Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Полянская Ирина Вадимовна

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8kl.konspekt_otkrytogo_uroka._pugachev.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

              Конспект   открытого  урока

               по  литературе в 8в классе

              20 ноября   2013-2014 уч.год.

                          Учитель:  Полянская  Ирина  Вадимовна.

 

Тема   урока:  «Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цели  урока: 1.Показать противоречивость образа

                                     Пугачева в повести А.С.Пушкина    

                                    «Капитанская дочка».

                                 2. Сформировать у учащихся        

                                      собственное мнение.

Задачи  урока:

  1. Учить  работать с текстом для составления характеристики героя.
  2. Учить рассуждению с подбором  доказательств.
  3. Учить связной речи и правильной формулировке ответов, выводов.
  4. Развивать навыки выразительного  чтения.
  5. Подготовить к написанию сочинения.

Примечание.

Домашнее задание к уроку о Пугачеве:

  1.  1я встреча -2гл. ,  2я встреча- 7-8 гл.  Сравнить описание внешности (портрет).
  2. Перечитать  сцену военного совета-10гл.
  3. 3я встреча 11гл. Перечитать  разговор  Хлопуши и Белобородова.  Пересказать  калмыцкую сказку. (Можно дать индивидуальное задание).  
  4. 13 гл. Конец бунта. Перечитать.
  5. 14гл.,эпилог. 4я встреча.Перечитать.

Урок проводится с использованием презентации.

           

             Ход   урока.

1.Объявление   темы  урока.                  

Слайд №2.  ---Записываем  тему в тетрадь.

Слайд №3.      Образ Пугачёва, отраженный в  народном сознании, до сих пор продолжает меняться. Некогда его предали церковной анафеме, в советские годы  воспевали  как защитника угнетённых, в недавние годы его опять стали  «мазать» одной чёрной краской. 

Слайд №4.

Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской  истории; тем более, что  трагедия Пугачева  и  пугачевского  бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: А.С. Пушкина в 19 веке, С.А.Есенина в 20 веке.

Слайд №5

  1.  -Что  такое  манифест? ( См. толковый словарь)

     В своем  манифесте вождь народного восстания писал: «Монаршее, отеческое милосердие к крестьянству и жестокость по  отношению к тем, кто не повинуется  воле  государя.»

  1. –Запишите  в центре страницы «Пугачев» и добавьте по сторонам ассоциации, которые возникают  с  его именем. Какие  характеристики записали? ( Открыть на слайде после ответов детей.)

Мы помним, что А.С.Пушкин, работая над повестью «Капитанская дочка» собирал воспоминания   людей, которые  видели и общались с Пугачевым. Давайте сегодня  попробуем разобраться, каким же представил  его  образ  автор на страницах своей повести.

2. Работа по домашнему заданию с использованием фрагментов текста.

- Чьими  глазами  мы  увидим Пугачева в повести?

-Сколько встреч было у Гринева с Пугачевым?

Слайд №6,7.  1я встреча. 2 глава. Буран. Постоялый двор.

 -Расскажите о первой встрече. При  каких обстоятельствах происходит первое знакомство Гринева и Пугачева?

-Найдите портретное описание Пугачева. Каким его  описывает рассказчик?

-Что  можете сказать о речи Пугачева? (Почтительная к барину, по- простому с Савельичем, загадками с трактирщиком).

Перескажите сон Гринева  в пути.

-Чем интересна и значима эта  встреча?

1. Человек хорошо умеет ориентироваться на местности, сметливый.

2. Разговаривает с товарищем загадками (тайна), пословицами (меткость народного языка).

3.Тулуп, подаренный как  благодарность за услугу, сыграет  важную роль в судьбе Гринева.

4. Вещий сон.

-Звучит ли имя Пугачева во время этой встречи?

Слайд №8. ВЫВОД  В ТЕТРАДЬ.

Глава 2. «Вожатый». Пушкин показывает природные качества человека, еще «не играющего роль в истории». Гринев поражен его загадочной силой.

Слайд 9,10.

Пугачевцы не шайка, а «конные  толпы».Поведение Пугачева говорит о его смелости и мужестве.

Найдите эпиграфы к гл. 10 (образ орла), 11 (образ льва).

Образы доброго молодца, орла и льва рисуют Пугачева как удалого, гордого и смелого вождя.

Слайд 11. 2я встреча. 7-8 гл. Взятие Белогорской крепости.

Чтение фрагментов текста.

-Каким видим Пугачева? Сравните описание внешности .

-Как он обращался с пленными?

-Какие интонации слышим в словах, обращенных к Гриневу?          ВЫВОД ВТЕТРАДЬ. Пугачев  вершит  «суд и расправу», ведёт себя  как  государь, но щадит Гринева. Значит, осталось в  душе    злодея что-то человеческое.

Слайд 12. Глава «Незваный гость».

-Какие отношения между Пугачевым и его соратниками, приближенными?

-Как он с ними общался? Как они к нему относились? (ср. 10гл. военный совет).

-Найдите описание Пугачева из уст  казака. Что оно дополняет к его образу?

Пушкин демонстрирует народное, казачье, фольклорное представление о царе. Государь должен быть намного сильнее и выносливее  всех ,должен бесспорно обнаруживать свое чисто физическое превосходство над окружающими, и на  поле  боя, и в повседневной жизни. Согласно легендарной традиции, именно по «царским знакам» происходило окончательное узнавание царя.

-Какова роль народной песни, включенной в повествование? ВЫВОД В ТЕТРАДЬ. Пушкин изображает не сборище убийц и насильников, а молодые и красивые лица. Люди просты в обращении, смелы и решительны.

Слайд13. Разговор Пугачева с Гриневым.

Беседа по вопросам на слайде.

Слайд 14. 3я встреча. Глава 11. «Мятежная слобода».

  1. Признание Гринева.
  2. Споры Белобородова и Хлопуши.

- Как Пугачев отнесся к судьбе бедной девушки?

-Почему помогает устроить счастье главных героев?

  1. Значение калмыцкой сказки.

13 глава. Конец бунта. Чтение эпизодов.(Русский бунт, бессмысленный и беспощадный).

 Слайд 15. 4я встреча. Казнь Пугачева.

 

3.Итоговый вывод урока.

Итак, мы проследили по повести образ Пугачева. Каким его представляет автор? Можно ли однозначно оценить роль этого человека в жизни Гринева? А в истории России?

Слайд16. Высказывание историка. Слайд 17. Вывод по повести А.С.Пушкина.

4. Домашнее задание.

Напишите сочинение на тему «Противоречивость образа Пугачева  в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературе - 7 класс

18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект  урока....

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе

Методичкская разработка урока по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина. Изучение сказа Н.С. Лескова "Левша" вызывает интерес у детей, но им трудно "разобраться" с лексикой произведения. В да...

Конспект открытого урока по литературе 6 кл. "Человеческая ценность повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

Тема:Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».Цель:Создать условия для проявления познавательной активности учащихся в процессе исследования текста. Развивать умение анализи...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Мир древнерусской литературы"

Урок, посвященный новому празднику - Дню православной книги. Учащиеся знакомятся с историей праздника, с деятельностью первопечатника Ивана Федорова, а также повторяют и обобщают знания о возникновени...

Материалы для открытого урока по литературе. "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»

В данной публикации содержится:1. Технологическая карта открытого урока по литературе "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»"2....