Конспект открытого урока по литературе 5 класс.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока по литературе по программе 2100
«Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,..
А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов. Коспект сопровождается презентацией и технологической картой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_uroku_literatury_v_5_klasse.docx | 32.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по уроку литературы в 5 классе
Школа 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,..
Планируемые результаты
Ресурсы урока: Информационно-методические:
Материально-технические:
Предварительное задание к уроку: 5 учащихся готовят сообщения на темы:
|
Содержание деятельности ученика | Содержание деятельности учителя | |
Мотивация познавательной деятельности | ||
Приветствуют учителя и слушают эпиграф. - | Приветствует учеников. Добрый день! – тебе сказали. -Добрый день! - ответил ты. Нас две ниточки связали Теплоты и доброты! Все посмотрите друг на друга, улыбнулись. Ведь мы знаем, что улыбка – это флаг корабля. И мы с вами отправляемся на корабле в удивительное путешествие, в мир литературы. | |
Актуализация познавательной деятельности | ||
Учащиеся размещают свои иллюстрации на доске, на плакате, на котором изображено Лукоморье. отвечаю на поставленный вопрос, подтверждая ответ словами текста. | Дома вы к нему готовились. Попрошу развесить на доске иллюстрации, созданные вами дома к прологу поэмы А. С.Пушкина «Руслан и Людмила», которые будут жить в удивительной стране Лукоморье.
| |
Определение темы и постановка целей урока | ||
-Изучение героев из отрывка поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» Учащиеся формулируют цели урока: - узнать об истории создания поэмы, - уметь определять тему и идею произведения, - развивать навыки анализа произведения. Погрузиться в текст пушкинского пролога и попытаться выяснить, в чём и как проявилось поэтическое мастерство Пушкина.
| Еще раз всмотримся в картину лукоморья и попробуем сформулировать тему нашего урока. (Слайд 2)
| |
Организация познавательной деятельности | ||
1.Деление мира на «свой» и «чужой», «чужой» - враждебный, там – испытания. 2.Путешествие «туда» и «обратно». 3.Королевич -царь, богатырь- колдун, царевна - Баба-яга 4.Волшебство. 5..Помощники героя: предметы и существа. Бурый волк 6.Противники героя. 7.Композиция: присказка, зачин, развитие действия, концовка. Есть присказка, или зачин (рассказ о коте), Рассказ о чудесных героях, концовка.
Анафора позволяет усиливать эффект от приводимых доказательств и примеров. (записываю в тетрадях) Герои, которых представляет А.С.Пушкин, вам хорошо знакомы. Расскажите о них. Слайд 1 группа. Коще́й Бессме́ртный, Кащей произошел ,вероятно, от слова от кость. В сказках говорится, что он «бессмертный», однако у Кощея есть смерть, хоть она и спрятана. Он персонаж сказок. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика либо живого скелета, часто представляется скупым. 2 группа Баба Яга -фантастический персонаж русских народных сказок. В сказках ее часто называют костяная нога. Ее неизменные спутники черный кот, сова. Портрет бабы-Яги крайне не привлекателен: старая, горбатая с лохматыми длинными волосами. Основные черты ее характера - злоба, жестокость, жадность. 3 группа Русалка — персонаж сказок. Как правило это молодая девушка. В лесу обитают на ветках. Русалки пугают всадников «плеском, хохотом и свистом». Презентация работы Веры
| .Скажите, пожалуйста, в каких произведениях чаще всего встречаются эти персонажи?
Анафора, или единоначатие – повторение звуков, слова или группы слов в начале предложения. «Мой долг мне ясен. Мой долг – делать мое дело. Мой долг – быть честным. Мой долг я исполню». Анафора позволяет усиливать эффект от приводимых доказательств и примеров. Найдите анафору в прологе.
Герои, которых представляет А.С.Пушкин, вам хорошо знакомы. Расскажите о них. 1 группа. Коще́й Бессме́ртный, Кащей произошел ,вероятно, от слова ………….(вероятн от кость, первоначальное В сказках говорится, что он «……», однако у Кощея есть смерть, хоть она и спрятана. Он персонаж ……….. Часто выступает в роли …….. Изображается в виде………….., часто представляется …... 2 группа Баба Яга -фантастический персонаж……….. В сказках ее часто называют ……. Ее неизменные спутники……. Портрет бабы-Яги крайне не привлекателен ……... Основные черты ее характера - ………. 3 группа Русалка — персонаж ……. Как правило, это …………… В лесу обитают на ……………….. Русалки пугают всадников «……………». Все правильно, но в прологе есть еще персонажи. О них нам расскажет ваша одноклассница, Вера Соколова, которая писала работу и представляла на школьной конференции «Вокруг тебя мир» и на районных филологических чтения. | |
Физкультминутка. Королевич потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик от замка , видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. А потом всем опуститься и на стулья приземлиться. | ||
Аналитическая работа с текстом | ||
Работа в группах. Словарно-лексическая работа Лукоморье - такой изгиб морского берега , когда часть моря вдается в сушу. Морской залив. На неведомых дорожках - на незнакомых дорожках. Дол - долина. Витязь - в старину: воин, богатырь. Чредой - чередой, по очереди. Дядька - в старину: слуга-воспитатель при мальчике в дворянской семье. Мимоходом - по пути, проходя мимо. Пленяет - берет в плен. Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать. Нет. Там русский дух… там Русью пахнет! | Сказочность, таинственность создается автором с помощью особой лексики: Выпишите 5 непонятных слов. Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов. Коллективная проверка. Лукоморье - На неведомых дорожках – Дол - Витязь -. Чредой - Дядька - Мимоходом - Пленяет - Чахнуть - Используем ли мы с вами данные слова в речи. Это еще один фактор, который привлекает нас к прологу. В каких строках чувствуется любовь автора к родине. Городость за нее. . Слова Там русский дух… там Русью пахнет! переносят нас не в сказку, а в глубокую древность, мир лукоморья, добрых и злых духов и напоминают нам о наших национальных корнях. | |
-Автор восхищается историей своей страны -Картины пролога проникнуты чувством единства русского духа, воплощенного в сказках -Автор проводит читателя через все, чему поверить нельзя и в то же время нельзя не поверить. Смеясь и делая нестрашными все «ужасы», он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой. | - Как относится автор к изображаемому? - Какое значение приобретает восклицание: «Там русский дух…там Русью пахнет!» - Какой смысл приобретают финальные строчки пролога?( | |
Подведение итогов | ||
Пушкин – мастер композиции: его пролог – это своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме предстали герои многих волшебных сказок; создаётся это сказочное полотно в соответствии с законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла, поэтому пушкинский пролог называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора. Рефлексия. Всем спасибо за работу. Продолжите предложения (у каждого на парте отпечатаны листы):
Отметки. | ||
Домашнее задание | ||
| ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературе - 7 класс
18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект урока....
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе
Методичкская разработка урока по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина. Изучение сказа Н.С. Лескова "Левша" вызывает интерес у детей, но им трудно "разобраться" с лексикой произведения. В да...
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе: "Н.С. Лесков. «Левша». Особенность проблематики и основная идея повести"....
Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс
Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...
Конспект открытого урока по литературе в 8-ом классе
Тема урока: «Рассказы А.И. Куприна – настоящие «романы воспитания чувств» (Слово о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы рассказа « Куст сирени»).Цели урока: Познакомить уч-ся с основ...
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...