Основные направления обновления школьного математического образования
статья по математике

Основные направления обновления школьного математического образования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Основные направления обновления школьного математического образования

***

Математика не просто один из основных предметов, а один из значимых. Это объясняется тем, что математика учит не только считать и решать задачи, а имеет своё проявление в естественнонаучной (физика, химия, биология и др.) и гуманитарной (экономика, лингвистика, психология) областях.  

В древние времена она зарождалась из-за необходимости в быту и торговле. И сейчас она постоянно присутствует в нашей повседневной жизни. Она помогает не только посчитать сдачу в магазине, но и вычислить объем комнаты, рассчитать количество плитки или обоев при ремонте, высчитать скидку в магазине и многое другое. Кроме того, в повседневной речи можно услышать такие фразы, как «количество заболевших людей растёт в геометрической прогрессии» или «ассигнования увеличились на порядок». Данные примеры доказывают, что на сегодняшний день математические знания стали неотъемлемой частью общей культуры современного человека.

Я считаю, что на сегодняшний день актуален вопрос, связанный с обновлением школьного математического образования, это связано с низкой учебной мотивацией школьников, перегруженностью образовательных программ общего образования, устаревание содержания математического образования на всех уровнях, нехватка учителей.

Целью данного вопроса является вывести российское математическое образование на лидирующее положение. Как это сделать? Попробую поразмышлять.

Основную роль в получении знаний выполняет школа. И все вопросы, возникающие в процессе обучения, решаются сразу, по мере поступления, меняются подходы, методики, ресурсы. И обновление школьного математического образования необходимо для получения лучшего результата. К тому же математика является фундаментом для многих других дисциплин, следовательно, с повышением качества математического образования повысится качество и других предметов. Приведу примеры практической связи математики с физикой и т. д.

Наука без математики совершенно бессмысленна, потому что химические реакции, научные теории и детали элементов подсчитываются только с помощью математики. В физике окончательная форма правил дается математикой, математические расчеты происходят на каждом этапе физической науки. Математика имеет очень тесную связь с биологией. Узнать нормальный вес, калорийность продуктов, скорость дыхания, питательная ценность пищи нам помогает математика. В гуманитарных науках она необходима, чтобы ребенок мог читать, интерпретировать и рисовать графики. Например, чтобы сравнить население, студенты могут рисовать гистограммы, плотность населения разных стран, доход на душу населения. В географии математика используется для составления карты, формирования ночей и дней, солнечного и лунного затмения, долготы, максимальной и минимальной температуры. При изучении истории математика помогает в вычислении дат.

Низкая учебная мотивация школьников связана с общественной недооценкой значимости математического образования, всё чаще учащиеся утверждают, что эти знания им не пригодятся в жизни. Поэтому на практике стали всё чаще рассматривать задачи из реальной жизни, тем самым заинтересовывая детей и подтверждая необходимость математических знаний. В начальной школе это простые примеры и задачки, которые могут возникнуть при игре. В основной школе это дроби, проценты, задачи на движение и многое другое. В 9 классе с 2019 года в ОГЭ практикуются практико-ориентированные задачи, которые приближены к реальной жизни. Они рассматривают площади, расстояния, расчеты, постройку сооружений - всё то, с чем можно столкнуться в жизни. Что касается средней школы, то здесь актуален вопрос финансовой математики. Данный раздел был добавлен с целью научить выпускника решать задачи на сложные проценты, процентные ставки, расчет переплаты. Например: Иванов в связи со сложной ситуацией взял 45000 на 30 дней под 0,7% в день, так как посчитал, что процент мал и переплата будет незначительная. Решив данную задачу, мы увидим, что переплата будет составлять 21% в месяц от всей суммы или же 255,5% в год, что при расчете в деньги является значительной суммой.

Перегруженность образовательных программ общего образования, на мой взгляд, объясняется высокими требованиями государственных экзаменов. Тем самым создается большая нагрузка на детей и образуются пробелы в знаниях.  

Я считаю, что содержание математического образования на всех уровнях продолжает устаревать, это обусловлено постоянно меняющимися учебно-методическими комплектами для изучения математики в школе. Иногда уровень заданий, предложенных в них, сложен и непонятен обучающимся, он не соответствует ступени обучения и оставляет желать лучшего. Особенно остро эта проблема стоит в сельских школах.

Нехватка учителей связана с тем, что выпускники педагогических вузов не готовы брать на себя большую нагрузку и ответственность за обучение детей. Чтобы работать в образовательном учреждении, недостаточно просто знать предмет, необходимо его правильно преподнести, чтобы это было интересно и понятно, к каждому ребенку найти индивидуальный подход. И эта работа требует не только сил и времени, но и любви к детям, к предмету. А зарплата учителей не всегда способствует их заинтересованности в работе.

Все проблемы находятся на этапе решения, но для полной их реализации, я считаю, необходимо:

- модернизировать содержание учебных программ математического образования на всех уровнях;

- обеспечить отсутствие пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося;

- обеспечить наличие общедоступных информационных ресурсов;

- повысить качество работы учителей математики;

- обеспечить обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, все условия для развития и применения этих способностей;

- популяризировать математические знания и математическое образование;

- стимулировать учителей материально.

Я знаю, что на сегодняшний день многие вопросы уже реализованы или находятся на этапе осуществления. В связи со сложившейся ситуацией 2020 года в масштабном плане было реализовано дистанционное обучение, которое дало возможность работы с необходимыми интернет ресурсами. Во многом данный тип обучения был новым и неизвестным как для детей, так и для учителей. На основе этого можно сделать анализ, учесть все плюсы и минусы для дальнейшей работы.  

На мой взгляд, плюсы дистанционного образования заключаются в том, что можно обучаться в любое время и в любом месте, если это не урок по видеосвязи. Также привлекают доступность учебных материалов на многих образовательных платформах, работа в спокойной обстановке и комфортном для ребенка темпе. Что касается минусов, то данный вид обучения расслабляет, сбивает рабочий режим, при несвоевременном выполнении копится большой объем работ и, следовательно, очень нагружает детей. Появляется недостаток практических знаний, так как возникает соблазн воспользоваться помощью учебников, помощью родителей или иных ресурсов. Ещё одной проблемой является недостаточная компьютерная грамотность.

Качество работы учителей с каждым годом улучшается благодаря повышению квалификаций, всевозможным курсам, тренингам. И данная инициатива всё чаще исходит от самих учителей, потому что человек, не заинтересованный в улучшении своих профессиональных  навыков, не сможет мотивировать учащихся. Для повышения учебной мотивации, развития познавательного интереса школьников большое внимание уделяется внеклассной работе по математике: участию в математических олимпиадах и конкурсах разных уровней, организации турниров, интеллектуальных игр, командных соревновании по решению нестандартных задач, привлечению к научно-исследовательской работе. Систематическое проведение различных форм внеклассной работы по предмету позволяет каждому школьнику найти занятие по интересам и склонностям. Особо хочется отметить роль олимпиадных задач, решение которых стимулирует интерес к математике, возбуждает любознательность, позволяет проверить свои силы, проявить упорство, настойчивость, трудолюбие, развивать наблюдательность, сообразительность, навыки самостоятельного поиска и нестандартность мышления.

Ярким примером может быть мероприятие «Математический калейдоскоп». Оно состоит из 6 заданий: «танграм», «логические задачи», «фокус», «математические ребусы», «задача из интернета», «вопрос, еще вопрос…». Задания можно предлагать обучающимся в любом порядке. Можно играть командами. Это мероприятие создано для развития интереса к математике, сообразительности, самостоятельного поиска и нестандартность мышления.

Подводя итог, можно отметить, что данная проблема настолько многозначна, что дать конкретную оценку ей достаточно проблематично. Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень математического образования, что улучшит преподавание других предметов и ускорит развитие не только математики, но и других наук и технологий. Это позволит России достигнуть стратегической цели и занять лидирующее положение в мировой науке, технологии и экономике. Реализация настоящей Концепции будет способствовать разработке и апробации механизмов развития образования, применимых в математике и других областях знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обновление содержания математического образования в условиях перехода на ФГОС общего образования

Министерство образования и науки РФ утвердило новый Федеральный государственный стандарт основного общего образования приказом от 17.12.2010г.  № 1897. 2012/2013 учебный год для МБОУ «Но...

Роль международных исследований в обновлении содержания математического образования. Попова Л.П.

В статье рассмотрены проблемы математического образования с точки зрения международных мсследований....

«Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»

Выступление на РМО учителей математики «Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»...

Эссе на тему: «Основные направления обновления языкового и литературного образования в новых ФГОС».

Современный учитель готов осваивать всё новое, инновационное и активно применять в своей  практике. Задача педагога состоит не только в том, чтобы давать знания, но и в том, чтобы научить своих у...

Эссе «Основные направления обновления языкового и литературного образования в новых ФГОС».

Сейчас существуют различные методики, повышающие интерес учащихся в получении знаний и умений. На своих уроках на протяжении многих лет я использую и традиционное обучение, и методику педмастерских, и...

Основные направление деятельности школьного психолого – медико -педагогического консилиума.

Главная идея психолого-медико-педагогического консультирования - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей  ограниченными возможностями здоровья, в с...