Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

 

На уроке учащиеся знакомятся  с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека,  анализируют стихотворения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_cherez_burnyy_razliv_vremyon.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по литературе 11 класс

«Через бурный разлив времен»

Страницы лагерной поэзии

Выполнила: преподаватель

русского языка и литературы

Елясова О.Н.

г. Улан-Удэ

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Познакомить учащихся с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, и их поэзией, показать роль поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, рассказать об условиях создания стихотворения, обозначить основные темы лагерной поэзии.

  1. Пробудить интерес к истории и культуре своей страны, сочувствие к людям, пережившим репрессии, вызвать восхищение их мужеством и стойкостью, доказать возможность сопротивления трудным жизненным обстоятельствам.

  1. Продолжить формирование навыков и умений анализа поэтического текста.

ЭПИГРАФ:

                                        Может быть, через пять поколений,

                                        Через грозный разлив времен

                                        Мир отметит эпоху смятений

                                        И моим средь других имен

                                                                        А. Баркова

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Тексты стихотворений
  2. Портреты А. Барковой, Н. Заболоцкого, В. Шаламова, Н. Гаген-Торн
  3. Репродукции картин Г. Белова «Беломорканал», «Комендант»;

И. Обросова «Арест», «Семья»; П. Шапиро «Во имя…?!»

  1. Плакат с изображением музы за колючей проволокой

Предварительная подготовка к уроку

Учащимся заранее выдаются тексты анализируемых стихотворений. На предшествующем уроке объявляется тема урока, сообщается, что будут анализироваться стихотворения, написанные за колючей проволокой. Предлагается ответить на вопросы:

  1. Что мы чувствуем, что вспоминаем, читая стихотворение?
  2. Это стихотворение необычно тем, что…

Я обратил внимание на то, что…

  1. Как обстоятельства написания стихотворения отразились на его содержании?
  2. Что вы поняли, о чем задумались, прочитав стихотворное?
  3. Как изобразительные средства помогают раскрыть содержание стихотворения?

Перед уроком на доске записывается название урока, эпиграф, вопросы к стихотворениям, вывешивается иллюстративный материал.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя:

Трагедия тысяч и тысяч людей, самых умных, талантливых, независимых, несправедливо осужденных в годы сталинских репрессий, брошенных за колючую проволоку на долгие годы, унижаемых и уничтожаемых, не может никого оставить равнодушным.

Может быть, через пять поколений,

                                        Через грозный разлив времен

                                        Мир отметит эпоху смятений

                                        И моим средь других имен.

Писала Анна Баркова.

«Через грозный разлив времен» дошли до нас строки, написанные за колючей проволокой. Рассказать обо всех поэтах и всех произведениях, написанных в эти годы, за один урок невозможно. Мы лишь перелистаем некоторые страницы лагерной поэзии, попытаемся понять, о чем думали, что чувствовали те, кому удалось пережить эту страшную трагедию, понять, что давало им силы выжить и не сломиться.

II. Роль литературного творчества за колючей проволокой.

 

1 ученик        Страшные 30-е годы, когда волна репрессий захлестнула всю страну. По данным комиссии по литературному наследию, было репрессировано более 2-х тысяч писателей. Среди них такие известные и поныне поэты, как Николай Клюев, Леонид Мартынов, Осип Мандельштам, Ярослав Смеляков, Николай Заболоцкий.

2 ученик :         Николай Заболоцкий был арестован в марте 1938 года. Многое испытал и перенес этот человек: тюремную камеру, до отказа набитую арестантами, мучительную серию допросов и пыток, мытарства и унижения, тюрьму «Кресты», Свердловскую пересыльную тюрьму, этап по Сибирской железной дороге, который длился 60 с лишним дней.

 1 ученик:         Заболоцкий вспоминал об этом этапе: «Понемногу жизнь превратилась в чисто физиологическое существование, где все заботы человека сводились лишь к тому, чтобы не умереть от голода и жажды, не замерзнуть и не быть застреленным. В день полагалось на человека 300 граммов хлеба, дважды в день кипяток и обед из жидкой баланды и черпака каши. Но и этот жалкий паек выдавался нерегулярно. Однажды мы около трех суток не получали воды и вынуждены были лизать черные закоптелые сосульки, наросшие на стенах вагона. Ночью весь вагон погружался в непроглядный мрак. Тесно прижавшись друг к другу, мы лежали в этой первобытной тьме, внимая стуку колес и предаваясь безутешным думам о своей участи. Нас везли все дальше, на Дальний Восток, на край света…»

3 ученик:         Именно в этих условиях, в это время, как доказал сын поэта, было написано стихотворение «Лесное озеро».

Н. Заболоцкий Лесное озеро

Опять мне блеснула, окована сном,

Хрустальная чаша во мраке лесном.

Сквозь битвы деревьев и волчьи сраженья,

Где пьют насекомые сок из растенья,

Где буйствуют стебли и стонут цветы,

Где хищная тварями правит природа,

Пробрался к тебе я и замер у входа,

Раздвинув руками сухие кусты.

В венце из кувшинок, в уборе осок,

В сухом ожерелье растительных дудок

Лежал целомудренной влаги кусок,

Убежище рыб и пристанище уток.

Как странно, как тихо и важно кругом!

Откуда в трущобах такое величье?

Зачем не беснуется полчище птичье,

Но спит, убаюкано сладостным сном?

Один лишь кулик на судьбу негодует

И в дудку растенья бессмысленно дует.

И озеро в тихом вечернем огне

Лежит в глубине, неподвижно сияя,

И сосны, как свечи, стоят в вышине,

Смыкаясь рядами от края до края.

Бездонная чаша прозрачной воды

Сияла и мыслила мыслью отдельной.

Так око больного в тоске беспредельной

При первом сиянье вечерней звезды,

Уже не сочувствуя телу больному,

Горит, устремленная к небу ночному.

И толпы животных и диких зверей,

Просунув сквозь елки рогатые лица,

К источнику правды, к купели своей

Склонились воды животворной напиться.

Анализ стихотворения:

        Стихотворение написано в один из труднейших периодов жизни Заболоцкого, но мы не найдем в нем прямых описаний того, что происходит с ним. На первый взгляд кажется, что стихотворение совершенно не связанно с тем, что происходит в это время с автором. Почему же именно к описанию лесного озера и именно в такой форме обратился Заболоцкий в этот трудный для себя период?

        Мир природы в стихотворении не наполнен гармонией, не является единым, мир природы, как и жизнь людей, наполнен сиюминутными интересами, борьбой за существование, болью и несправедливостью: «хищная природа» правит «тварями», «пьют насекомые сок из растенья», «стонут цветы», развертываются «битвы деревьев и волчьи сраженья». Троекратное повторение слова «где» показывает непрерывность, всеобщность этих процессов. Озеро дано в противопоставлении этому миру, это «убежище», «пристанище» усталой души. Среди суеты и бесконечного движения оно поражает спокойствием, величием, торжествующей красотой. Оно не просто лежит, оно «блестит», «неподвижно сияет», и рядом с ним сияет «вечерний огонь», и «сосны, как свечи, стоят в вышине». И уже не как противопоставление, а как параллель возникает сравнение мира природы с миром человека:

«Так око больного в тоске беспредельной

При первом сиянье вечерней звезды,

Уже не сочувствуя телу больному,

Горит, устремленное к небу ночному»

        Озеро и звезда сияют среди тьмы и хаоса жизни, среди боли и тоски, напоминая о красоте, духовности, возвышая душу уже самим фактом своего существования, своей непостижимостью.

        И как душа «больного» ищет исхода своей беспредельной тоски, устремляясь ввысь к ночному небу, «горит», зажженная сиянием «вечерней звезды», так и «толпы животных и диких зверей», забыв о страданьях и битвах, «к источнику правды, к купели своей склонились воды животворной напиться». Мир природы и человека сливается в единое целое в неожиданной метафоре: животные просовывают «сквозь ветви рогатые лица».

        Это стихотворение – не зарисовка с натуры. Это скорее попытка осмыслить роль божественного начала, пронизывающего жизнь природы и человека.

        И неслучайно в непроглядной тьме переполненного вагона Заболоцкий возвращается мысленно к лесному озеру: «Опять мне блеснула…». Как больному в его безграничной тоске помогает «сиянье вечерней звезды», так и поэту в его нелегком существовании помогает выжить, выстоять, не сломиться знание о сиянии лесного озера, «вечерний огонь» и «сосны, как свечи», устремленные в вышину.

        «Мир спасет красота», - провозгласил когда-то Достоевский. Пока сияет в небе вечерняя звезда, есть куда устремиться человеческой душе, есть силы не озлобиться, не ожесточиться, остаться человеком в нечеловеческих условиях.

III В каких условиях создавалась лагерная поэзия

4 ученик:         Уже в лагере, во время одного из обходов, начальник лагеря подошел к Заболоцкому и спросил у надзирателя:

  1. Ну что, как там у тебя Заболоцкий? Стихи не пишет?

Надзиратель усмехнулся:

  1. Говорит, стихов больше никогда писать не будет!
  2. Ну, то-то! – и начальник продолжил обход.

А между тем именно в период заключения Заболоцкий осуществил перевод «Слово о полку Игореве». Всю поэму он помнил наизусть. Текст поэмы и сам перевод он вынужден был удерживать в памяти, потому что делать записи было невозможно. До сегодняшнего дня этот перевод остается лучшим из всех.

5 ученик:         Существовала ли поэзия за колючей проволокой? Да, существовала. У поэта Сергея Поделкова как-то спросили: «Что были для вас стихи в лагере?» Он ответил сразу и одним словом: «Жизнь!»

6 ученик:         Павел Набоков, родственник известного писателя, поэт, оказавшись за колючей проволокой, размышляет: «Каким образом в тюремных и лагерных условиях можно было противостоять насилию? Единственным. Оставаться человеком. А это значило: не только делиться пайком и махоркой и противостоять лозунгу «ты умри сегодня, а я завтра», но и воспитывать самого себя, восстановить в памяти все, что написал, зарифмовал, затвердить это намертво и …продолжить»

7 ученик:         Как правило, стихов поэты не записывали, их обнаружение могло обернуться жестокой карой: карцером, переводом на более тяжелую работу, а то и новым сроком и даже смертью при попытке к бегству.

1 ученик:         «Стихи – единственное, что могла без записи сохранить память на долгие годы - рассказывает Н.Надеждина. – Стихи нельзя было отнять и уничтожить при обыске потому, что они внутри тебя».

18 лет повел за колючей проволокой поэт и прозаик Варлам Шаламов, автор знаменитых «Колымских рассказов». Почти 12 лет он не имел возможности записать свои стихи, и вынужден был полагаться на память. В оном из стихотворений он признавался:

2 ученик:         Я выходил на чистый воздух

И возводил глаза горе,

Чтоб разобраться в наших звездах,

Предельно ясных в январе.

Я разгадал загадку эту,

Я иероглифы постиг,

Творенья звездного поэта

Я перевел на наш язык.

Все записал я на коряге,

На промороженной коре,

Со мною не было бумаги

В том пресловутом феврале.

Анализ стихотворения:

        Когда читаешь стихотворение В. Шаламова, невольно вспоминаешь Н.Заболоцкого. Лирический герой Шаламова так же, как и герой предыдущего стихотворения, земному противопоставляет высшее, духовное, так же, как у Заболоцкого, его взгляд устремлен в небо, именно там, а не в проклятиях судьбе и палачам ищет он спасения.

        И на поэта снисходит вдохновение: ему дано постичь высшую истину, раскрыть тайну мироздания, поведать миру истину:

                                Творенье звездного поэта

                                Я перевел на наш язык.

        Главное изобразительное средство этого стихотворения – антитеза. Происходит невероятное: поэт, избранник, которому открылись неведомые миру тайны, вынужден записывать их «на коряге, на промороженной коре»:

                        Со мною не было бумаги

                        В том пресловутом январе.

IV. Тематика лагерной поэзии

Сталинские лагеря…. Сколько смертей, боли, унижений, изломанных судеб, сколько талантливых людей, которые так и не смогли проявить свой талант в полную силу.

4 ученик:         «Я вполне допускаю мысль, что вы сделаетесь лучшей русской поэтессой за все пройденное время русской литературы» - писал Луначарский поэтессе Анне Барковой. Ее дебют был замечен Блоком, Бросовым. Двадцать пять лет, за малым вычетом, поэтесса находилась в местах заключения.

Вопрос: Какова главная тема предложенного стихотворения?

5 ученик:         Степь, да небо, да ветер дикий,

Да погибель, да скудный разврат.

Да. Я вижу, о боже великий,

Существует великий ад.

Только он не там, не за гробом,

Он вот здесь окружает меня,

Обезумевшей вьюги злоба

Горячее смолы и огня.

Анализ стихотворения:

        Стихотворение начинается с целого ряда однородных членов. Скупыми мазками, не вдаваясь в подробности, указывает А. Баркова на приметы лагерного быта: 

Степь, да небо, да ветер дикий,

Да погибель, да скудный разврат

Слово «погибель» высокого стиля, оно как бы подготавливает обращение к «Богу великому» в следующей строфе.

        В стихотворении нет ни одного восклицательного или вопросительного предложения, отсутствуют многоточия. Тем не менее внутренняя энергия этого стихотворения так велика, что читатель невольно ощущает всю меру скорби, страдания, гордости и мужества, присущих героине стихотворения. За «Да.» с точкой в конце, а не восклицательным знаком чувствуется почти пушкинское «гордое терпенье», величие души и мудрость. Не с просьбой, не с жалобой, не с проклятиями обращается А. Баркова к Богу. Она просто констатирует факты:

                «Да. Я вижу, Боже великий,

Существует великий ад».

        Дважды повторенное слово «великий», определяющее и бога, и ад, подчеркивает глубину пропасти, отделяющую обитателей «ада» от всего мира.

        Многозначен образ вьюги, которая, продолжая тему ада, не пронизывает холодом. Вьюга в стихотворении «горячее смолы и огня». Это и реальная вьюга, злобствующая за стенами бараков для заключенных, и безжалостная судьба, закинувшая их в этот барак, и ненависть, обрушиваемая  на них сталинскими палачами.

        В стихотворении не описываются подробно муки «ада», да этого и не надо. Все уже сказано в двух коротких четверостишьях. Все остальное будет лишним.

        

6 ученик:         Тематика лагерной поэзии бесконечно разнообразна. Одна из тем лагерной поэзии – любовь. Кто жил любовью – памятью, кто встречал это чувство в лагере, где она превращалась в любовь расставание.

4 ученик:         Иногда мужские и женские браки находились в одной зоне, и мужчины и женщины встречались на работах. О такой встрече стихотворение Юрия Чиркова.

7 ученик:           Спасибо тебе, дорогая,

Ты так мне тепло улыбнулась,

Что сердце мое, догорая,

На миг для тебя встрепенулось.

Друг друга совсем мы не знаем,

И, встретившись как-то случайно,

Мы тотчас навеки расстались,

Окутаны дымкою тайны.

И боль снова в сердце замкнулась,

Лишь в памяти радость звучала,

И жизнь словно ночь потянулась

Без дня, без конца, без начала.

1 ученик:         Наверное самые жестокие муки выпадали на долю матерей. Если дети были грудные, они отправлялись в тюрьму с матерью. Мария Терентьева, жена репрессированного писателя Ивана Катаева, пела своему сыну такую колыбельную:        

Рано утром на рассвете

                                        Корпусный придет,

                                        На поверку встанут дети,

                                        Солнышко блеснет…

                                        Мальчик мой, не верь в измену

своего отца  …

2 ученик:         Неизмеримо труднее была судьба тех, кого разлучали с детьми. Нина Гаген-Торн  прошла через тяжкие испытания: несправедливый арест, голодовка, многодневные изматывающие допросы, карцер, пытки, годы за колючей проволокой. Но особенно мучительной оказалась разлука с детьми, о которой она рассказала в своем стихотворении.

3 ученик  :         В жизни есть много мук,

                        Но горше нет пустоты,

                        Если вырвут детей из рук

                        И растить их будешь не ты…

И не смыть, не забыть, не залить,

                        Если отнял детей – чужой.

                        Эта рана – всегда болит.

                        Это горе  - всегда с тобой.

4 ученик:         Об этом же  - о разлуке с дочерью – стихотворение Смирнова «В альбом к дочери»

                        Вот и жизнь осталась за плечами,

И душа уходит в сон и ночь.

Всюду и всегда перед глазами

Ты – отрада, мука, счастье:

                                                 Дочь!

Горькие этапные скитанья,

Бабочки и первые цветы,

А в цветах, в их радужном сиянии

Вновь царишь, грустишь, смеешься  - ты.

Степь и горы древнего Алтая,

Тихие, зеленые леса,

Даль прозрачная и голубая,

Как твои прекрасные глаза.

Крики чаек. Розовая свежесть –

Как на Волге – милый нежный друг.

Чуть проглянет солнце – и меня приветит

Теплота твоих любимых рук.

Мысленно твои целую руки,

С ласточкой, летящей в даль и свет,

Шлю тебе из дальней тьмы разлуки

Страстный и томительный привет.

Анализ стихотворения:

Приметы горестного существования заключенного обозначены в стихотворении несколькими строками. «Вот и жизнь осталась за плечами, и душа уходит в сон и ночь» «горькие этапные скитанья» «из далекой тьмы».

        Но стихотворение – не об этом, оно о жестокой разлуке с самым дорогим существом – дочерью.

        Поражает способность героя стихотворения  во время «горьких этапных скитаний» видеть и замечать красоту окружающего мира. Колючая проволока не заслонила от внимательного взгляда поэта ни «первые цветы», ни их «радужное сиянье», ни  «степь и горы древнего Алтая», ни «тихие, зеленые леса». Однако боль от разлуки с дочерью так велика, что все, на что бы ни кинул взгляд герой стихотворения, напоминает ему о дочери. В первых строках второй, третьей, четвертой строф автор рассказывает об увиденных им картинах, в последних строках - о том, как эти картины вызывают в памяти воспоминанье о той, с которой разлучили обстоятельства.

        В цветах – «вновь царишь, грустишь, смеешься - ты». Нагромождение однородных членов подчеркивает глубину чувств поэта.

                

«Даль прозрачная и голубая,

 Как твои любимые глаза».

Крики чаек – как на Волге, где отец и дочь были вместе, солнце напоминает «теплоту любимых рук».

        Тяжесть разлуки передают и знаки препинания. В последней строке первой строфы пунктуация почти цветаевская, не соответствующая никаким правилам, передающая смятенность души: «Ты - отрада, мука, счастье:

Дочь!»

        Дочь – с восклицательным знаком, с большой буквы, с новой строки. Дочь! Боль! Страдание!

        Общение с дочерью возможно только мысленно, через ласточку, в «даль и свет» из «тьмы разлуки». Рассказ о мучительной разлуке довершают неожиданные и выразительные эпитеты: привет, который отец шлет дочери – «страстный и томительный».

Вопрос: Перед тем, как заслушать еще две цитаты, которые помогут обобщить все сказанное, хотелось бы узнать: что показалось вам интересным в сегодняшнем уроке? Что поняли? О чем задумались, обратившись к страницам лагерной поэзии?

5 ученик:        «Лагерная поэзия – часть нашей литературы, часть культуры нашего народа, эпохи. Строки, написанные для своего страдающего поколения, звучат для нас как завещание, как предупреждение»

                                                                                С. Тюкина

6 ученик:         «Лагерная поэзия – это победа духа над бездуховностью, человеческого над бесчеловечным, вечной правды над временными обманами. Как ни странно звучит, но лагерь преподавал духовный опыт: через злобу, отчаянье – к сочувствию, милосердию, к осознанию добра высшей ценностью»

                                                                                В. Муравьев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ТЕМА: «АНТУАН ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ. СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ»

 На  данном уроке используется технология развития критического мышления Цель урока:1. Изучить биографию писателя с использованием приёмов     технологии развития критического мышления (мозговая атака...

Открытый урок в 11 классе «Web-сайты и Web-страницы. Форматирование текста и размещение графики. Гиперссылки на Web-страницах»

Конспект урока в 11 классе по теме  «Web-сайты и Web-страницы. Форматирование текста и размещение графики.  Гиперссылки на  Web-страницах»...

Открытый урокпо физике в 8 кл. " ДВС.Экологические проблемы использования тепловых машин"

Тип данного урока- объяснение нового материала. Урок построен в соответствии с программными требованиями....

Материалы для открытого урока по литературе. "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»

В данной публикации содержится:1. Технологическая карта открытого урока по литературе "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»"2....