Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз находящихся на дистанционном обучении и основные направления деятельности педагога-психолога в соответствие с требованиями фгос
статья по психологии по теме

Онипченко Ольга Геннадьевна

Одним из основных направлений государственной политики в Калужской области является обеспечение государственных гарантий доступности и равных прав получения полноценного образования детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для этого создана и функционирует дифференцированная сеть дистанционного образования на базе Государственной казенной общеобразовательной школы-интерната Калужской области «Лицей-интернат «Областной центр образования», в которых обучаются все категории детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ольга Геннадьевна Онипченко, педагог-психолог 

Государственной казенной общеобразовательной школы-интерната Калужской области «Лицей-интернат «Областной центр образования»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ НАХОДЯЩИХСЯ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СООТВЕТСТВИЕ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Развитие цивилизации в настоящее время обусловлено, прежде всего, переходом от индустриального к информационному обществу, характеризующемуся ростом интенсивности информационных процессов, а также потребностью современного общества в гибких, адаптивных системах образования. Процесс развития информационного общества влечет за собой интенсивные процессы становления новой образовательной политики, формирования ее новых целей, направленных не столько на получение конкретных знаний в различных областях, сколько  на обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности посредством открытости образования на протяжении всей жизни.

Одним из основных направлений государственной политики в Калужской области является обеспечение государственных гарантий доступности и равных прав получения полноценного образования детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для этого создана и функционирует дифференцированная сеть дистанционного образования на базе Государственной казенной общеобразовательной школы-интерната Калужской области   «Лицей-интернат «Областной центр образования», в которых обучаются все категории детей с ограниченными возможностями здоровья.  По-прежнему значительная часть детей-инвалидов в районах Калужской области, как правило, имеющих сложные и множественные нарушения развития (нарушение опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, слуха, зрения, речи), лишена возможности посещать общеобразовательную школу по месту жительства, как ввиду имеющихся собственных ограничений, так и ввиду отсутствия условий для получения образования, предполагающего удовлетворение специальных образовательных потребностей этих детей.

Реальностью сегодняшнего дня становится неоднородность состава обучающихся общеобразовательных школ по уровню их физического, психического, сенсорного развития. В общеобразовательные школы стремительно вливается поток детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, так как законом "Об образовании" право выбора учреждения и формы образования закреплено за родителями и детьми. Сегодня любое массовое общеобразовательное учреждение может оказаться интегративным, так как наряду с нормально развивающимися детьми в нем могут оказаться ученики с ограниченными возможностями здоровья, а, следовательно, с особыми образовательными потребностями.

Особенно пристального внимания к себе требуют дети с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие возможности посещать учебные учреждения, так как проблемы получения ими образования, определения своего места в обществе остаются. Традиционные технологии обучения обеспечивают необходимый уровень образования лишь для детей, посещающих общеобразовательные учреждения. Для детей, не посещающих общеобразовательное учреждение, имеющих по характеру заболевания ограничения жизнедеятельности вследствие выраженных нарушений статодинамической функции, нарушений функций внутренних органов и сохранных когнитивных функциях, обусловленных характером текущего процесса,  наиболее перспективным стало  дистанционное образование на основе использования информационных и коммуникационных технологий.

Ведущая роль при организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дистанционном режиме отводиться педагогу психологу. Именно он, совместно с медицинскими работниками должен проводить консультации для педагогов по вопросу обучения и воспитания данной категории детей.  Учитывая требования ФГОС  необходимо обратить внимание на развитие у детей  не только предметных универсальных учебных действий (УУД), но и личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Особую значимость по данному вопросу приобретают направления деятельности связанные с личностных развитием ребенка с ОВЗ, его эффективной социализации и адаптации в обществе и сейчас, и в будущем.

У педагога-психолога центра дистанционного образования  имеется ряд наиважнейших направлений деятельности. Прежде всего, деятельность психолога осуществляется по заранее намеченному плану, который составляется с учетом  психофизиологических особенностей каждого ребенка

Основные направления программы:

  1. Образовательный процесс. Основное направление мероприятий: Отработка и соблюдение требований к санитарно-гигиеническому режиму общеобразовательного учреждения. Разработка комплекса дыхательных упражнений, лечебной гимнастики для глаз, для опорно-двигательной системы, двигательной разминки на уроках, гимнастики до уроков и т.д. Проведение учебно-методических семинаров направленных на повышение компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных особенностей ребенка и т.д.
  2. Медико-психолого-социально-педагогическая диагностика. Основное направление мероприятий: Психолого-педагогическая диагностика интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, межличностных отношений. Углубленный осмотр учащихся с привлечением врачей-специалистов. Научно-исследовательская и экспериментальная деятельность по   отработке диагностического инструментария по сопровождению обучающихся с ОВЗ и т.д.
  3. Коррекционно-развивающая и консультационная деятельность. Основное направление мероприятий: Разработка гибких комплексных программ  по коррекционно-профилактической, оздоровительной и спортивной работе с обучающимися. Разработка и коррекция комплекса социальных мероприятий по воспитанию и эффективной социализации детей, обучающихся на дому. Организация учебно-воспитательных совместных  мероприятий  и тренингов  на базе Областного центра образования и т. д.
  4. Профилактическая работа, воспитание и просвещение. Основное направление мероприятий: Разработка системы  внеклассных мероприятий оздоровительного характера (обучающие мероприятия для детей, родительские собрания и т. д.). Семинары для классных руководителей. Работа с документами по охране прав детства. Включение обучающихся с ОВЗ в общешкольный учебно-воспитательные мероприятия и научно-практические конференции (инклюзия) и т.д.

Большое значение для детей с ОВЗ обучающихся на дому имеет межличностное общение и развитие их коммуникативных  универсальных учебных действий (УУД). В связи с этим актуальным становиться межличностное взаимодействие данной категории  детей. В Центре дистанционного обучения  детей с ОВЗ на базе Областного центра образования  проводятся мероприятия, связанные с непосредственным общением детей между собой, притом, что они участвуют в научно-практических конференциях, внеклассных мероприятиях на базе Областного центра образования и Региональных научно-практических конференция, становясь победителями и лауреатами. Выступая на равных со всеми школьниками области они тем самым участвуют активно в жизни  учреждения города и области, что, несомненно,  способствует их качественной социализации. Внутрилицейские конференции и мероприятия проводятся не только при непосредственном участии детей, но и в режиме он-лайн.

Деятельность педагога-психолога многообразна, особенно в Центре дистанционного образования. Именно поэтому, особое внимание уделяется работе с педагогами. Создание учебной программы для ребенка подразумевает не только учет содержания образования, но и индивидуальное развитие каждого ребенка в соответствие с ФГОС. Именно поэтому индивидуальный план работы со школьниками также имеет различия по сравнению с планами учителей традиционной школы.

Таким образов, индивидуальный учебный план, который составляет учитель для каждого ребенка, выглядит следующим образом.

Конечно, деятельность учителя по составлению индивидуального плана обязательно связана с работой психолога, который предусматривает индивидуальные особенности каждого школьника и  в дальнейшем учитываются при обучении ребенка.

 

Индивидуальный учебный план

ФИО _________________________ класс _________

Тематическое планирование программы

Срок выполнения

Задания по учебной дисциплине

Планируемые результаты

Индивидуальные достижения, дополнительная информация

на уроке

д/з

предметные

личностные и метапредметные

1.

2.

Дифференциация  образования в единстве с технологиями дистанционного обучения  позволяет достичь значительных результатов и при обучении лиц со слабым уровнем обучаемости и повысить уровень конкурентоспособности при профессиональном определении для школьников с низким уровнем обученности :

- улучшения качества образования учащихся в целом, повышения уровня их социально-профессиональной адаптации;

- обеспечения успешности образования выпускников коррекционной школы за счет использования соответствующих образовательных программ, методик и технологий обучения, специально подготовленных инженерно-педагогических кадров;

- увеличения числа выпускников, реализующих свое право на качественное образование   через изучение предметов и углубление знаний по данному предмету в случае отсутствия данного специалиста в школе, систему элективных курсов системы дистанционного обучения;

- увеличения количества социально востребованных членов общества из числа лиц с ограниченными возможностями.

Литература:

  1. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения.
  2. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.97 № 48.
  3. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 18.04.2008 № АФ-150.
  4. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. М. Александровская, Н.И.Кокуркина, Н.В.Куренкова. – М. : Академия, 2002. – 208 с.
  5. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах: диагностика, рекомендации, разработки уроков и внеклассных занятий / авт.-сост. Т. Н. Гордеюк, Л. И. Егошкина/ под ред. проф. Ю. В. Егошкина. – Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС к учебнику Н.Ю. Горячевой, «Английский язык», 3 класс....

Основные направления деятельности педагога - психолога в условиях реализации образовательного Стандарта нового поколения в лицее - интернате № 5.

Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно- исторической педагогики развития. В систем...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МАОУ СОШ № 62

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МАОУ СОШ № 62, ЗАИКИ  ДИАНЫ   АЛЕКСАНДРОВНЫ...

Презентация на тему: "Педагогическая деятельность учителя технологии в соответствии с требованиями ФГОС"

Педагогическая деятельность учителя технологии в соответствии с требованиями ФГОС...

Основные направления работы педагога-психолога с семьей в условиях ОУ

Основные направления работы педагога-психолога с семьей в условиях школы. В данной работе представлен материал о взаимодействии школьного психолога с родителями в ситуации сотрудничества семьи и ...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Методические рекомендации по обучению детей с ОВЗ, находящихся на дистанционном обучении

Методические рекомендации по обучению детей с ОВЗ, находящихся на дистанционном обучении...