Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Бухтеева Ольга Алексеевна

Средства художественной выразительности  (А. К. Толстой.  Лирика.  Анализ поэтического произведения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по литературе

11 класс

Средства художественной выразительности

(А. К. Толстой.

Лирика.

Анализ поэтического произведения).

Цели урока:

1. Углубление представления о творчестве А. К. Толстого, его литературном таланте.

2. Продолжить развитие навыков  определения  стилистических фигур и тропов при подготовке к ЕГЭ на основе произведений А. К. Толстого, критических статей о его творчестве.

3. Воспитывать гордость за историческое, культурное наследие родного края.

Оборудование: портрет А. К. Толстого, репродукции картин русских художников, фотографии,   выставка книг.

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

2.  Аналитическая работа:

а) тропы;

б) синтаксические фигуры.

3. Итоговое задание (самостоятельная работа).

4. Задание на дом.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

- Существенное свойство художественной речи – изобразительность, то есть употребление таких слов и оборотов, которые вызывают в воображении читателя или слушателя наглядное представление или живой образ предметов, явлений, событий и действий. Средства художественной изобразительности многочисленны и разнообразны. Языковеды их делят на две группы: тропы и фигуры речи (запись на доске). Наша задача сегодня – продолжить развивать навык  определения  средств  художественной изобразительности, учиться видеть их работу в произведении, в частности  на основе произведений А. К. Толстого.

-Что такое троп и что такое стилистическая фигура (фигура речи), в чем их различие?

Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

Стилистическая фигура (фигура речи) – это оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространенные стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

2. Аналитическая работа:

а) тропы:

Учитель. Итак, за работу. Отпределите: о чем пойдет речь? Это употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов и явлений Она бывает простая, развернутая, лексическая. Что это? Приведите примеры.

Учащиеся. Это метафора: крыло самолета (крыло птицы); золотые руки (золотое кольцо).)

– Метафора – это один из наиболее распространенных тропов. Как вы думаете: почему?

(Это объясняется тем, что сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах. Кроме того, нужно отметить такие особенности метафоры, как компактность и образность. В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе.)

I. Моей души коснулась ты –

Она, как гусли, многострунна.

– Прочитайте следующее предложение:

II. Житейский вихрь её терзал

И сокрушительным набегом,

Свистя и воя, струны рвал

И заносил холодным снегом.

(Не ветер, воя в высоты…)

 - Никто не станет отрицать, что оно метафорично. Какая метафора в данном предложении? Как она называется?

(Это развернутая метафора.)

– Дайте определение метонимии и синекдохи. Распределите приведенные примеры в соответствии с видом тропа.

III.  Перо его местию дышит. (А.К.  Толстой)

 (Метонимия в переводе с греческого означает переименование. Метонимия – это употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

– Каким терминам-тропам и терминам – стилистическим фигурам соответствуют следующие определения? (Учитель читает определение, ученики называют термин.)

  • (а) Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. – Антитеза ( 7).
  • (б) Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличье волка, коварство – в виде змеи и т.д. – Аллегория (4).
  • (в) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. – Гипербола (2).
  • (г) Троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. – Ирония (5).
  • (д) Троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. – Олицетворение (персонификация) (6).
  • (е) Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. – Парафраз и парафраза, перифраз и перифраза (1).
  • (ж) Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи. – Параллелизм (3).

IV. – Установите соответствие данных примеров с приведенными выше определениями.

1)    Там  ночь и снег,  там враг веселья,

             Седой зимы сердитый бог

             Играет вьюгой и метелью…  (е)

2)  Ой стоги, стоги,

На лугу широком!

Вас не перечесть,

Не окинуть оком! ( в)  

3)  Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубить, так уж сплеча! – (ж)

4)  Что ни день, как поломя со влагой,

Так унынье борется с отвагой,

Жизнь бежит то круто, то отлого.

Вьется вдаль неровною дорогой,

От беспечной удали к заботам

Переходит пестрым переплетом,

Думы ткут то в солнце, то в тумане

Золотой узор на темной ткани. (б)

5)  Но мешают мне немножко

Жизнью жить средь этих стран:

Скорпион, сороконожка и

И фигуры англичан.  – (г)

6)  Колокольчики мои, цветики степные,

Что глядите на меня, нежно - голубые? – (д)

7) Где был заветный лес Дианы,

Там слышны звуки топора…  (а)

V. – В соответствии с темой урока приведите лингвистический комментарий следующих примеров:

  1. Сижу и смотрю я дорогой

На дальний дымок деревень.

2) Рано познала ты горе, обман и людское злословье,

             Рано под тяжестью бед твои преломилися силы!

(В начале каждого параллельного ряда во всех примерах повторяются одни и те же элементы. Такая стилистическая фигура называется анафорой, или единоначатием. Анафора бывает звуковой (повторение одних и тех же сочетаний звуков) – пример 1; лексической (повторение одних и тех же слов) – пример 3.

– Писатели и поэты в своих произведениях широко используют градацию. Ваша задача – вписать в определение градации вместо точек подходящие по смыслу слова.

Градация – это ... (стилистическая) фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая ... (последующая) заключает в себе ... (усиливающееся, реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается ... (нарастание, реже ослабление) производимого ими впечатления. В зависимости от этого градация бывает ... (восходящей или нисходящей). Градация восходящая – это расположение слов в порядке ... (усиливающегося) значения. Градация нисходящая – это расположение слов в порядке ... (уменьшающегося) значения.

– Определите тип градации:

VI. Голова моя продолжает более чем болеть: она болит всякий день, но раза два, три в неделю она трещит, поет, горит и разрывается вместе с шеей и спиной.

(1 – градация восходящая.)

– Поговорим об инверсии. Что такое инверсия?

(Это стилистическая фигура. Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок с целью усилить выразительность речи.)

– Обратимся к конкретным примерам. Найдите инверсию в следующих предложениях.

 VII.  Из сокрытой страны я сюда прибежал,

   Я чудесного много дорогой узнал!

– Инверсия связана не только с изменением положения соотносительных членов предложения между ними, но и с местом слова в предложении. Как вы думаете, какой член предложения оказывается в наиболее выигрышном положении? Проанализируйте следующие примеры:

VIII. 1) Помогла детям чистейшая случайность.

2) Не надеюсь я на его аккуратность.

3) Рассказ он написал замечательный.

4) С радостью было воспринято это сообщение.

(В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало, если только это место не является для него обычным, или, наоборот, отодвигается в конец предложения, особенно если в абсолютном конце предложения сообщается нечто новое. В первом примере инверсировано подлежащее случайность, во втором – сказуемое не надеюсь, в третьем –  определение замечательный, в четвертом  – обстоятельство образа действия с радостью.)

– Один из частотных тропов – сравнение. Что называется сравнением?

(Сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака.)

IX. – Существуют различные способы выражения сравнения. Ваша задача – определить способы выражения сравнения в данных примерах.

1.  Жизни ток его спокоен,

Как река среди равнин,

Меж людей он добрый воин

Или мирный гражданин.

2. Конь несёт меня стрелой

На поле открытом…

 (1 – сравнение простое, предметы сравниваются по одному общему у них признаку; 2 – скрытое сравнение.)

– А теперь по характерным признакам постарайтесь угадать, какая стилистическая фигура имеется в виду.

– Решив задачу «Четвертое лишнее», вы поймете, о каком тропе пойдет речь(запись на доске).

1) Веселый ветер,

2) седая старина,

3) деревянный дом,

4) черная тоска.

(Лишним является пример 3, в примерах 1, 2, 4 используются эпитеты, в примере 3 эпитет отсутствует.)

– Что называется эпитетом?

(Эпитет – это художественное, образное определение.)

3. Итоговая работа (самостоятельная работа с последующим анализом).

- Обратимся к текстам А. К. Толстого. Какие средства художественной изобразительности использует в тексте поэт?

1. Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печет,

Летают и пляшут стрекозы,

Веселый ведут хоровод...  (олицетворение)

2. Топчет папоротник пышный богатырский конь...

И смолой и земляникой пахнет темный бор (эпитет)

3. Земля цвела. В лугу, весной одетом,

Ручей меж трав катился молчалив; (метонимия)

4. Был тихий час меж сумраком и светом,

Был легкий сон лесов, полей и нив;

Не оглашал их соловей приветом;

Природу всю широко осенив,

Царил покой; но под безмолвной тенью

Могучих сил мне чудилось движенье. (перифраза)

5.  Мою любовь, широкую, как море,
                                        Вместить не могут жизни берега.   ( Гипербола)  

6. Я люблю тот ручей, я люблю ту страну,

Я люблю в том лесу  вспоминать старину. (анафора)

7. Острою секирой ранена берёза,

По коре серебристой покатились слёзы…(метафора)

8. И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало. (гипербола)

9. Кого язвят со злостью вечно новой,

Из рода в род;

С кого толпа венец его лавровый

Безумно рвет;

Кто ни пред кем спины не клонит гибкой, -

Знай: это я!..  (фразеологизм)

  1. метафора
  2. фразеологизм
  3. олицетворение
  4. гипербола
  5. перифраза
  6. метонимия
  7. эпитет
  8. анафора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс. Методическая разработка Открытого урока чтения «Образ учителя в художественной литературе».

Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Открытый урок по литературе в 7 классе "Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева "Бирюк", Понятие конфликта"

Открытый урок по литературе в 7 классе "Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева "Бирюк", Понятие конфликта"...

Урок по литературе 10 класс. Художественные открытия лирики А.С. Пушкина

1 урок . Литература 10 класс. Творчество Пушкина. Художественные открытия лирики А.С. Пушкина...

Открытый урок по литературе в 7 классе « М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Художественное своеобразие сказки».

Цели: Выявить связь сказки с народной.Научить распознавать теоретико-литературные понятия.Углубить представление учащихся о художественном своеобразии произведения.4.   Развивать умение рабо...

Открытый урок музыки. 2 класс "Средства музыкальной выразительности"

Тема урока: «Средства музыкальной выразительности. Тембр»...

Интегрированный урок русского языка и литературы «Роль средств художественной выразительности в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». 6 класс

Интегрированный урок русского языка и литературы «Роль средств художественной выразительности в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». 6 классИнтегрированные уроки &ndash...