Языковое и литературное образование в модели саморазвития личности: деятельностный подход
учебно-методический материал (10, 11 класс)
В статье рассказываю о технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы. Эта модель разработана профессором К.Я. Вазиной. В основу концепции положено представление о человеке как саморазвивающемся, уникальном явлении. Главная функция педагога - создать условия для развития-саморазвития учащихся. Организую развивающее пространство (создание проблемных ситуаций), состоящее из целевого, поискового и рефлексивного. Обучение в деятельностном режиме, пртому что главное в развити способностей - научить системе деятельности: организационной, исследовательской, проектировочной, рефлексивной. В результате совместной работы педагога и учащихся происходит развитие способностей как ребят, так и учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_2019_god.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Языковое и литературное образование в модели саморазвития личности: деятельностный подход.
В законе «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу с 1 сентября 2013 года говорится, что «содержание образования должно…обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности…» [1, с. 18]. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо «применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания» [1, с. 59], эффективные технологии. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (10-11 классы) говорится, что организация образовательного процесса должна быть на основе системно-деятельностного подхода.
В своей работе использую технологию, которая соответствует требованиям времени, в основе её лежит организация процесса развития-саморазвития человека, а значит, его потребностей-способностей, главным образом, духовных.
Придерживаясь позиции профессора К.Я. Вазиной, что «человек – саморазвивающаяся система», что «ему нужно создавать условия для саморазвития» [3, с.7], считаю основной функцией педагога – организацию развивающего пространства (создание проблемных ситуаций по предмету).
Так, например, по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» можно предложить ситуацию: «Кто на ней люди – «хозяева или временные пришельцы»? Чтобы разрешить данное противоречие, веду учащихся от одной проблемной ситуации к другой, управляю мыследеятельностью с целью развития у них нового способа мышления, освобождения от шаблонов, учитывая при этом индивидуальные возможности каждого.
При организации развивающегося пространства (проблемных ситуаций) средствами литературы и языка развиваются у учащихся умения выделять главное, анализировать, обобщать, делать выводы, нестандартно мыслить, сопереживать героям, оценивать их поступки, соотносить свою позицию с позицией писателя. При этом происходит развитие духовных потребностей-способностей учащихся. Например, при исследовании проблемной ситуации: «Какова она, «третья правда?» по повести Л. Бородина «Третья правда» приходит осознание, что правда должна быть общечеловеческой. Понятие «жить по правде» включает в себя линию жизни, нравственную основу, совесть, поиск истины, справедливости. К.Я. Вазина считает, что «основной формой саморазвития человека является деятельность» [3, с. 47]. Мне эта мысль очень близка, поэтому обучение веду в деятельностном режиме, так как главное в развитии способностей – научить системе деятельностей: исследовательской, проектировочной, организационной, исполнительской, рефлексивной. Именно такая организация совместной жизнедеятельности педагога и учащихся обеспечивает развитие системы способностей: самоисследования, самопроектирования, самоорганизации, самопознания. Их развитие обеспечивается технологией учебного процесса, которая состоит из трёх развивающихся пространств: целевого, поискового, рефлексивного (это и есть содержание ситуации).
Для организации целевого пространства создаю творческие микрогруппы как внешний механизм саморазвития каждого члена микрогруппы (обычно 4 микрогруппы по 6-7 человек, которые объединяются в них по желанию или общему интересу). Далее формулируется и вводится проблемная ситуация по тому или иному произведению. Исходя из исследования проблемной ситуации, обсуждаются цели предстоящей деятельности. В каждой ситуации проектируется мировоззренческая цель, которая направлена на выработку позиции, то есть ценностных ориентаций. Именно эта цель формирует сознание ученика, его духовный мир. Реализация мировоззренческой цели обеспечивается предметными целями. Скажем, исследуя проблемную ситуацию: «Почему история судьбы героини так «жжёт сердце»? по рассказу В. Астафьева «Людочка», вместе с учащимися ставим мировоззренческую цель: осознание, что трагедия личности – результат незащищённости её в обществе, равнодушие окружающих, безысходность от одиночества. Определяем предметные цели: понимание позиции автора, раскрытие смысла рассказа, определение своего отношения к поставленным проблемам, умение находить и исследовать художественные приёмы.
После уяснения целей осуществляем выбор средств, позволяющих реализовать их. Для обеспечения предметных действий предлагаю необходимые средства: словари В.Даля, С.Ожегова, а также алгоритмы, карточки, текст того или иного произведения.
Далее проектируется будущий результат, и определяются ключевые понятия, слова. По словам К.Я.Вазиной, «выводное знание и является новым, самостоятельно добытым содержанием. Процесс же добывания нового знания есть путь и мера саморазвития человека» [3, с. 99].
Как же происходит «включение» учащихся в проблемную ситуацию?
Можно использовать следующие методы и приёмы: дать противоположные точки зрения критиков по какой-либо проблеме, сопоставить оригинал и черновые наброски текста, ввести стихи классиков и современных поэтов с острой нравственной проблематикой, публицистические статьи, социальную диагностику. Включить грамзаписи, фрагменты из фильмов, показать репродукции картин, инсценировки отдельных сцен, зачитать выдержки из сочинений, в которых звучат разные точки зрения.
Для создания поискового пространства организую деятельность по творческим группам. Ведётся коррекция целей, определяется решение проблемы путём коллективной или индивидуальной мыследеятельности. Начинается самостоятельная поисковая деятельность: процесс построения Древа понятия к слову, работа по алгоритму, карточке. К примеру, чтобы исследовать проблемную ситуацию: смогла ли жестокая война «обесчеловечить» Сашку? по повести В.Кондратьева «Сашка» учащиеся составляют Древо понятия к слову «война», останавливаюся на эпизодах: история с пленным немцем, встреча с Зиной, история краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей. Анализируя эпизоды, старшеклассники должны ответить на вопрос: выдержал или нет Сашка испытание властью, любовью, дружбой? Можно также предложить вопросы, направляющие мыследеятельность школьников: 1).Почему Сашка не выполнил приказ комбата – не расстрелял пленного немца? Как вы понимаете слова автора: «…есть у него в душе заслон какой или преграда, переступить которую он не в силах»?[7, с.16] 2).Почему он уходит из госпиталя, не попрощавшись с Зиной? Что вы можете сказать о Сашке по его словам: «…неосудима Зина…Просто война…И нету у него зла на неё…».[7, с. 36] 3).Почему Сашка принял вину на себя в истории с майором? 4).Осуждаем или оправдываем его за эти поступки?
В результате погружения в проблемную ситуацию на 2 часа (урока) реализуется программа деятельности, вырабатываются личные, групповые позиции, высказываются точки зрения, происходит общее обсуждение с определением научных норм.
Итак, духовные и предметные способности – результат развития ученика – возникают и развиваются в деятельности.
В рефлексивном пространстве происходит осознание того, насколько глубоко и прочно овладели учащиеся способами деятельности, закрепляются успешные действия, выявляются затруднения, которые необходимо будет разрешить на следующих занятиях, происходит духовное прозрение. Учащиеся осознают совместную и индивидуальную деятельность, рассказывают о своих удачах и затруднениях.
И, наконец, идёт рефлексия преподавателя, когда соотносится реальный, жизненный процесс деятельности с проектом ситуации, анализируются способы взаимодействия и результаты работы учащихся.
Таким образом, в обучении, ориентированном на деятельностный подход, развиваются ключевые компетенции учащихся. Преподаватель также должен обладать такими важными компетентностями, как «коммуникативная, информационная, регулятивная» и «интеллектуально-педагогическая»[4, с. 53]. Педагог, чтобы развивать творческие способности учащихся, формировать общечеловеческие ценности, должен ясно представлять все такты технологии, продумывать и апробировать последовательность учебных ситуаций, понимать, какие операции обязан усвоить ученик, и осознавать, что одним из основных средств формирования духовности является авторский текст.
Список использованной литературы.
1.Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» М.: «Проспект», 2014, с.1-160.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11кл.) 17.05.2012 ФГОС fgos.ru с.1-45
3.Вазина К.Я. Модель саморазвития человека. Н. Новгород,1994,
с. 3-267.
4.Введенский В.И. Моделирование профессиональной компетентности педагога. //Педагогика. 2003 № 10, с. 51-55.
5.Астафьев В.П. Людочка//Новый мир.1989 № 9, с. 3-27
6.Бородин Л.И. Третья правда // Роман-газета. 1991 № 4, с.16-66
7.Кондратьев В.Л. «Сашка». http://militera.lib.ru/prose/russian/kondratyev1/01.html, с.1-60.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное образование в модели саморазвития человека.
Авторской школой во главе с профессором К.Я.Вазиной начиная с 1973 года разрабатывается и внедряется в практику модель саморазвития человека, педагогическая технология коллективно-индивидуальной мысле...
Акмеологический подход в литературном образовании и развитии нравственной, социально адаптированной личности школьника.
Опыт педагогического содружества в поиске средств формирования личности...
«Деятельностный подход на уроках технологии как основа формирования практических навыков рамках перехода на ФГОС» (индивидуальный план саморазвития учителя технологии)
Необходимо отметить, что умение учиться, прежде всего, связано с «автономным действием» человека. Осмысленное и ответственное выстраивание личной жизненной траектории связаны со скво...
Языковое портфолио ученика как основа деятельностного подхода к изучению английского языка
Основные цели и задачи создания языкового портфолио ученика начальной школы...
Эссе на тему: «Основные направления обновления языкового и литературного образования в новых ФГОС».
Современный учитель готов осваивать всё новое, инновационное и активно применять в своей практике. Задача педагога состоит не только в том, чтобы давать знания, но и в том, чтобы научить своих у...
Эссе «Основные направления обновления языкового и литературного образования в новых ФГОС».
Сейчас существуют различные методики, повышающие интерес учащихся в получении знаний и умений. На своих уроках на протяжении многих лет я использую и традиционное обучение, и методику педмастерских, и...
От «Школы накопления знаний» к модели «Школы универсального развития личности», основанной на системно-деятельностном подходе
Современная цель образования требует от нас перехода от «Школы накопления знаний» к модели «Школы универсального развития личности», основанном на системно-деятельностном...