Совершенствование собственной профессиональной деятельности с учётом основных направлений развития системы общего физического образования
статья по физкультуре на тему

Кристя Светлана Анатольевна

Статья  2014 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovershenstvovanie_sobstvennoy_prof._deyatelnosti.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №6 г. о. Троицк в г. Москве

Совершенствование собственной профессиональной деятельности с учётом основных направлений развития системы общего физического образования

                                                  Исполнитель: Кристя Светлана Анатольевна

                                                                                                                   учитель Физической культуры

МАОУ СОШ № 6» г. о.Троицк в г Москве

г.о.Троицк 2014 г.

Состояние современной системы общего физкультурного образования.

Современная система общего физкультурного образования в России переживает общий кризис, который проявляется в недостаточной образованности большинства населения в области физической культуры, низком уровне здоровья у учащейся молодёжи, а также малом числе населения, систематически занимающихся спортом.

Основные причины кризисного состояния школьной системы образования в области физической культуры следующие:

  • подмена программного образовательного содержания, содержанием из других форм физической культуры ( ОФП, тренировочные, оздоровительные, ЛФК, спортивно-развлекательные и др.);
  • отсутствие чётко сформулированной и общепризнанной цели учебной работы в школе;
  • явно не достаточный объём учебного времени на прохождение учебного материала;
  • не уделяется должного внимания специальным физкультурным знаниям , к формированию интеллектуального компонента физической культуры личности школьников;
  • недостаточное внимание к созданию условий для перерастания образовательного процесса, в процесс самообразования и самосовершенствования, формирование устойчивых мотивов которые смогли бы стать основой для возникновения устойчивых традиций , систематических занятий физическими упражнениями на протяжении всей жизни человека;
  • превращение учебных занятий в двигательное натаскивание;
  • недостаточное использование спортивной науки, средств и методов спортивной тренировки, адаптированных к условиям массовых форм физического воспитания;
  • недостаточный уровень учебно-методического, медицинского материала , материально-технического обеспечения;
  • слабая воспитательная работа;
  • преувеличенное внимание к выполнению усреднённого компонента нормативов, рассматриваемых главным критерием успеваемости по физической культуре, а также игнорирование качественных показателей успеваемости:

- уровень специальных знаний;

- методических умений;

- индивидуальные приросты в двигательных тестах;

- степень приобщённости к систематическим знаниям физических упражнений.

Одним из непремеримых условий успешного решения какой-либо социальной проблемы общегосударственного уровня является наличие достаточно ясных представлений о сути лежащих в её основе причин и формирование общепризнанных, консолидированных представлений о магистральных путях её решений.

Таким образом кризис в общеобразовательной системе, вызвал развитие основных концепций развития школьной физической культуры:

  • оздоровительная концепция физической культуры;
  • тренировочная или спортивно -ориентированная;
  • образовательное направление.

Я считаю наиболее перспективной концепцией для совершенствования собственной профессиональной деятельности- это образовательное направление развития физической культуры в школе. Школа должна помочь учащимся получить образование в том числе и физкультурное. Учитель- уделять должное внимания специальным физкультурным знаниям , формированию интеллектуального компонента физической культуры личности школьников. Настоящими уроками физической культуры могут называться только те учебные занятия, на которых изучаются её теоретические и практико-методологические основы, познаются способы рационального воздействия средствами Ф.К.на организм занимающегося. Данная концепция основана на приоритете образовательной направленности, позволяющей обеспечить формирование и систематическое использование населением системы физкультурных знаний, как интеллектуальной основой для целенаправленной двигательной активности человека в соответствии с законами природы и индивидуальными особенностями.

Главный смысл разработки ФГОС второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования — повышения качества образования, достижение новых образовательных результатов.

Иначе говоря, ФГОС предназначен для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества, государства.

В самом общем виде содержание регламентируется Требованиями к структуре образовательных программ, Требованиями к условиям реализации основных образовательных программ и Требованиями к результатам их освоения. В качестве «пакета сопровождения» участники образовательного процесса получат следующие документы:

  • примерная образовательная программа;
  • фундаментальное ядро содержания образования;
  • программа универсальных учебных действий;
  • базисный образовательный (учебный) план;
  • планируемые результаты освоения учебных программ;
  • система и модели оценочной деятельности и др.

ФГОС, в отличие от ГОС а 2004 года, предлагает серьёзное изменение смысла понятия «образовательные результаты», трактует их как «приращение» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем Конечным образовательным результатам, которые заключаются в развитии мотивационных и когнитивных ресурсов личности, соответствуют непосредственные результаты: личностные, метапредметные, предметные.

ГОС регулировал только содержание образования и планируемые результаты, новый стандарт будет обеспечивать гарантиями государства в обеспечении условий для достижения планируемых образовательных результатов. Этими условиями являются: педагогические кадры, материально- техническая, финансово- экономическая и информационно - методическое обеспечение, поэтому в новый стандарт включены «Требования к условиям реализации программ».

В новом стандарте ориентация направлена не только на предметный образовательный результат (как в стандарте первого поколения) но прежде всего на формирование личности учащихся, овладения ими УУД, обеспечивающие успешность в познании на всех этапах дальнейшего образования.

Отличия в структуре стандартов. Стандарты первого поколения включают в себя два компонента, минимум содержания образования и требования к уровню подготовленности выпускников. Эти компоненты сохранились и в новом стандарте, но теперь они называются требования к ООП и требования к результатам. Основное общеобразовательное

различие программ к структуре шире прежнего обязательного минимума содержания образования. Поэтому основная программа включает не только примерные программы по учебным предметам, но и много других программ.

В базисном учебном плане есть два значимых нововведения. В него включена внеурочная деятельность, как важная составляющая часть образования, в каждом классе должно быть выделено по 10 часов в неделю на внеурочную деятельность, спортивно-оздоровительную,

познавательную, исследовательскую, художественно эстетическую и др..Кроме того в базисном плане нет больше национально-регионального компонента общеобразовательного учреждения, вместо того он разделён на две составляющие инвариантную и вариантную, при этом содержание вариативной части определяет участниками образовательного процесса включая региональные, муниципальные органы управления образования, сами школы. Соотношения инвариантной и вариативной частей 65% к 35%

Фундаментальное ядро содержания общего образования — базисный документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Основное назначение этого документа в системе нормативного сопровождения Стандартов - определить основные понятия и состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям Стандарта к результатам образования применительно к содержанию учебных программ и организации учебной деятельности по отдельным учебным предметам. Основная образовательная программа основного общего образования должна соответствовать типу и виду образовательного учреждения и быть преемственной по отношению к основной образовательной программе начального общего образования.

Требования к структуре основных образовательных программ:

  • программа духовно-нравственного развития и воспитания;
  • планируемый результат освоения обучающимися ООП ООО;
  • базисный учебный план;
  • программа развития УУД;
  • программа по предметам;
  • программа З и БОЖ;
  • программа коррекционной работы;
  • система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.

Перспективы и пути развития в современной системе общего физкультурного образования я вижу в переходе на новые стандарты второго поколения, самостоятельно освоить основные положения нового стандарта, его структуры и содержания. Изучить особенности системно-деятельного и компетентностного подхода к образования. Освоить систему формирования универсальных учебных действий у учащихся. Внедрять в работу информационно – мультимедийные  технологии, здоровье сберегающие технологии, заниматься самообразованием, пройти курсы по изучению новых стандартов и особенности их применения.

Р.С.:

ООП ООО- Основная образовательная программа основного общего образования

ООП- Основная образовательная программа

ФГОС- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт

З и БОЖ- Здорового и безопасного образа жизни

Литература:

  1. Ф.К. Воспитание образование тренировка -2003 г. №1 стр.11-17
  2. Ф.К. Научно-методический журнал №2-2001 г. «Кризисы и парадоксы школьной физкультуры»
  3. Лукяненко В.П. Концепция модернизации системы общего среднего образования в России-М Советский спорт 2007 г.
  4. Федеральный государственный стандарт основного образования . Физическая культура -М.: Просвещение, 2010г.
  5. Кузнецов А.А. Разработка Федеральных государственных образовательных стандартов. Педагогика 2009 г. №4 стр.3-10
  6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий под редакцией А.Г. Асмолова. М. Просвещение 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование собственной профессиональной деятельности

Современное образование с каждым годом выходит на более высокий технологический уровень, наряду с поиском новых педагогических технологий современная школа должна помочь ученику реализовать обра...

Основные направления воспитательной системы школы

Основные направления воспитательной системы школы...

Совершенствование собственной профессиональной деятельности с учетом основных направлений развития системы общего физкультурного образования

Основные недостатки современного физкультурного образования и собственной профессиональной деятельности.      Ни для кого не секрет, что состояние современной системы общей фи...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Ритмика» Начальное общее образование 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельностипо спортивно-оздоровительному направлению«Ритмика»Начальное общее образование3 класс...