Эссе на тему: «Основные направления обновления языкового и литературного образования в новых ФГОС».
методическая разработка (10 класс)

Современный учитель готов осваивать всё новое, инновационное и активно применять в своей  практике. Задача педагога состоит не только в том, чтобы давать знания, но и в том, чтобы научить своих учеников находить их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

    Знания в области филологии были и остаются базовыми для формирования современного культурного человека. Рассуждая об основных направлениях обновления языкового и литературного образования, хочется верить, что кардинальные изменения в образовательном процессе, возложенные на стандарты нового поколения (ФГОС), будут иметь положительный результат.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Основные направления обновления языкового и литературного образования в новых ФГОС».

                                                                       Без стремления к новому нет жизни,              

                                                      нет развития, нет прогресса.

В.Г.Белинский.

     Слова, вынесенные в эпиграф эссе, сказаны давно. На мой взгляд, они не потеряли своей актуальности и в наши дни. В настоящее время в общественной жизни страны происходят серьёзные изменения, которые напрямую связаны с образовательной сферой. В этой связи особое значение отводится вопросу обновления языкового и литературного образования в новых условиях.

     Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы. Прежде всего - ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных компетенций.

    Основная идея, заложенная во ФГОС, – идея развития. Это необходимое условие жизни человека. Поэтому учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности – дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию.

     Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

     Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной системе, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.

При этом перед учителем встают новые задачи:

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  • использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

      Также изменяются и технологии обучения. Внедрение информационно-коммуникационных технологий  открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

         Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии, дифференцированный и интегрированный подходы к обучению.

        Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности.

        Так, например, на уроках я часто применяю технологии сотрудничества, которые  реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе.

       Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться.

      Использование дифференцированного подхода позволяет учителю развить и освободить творческие силы в ученике, активизировать его деятельность, воспитывать потребность узнавать все больше и больше о богатстве и многообразии форм русского языка.

    Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является  создание проблемных ситуаций на уроке.

     Современное состояние филологического образования в школе характеризуется несколькими положительными фактами, среди которых можно отметить возросшую роль интегративности.

     Интегрированные уроки являются эффективной формой, используемой для систематизации знаний. При этом методической основой интегрированного подхода к обучению является обязательное установление метапредметных связей.

     Приобретённые метапредметные умения необходимы учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ОГЭ и ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

     Дидактическая игра остаётся действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

     Интересен и продуктивен ещё один  современный метод – исследовательский. Что может быть предметом исследования на уроке? Это может быть сопоставление творчества различных писателей, анализ развития определенной тематики в русской литературе, изучение новаторства и традиций в художественном произведении, связь исторических событий с их литературным отображением, эволюция художественного метода мастера слова, поиски в области формы, анализ произведений или эпизодов, инсценирование, синквейны, сочинение, составление тестов, игр и прочее.

    Считаю, что и проектный метод также необходим в условиях современного урока. Самый эффективный вид проекта — мини — проект. Учащиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, сообщения, интервью с героями, комплексный анализ текста, синквейны, инсценирование эпизода, сочинение — миниатюры и др. Такие проекты самые эффективные, так как предполагают активное мышление и быстрый результат.

      Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

     Повысить  интерес к изучаемым предметам, активизировать  познавательную деятельность учеников, развивать  их творческий потенциал помогает использование   информационно-компьютерных технологий. Учитель должен владеть многими педагогическими технологиями  и, в том числе, информационными и применять их в образовательном процессе.

     Компьютер стал привычным атрибутом  на уроках русского языка и литературы, во внеурочной  деятельности.

      Использование информационных технологий позволяет раскрыть творческий потенциал учителя и объединить вокруг него таких же творчески настроенных учеников. Использование ЭОР помогает повысить мотивацию школьников, что крайне важно в наше время.

    Таким образом, современный учитель готов осваивать всё новое, инновационное и активно применять в своей  практике. Задача педагога состоит не только в том, чтобы давать знания, но и в том, чтобы научить своих учеников находить их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

    Знания в области филологии были и остаются базовыми для формирования современного культурного человека. Рассуждая об основных направлениях обновления языкового и литературного образования, хочется верить, что кардинальные изменения в образовательном процессе, возложенные на стандарты нового поколения (ФГОС), будут иметь положительный результат.



Предварительный просмотр:

Требования к результатам освоения примерной программы основного общего образования по русскому родному языку

Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечивать:  воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;                                    приобщение к литературному наследию своего народа                                                                            формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;                                          осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;                                                                                                                       обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;                 получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

  • Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать: понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:                 осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;                                                                                                               осознание роли русского родного языка в жизни человека;

 осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;                                                                                осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;  понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;   понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание и характеристика;                                                                понимание и истолкование значений фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;  понимание значений пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений и умение истолковать эти значения; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;                                                          умение охарактеризовать слова с точки зрения происхождения: исконно русские и заимствованные; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур;                                                                                                    ● умение распознавать и характеризовать с помощью словарей заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние);                                                                            понимание особенностей старославянизмов и умение распознавать их, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка;                                   понимание стилистических различий старославянизмов и умение дать стилистическую характеристику старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);                                                                                                           понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание с помощью словарей слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира;                                                                                                    понимание общих особенностей освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;                                                                                                       понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;                                                 умение определять значения устаревших слов с национально-культурным компонентом;                                                                                                                         умение определять значения современных неологизмов и характеризовать их по сфере употребления и стилистической окраске;                                                                         умение определять различия между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национальнокультурного своеобразия диалектизмов;                                                                   осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; наличие общего представления об активных процессах в современном русском языке;                                                                   соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;                                                                                                                                         приобретение опыта использования словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.

    Главная задача - овладение основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка; осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека.                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Обновление организации и содержания образования в соответствии ФГОС»

•    Цель программы       Обновление организации и содержания образования в школе за счет    модернизации образовательной системы начальной ступ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз находящихся на дистанционном обучении и основные направления деятельности педагога-психолога в соответствие с требованиями фгос

Одним из основных направлений государственной политики в Калужской области является обеспечение государственных гарантий доступности и равных прав получения полноценного образования детям с ограниченн...

Языковое и литературное образование в модели саморазвития личности: деятельностный подход

В статье рассказываю о технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы. Эта модель разработана профессором К.Я. Вазиной. В основу концепции положено представление о человеке как...

Эссе «Основные направления обновления языкового и литературного образования в новых ФГОС».

Сейчас существуют различные методики, повышающие интерес учащихся в получении знаний и умений. На своих уроках на протяжении многих лет я использую и традиционное обучение, и методику педмастерских, и...

Основные направления обновления школьного математического образования

Основные направления обновления школьного математического образования...