Эссе на тему: «Основные направления обновления языкового и литературного образования в новых ФГОС».
методическая разработка (10 класс)
Современный учитель готов осваивать всё новое, инновационное и активно применять в своей практике. Задача педагога состоит не только в том, чтобы давать знания, но и в том, чтобы научить своих учеников находить их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.
Знания в области филологии были и остаются базовыми для формирования современного культурного человека. Рассуждая об основных направлениях обновления языкового и литературного образования, хочется верить, что кардинальные изменения в образовательном процессе, возложенные на стандарты нового поколения (ФГОС), будут иметь положительный результат.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эссе на тему: «Основные направления обновления языкового и литературного образования в новых ФГОС».
Без стремления к новому нет жизни,
нет развития, нет прогресса.
В.Г.Белинский.
Слова, вынесенные в эпиграф эссе, сказаны давно. На мой взгляд, они не потеряли своей актуальности и в наши дни. В настоящее время в общественной жизни страны происходят серьёзные изменения, которые напрямую связаны с образовательной сферой. В этой связи особое значение отводится вопросу обновления языкового и литературного образования в новых условиях.
Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы. Прежде всего - ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных компетенций.
Основная идея, заложенная во ФГОС, – идея развития. Это необходимое условие жизни человека. Поэтому учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности – дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной системе, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.
При этом перед учителем встают новые задачи:
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Также изменяются и технологии обучения. Внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии, дифференцированный и интегрированный подходы к обучению.
Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности.
Так, например, на уроках я часто применяю технологии сотрудничества, которые реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе.
Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться.
Использование дифференцированного подхода позволяет учителю развить и освободить творческие силы в ученике, активизировать его деятельность, воспитывать потребность узнавать все больше и больше о богатстве и многообразии форм русского языка.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке.
Современное состояние филологического образования в школе характеризуется несколькими положительными фактами, среди которых можно отметить возросшую роль интегративности.
Интегрированные уроки являются эффективной формой, используемой для систематизации знаний. При этом методической основой интегрированного подхода к обучению является обязательное установление метапредметных связей.
Приобретённые метапредметные умения необходимы учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ОГЭ и ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Дидактическая игра остаётся действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.
Интересен и продуктивен ещё один современный метод – исследовательский. Что может быть предметом исследования на уроке? Это может быть сопоставление творчества различных писателей, анализ развития определенной тематики в русской литературе, изучение новаторства и традиций в художественном произведении, связь исторических событий с их литературным отображением, эволюция художественного метода мастера слова, поиски в области формы, анализ произведений или эпизодов, инсценирование, синквейны, сочинение, составление тестов, игр и прочее.
Считаю, что и проектный метод также необходим в условиях современного урока. Самый эффективный вид проекта — мини — проект. Учащиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, сообщения, интервью с героями, комплексный анализ текста, синквейны, инсценирование эпизода, сочинение — миниатюры и др. Такие проекты самые эффективные, так как предполагают активное мышление и быстрый результат.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Повысить интерес к изучаемым предметам, активизировать познавательную деятельность учеников, развивать их творческий потенциал помогает использование информационно-компьютерных технологий. Учитель должен владеть многими педагогическими технологиями и, в том числе, информационными и применять их в образовательном процессе.
Компьютер стал привычным атрибутом на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности.
Использование информационных технологий позволяет раскрыть творческий потенциал учителя и объединить вокруг него таких же творчески настроенных учеников. Использование ЭОР помогает повысить мотивацию школьников, что крайне важно в наше время.
Таким образом, современный учитель готов осваивать всё новое, инновационное и активно применять в своей практике. Задача педагога состоит не только в том, чтобы давать знания, но и в том, чтобы научить своих учеников находить их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.
Знания в области филологии были и остаются базовыми для формирования современного культурного человека. Рассуждая об основных направлениях обновления языкового и литературного образования, хочется верить, что кардинальные изменения в образовательном процессе, возложенные на стандарты нового поколения (ФГОС), будут иметь положительный результат.
Предварительный просмотр:
Требования к результатам освоения примерной программы основного общего образования по русскому родному языку
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечивать: ∙ воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; ∙ приобщение к литературному наследию своего народа ∙ формирование причастности к свершениям и традициям своего народа; ∙ осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; ∙ обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; ∙ получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
- Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать: понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём: ∙ осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; ∙ осознание роли русского родного языка в жизни человека;
∙ осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества; ∙ осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; ∙ понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох; ∙ понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание и характеристика; ∙ понимание и истолкование значений фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения; ∙ понимание значений пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений и умение истолковать эти значения; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения; ∙ умение охарактеризовать слова с точки зрения происхождения: исконно русские и заимствованные; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; ● умение распознавать и характеризовать с помощью словарей заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); ∙ понимание особенностей старославянизмов и умение распознавать их, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; ∙ понимание стилистических различий старославянизмов и умение дать стилистическую характеристику старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие); ∙ понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание с помощью словарей слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; ∙ понимание общих особенностей освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов; ∙ понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; ∙ умение определять значения устаревших слов с национально-культурным компонентом; ∙ умение определять значения современных неологизмов и характеризовать их по сфере употребления и стилистической окраске; ∙ умение определять различия между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национальнокультурного своеобразия диалектизмов; ∙ осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; наличие общего представления об активных процессах в современном русском языке; ∙ соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов; ∙ приобретение опыта использования словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.
Главная задача - овладение основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка; осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Обновление организации и содержания образования в соответствии ФГОС»
• Цель программы Обновление организации и содержания образования в школе за счет модернизации образовательной системы начальной ступ...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз находящихся на дистанционном обучении и основные направления деятельности педагога-психолога в соответствие с требованиями фгос
Одним из основных направлений государственной политики в Калужской области является обеспечение государственных гарантий доступности и равных прав получения полноценного образования детям с ограниченн...
Совершенствование собственной профессиональной деятельности с учётом основных направлений развития системы общего физического образования
Статья 2014 г....
Эссе на тему «Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках математики»
В этой статье делюсь своими рекомендациями и своим опытом работы по инклюзивному образованию....
Языковое и литературное образование в модели саморазвития личности: деятельностный подход
В статье рассказываю о технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы. Эта модель разработана профессором К.Я. Вазиной. В основу концепции положено представление о человеке как...
Эссе «Основные направления обновления языкового и литературного образования в новых ФГОС».
Сейчас существуют различные методики, повышающие интерес учащихся в получении знаний и умений. На своих уроках на протяжении многих лет я использую и традиционное обучение, и методику педмастерских, и...
Основные направления обновления школьного математического образования
Основные направления обновления школьного математического образования...