Эссе «Основные направления обновления языкового и литературного образования в новых ФГОС».
статья по литературе (10 класс)

Смирнова Галина Александровна

Сейчас существуют различные методики, повышающие интерес учащихся в получении знаний и умений. На своих уроках на протяжении многих лет я использую и традиционное обучение, и методику педмастерских, и проектную работу, и ментальные карты, и методику образовательных модулей. За свою многолетнюю практику я поняла, что использование новых технологий значительно повышает интерес к знаниям, помогает сделать урок увлекательным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе

«Основные  направления  обновления  языкового  и  литературного образования  в новых ФГОС».

Автор: Смирнова Галина Александровна, преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории  МАОУ «Средняя Общеобразовательная школа № 11» г. Усть-Илимска Иркутской области

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.

В учебных программах произошли изменения, которые были приведены в соответствие требованиям нового ФГОС. В связи с этим перед учителем встают новые задачи.

Ученик должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям. Такой подход к образованию не может не поддерживать умный и творческий педагог. Он должен формировать и поддерживать интерес школьников к получению новой информации, воспитывать творческий подход  к изучаемому материалу. Учитель должен выстраивать  образовательный процесс с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей школьников, использовать новые методики, ИКТ технологии. А главное, поддерживать у школьника стремление к самостоятельному образованию.

Сейчас существуют различные методики, повышающие интерес учащихся в получении знаний и умений. На своих уроках на протяжении многих лет я использую и традиционное обучение, и методику педмастерских, и проектную работу, и ментальные карты, и методику образовательных модулей. За свою многолетнюю практику я поняла, что использование новых технологий значительно повышает интерес к знаниям, помогает сделать урок увлекательным.

Так технология педмастерских – это личностно-деятельностная рефлексивная синтетическая форма обучения, в которой сочетаются индивидуальная работа с групповой, включающая межгрупповую социализацию; в ней есть место поиску, творчеству, работе с материальными объектами, множественному выбору, что вместе с рефлексией помогает учащемуся сформировать сознательную активную жизненную установку.  Мастерская имеет свой собственный алгоритм, следуя которому ученик делает неожиданные и поразительные открытия для себя. Эта технология позволяет применять ее как на уроках литературы, так и на уроках русского языка; как в среднем звене школы, так и среди старшеклассников. В результате появляются очень интересные творческие работы.

Например, мастерская письма «Что в имени твоем?..» Даша. Ладья души.

Даша, с виду простое имя оказалось таким неизведанным. Все самое сокровенное в нас далеко. Теперь я все понимаю, или почти все. Все слова в нашей жизни имеют значение. Даша, род, ладья, вода, ноша – это все символичные слова, и, если покопаться глубже, где-то далеко, то получается, что все эти слова скрывают одну истину. Ладья души. Я не знаю, что это такое. Но я чувствую, что это что-то хорошее, тайное, скрытое, неизведанное. Я думаю, чтобы жить хорошо, надо любить всех, весь мир.

Галина…  Гавань…

Интересные в своем таинстве слова… А что стоит за ними?..

Тихая гавань? Новая гавань? Или шумная людная Гавана?...

  Что  ждет  меня  там,  за  поворотом?..»

Многие инновационные технологии взаимодействуют друг с другом, дополняют друг друга, продолжают развитие самосознания школьника. Так, например, педмастерская по теме «Что делать?» Первые вопросы при мотивации: Какие  ассоциации возникают  у  вас  при  вопросе Что делать? Когда мы задаем себе этот вопрос? Оттолкнувшись от литературного произведения, ребята приходят к потребности проектирования своей деятельности.

Еще одной любимой моей методикой  из  основных  направлений  обновления  языкового  и  литературного образования является работа в проектной деятельности.

Эта технология  помогает  пониманию и осмыслению идей духовного саморазвития личности, овладению практическими приемами самопознания и выход на перспективу саморазвития. Ребята учатся выстраивать свою индивидуальную траекторию развития. Это  процесс воплощения индивидуальных способностей в конкретный результат деятельности. Тем более, что в последние годы большое значение придается в школах проектной деятельности. Важную роль играет проектная и научно-исследовательская работа школьников, она позволяет принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах. Это позволяет ребятам учиться ориентироваться в обществе, реализовать себя в полезной деятельности, чувствовать себя уверенней и стремиться дальше.

Рассуждая об основных направлениях обновления языкового и литературного образования, хочется верить, что кардинальные изменения в образовательном процессе, возложенные на стандарты нового поколения (ФГОС), будут иметь положительный результат. Самостоятельность в получении результата в обучении – это залог счастливого будущего личности. Выпускник должен быть способен самостоятельно ориентироваться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС.

В статье отражены роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС в ОУ....

Школьная оценки качества образования,как инструмент перехода к новым ФГОС в основной школе.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4731410","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4731418","at...

Проблема формирования общероссийской идентичности как стратегическая цель исторического образования по новым ФГОС.

Статья подготовлена для VII ежегодной региональной  научно-практической  конференции «Средняя и высшая школа в процессе перехода на новые образовательные стандарты: актуальные вопросы обучен...

Управление качеством образования в условиях новых ФГОС

В работе рассмотрен вопрос об изменении роли учителя и ученика при переходе к деятельностному обучению....

Педагогический совет "Перспективы изменения образования в среднем звене в связи с переходом на новый ФГОС"

Цель: Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудиции и компетентности в области определенной науки (учебного  предмета) и методики его преподавания в услов...