Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
На уроке учащиеся знакомятся с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, анализируют стихотворения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_cherez_burnyy_razliv_vremyon.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по литературе 11 класс
«Через бурный разлив времен»
Страницы лагерной поэзии
Выполнила: преподаватель
русского языка и литературы
Елясова О.Н.
г. Улан-Удэ
ЦЕЛИ УРОКА:
- Познакомить учащихся с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, и их поэзией, показать роль поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, рассказать об условиях создания стихотворения, обозначить основные темы лагерной поэзии.
- Пробудить интерес к истории и культуре своей страны, сочувствие к людям, пережившим репрессии, вызвать восхищение их мужеством и стойкостью, доказать возможность сопротивления трудным жизненным обстоятельствам.
- Продолжить формирование навыков и умений анализа поэтического текста.
ЭПИГРАФ:
Может быть, через пять поколений,
Через грозный разлив времен
Мир отметит эпоху смятений
И моим средь других имен
А. Баркова
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Тексты стихотворений
- Портреты А. Барковой, Н. Заболоцкого, В. Шаламова, Н. Гаген-Торн
- Репродукции картин Г. Белова «Беломорканал», «Комендант»;
И. Обросова «Арест», «Семья»; П. Шапиро «Во имя…?!»
- Плакат с изображением музы за колючей проволокой
Предварительная подготовка к уроку
Учащимся заранее выдаются тексты анализируемых стихотворений. На предшествующем уроке объявляется тема урока, сообщается, что будут анализироваться стихотворения, написанные за колючей проволокой. Предлагается ответить на вопросы:
- Что мы чувствуем, что вспоминаем, читая стихотворение?
- Это стихотворение необычно тем, что…
Я обратил внимание на то, что…
- Как обстоятельства написания стихотворения отразились на его содержании?
- Что вы поняли, о чем задумались, прочитав стихотворное?
- Как изобразительные средства помогают раскрыть содержание стихотворения?
Перед уроком на доске записывается название урока, эпиграф, вопросы к стихотворениям, вывешивается иллюстративный материал.
Ход урока
- Вступительное слово учителя:
Трагедия тысяч и тысяч людей, самых умных, талантливых, независимых, несправедливо осужденных в годы сталинских репрессий, брошенных за колючую проволоку на долгие годы, унижаемых и уничтожаемых, не может никого оставить равнодушным.
Может быть, через пять поколений,
Через грозный разлив времен
Мир отметит эпоху смятений
И моим средь других имен.
Писала Анна Баркова.
«Через грозный разлив времен» дошли до нас строки, написанные за колючей проволокой. Рассказать обо всех поэтах и всех произведениях, написанных в эти годы, за один урок невозможно. Мы лишь перелистаем некоторые страницы лагерной поэзии, попытаемся понять, о чем думали, что чувствовали те, кому удалось пережить эту страшную трагедию, понять, что давало им силы выжить и не сломиться.
II. Роль литературного творчества за колючей проволокой.
1 ученик Страшные 30-е годы, когда волна репрессий захлестнула всю страну. По данным комиссии по литературному наследию, было репрессировано более 2-х тысяч писателей. Среди них такие известные и поныне поэты, как Николай Клюев, Леонид Мартынов, Осип Мандельштам, Ярослав Смеляков, Николай Заболоцкий.
2 ученик : Николай Заболоцкий был арестован в марте 1938 года. Многое испытал и перенес этот человек: тюремную камеру, до отказа набитую арестантами, мучительную серию допросов и пыток, мытарства и унижения, тюрьму «Кресты», Свердловскую пересыльную тюрьму, этап по Сибирской железной дороге, который длился 60 с лишним дней.
1 ученик: Заболоцкий вспоминал об этом этапе: «Понемногу жизнь превратилась в чисто физиологическое существование, где все заботы человека сводились лишь к тому, чтобы не умереть от голода и жажды, не замерзнуть и не быть застреленным. В день полагалось на человека 300 граммов хлеба, дважды в день кипяток и обед из жидкой баланды и черпака каши. Но и этот жалкий паек выдавался нерегулярно. Однажды мы около трех суток не получали воды и вынуждены были лизать черные закоптелые сосульки, наросшие на стенах вагона. Ночью весь вагон погружался в непроглядный мрак. Тесно прижавшись друг к другу, мы лежали в этой первобытной тьме, внимая стуку колес и предаваясь безутешным думам о своей участи. Нас везли все дальше, на Дальний Восток, на край света…»
3 ученик: Именно в этих условиях, в это время, как доказал сын поэта, было написано стихотворение «Лесное озеро».
Н. Заболоцкий Лесное озеро
Опять мне блеснула, окована сном,
Хрустальная чаша во мраке лесном.
Сквозь битвы деревьев и волчьи сраженья,
Где пьют насекомые сок из растенья,
Где буйствуют стебли и стонут цветы,
Где хищная тварями правит природа,
Пробрался к тебе я и замер у входа,
Раздвинув руками сухие кусты.
В венце из кувшинок, в уборе осок,
В сухом ожерелье растительных дудок
Лежал целомудренной влаги кусок,
Убежище рыб и пристанище уток.
Как странно, как тихо и важно кругом!
Откуда в трущобах такое величье?
Зачем не беснуется полчище птичье,
Но спит, убаюкано сладостным сном?
Один лишь кулик на судьбу негодует
И в дудку растенья бессмысленно дует.
И озеро в тихом вечернем огне
Лежит в глубине, неподвижно сияя,
И сосны, как свечи, стоят в вышине,
Смыкаясь рядами от края до края.
Бездонная чаша прозрачной воды
Сияла и мыслила мыслью отдельной.
Так око больного в тоске беспредельной
При первом сиянье вечерней звезды,
Уже не сочувствуя телу больному,
Горит, устремленная к небу ночному.
И толпы животных и диких зверей,
Просунув сквозь елки рогатые лица,
К источнику правды, к купели своей
Склонились воды животворной напиться.
Анализ стихотворения:
Стихотворение написано в один из труднейших периодов жизни Заболоцкого, но мы не найдем в нем прямых описаний того, что происходит с ним. На первый взгляд кажется, что стихотворение совершенно не связанно с тем, что происходит в это время с автором. Почему же именно к описанию лесного озера и именно в такой форме обратился Заболоцкий в этот трудный для себя период?
Мир природы в стихотворении не наполнен гармонией, не является единым, мир природы, как и жизнь людей, наполнен сиюминутными интересами, борьбой за существование, болью и несправедливостью: «хищная природа» правит «тварями», «пьют насекомые сок из растенья», «стонут цветы», развертываются «битвы деревьев и волчьи сраженья». Троекратное повторение слова «где» показывает непрерывность, всеобщность этих процессов. Озеро дано в противопоставлении этому миру, это «убежище», «пристанище» усталой души. Среди суеты и бесконечного движения оно поражает спокойствием, величием, торжествующей красотой. Оно не просто лежит, оно «блестит», «неподвижно сияет», и рядом с ним сияет «вечерний огонь», и «сосны, как свечи, стоят в вышине». И уже не как противопоставление, а как параллель возникает сравнение мира природы с миром человека:
«Так око больного в тоске беспредельной
При первом сиянье вечерней звезды,
Уже не сочувствуя телу больному,
Горит, устремленное к небу ночному»
Озеро и звезда сияют среди тьмы и хаоса жизни, среди боли и тоски, напоминая о красоте, духовности, возвышая душу уже самим фактом своего существования, своей непостижимостью.
И как душа «больного» ищет исхода своей беспредельной тоски, устремляясь ввысь к ночному небу, «горит», зажженная сиянием «вечерней звезды», так и «толпы животных и диких зверей», забыв о страданьях и битвах, «к источнику правды, к купели своей склонились воды животворной напиться». Мир природы и человека сливается в единое целое в неожиданной метафоре: животные просовывают «сквозь ветви рогатые лица».
Это стихотворение – не зарисовка с натуры. Это скорее попытка осмыслить роль божественного начала, пронизывающего жизнь природы и человека.
И неслучайно в непроглядной тьме переполненного вагона Заболоцкий возвращается мысленно к лесному озеру: «Опять мне блеснула…». Как больному в его безграничной тоске помогает «сиянье вечерней звезды», так и поэту в его нелегком существовании помогает выжить, выстоять, не сломиться знание о сиянии лесного озера, «вечерний огонь» и «сосны, как свечи», устремленные в вышину.
«Мир спасет красота», - провозгласил когда-то Достоевский. Пока сияет в небе вечерняя звезда, есть куда устремиться человеческой душе, есть силы не озлобиться, не ожесточиться, остаться человеком в нечеловеческих условиях.
III В каких условиях создавалась лагерная поэзия
4 ученик: Уже в лагере, во время одного из обходов, начальник лагеря подошел к Заболоцкому и спросил у надзирателя:
- Ну что, как там у тебя Заболоцкий? Стихи не пишет?
Надзиратель усмехнулся:
- Говорит, стихов больше никогда писать не будет!
- Ну, то-то! – и начальник продолжил обход.
А между тем именно в период заключения Заболоцкий осуществил перевод «Слово о полку Игореве». Всю поэму он помнил наизусть. Текст поэмы и сам перевод он вынужден был удерживать в памяти, потому что делать записи было невозможно. До сегодняшнего дня этот перевод остается лучшим из всех.
5 ученик: Существовала ли поэзия за колючей проволокой? Да, существовала. У поэта Сергея Поделкова как-то спросили: «Что были для вас стихи в лагере?» Он ответил сразу и одним словом: «Жизнь!»
6 ученик: Павел Набоков, родственник известного писателя, поэт, оказавшись за колючей проволокой, размышляет: «Каким образом в тюремных и лагерных условиях можно было противостоять насилию? Единственным. Оставаться человеком. А это значило: не только делиться пайком и махоркой и противостоять лозунгу «ты умри сегодня, а я завтра», но и воспитывать самого себя, восстановить в памяти все, что написал, зарифмовал, затвердить это намертво и …продолжить»
7 ученик: Как правило, стихов поэты не записывали, их обнаружение могло обернуться жестокой карой: карцером, переводом на более тяжелую работу, а то и новым сроком и даже смертью при попытке к бегству.
1 ученик: «Стихи – единственное, что могла без записи сохранить память на долгие годы - рассказывает Н.Надеждина. – Стихи нельзя было отнять и уничтожить при обыске потому, что они внутри тебя».
18 лет повел за колючей проволокой поэт и прозаик Варлам Шаламов, автор знаменитых «Колымских рассказов». Почти 12 лет он не имел возможности записать свои стихи, и вынужден был полагаться на память. В оном из стихотворений он признавался:
2 ученик: Я выходил на чистый воздух
И возводил глаза горе,
Чтоб разобраться в наших звездах,
Предельно ясных в январе.
Я разгадал загадку эту,
Я иероглифы постиг,
Творенья звездного поэта
Я перевел на наш язык.
Все записал я на коряге,
На промороженной коре,
Со мною не было бумаги
В том пресловутом феврале.
Анализ стихотворения:
Когда читаешь стихотворение В. Шаламова, невольно вспоминаешь Н.Заболоцкого. Лирический герой Шаламова так же, как и герой предыдущего стихотворения, земному противопоставляет высшее, духовное, так же, как у Заболоцкого, его взгляд устремлен в небо, именно там, а не в проклятиях судьбе и палачам ищет он спасения.
И на поэта снисходит вдохновение: ему дано постичь высшую истину, раскрыть тайну мироздания, поведать миру истину:
Творенье звездного поэта
Я перевел на наш язык.
Главное изобразительное средство этого стихотворения – антитеза. Происходит невероятное: поэт, избранник, которому открылись неведомые миру тайны, вынужден записывать их «на коряге, на промороженной коре»:
Со мною не было бумаги
В том пресловутом январе.
IV. Тематика лагерной поэзии
Сталинские лагеря…. Сколько смертей, боли, унижений, изломанных судеб, сколько талантливых людей, которые так и не смогли проявить свой талант в полную силу.
4 ученик: «Я вполне допускаю мысль, что вы сделаетесь лучшей русской поэтессой за все пройденное время русской литературы» - писал Луначарский поэтессе Анне Барковой. Ее дебют был замечен Блоком, Бросовым. Двадцать пять лет, за малым вычетом, поэтесса находилась в местах заключения.
Вопрос: Какова главная тема предложенного стихотворения?
5 ученик: Степь, да небо, да ветер дикий,
Да погибель, да скудный разврат.
Да. Я вижу, о боже великий,
Существует великий ад.
Только он не там, не за гробом,
Он вот здесь окружает меня,
Обезумевшей вьюги злоба
Горячее смолы и огня.
Анализ стихотворения:
Стихотворение начинается с целого ряда однородных членов. Скупыми мазками, не вдаваясь в подробности, указывает А. Баркова на приметы лагерного быта:
Степь, да небо, да ветер дикий,
Да погибель, да скудный разврат
Слово «погибель» высокого стиля, оно как бы подготавливает обращение к «Богу великому» в следующей строфе.
В стихотворении нет ни одного восклицательного или вопросительного предложения, отсутствуют многоточия. Тем не менее внутренняя энергия этого стихотворения так велика, что читатель невольно ощущает всю меру скорби, страдания, гордости и мужества, присущих героине стихотворения. За «Да.» с точкой в конце, а не восклицательным знаком чувствуется почти пушкинское «гордое терпенье», величие души и мудрость. Не с просьбой, не с жалобой, не с проклятиями обращается А. Баркова к Богу. Она просто констатирует факты:
«Да. Я вижу, Боже великий,
Существует великий ад».
Дважды повторенное слово «великий», определяющее и бога, и ад, подчеркивает глубину пропасти, отделяющую обитателей «ада» от всего мира.
Многозначен образ вьюги, которая, продолжая тему ада, не пронизывает холодом. Вьюга в стихотворении «горячее смолы и огня». Это и реальная вьюга, злобствующая за стенами бараков для заключенных, и безжалостная судьба, закинувшая их в этот барак, и ненависть, обрушиваемая на них сталинскими палачами.
В стихотворении не описываются подробно муки «ада», да этого и не надо. Все уже сказано в двух коротких четверостишьях. Все остальное будет лишним.
6 ученик: Тематика лагерной поэзии бесконечно разнообразна. Одна из тем лагерной поэзии – любовь. Кто жил любовью – памятью, кто встречал это чувство в лагере, где она превращалась в любовь расставание.
4 ученик: Иногда мужские и женские браки находились в одной зоне, и мужчины и женщины встречались на работах. О такой встрече стихотворение Юрия Чиркова.
7 ученик: Спасибо тебе, дорогая,
Ты так мне тепло улыбнулась,
Что сердце мое, догорая,
На миг для тебя встрепенулось.
Друг друга совсем мы не знаем,
И, встретившись как-то случайно,
Мы тотчас навеки расстались,
Окутаны дымкою тайны.
И боль снова в сердце замкнулась,
Лишь в памяти радость звучала,
И жизнь словно ночь потянулась
Без дня, без конца, без начала.
1 ученик: Наверное самые жестокие муки выпадали на долю матерей. Если дети были грудные, они отправлялись в тюрьму с матерью. Мария Терентьева, жена репрессированного писателя Ивана Катаева, пела своему сыну такую колыбельную:
Рано утром на рассвете
Корпусный придет,
На поверку встанут дети,
Солнышко блеснет…
Мальчик мой, не верь в измену
своего отца …
2 ученик: Неизмеримо труднее была судьба тех, кого разлучали с детьми. Нина Гаген-Торн прошла через тяжкие испытания: несправедливый арест, голодовка, многодневные изматывающие допросы, карцер, пытки, годы за колючей проволокой. Но особенно мучительной оказалась разлука с детьми, о которой она рассказала в своем стихотворении.
3 ученик : В жизни есть много мук,
Но горше нет пустоты,
Если вырвут детей из рук
И растить их будешь не ты…
И не смыть, не забыть, не залить,
Если отнял детей – чужой.
Эта рана – всегда болит.
Это горе - всегда с тобой.
4 ученик: Об этом же - о разлуке с дочерью – стихотворение Смирнова «В альбом к дочери»
Вот и жизнь осталась за плечами,
И душа уходит в сон и ночь.
Всюду и всегда перед глазами
Ты – отрада, мука, счастье:
Дочь!
Горькие этапные скитанья,
Бабочки и первые цветы,
А в цветах, в их радужном сиянии
Вновь царишь, грустишь, смеешься - ты.
Степь и горы древнего Алтая,
Тихие, зеленые леса,
Даль прозрачная и голубая,
Как твои прекрасные глаза.
Крики чаек. Розовая свежесть –
Как на Волге – милый нежный друг.
Чуть проглянет солнце – и меня приветит
Теплота твоих любимых рук.
Мысленно твои целую руки,
С ласточкой, летящей в даль и свет,
Шлю тебе из дальней тьмы разлуки
Страстный и томительный привет.
Анализ стихотворения:
Приметы горестного существования заключенного обозначены в стихотворении несколькими строками. «Вот и жизнь осталась за плечами, и душа уходит в сон и ночь» «горькие этапные скитанья» «из далекой тьмы».
Но стихотворение – не об этом, оно о жестокой разлуке с самым дорогим существом – дочерью.
Поражает способность героя стихотворения во время «горьких этапных скитаний» видеть и замечать красоту окружающего мира. Колючая проволока не заслонила от внимательного взгляда поэта ни «первые цветы», ни их «радужное сиянье», ни «степь и горы древнего Алтая», ни «тихие, зеленые леса». Однако боль от разлуки с дочерью так велика, что все, на что бы ни кинул взгляд герой стихотворения, напоминает ему о дочери. В первых строках второй, третьей, четвертой строф автор рассказывает об увиденных им картинах, в последних строках - о том, как эти картины вызывают в памяти воспоминанье о той, с которой разлучили обстоятельства.
В цветах – «вновь царишь, грустишь, смеешься - ты». Нагромождение однородных членов подчеркивает глубину чувств поэта.
«Даль прозрачная и голубая,
Как твои любимые глаза».
Крики чаек – как на Волге, где отец и дочь были вместе, солнце напоминает «теплоту любимых рук».
Тяжесть разлуки передают и знаки препинания. В последней строке первой строфы пунктуация почти цветаевская, не соответствующая никаким правилам, передающая смятенность души: «Ты - отрада, мука, счастье:
Дочь!»
Дочь – с восклицательным знаком, с большой буквы, с новой строки. Дочь! Боль! Страдание!
Общение с дочерью возможно только мысленно, через ласточку, в «даль и свет» из «тьмы разлуки». Рассказ о мучительной разлуке довершают неожиданные и выразительные эпитеты: привет, который отец шлет дочери – «страстный и томительный».
Вопрос: Перед тем, как заслушать еще две цитаты, которые помогут обобщить все сказанное, хотелось бы узнать: что показалось вам интересным в сегодняшнем уроке? Что поняли? О чем задумались, обратившись к страницам лагерной поэзии?
5 ученик: «Лагерная поэзия – часть нашей литературы, часть культуры нашего народа, эпохи. Строки, написанные для своего страдающего поколения, звучат для нас как завещание, как предупреждение»
С. Тюкина
6 ученик: «Лагерная поэзия – это победа духа над бездуховностью, человеческого над бесчеловечным, вечной правды над временными обманами. Как ни странно звучит, но лагерь преподавал духовный опыт: через злобу, отчаянье – к сочувствию, милосердию, к осознанию добра высшей ценностью»
В. Муравьев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ТЕМА: «АНТУАН ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ. СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ»
На данном уроке используется технология развития критического мышления Цель урока:1. Изучить биографию писателя с использованием приёмов технологии развития критического мышления (мозговая атака...
открытый урокпо информатике в 10 классе «Диаграммы в электронных таблицах»
разработка открытого урока...
Открытый урок в 11 классе «Web-сайты и Web-страницы. Форматирование текста и размещение графики. Гиперссылки на Web-страницах»
Конспект урока в 11 классе по теме «Web-сайты и Web-страницы. Форматирование текста и размещение графики. Гиперссылки на Web-страницах»...
Открытый урокпо физике в 8 кл. " ДВС.Экологические проблемы использования тепловых машин"
Тип данного урока- объяснение нового материала. Урок построен в соответствии с программными требованиями....
Конспект урока в 9 классе «История души человеческой на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Анализ романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»....
Материалы для открытого урока по литературе. "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»
В данной публикации содержится:1. Технологическая карта открытого урока по литературе "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»"2....