Конспект открытого урока по литературе - 7 класс
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie__po__vremenam__goda.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе в 7 «А» классе
«Путешествие по временам года»
Это урок-путешествие. Класс делится на четыре команды по временам года. Можно разделить ребят по времени рождения, а можно сначала дать задание написать сочинения на различные темы, а потом, в зависимости от того, о каком времени года писал ученик, распределить его в группу. Каждая команда оформляет свой стол, готовит костюмы, представляет время года. Определяется, кто оформляет стол, кто выступает в роли биографа ( для ответа готовится презентация ), кто готовит иллюстрации к стихотворению, кто - выразительное чтение произведения ( лучше на фоне « Времён года» Чайковского), определяется литературовед, готовивший анализ по плану ( 1. На-звание. 2.Тема, основная мысль. 3.Художественные выразительные средства. 4. Стихо-творный размер. 5. Рифма.) Такая работа сплачивает ребят, развивает творческий потенциал.
Цели урока:
- Общеобразовательная: обобщает знания учащихся по пейзажной лирике, учит защищать тему, формирует умения выразительно декламировать стихотворения, артистично читать прозаический текст собственного сочинения, развивает умение анализировать стихотворный текст, учит разделению функций
- Развивающая: развивает способность видеть эстетическую ценность стихотворных, живописных произведений, оценивать их своеобразие, развивает устную монологическую речь учащихся
- Воспитательная: воспитывает коллективную ответственность, взаимопомощь, интерес к урокам литературы и к литературе вообще
Оформление урока:
- Репродукции картин русских художников-пейзажистов
- Выставка рисунков и творческих работ учащихся
- Записи «Времён года» П. И. Чайковского или Вивальди
- Оформленные столы групп времён года
- Выставка книг
Подготовка к уроку, домашние задания.
К уроку дети разделены на группы по временам года, кто когда родился. Им дано задание представить своё время года.
Каждой группе даётся задание:
1. Подготовить выразительное чтение стихотворение стихотворения (Весна - «Я воспитан природой суровой» Заболоцкий , лето – Пастернак «Июль», осень - Некрасов «Железная дорога», отрывок, зима – Брюсов «Первый снег»)
2. Приготовиться поделиться своими впечатлениями об этом стихотворении, ответив на вопросы: чем понравилось стихотворение, какое настроение в нём выражено, какие самые яркие, необычные слова и выражения замечены, как они помогают понять мысли и чувства поэта; подготовить анализ стихотворения по данному заранее плану
3. Выбрать ещё одно стихотворение о «своём» времени года. Подготовить его выразительное чтение наизусть
4. Оформить стол «своего» времени года красками или символами времени года, например, аппликациями снежинок, молодого листочка или цветка. Можно переодеться в костюмы и представить своё время года
5. Используя подготовленную презентацию, кратко рассказать о писателе
Советы к защите: один ученик читает стихотворение, другой делится впечатлениями о нём, третий оформляет стол, четвёртый читает наизусть другое стихотворение, пятый ведёт рассказ о времени года, шестой о писателе. Продумайте последовательность частей, кто будет выступать, отрепетируйте выступление. Каждый может внести свой вклад в оформление стола. Можно нарисовать иллюстрации к стихотворениям, портрет своего времени года. Можно сочинить и прочитать свои стихи.
Внимание! Вы должны уложиться во время - выступление длится 7 минут
Ход урока
* Урок начинается на фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года»
У нас сегодня необычный урок. Сегодня мы попутешествуем по временам года. А помогут нам в этом стихотворения о природе, которые вы знаете, ваши иллюстрации, ваши творческие работы. К уроку вы подготовились защищать соё время года, украсили свои столы.
Сейчас зима. ( Учитель показывает соответствующую страницу календаря. Звучит музыка Чайковского) Деревья словно одеты в белые шубы и шапки. Снег мягким пушистым ковром укутал землю. Вот как передали красоту родной природы русские художники. ( Далее - экскурсия по импровизированной выставке.)
Зима пришла к нам в гости. Послушаем её представление.
Выступает группа «Зима»
Пройдёт время, снег потемнеет, набухнет, побегут ручьи, наступит весна. (*Учитель показывает соответствующую станицу календаря. Звучит соответствующая музыка Чайковского) А вот как изобразили это молодое время года русские живописцы.
Выступает группа «Весна»
А следом за весной приходит яркое, ясное, жаркое лето. Вся природа благоухает и томится от буйных сил. Небо ярко, травы сочны, в воздухе стоит аромат цветов. Лето приносит нам много плодов. Особенно любил изображать это время года Шишкин.
Выступает группа «Лето»
Наконец, мы добрались до осени, печальной и в то же время яркой поры. Среди живописных полотен, посвящённых осени, выделяются произведения Левитана. Предоставим слово осени.
Выступает группа «Осень».
- Вы чудесно поработали. Каждая группа нашла свои оригинальные пути решения защиты. Все были творческими и интересными.
- А какое у вас любимое время года? Почему?
- Если бы у вас была волшебная палочка, но с её помощью вы могли бы осуществить только одно желание, пожелали бы вы, чтобы весь год было только ваше любимое время года? Какой можно сделать вывод?
- В России всегда существовало много обычаев, которых придерживались в разное время года. Многие из них сохранились и в наши дни. Отгадайте, когда это бывает?
1.Люди несут в храм плоды ( яблоки) для освящения ( летом – Яблочный Спас)
2.Взрослые и дети поют песни, в которых хвалят хозяина, получая за это подарки ( зима – на Щедрый вечер)
3.Начинают рубить ( солить ) капусту. ( осень)
4.Прекращают свадьбы, т. к. наступающий месяц очень невыгоден для новобрачных. ( весна, май : сыграть свадьбу в мае – маяться всю жизнь )
- В УНТ есть много загадок, пословиц, посвящённым временам года и явлениям природы. Отгадайте загадки:
*Пан Панович упал в колодец, воды не смутил и сам не утонул. ( лист)
*Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку, а пришла молода – весь мост размела. (мороз и весна)
*Весной цвету, летом плод приношу, осенью не увядаю, зимой не умираю. (ель, сосна)
*Какую траву и слепой знает? ( крапива)
*Какой колокольчик не звенит? ( цветок)
- Собери пословицу:
- Красна,а,цветами осень,пирогами,весна
- Году,январь,середина,зиме,начало,
- Весна,не,а,предвесенье,март,
- Лета,июль,краска,цвета,серёдка,
Итог. Рефлексия:
- Каждая группа получает по две карточки, на которых написаны пословицы о том времени года, которое группа представляла. Выберите пословицу, с помощью которой могли бы оценить наш сегодняшний урок. Объясните свой выбор.
Зима : а) Зима без снега – лето без хлеба. б )Февраль богат снегом, апрель – водою.
Весна: а) Что посеешь, то и пожнёшь. б )Красна весна, да голодна.
Лето: а) Красное лето – зелёный покос. б )Худое лето, коли сена нету.
Осень: а) Осенью и у кошки пиры. б) День прозевал – урожай потерял.
Оценки:
-Каждая группа получает лист, оцените ответы товарищей на сегодняшнем уроке.
Поэты, о которых мы сегодня говорили, жили в разное время, но всех их объединяет одно - любовь к Родине, родной природе, способность чувствовать особенно сильно, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взора ленивого и равнодушного. И ещё одним даром обладают талантливые писатели и поэты: даром «рисовать словами», так же как художники рисуют карандашом и кистью.
Стихи открывают нам красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия - тоже великое чудо. Но откроется оно только тому, кто добр, чуток, внимателен.
Домашнее задание:
написать сочинение – миниатюру на одну из тем
1.Что увидел жаворонок, прилетевший с юга?
2. Разговор берёзки с ландышем.
3.В зимний лес за сказкой.
4.Разговор поспевающих колосьев.
5.Краски художника – осени.
6. Осинкам холодно.
7.О чём чирикает воробёй в солнечный морозный день?
По желанию: нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений.
Учитель: Маслова Н. Г.
апрель, 2012 уч. год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе
Методичкская разработка урока по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина. Изучение сказа Н.С. Лескова "Левша" вызывает интерес у детей, но им трудно "разобраться" с лексикой произведения. В да...
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе: "Н.С. Лесков. «Левша». Особенность проблематики и основная идея повести"....
Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс
Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...
Конспект открытого урока по литературе в 8-ом классе
Тема урока: «Рассказы А.И. Куприна – настоящие «романы воспитания чувств» (Слово о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы рассказа « Куст сирени»).Цели урока: Познакомить уч-ся с основ...
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...
Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Мир древнерусской литературы"
Урок, посвященный новому празднику - Дню православной книги. Учащиеся знакомятся с историей праздника, с деятельностью первопечатника Ивана Федорова, а также повторяют и обобщают знания о возникновени...