рассказу А.П. Платонова «Юшка»);
- записи на доске.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя:
1) Ребята, с каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? (с А.П. Платоновым) – слайд 1.
2) Чем был уникален этот человек? (Талантливый инженер и яркий писатель)
3) Как вы понимаете слова Платонова, взятые в качестве эпиграфа? (Творчество Платонова пробуждает уважение и бережное отношение к человеку, умение видеть в нем доброе, хорошее)
4) Какой рассказ вы прочитали к сегодняшнему уроку? (рассказ «Юшка»)
5) Каким будет наш урок? О ком и о чем мы с Вами поговорим? Каковы цель и задача нашего занятия? (Ответы ребят)
II. Анализ рассказа А.П. Платонова «Юшка»
-Как начинается рассказ? – слайд 3
- Что было в нем особенного? (Блаженный, кроткий, смирный…)
- Какие чувства мы испытываем к герою? (Сострадание, сочувствие…)
1) Постановка задачи: работа с ключевыми словами (слайд 4)- есть ли среди данных слов синонимы? (2 группы слов) – записи в тетрадях.
- Какого человека на Руси называли «блаженным»? (счастливого, юродивого, безумца, прорицателя) – слайд 5.
- Как вы понимаете слово «сокровенный»? (дорогой для близких людей, ценный) – слайд 6.
-Кто такой «праведник»? (человек строгих моральных правил) – слайд 7.
- Определите значение слов «сострадание, милосердие, «гуманизм»? (ответы ребят – слайды 8-10)
- Назовите имя главного героя? (Ефим Дмитриевич) – слайд 11. (Ефим – от древнегреч. «Ефимий» - «благочестивый», «священный», «доброжелательный»).
- Сколько ему лет? (40) – слайд 12.
- Какое прозвище люди дали герою и почему? (Юшка – «маленький» человек, униженный и оскорбленный ближними)
- Где он работал? (в кузнице) – слайд 13.
- Узнайте героев по портретной характеристике (Слайд 14-15) (Это Юшка и его приемная дочь)
- Какие тропы использует Платонов в их описании? (Эпитеты и сравнения, которые показывают, что родными могут стать люди не только по крови, но и по душе!)
- Почему люди обижают Юшку? (у них слепое сердце)
- Что говорит Юшка своим обидчикам? («Я тоже всему свету нужен…») – слайд 16
III. Анализ эпизода практической работы №: «В июле…до слов…солнечным светом». (слайд 17) (аудиозапись) (Работают четыре группы: прослушав и прочитав эпизод, найти тропы и определить жизненную формулу Юшки!!!) - слайд 17: 1 группа – эпитеты, 2 группа – метафоры, 3 группа – олицетворения, 4 группа – формула Юшка (Ребята читают примеры).
- Какова жизненная формула Юшки? В чем его счастье? (в любви к людям, к природе, ко всему живому, к Родине) – слайд 18-19, которая есть бесконечное добро к ближнему – слайд 20 ( цитата уральского поэта Константина Васильевича Скворцова о добре) - это настоящее счастье.
IV. Минутка отдыха – формула счастья – слайд 21.
V. 1.Объяснение нового литературоведческого термина «синквейн»:
- Сегодня мы научимся новому виду творческой работы, которая поможет дать характеристику героям – это синквейн - слайд 22 (записи в тетраде)
Структура синквейна: - слайд 23-24
2. Составление синквейна о Юшке (вместе)
- проверка - слайд 25
3. Закрепление. Творческая практическая работа. Работа в группах.
1 группа синквейн о взрослых
2 группа дети
3 группа прохожий
4 группа девушка (2-3 минуты – проверка на слайдах 26-29)
VI. Обобщение изученного:
-Какими чувствами были переполнены сердца Юшки и его дочери? (состраданием и любовью к людям) – на доску прикрепить сердца
- Какие еще синонимы можно подобрать к слову «сострадание»? (ответы ребят – на доске вывешиваются синонимы к данному слову)
- Замечательная уральская поэтесса Ася Горская так сказала о совести:
Она уходит, снова возвращается.
Как жить тому, кто с нею распрощается?
Блажен по-настоящему лишь тот,
Кто с ней в согласии всегда живет.
Она – твой самый главный господин
От детской колыбели до седин.
VII. Итоги урока – слайд 30 – рефлексия:
Узнал – удивило – интересно – получилось – трудно – научился – могу!
VIII.Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру (7-10 предложений) на тему: «Любить человека – это значит…»
IX. Руководители групп – обучающиеся – сами выставляют оценки своей группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии
На уроке учащиеся знакомятся с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...
Конспект открытого урока по литературе - 7 класс
18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект урока....
открытый урок по литературе в 6классе по теме :Урок внеклассного чтения.Л.Н.Толстой"Кавказский пленник".Исторические события,получившие отражение в рассказе.
Данный урок проведен с использованием современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС.Как мы знаем,преобладающий фактор-системно-деятельный подход в обучении.Применение кейс -техноло...
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.
Средства художественной выразительности (А. К. Толстой. Лирика. Анализ поэтического произведения)....
Открытый урок родной литературы 7 класс
Техническая карта открытого урока родной литературы 7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...
Конспект открытого урока по литературе 5 класс.
Конспект урока по литературе по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образ...