Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Средства художественной выразительности (А. К. Толстой. Лирика. Анализ поэтического произведения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по литературе
11 класс
Средства художественной выразительности
(А. К. Толстой.
Лирика.
Анализ поэтического произведения).
Цели урока:
1. Углубление представления о творчестве А. К. Толстого, его литературном таланте.
2. Продолжить развитие навыков определения стилистических фигур и тропов при подготовке к ЕГЭ на основе произведений А. К. Толстого, критических статей о его творчестве.
3. Воспитывать гордость за историческое, культурное наследие родного края.
Оборудование: портрет А. К. Толстого, репродукции картин русских художников, фотографии, выставка книг.
План урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. Аналитическая работа:
а) тропы;
б) синтаксические фигуры.
3. Итоговое задание (самостоятельная работа).
4. Задание на дом.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
- Существенное свойство художественной речи – изобразительность, то есть употребление таких слов и оборотов, которые вызывают в воображении читателя или слушателя наглядное представление или живой образ предметов, явлений, событий и действий. Средства художественной изобразительности многочисленны и разнообразны. Языковеды их делят на две группы: тропы и фигуры речи (запись на доске). Наша задача сегодня – продолжить развивать навык определения средств художественной изобразительности, учиться видеть их работу в произведении, в частности на основе произведений А. К. Толстого.
-Что такое троп и что такое стилистическая фигура (фигура речи), в чем их различие?
Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.
Стилистическая фигура (фигура речи) – это оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространенные стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.
2. Аналитическая работа:
а) тропы:
Учитель. Итак, за работу. Отпределите: о чем пойдет речь? Это употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов и явлений Она бывает простая, развернутая, лексическая. Что это? Приведите примеры.
Учащиеся. Это метафора: крыло самолета (крыло птицы); золотые руки (золотое кольцо).)
– Метафора – это один из наиболее распространенных тропов. Как вы думаете: почему?
(Это объясняется тем, что сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах. Кроме того, нужно отметить такие особенности метафоры, как компактность и образность. В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе.)
I. Моей души коснулась ты –
Она, как гусли, многострунна.
– Прочитайте следующее предложение:
II. Житейский вихрь её терзал
И сокрушительным набегом,
Свистя и воя, струны рвал
И заносил холодным снегом.
(Не ветер, воя в высоты…)
- Никто не станет отрицать, что оно метафорично. Какая метафора в данном предложении? Как она называется?
(Это развернутая метафора.)
– Дайте определение метонимии и синекдохи. Распределите приведенные примеры в соответствии с видом тропа.
III. Перо его местию дышит. (А.К. Толстой)
(Метонимия в переводе с греческого означает переименование. Метонимия – это употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.
– Каким терминам-тропам и терминам – стилистическим фигурам соответствуют следующие определения? (Учитель читает определение, ученики называют термин.)
- (а) Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. – Антитеза ( 7).
- (б) Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличье волка, коварство – в виде змеи и т.д. – Аллегория (4).
- (в) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. – Гипербола (2).
- (г) Троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. – Ирония (5).
- (д) Троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. – Олицетворение (персонификация) (6).
- (е) Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. – Парафраз и парафраза, перифраз и перифраза (1).
- (ж) Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи. – Параллелизм (3).
IV. – Установите соответствие данных примеров с приведенными выше определениями.
1) Там ночь и снег, там враг веселья,
Седой зимы сердитый бог
Играет вьюгой и метелью… (е)
2) Ой стоги, стоги,
На лугу широком!
Вас не перечесть,
Не окинуть оком! ( в)
3) Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубить, так уж сплеча! – (ж)
4) Что ни день, как поломя со влагой,
Так унынье борется с отвагой,
Жизнь бежит то круто, то отлого.
Вьется вдаль неровною дорогой,
От беспечной удали к заботам
Переходит пестрым переплетом,
Думы ткут то в солнце, то в тумане
Золотой узор на темной ткани. (б)
5) Но мешают мне немножко
Жизнью жить средь этих стран:
Скорпион, сороконожка и
И фигуры англичан. – (г)
6) Колокольчики мои, цветики степные,
Что глядите на меня, нежно - голубые? – (д)
7) Где был заветный лес Дианы,
Там слышны звуки топора… (а)
V. – В соответствии с темой урока приведите лингвистический комментарий следующих примеров:
- Сижу и смотрю я дорогой
На дальний дымок деревень.
2) Рано познала ты горе, обман и людское злословье,
Рано под тяжестью бед твои преломилися силы!
(В начале каждого параллельного ряда во всех примерах повторяются одни и те же элементы. Такая стилистическая фигура называется анафорой, или единоначатием. Анафора бывает звуковой (повторение одних и тех же сочетаний звуков) – пример 1; лексической (повторение одних и тех же слов) – пример 3.
– Писатели и поэты в своих произведениях широко используют градацию. Ваша задача – вписать в определение градации вместо точек подходящие по смыслу слова.
Градация – это ... (стилистическая) фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая ... (последующая) заключает в себе ... (усиливающееся, реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается ... (нарастание, реже ослабление) производимого ими впечатления. В зависимости от этого градация бывает ... (восходящей или нисходящей). Градация восходящая – это расположение слов в порядке ... (усиливающегося) значения. Градация нисходящая – это расположение слов в порядке ... (уменьшающегося) значения.
– Определите тип градации:
VI. Голова моя продолжает более чем болеть: она болит всякий день, но раза два, три в неделю она трещит, поет, горит и разрывается вместе с шеей и спиной.
(1 – градация восходящая.)
– Поговорим об инверсии. Что такое инверсия?
(Это стилистическая фигура. Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок с целью усилить выразительность речи.)
– Обратимся к конкретным примерам. Найдите инверсию в следующих предложениях.
VII. Из сокрытой страны я сюда прибежал,
Я чудесного много дорогой узнал!
– Инверсия связана не только с изменением положения соотносительных членов предложения между ними, но и с местом слова в предложении. Как вы думаете, какой член предложения оказывается в наиболее выигрышном положении? Проанализируйте следующие примеры:
VIII. 1) Помогла детям чистейшая случайность.
2) Не надеюсь я на его аккуратность.
3) Рассказ он написал замечательный.
4) С радостью было воспринято это сообщение.
(В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало, если только это место не является для него обычным, или, наоборот, отодвигается в конец предложения, особенно если в абсолютном конце предложения сообщается нечто новое. В первом примере инверсировано подлежащее случайность, во втором – сказуемое не надеюсь, в третьем – определение замечательный, в четвертом – обстоятельство образа действия с радостью.)
– Один из частотных тропов – сравнение. Что называется сравнением?
(Сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака.)
IX. – Существуют различные способы выражения сравнения. Ваша задача – определить способы выражения сравнения в данных примерах.
1. Жизни ток его спокоен,
Как река среди равнин,
Меж людей он добрый воин
Или мирный гражданин.
2. Конь несёт меня стрелой
На поле открытом…
(1 – сравнение простое, предметы сравниваются по одному общему у них признаку; 2 – скрытое сравнение.)
– А теперь по характерным признакам постарайтесь угадать, какая стилистическая фигура имеется в виду.
– Решив задачу «Четвертое лишнее», вы поймете, о каком тропе пойдет речь(запись на доске).
1) Веселый ветер,
2) седая старина,
3) деревянный дом,
4) черная тоска.
(Лишним является пример 3, в примерах 1, 2, 4 используются эпитеты, в примере 3 эпитет отсутствует.)
– Что называется эпитетом?
(Эпитет – это художественное, образное определение.)
3. Итоговая работа (самостоятельная работа с последующим анализом).
- Обратимся к текстам А. К. Толстого. Какие средства художественной изобразительности использует в тексте поэт?
1. Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печет,
Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод... (олицетворение)
2. Топчет папоротник пышный богатырский конь...
И смолой и земляникой пахнет темный бор (эпитет)
3. Земля цвела. В лугу, весной одетом,
Ручей меж трав катился молчалив; (метонимия)
4. Был тихий час меж сумраком и светом,
Был легкий сон лесов, полей и нив;
Не оглашал их соловей приветом;
Природу всю широко осенив,
Царил покой; но под безмолвной тенью
Могучих сил мне чудилось движенье. (перифраза)
5. Мою любовь, широкую, как море,
Вместить не могут жизни берега. ( Гипербола)
6. Я люблю тот ручей, я люблю ту страну,
Я люблю в том лесу вспоминать старину. (анафора)
7. Острою секирой ранена берёза,
По коре серебристой покатились слёзы…(метафора)
8. И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало. (гипербола)
9. Кого язвят со злостью вечно новой,
Из рода в род;
С кого толпа венец его лавровый
Безумно рвет;
Кто ни пред кем спины не клонит гибкой, -
Знай: это я!.. (фразеологизм)
- метафора
- фразеологизм
- олицетворение
- гипербола
- перифраза
- метонимия
- эпитет
- анафора
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе. Тема: Человеческая красота, художественно воплощенная М. Шолоховым в рассказе "Судьба человека".
Анализ рассказа М.Шолохова "Судьба человека"....
7 класс. Методическая разработка Открытого урока чтения «Образ учителя в художественной литературе».
Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо....
Открытый урок по литературе в 7 классе "Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева "Бирюк", Понятие конфликта"
Открытый урок по литературе в 7 классе "Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева "Бирюк", Понятие конфликта"...
Урок по литературе 10 класс. Художественные открытия лирики А.С. Пушкина
1 урок . Литература 10 класс. Творчество Пушкина. Художественные открытия лирики А.С. Пушкина...
Открытый урок по литературе в 7 классе « М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Художественное своеобразие сказки».
Цели: Выявить связь сказки с народной.Научить распознавать теоретико-литературные понятия.Углубить представление учащихся о художественном своеобразии произведения.4. Развивать умение рабо...
Открытый урок музыки. 2 класс "Средства музыкальной выразительности"
Тема урока: «Средства музыкальной выразительности. Тембр»...
Интегрированный урок русского языка и литературы «Роль средств художественной выразительности в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». 6 класс
Интегрированный урок русского языка и литературы «Роль средств художественной выразительности в рассказе А.С. Новикова – Прибоя «Две песни». 6 классИнтегрированные уроки &ndash...