Рабочая программа по элективному курсу "Техника написания сочинения по литературе в 11 классе"
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяет выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Цель данного элективного курса:подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_lit.11_klass_elektiv.doc | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено На заседании ШМО Протокол №___ Председатель ШМО «____»_________20___г
| Согласовано Заместитель директора по УВР ____________ /________________/ от «___» _____20____г | Утверждено Директор МОУ «СОШ №53» _____________/И.А.Боброва/ Приказ № _____ ___________ от «___» _____20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Учитель: Маслина Ирина Павловна, без категории,
по элективному курсу
«Техника написания сочинения по литературе в 11 классе»,
11 «А» класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № ______ От «____»_______20___г. |
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. М.Шагинян справедливо замечала: «…работа со словом – всегда литература, в каком бы жанре ни велась, – и всегда искусство. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку в 11 классе говорится, что последнее задание теста – небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, – предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Причем эссе является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Цель элективного курса:
подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.
Задачи элективного курса:
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Чтобы не увеличивать нагрузку обучающихся 11 класса целесообразно осуществлять преподавание элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» без домашнего задания.
Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум.
В результате изучения курса выпускники научатся:
- понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);
- определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора;
- оценивать позицию автора, на этой основе формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль;
- выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения;
- выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
- соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;
- самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.
Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.
Содержание курса.
Введение в элективный курс «Техника написания сочинения по литературе».
Основные требования к сочинению. Концептуальные основы экзаменационного сочинения.
Основные направления сочинений. Общие требования к сочинению: понятие текста, темы, идеи сочинения. Критерии оценивания сочинения.
Композиция и структура классического сочинения.
Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое. Основная часть.
Заключение – вывод и заключение – следствие. Порядок работы над композиционными частями сочинения. Смысловая цельность и логическая последовательность изложения материала. Логические особенности абзаца, лексические средства связи между предложениями.
Жанровые разновидности сочинения.
Литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, эпистолярный жанр.
Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста.
Создание текстов определенной стилевой и направленности. Особенности написания сочинения с использованием текста-повествования.
Особенности написания сочинения с использованием текста-описания. Особенности написания сочинения с использованием текста-рассуждения
Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Структура сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.
Текст. Его признаки. Типы и стили текста. Виды связи предложений в тексте. Грамматические основы предложений в тексте. Порядок предложений в тексте. Тема и основная мысль в тексте.
Виды информации в тексте. Информационная переработка текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
Выявление авторской позиции по проблеме. Отражение и комментарий проблемы и позиции автора предложенного текста, выражение собственного мнения.
Аргументация – важная часть сочинения-рассуждения. Виды аргументов, их «ценность». Создание «банка аргументов». Языковые средства, характерные для анализируемого текста, их роль в тексте, композиционное единство при создании собственного текста. Богатство и выразительность языка, орфографические, грамматические и пунктуационные, речевые нормы современного языка.
Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения.
Подбор материалов по следующим направлениям: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда».
Формы организации занятий и контроля знаний учащихся
Основные формы организации учебных занятий – семинары и практические занятия. Перед изучением каждого произведения учащимся предлагается система вопросов, направленных на корректировку рецепции и развитие литературоведческой наблюдательности.
По итогам изучения темы даются вопросы для повторения и задания для самостоятельной работы. Вопросы и задания дифференцированы по уровням сложности. От первых к последним урокам уровень сложности повышается (от вопросов репродуктивного характера к исследовательским заданиям).
Для выполнения контрольных заданий в конце каждой главы приводится аннотированный список литературы (в том числе указываются адреса литературных интернетовских сайтов).
Формами контроля достижений учащихся служат самостоятельно подготовленные к уроку сообщения/ доклады и письменные работы. Ученик выполняет одно из заданий «Творческого практикума» (сочинение, рецензия, эссе).
Оценка выставляется с учетом точности понимания проблематики произведения, выбора адекватного пути его аналитического прочтения, оптимального соотношения научной объективности и личностной оценки, правильности речевого оформления.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
-выделение характерных причинно-следственных связей;
-сравнение и сопоставление;
-умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
-самостоятельное выполнение различного вида творческих работ;
-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-составление плана, тезиса, конспекта;
-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
1 | Введение в элективный курс . | 1 |
2 | Композиция и структура классического сочинения. | 3 |
3 | Жанровые разновидности сочинения. | 3 |
4 | Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста. | 3 |
5 | Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения. | 1 |
6 | Классификация ошибок. Критерии оценок. | 1 |
7 | Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе | 2 |
8 | Текст. Его признаки. Типы и стили текста. Тема и основная мысль текста. | 1 |
9 | Виды информации в тексте. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах. Формулировка проблем исходного текста. | 2 |
10 | Соотношение тематики и проблематики текста. | 1 |
11 | Выявление и способы формулировки авторской позиции по проблеме. Авторская позиция и собственное мнение. | 2 |
12 | Аргументация – важная часть сочинения-рассуждения. Виды аргументов, их «ценность». | 3 |
13 | Создание «банка аргументов». | 1 |
14 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Разум и чувство». | 2 |
15 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Честь и бесчестие». | 2 |
16 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Победа и поражение». | 2 |
17 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Опыт и ошибки». | 2 |
18 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Дружба и вражда» | 2 |
Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование уроков элективного курса «Техника написания сочинения по литературе» в 11 классе»
№ п/п | № урока | Тема урока | Количество часов | Основное содержание по темам рабочей программы, основные вопросы и понятия | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Средства контроля: вид, форма, методы | Возможные виды самостоятельной работы учащихся (Домашнее задание) | Дата план | Дата факт |
1 | 1 | Введение в элективный курс. | 1 | Понятие о сочинении, тексте. Особенности сочинения как текста. Основные признаки теста. | Иметь представление о типах сочинения, о структуре сочинения Знать что такое текст, признаки текста. Уметь классифицировать сочинения по тематике, проблематике и жанрам, находить проблематику произведения | Текущий | Подобрать литературные произведения по темам сочинений | 3/9 | |
2 | 2 | Композиция и структура классического сочинения: разновидности вступления к сочинению. | 1 | Выбор темы сочинения, обоснование ее. Отбор и систематизация материала при планировании будущего текста. План сочинения, подбор фактического материала. | Иметь представление о разновидностях вступлений к сочинению Знать виды вступлений (историческое, историко-литературное, проблемное, биографическое, публицистическое, лирическое и др.) Уметь выбирать тему сочинения, отбирать и систематизировать материал, подбирать материал. | Текущий | Написать вступление к сочинению | 10/9 | |
3 | 3 | Основная часть сочинения. | 1 | Анализ прозаических и лирических произведений | Уметь самостоятельно исследовать проблему, поставленную в теме, отбирать литературный материал, логически его выстраивать | Текущий | Написать основную часть в сочинении | 17/9 | |
4 | 4 | Заключение. Порядок работы над композиционными частями сочинения | 1 | Итог рассуждений, вывод, ответы на вопросы, заявленные во вступлении. | Иметь представление о композиционных особенностях сочинения Знать порядок работы над каждой частью сочинения Уметь четко и логически выстраивать композицию сочинения | Текущий | Написать заключение к сочинению | 24/9 | |
5 | 5 | Литературно-критическая статья как жанр сочинения | 1 | Классификация сочинений по разным критериям. Понятие о жанрах сочинения. | Иметь представление о жанрах сочинений Знать особенности различных жанров сочинений Уметь различать тексты по жанрам | Текущий | Написать сочинение в форме литературно-критической статьи | 1/10 | |
6 | 6 | Особенности жанра эссе. Жанровое своеобразие очерка. | 1 | Классификация сочинений по разным критериям. Понятие о жанрах сочинения. | Иметь представление об особенностях жанра эссе Знать отличительные черты жанра эссе Уметь отличить жанр эссе от других жанров | Написать сочинение в форме эссе | 8/10 | ||
7 | 7 | Путешествие и дневник как жанры сочинения. Эпистолярный жанр. | 1 | Типы сочинений по видам анализа художественного произведения. | Иметь представление об особенностях эпистолярного жанра Знать отличительные черты эпистолярного жанра Уметь отличить эпистолярный жанр от других жанров | Текущий | Написать сочинение в форме одного из эпистолярных жанров | 15/10 | |
8 | 8 | Стилистическая цельность создаваемого текста | 1 | Основные теоретико-литературные понятия, их роль. | Иметь представление о стилях речи Знать стили речи, их особенности, функции Уметь стилистически правильно оформлять текст сочинения | Текущий | Оформить опорную таблицу | 22/10 | |
9 | 9 | Особенности написания сочинения с использованием текста-повествования и текста-описания. | 1 | Основные теоретико-литературные понятия, их роль. | Иметь представление о повествовательном тексте и тексте-описании Знать жанровые и композиционные особенности текста-повествования и текста-описания Уметь писать сочинение, используя повествовательный и описательный текст. | Текущий | Составить устное сочинение по плану | 29/10 | |
10 | 10 | Особенности написания сочинения с использованием Текста-рассуждения. | 1 | Основные теоретико-литературные понятия, их роль. | Иметь представление о тексте-рассуждении Знать жанровые и композиционные особенности текста-рассуждения, основные виды сочинений-рассуждений Уметь писать сочинение-рассуждение | Текущий | Составить устное сочинение по плану | 12/11 | |
11 | 11 | Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения | 1 | Общий анализ литературного произведения, анализ нескольких литературных произведений. | Иметь представление о маршрутах к сочинениям 2016-2017 гг. Знать краткую характеристику и основные направления тем по каждому маршруту Уметь подбирать литературные произведения, подбирать темы сочинений, анализировать темы сочинений | Текущий | Подобрать на каждую из тем литературные произведения | 19/11 | |
12 | 12 | Классификация ошибок. Критерии оценок. | 1 | Общий анализ литературного произведения, анализ нескольких литературных произведений | Иметь представление об основных типах ошибок в сочинении Знать классификации ошибок и критерии оценок Уметь находить ошибки в сочинениях | Текущий | Найти ошибки в исходном тексте | 26/11 | |
13 | 13-14 | Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе | 2 | Общий анализ литературного произведения, анализ нескольких литературных произведений | Иметь представление о типах сочинений. Знать что такое сочинение-рассуждение, основные отличительные черты сочинения-рассуждения, его структуру. Уметь подбирать темы сочинений, анализировать темы сочинений | Текущий | Составить таблицу терминов, составить план сочинения, подобрать материал. | 03/12-10/12 | |
14 | 15 | Текст. Его признаки. Типы и стили текста. Тема и основная мысль текста. | 1 | Основные теоретико-литературные понятия, их роль. | Иметь представление о тексте как единице речевого общения, признаках текста Знать признаки текста, уметь определять тип и стиль текста Уметь выделять в тексте тему и основную мысль | Текущий | Составить опорную таблицу. | 17/12 | |
15 | 16-17 | Виды информации в тексте. | 1 | Основные теоретико-литературные понятия, их роль. | Иметь представление о видах и типах информации в тексте, уметь находить информацию
| Текущий | Составить опорную таблицу. | 24/12-14/1 | |
16 | 18 | Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах. Формулировка проблем исходного текста | 1 | Основные теоретико-литературные понятия, их роль. | Иметь представление о видах проблем рассматриваемых авторами Знать и уметь формулировать проблему исходного текста | Составить опорную таблицу | 21/1 | ||
17 | 19 | Соотношение тематики и проблематики текста. | 1 | Основные теоретико-литературные понятия, их роль. | Иметь представление о тематике и проблематике текста Знать тематику и проблематику текстов Уметь отличать тему от проблемы произведения | Текущий | Найти тематику и проблематику в исходном тексте (задание на карточках). | 28/1 | |
18 | 20-21 | Выявление и способы формулировки авторской позиции по проблеме. Авторская позиция и собственное мнение | 2 | Общий анализ литературного произведения, анализ нескольких литературных произведений | Уметь находить и формулировать авторскую позицию в произведении, понимать авторскую позицию, уметь выражать свою точку зрения на конкретную проблему, уметь ее доказывать, знать способы выражения позиции автора в тексте, уметь видеть в тексте отношение автора к проблеме | Текущий | Составить таблицу терминов | 04/2- 11/2 | |
20 | 22-23 | Аргументация – важная часть сочинения-рассуждения. Виды аргументов, их «ценность». | 3 | Общий анализ литературного произведения, анализ нескольких литературных произведений | Иметь представление о типах аргументов Знать типы аргументов Уметь аргументировать свою позицию, свое отношение к позиции автора, достигать убедительности в аргументах | Текущий | Подобрать аргументы на каждую из тем сочинения | 18/2-25/2 | |
21 | 24 | Создание «банка аргументов». | 2 | Заполнение таблицы Банк аргументов |
| Текущий | Заполнить таблицу «Банк аргументов» с конкретными примерами из произведений по темам. | 4/3 | |
22 | 25-26 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Разум и чувство». Написание сочинения | 2 | Составление плана. Систематизация материала | Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведений к теме сочинения, составление плана сочинения с тезисами и цитатами | Текущий | Написать сочинение | 11/3-18/3 | |
23 | 27-28 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Честь и бесчестие». Написание сочинения | 2 | Составление плана. Систематизация материала | Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведений к теме сочинения, составление плана сочинения с тезисами и цитатами | Текущий | Написать сочинение | 08/4-15/4 | |
24 | 29-30 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Победа и поражение». Написание сочинения | 2 | Составление плана. Систематизация материала | Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведений к теме сочинения, составление плана сочинения с тезисами и цитатами | Текущий | Написать сочинение | 22/4-29/4 | |
25 | 31-32 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Опыт и ошибки». Написание сочинения | 2 | Составление плана. Систематизация материала | Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведений к теме сочинения, составление плана сочинения с тезисами и цитатами | Текущий | Написать сочинение | 06/5-13/5 | |
26 | 33-34 | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Дружба и вражда». Написание сочинения | 2 | Составление плана. Систематизация материала | Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведений к теме сочинения, составление плана сочинения с тезисами и цитатами | Текущий | Написать сочинение | 20/5-27/5 | |
27 | 35 | Редактирование и рецензирование сочинений. | 1 | Практическое занятие, анализ и рецензирование готовых сочинений | Анализ ошибок, правка готовых сочинений, написание рецензий | Текущий | 31/5 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Контрольные и проверочные работы по литературе.10-11 классы: Методическое пособие | Скрипкина В.А | М.: Дрофа, 2003 |
2 | «Поурочные разработки по литературе» | И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева | М.: «Вако», 2004 |
ЭЛЕКТОРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
http://edusource.ucoz.ru- "Образовательные ресурсы"
Справочные, научные материалы:
http://www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка
www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
http://philology.ru/default.htm – Русский филологический портал
http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание»
http://mlis.ru – Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы
Электронные библиотеки, архивы, пособия:
www.feb-web.ru/ – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работы
http://philology.ruslibrary.ru – Электронная библиотека специальной филологической литературы
http://philology.ruslibrary.ru – Электронная библиотека специальной филологической литературы
www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Index_Lit.php/ – Электронная библиотека Гумер. Литературоведение
http://magazines.russ.ru/ – Журнальный зал – литературно-художественные и гуманитарные русские журналы, выходящие в России и за рубежом
http://lib.prosv.ru – «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся школьная программа по литературе на одном сайте
http://bibliotekar.ru/pisateli/index.htm/ – «Библиотекарь.Ру» – электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре. Великие писатели
www.licey.net/lit/poet20/ – В.П. Крючков «Русская поэзия 20 века»: Учебное пособие
www.gutov.ru/lifshitz/texts/ocherk/ork-sod.htm/ – М. Лифшиц «Очерки русской культуры»
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник
http://www.prosv.ru/ebooks/zuravlev_literatura_11/index.htm/ – Уроки литературы в 11 классе: Книга для учителя / Под ред. В.П. Журавлева. – 3-е изд.
http://www.gumfak.ru/russian.shtml/ – Учебные материалы по русскому языку
Издательский дом «Первое сентября»:
http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»
http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка
http://festival.1september.ru/subjects/9 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание литературы
Федеральный портал «Российское образование»:
http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=279/ – Каталог образовательных ресурсов по русскому языку
www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269/ – Каталог образовательных ресурсов по литературе
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
Единое окно доступа к образовательным интернет-ресурсам:
http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.21/ – Ресурсы по русскому языку
http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.10/ – Ресурсы по литературе
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/ – Русский язык
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/16038/?&sort/ – Литература
Методические материалы:
www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе
www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)
www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу
www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»
http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)
www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации
http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/ – Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе
www.a4format.ru/ – Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ)
www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html/ – Проект «Методкабинет». Учителю русского языка и литературы (www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Litera.html)
www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы
http://school.iot.ru/ – Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей
http://slovesnikural.narod.ru/ – Уральское отделение Российской академии образования. Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник»
http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&id_subject=23#./ – Инфотека методических материалов по русскому языку: сайт интернет-государства учителей ИнтерГУ.ру
http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res#/ – Инфотека методических материалов по литературе
http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465/ – Учительские находки: конкурс методических разработок для школы
http://www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267/ – Работы победителей конкурса «Учитель – учителю» издательства «Просвещение»
http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/ - Сообщество учителей-словесников
Сайты педагогов русского языка и литературы:
Дополнительные ЦОРы:
www.gramma.ru/ – Проект в помощь изучениию русского языка и литературы (авторы: преподаватель гимназии № 405 Санкт-Петербурга, преподаватель СПбГУ и др.)
http://gvozdikova.ucoz.ru – Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Гвоздиковой Е.И. (Ижевск). Методические разработки, тесты
http://www.saharina.ru – Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е. А. Уроки русского языка и литературы. Тесты. Подготовка к ЕГЭ
http://t-razumova.ru – Сайт учителя русского языка и литературы Разумовой Т.Н. Методические разработки, презентации, тесты
Олимпиады, конкурсы:
www.rsr-olymp.ru/ – «Мир олимпиад» – всероссийский портал олимпиад (пилотная версия) Олимпиады по русскому языку, литературе и пр. (http://test.rsr-olymp.ru/olympiads)
www.mk.ru/msu/?p=pavila3/ – Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!»
http://olympiads.mccme.ru/turlom/ – Турнир имени М. В. Ломоносова
www.svetozar.ru/ – Открытая международная Интернет-олимпиада школьников по русскому языку «Светозар»
www.eidos.ru/olymp/olymp-list.htm/ – Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады
http://www.desc.ru/show.html?id=614/ – Интернет-карусель (on-line соревнования)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу. Стилистика и культура речи 11 класс
Стилистика, как и культура речи, является неотъемлемой часть литературного языка. Задачи стилистики и культуры речи заключаются в том, чтобы, учитывая все индивидуальные особенности, сделать язы...
Рабочая программа к элективному курсу "Обучение сочинениям разных жанров"
Подготовка к сочинению, его написание занимают важное место в системе образования. Данный курс рассчитан на расширение знаний о жанрах сочинений, формирование умений анализировать предложе...
Рабочая программа по элективному курсу "Основы правовой культуры", 10-11 классы
Данная программа разработана для углубленного изучения раздела "Право" в рамках преподавания обществознания....
Рабочая программа. Математика (элективный курс). "Нестандартные методы решения уравнений" 10 класс
рабочая программа содержит календарно- тематическое планирование...
Рабочая программа элективного предмета «Теория и практика написания сочинения по литературе» 10 класс
Курс подготовки к написанию итогового сочинения по литературе...
Рабочая программа элективного курса «Технология написания сочинения по литературе». 11 класс
Рабочая программа рассчитана на 17 часов (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля. ...
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста. 15.2»
Программа элективного курса по русскому я...