Рабочая программа по элективному курсу "Техника написания сочинения по литературе в 11 классе"
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме

Маслина Ирина Павловна

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяет выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Цель данного элективного курса:подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_lit.11_klass_elektiv.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено   

 На заседании ШМО

 Протокол №___  

 Председатель ШМО

 «____»_________20___г  

                                 

 Согласовано  Заместитель  директора по УВР  ____________  /________________/ от «___» _____20____г                        

 Утверждено

Директор МОУ «СОШ №53»                          

_____________/И.А.Боброва/

Приказ № _____ ___________                    

от «___» _____20____г.        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Учитель: Маслина Ирина Павловна, без категории,

по элективному курсу

«Техника написания сочинения по литературе в 11 классе»,

11 «А» класс

     

                                                                                 

        

Рассмотрено

на заседании                                                                                                                  

педагогического  совета          

Протокол № ______

От «____»_______20___г.

                       

                                           

2016 - 2017 учебный год

Пояснительная записка

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. М.Шагинян справедливо замечала: «…работа со словом – всегда литература, в каком бы жанре ни велась, – и всегда искусство. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку в 11 классе говорится, что последнее задание теста – небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, – предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Причем эссе является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Цель элективного курса: 

подготовить  выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.

Задачи элективного курса:

помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;

совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Чтобы не увеличивать нагрузку обучающихся 11 класса целесообразно осуществлять преподавание элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» без домашнего задания.

Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум.

В результате изучения курса выпускники научатся:

  • понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);
  • определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора;
  • оценивать позицию автора, на этой основе  формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль;
  • выстраивать композицию  письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения;
  • выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;
  • отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
  • соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;
  • самостоятельно определять свою, личностную, позицию  и корректно выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.

Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.

Содержание курса.

Введение в элективный курс «Техника написания сочинения по литературе».

Основные требования к сочинению. Концептуальные основы экзаменационного сочинения.

Основные направления сочинений. Общие требования к сочинению: понятие текста, темы, идеи сочинения. Критерии оценивания сочинения.

Композиция и структура классического сочинения.

Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое. Основная часть.

Заключение – вывод и заключение – следствие. Порядок работы над композиционными частями сочинения. Смысловая цельность и логическая последовательность изложения материала. Логические особенности абзаца, лексические средства связи между предложениями.

Жанровые разновидности сочинения.

Литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, эпистолярный жанр. 

Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста.

Создание текстов определенной стилевой и направленности. Особенности написания сочинения с использованием текста-повествования.

Особенности написания сочинения с использованием текста-описания. Особенности написания сочинения с использованием текста-рассуждения

Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Структура сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.

Текст. Его признаки. Типы и стили текста. Виды связи предложений в тексте. Грамматические основы предложений в тексте. Порядок предложений в тексте. Тема и основная мысль в тексте.

Виды информации в тексте. Информационная переработка текста. Виды  и категории проблем, рассматриваемых  авторами в исходных текстах. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.

Выявление авторской позиции по проблеме. Отражение и комментарий проблемы и позиции автора предложенного текста, выражение собственного мнения.

Аргументация – важная часть сочинения-рассуждения. Виды аргументов, их «ценность». Создание «банка аргументов». Языковые средства, характерные для анализируемого текста, их роль в тексте, композиционное единство при создании собственного текста. Богатство и выразительность языка, орфографические, грамматические и пунктуационные, речевые нормы современного языка.

Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения.

Подбор материалов по следующим направлениям: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда».

Формы организации занятий и контроля знаний учащихся

    Основные формы организации учебных занятий – семинары и практические занятия. Перед изучением каждого произведения учащимся предлагается система вопросов, направленных на корректировку рецепции и развитие литературоведческой наблюдательности.

    По итогам изучения темы даются вопросы для повторения и задания для самостоятельной работы. Вопросы и задания дифференцированы по уровням сложности. От первых к последним урокам уровень сложности повышается (от вопросов репродуктивного характера к исследовательским заданиям).

    Для выполнения контрольных заданий в конце каждой главы приводится аннотированный список литературы (в том числе указываются адреса литературных интернетовских сайтов).

    Формами контроля  достижений учащихся служат самостоятельно подготовленные к уроку сообщения/ доклады и письменные работы. Ученик выполняет одно из заданий «Творческого практикума» (сочинение, рецензия, эссе).

    Оценка выставляется с учетом точности понимания проблематики произведения, выбора адекватного пути его аналитического прочтения, оптимального соотношения научной объективности и личностной оценки, правильности речевого оформления.

   

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

-выделение характерных причинно-следственных связей;

-сравнение и сопоставление;

-умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

-самостоятельное выполнение различного вида творческих работ;

-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

-осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

-составление плана, тезиса, конспекта;

-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Учебно-тематический план.

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

1

Введение в элективный курс .

1

2

Композиция и структура классического сочинения.

3

3

Жанровые разновидности сочинения.

3

4

Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста.

3

5

Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения.

1

6

Классификация ошибок. Критерии оценок.

1

7

Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе

2

8

Текст. Его признаки. Типы и стили текста. Тема и основная мысль текста.

1

9

Виды информации в тексте. Виды и категории проблем, рассматриваемых  авторами в исходных текстах. Формулировка проблем исходного текста.

2

10

Соотношение тематики и проблематики текста.

1

11

Выявление и способы формулировки авторской позиции по проблеме. Авторская позиция и собственное мнение.

2

12

Аргументация – важная часть сочинения-рассуждения. Виды аргументов, их «ценность».

3

13

Создание «банка аргументов».

1

14

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Разум и чувство».

2

15

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Честь и бесчестие».

2

16

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Победа и поражение».

2

17

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Опыт и ошибки».

2

18

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Дружба и вражда»

2

Итого:

35


Календарно-тематическое планирование уроков элективного курса «Техника написания сочинения по литературе»  в 11 классе»

№ п/п

№ урока

Тема урока

Количество часов

Основное содержание по темам рабочей программы, основные вопросы и понятия

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Средства контроля: вид, форма, методы

Возможные виды самостоятельной работы учащихся (Домашнее задание)

Дата

план

Дата

факт

1

1

    Введение в элективный курс.

1

Понятие о сочинении, тексте.  Особенности сочинения как текста. Основные признаки теста.

Иметь представление о типах сочинения, о структуре сочинения

Знать что такое текст, признаки текста.

Уметь классифицировать сочинения по тематике, проблематике и жанрам, находить проблематику произведения

Текущий

Подобрать  литературные произведения по темам сочинений

3/9

2

2

Композиция и структура классического сочинения: разновидности вступления к сочинению.

1

Выбор темы сочинения,  обоснование ее. Отбор и систематизация материала при планировании будущего текста. План сочинения, подбор фактического материала.

Иметь представление о разновидностях вступлений к сочинению

Знать виды вступлений (историческое, историко-литературное, проблемное, биографическое, публицистическое, лирическое и др.)

Уметь выбирать тему сочинения, отбирать и систематизировать материал, подбирать материал.

Текущий

Написать вступление к сочинению

10/9

3

3

Основная часть сочинения.

1

Анализ прозаических и лирических произведений

Уметь самостоятельно исследовать проблему, поставленную в теме, отбирать литературный материал, логически его выстраивать

Текущий

Написать основную часть в сочинении

17/9

4

4

Заключение. Порядок работы над композиционными

частями сочинения

1

Итог рассуждений, вывод, ответы на вопросы, заявленные во вступлении.

Иметь представление  о композиционных особенностях сочинения

Знать порядок работы над каждой частью сочинения

Уметь четко и логически выстраивать композицию сочинения

Текущий

Написать заключение к сочинению

24/9

5

5

Литературно-критическая статья как жанр сочинения

1

Классификация сочинений по разным критериям.

Понятие о  жанрах сочинения.

Иметь представление о жанрах сочинений Знать особенности различных жанров сочинений

Уметь различать тексты по жанрам

Текущий

Написать сочинение в форме литературно-критической статьи

1/10

6

6

Особенности жанра эссе. Жанровое своеобразие очерка.

1

Классификация сочинений по разным критериям.

Понятие о  жанрах сочинения.

Иметь представление об особенностях жанра эссе

Знать отличительные черты жанра эссе

Уметь отличить жанр эссе от других жанров

Написать сочинение в форме эссе

8/10

7

7

Путешествие и дневник как жанры сочинения.

Эпистолярный жанр.

1

Типы сочинений по видам анализа художественного произведения.

Иметь представление об особенностях эпистолярного жанра

Знать отличительные черты  эпистолярного жанра

Уметь отличить эпистолярный жанр от других жанров

Текущий

Написать сочинение в форме одного из эпистолярных жанров

15/10

8

8

Стилистическая цельность создаваемого текста

1

Основные теоретико-литературные понятия,  их роль.

Иметь представление о стилях речи

Знать стили речи, их особенности, функции

Уметь стилистически правильно оформлять текст сочинения

Текущий

Оформить опорную таблицу

22/10

9

9

Особенности написания сочинения с использованием

текста-повествования и текста-описания.

1

Основные теоретико-литературные понятия,  их роль.

Иметь представление о повествовательном тексте и тексте-описании

Знать жанровые и композиционные особенности текста-повествования и текста-описания

Уметь писать сочинение, используя повествовательный и описательный текст.

Текущий

Составить устное сочинение по плану

29/10

10

10

Особенности написания сочинения с использованием

Текста-рассуждения.

1

Основные теоретико-литературные понятия,  их роль.

Иметь представление о тексте-рассуждении

Знать жанровые и композиционные особенности текста-рассуждения, основные виды сочинений-рассуждений

Уметь писать сочинение-рассуждение

Текущий

Составить устное сочинение по плану

12/11

11

11

Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения

1

Общий анализ литературного произведения, анализ нескольких литературных произведений.

Иметь представление о маршрутах к сочинениям 2016-2017 гг.

Знать краткую характеристику и основные направления тем по каждому маршруту

Уметь подбирать литературные  произведения, подбирать темы сочинений, анализировать темы сочинений 

Текущий

Подобрать на каждую из тем литературные произведения

19/11

12

12

Классификация ошибок. Критерии оценок.

1

Общий анализ литературного произведения, анализ нескольких литературных произведений

Иметь представление об основных типах ошибок в сочинении

Знать классификации ошибок и критерии оценок

Уметь находить ошибки в сочинениях

Текущий

Найти ошибки в исходном тексте

26/11

13

13-14

Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе

2

Общий анализ литературного произведения, анализ нескольких литературных произведений

Иметь представление о типах сочинений.

Знать что такое сочинение-рассуждение, основные отличительные черты сочинения-рассуждения, его структуру.

Уметь

подбирать темы сочинений, анализировать темы сочинений

Текущий

Составить таблицу терминов, составить план сочинения, подобрать материал.

03/12-10/12

14

15

Текст. Его признаки. Типы и стили текста. Тема и основная мысль текста.

1

Основные теоретико-литературные понятия,  их роль.

Иметь представление о  тексте как единице речевого общения, признаках текста

Знать признаки текста, уметь определять тип и стиль текста

Уметь выделять в тексте тему и основную мысль

Текущий

Составить опорную таблицу.

17/12

15

16-17

Виды информации в тексте.

1

Основные теоретико-литературные понятия,  их роль.

Иметь представление о видах и типах информации в тексте, уметь находить информацию

 

Текущий

Составить опорную таблицу.

24/12-14/1

16

18

Виды и категории проблем, рассматриваемых  авторами в исходных текстах. Формулировка проблем исходного текста

1

Основные теоретико-литературные понятия,  их роль.

Иметь представление о видах проблем рассматриваемых авторами

Знать и уметь формулировать проблему исходного текста

Составить опорную таблицу

21/1

17

19

Соотношение тематики и проблематики текста.

1

Основные теоретико-литературные понятия,  их роль.

Иметь представление о тематике и проблематике текста

Знать тематику  и проблематику текстов

Уметь отличать тему от проблемы произведения

Текущий

Найти тематику и проблематику в исходном тексте (задание на карточках).

28/1

18

20-21

Выявление и способы формулировки авторской позиции по проблеме. Авторская позиция и собственное мнение

2

Общий анализ литературного произведения, анализ нескольких литературных произведений

Уметь находить и формулировать авторскую позицию в произведении, понимать авторскую позицию, уметь выражать свою точку зрения на конкретную проблему, уметь ее доказывать, знать способы выражения позиции автора в тексте, уметь видеть в тексте отношение автора к проблеме

Текущий

Составить таблицу терминов

04/2-

11/2

20

22-23

Аргументация – важная часть сочинения-рассуждения. Виды аргументов, их «ценность».

3

Общий анализ литературного произведения, анализ нескольких литературных произведений

Иметь представление о типах аргументов

Знать типы аргументов

Уметь аргументировать свою позицию, свое отношение к позиции автора, достигать убедительности в аргументах

Текущий

Подобрать аргументы на каждую из тем сочинения

18/2-25/2

21

24

Создание «банка аргументов».

2

Заполнение таблицы Банк аргументов

 

Текущий

Заполнить таблицу «Банк аргументов» с конкретными примерами из произведений по темам.

4/3

22

25-26

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Разум и чувство». Написание сочинения

2

Составление плана. Систематизация материала

 Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведений к теме сочинения, составление плана сочинения с тезисами и цитатами

Текущий

Написать сочинение

11/3-18/3

23

27-28

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Честь и бесчестие». Написание сочинения

2

Составление плана. Систематизация материала

 Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведений к теме сочинения, составление плана сочинения с тезисами и цитатами

Текущий

Написать сочинение

08/4-15/4

24

29-30

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Победа и поражение». Написание сочинения

2

Составление плана. Систематизация материала

 Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведений к теме сочинения, составление плана сочинения с тезисами и цитатами

Текущий

Написать сочинение

22/4-29/4

25

31-32

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Опыт и ошибки». Написание сочинения

2

Составление плана. Систематизация материала

 Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведений к теме сочинения, составление плана сочинения с тезисами и цитатами

Текущий

Написать сочинение

06/5-13/5

26

33-34

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Дружба и вражда». Написание сочинения

2

Составление плана. Систематизация материала

 Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведений к теме сочинения, составление плана сочинения с тезисами и цитатами

Текущий

Написать сочинение

20/5-27/5

27

35

Редактирование и рецензирование сочинений.

1

Практическое занятие, анализ и рецензирование готовых сочинений

Анализ ошибок, правка готовых сочинений, написание рецензий

Текущий

31/5


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1

Контрольные и проверочные работы по литературе.10-11 классы: Методическое пособие

Скрипкина В.А

М.: Дрофа, 2003

2

«Поурочные разработки по литературе»

И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева

М.: «Вако», 2004

ЭЛЕКТОРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

http://edusource.ucoz.ru- "Образовательные ресурсы"

 

Справочные, научные материалы:

 

http://www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме

http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка

www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы

http://philology.ru/default.htm – Русский филологический портал

http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание»

http://mlis.ru – Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы

 

Электронные библиотеки, архивы, пособия:

 

www.feb-web.ru/ – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работы

http://philology.ruslibrary.ru – Электронная библиотека специальной филологической литературы

http://philology.ruslibrary.ru – Электронная библиотека специальной филологической литературы

www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Index_Lit.php/ – Электронная библиотека Гумер. Литературоведение

http://magazines.russ.ru/ – Журнальный зал – литературно-художественные и гуманитарные русские журналы, выходящие в России и за рубежом

http://lib.prosv.ru – «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся школьная программа по литературе на одном сайте

http://bibliotekar.ru/pisateli/index.htm/ – «Библиотекарь.Ру» – электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре. Великие писатели

www.licey.net/lit/poet20/ – В.П. Крючков «Русская поэзия 20 века»: Учебное пособие

www.gutov.ru/lifshitz/texts/ocherk/ork-sod.htm/ – М. Лифшиц «Очерки русской культуры»

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник

http://www.prosv.ru/ebooks/zuravlev_literatura_11/index.htm/ – Уроки литературы в 11 классе: Книга для учителя / Под ред. В.П. Журавлева. – 3-е изд.

http://www.gumfak.ru/russian.shtml/ – Учебные материалы по русскому языку

 

Издательский дом «Первое сентября»:

 

http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»

http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»

http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка

http://festival.1september.ru/subjects/9 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание литературы

 

Федеральный портал «Российское образование»:

 

http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=279/ – Каталог образовательных ресурсов по русскому языку

www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269/ – Каталог образовательных ресурсов по литературе

http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы

 

Единое окно доступа к образовательным интернет-ресурсам:

 

http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.21/ – Ресурсы по русскому языку

http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.10/ – Ресурсы по литературе

 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/ – Русский язык

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/16038/?&sort/ – Литература

 

Методические материалы:

 

www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе

www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)

www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу

www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»

http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)

www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации

http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/ – Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе

www.a4format.ru/ – Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ)

www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html/ – Проект «Методкабинет». Учителю русского языка и литературы (www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Litera.html)

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы

http://school.iot.ru/ – Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей

 http://slovesnikural.narod.ru/ – Уральское отделение Российской академии образования. Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник»

http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&id_subject=23#./ – Инфотека методических материалов по русскому языку: сайт интернет-государства учителей ИнтерГУ.ру

http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res#/ – Инфотека методических материалов по литературе

http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465/ – Учительские находки: конкурс методических разработок для школы

http://www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267/ – Работы победителей конкурса «Учитель – учителю» издательства «Просвещение»

http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/ - Сообщество учителей-словесников

 

Сайты педагогов русского языка и литературы:

 

Дополнительные ЦОРы:

 

www.gramma.ru/ – Проект в помощь изучениию русского языка и литературы (авторы: преподаватель гимназии № 405 Санкт-Петербурга, преподаватель СПбГУ и др.)

http://gvozdikova.ucoz.ru – Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Гвоздиковой Е.И. (Ижевск). Методические разработки, тесты

http://www.saharina.ru – Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е. А. Уроки русского языка и литературы. Тесты. Подготовка к ЕГЭ

http://t-razumova.ru – Сайт учителя русского языка и литературы Разумовой Т.Н. Методические разработки, презентации, тесты

 

Олимпиады, конкурсы:

 

www.rsr-olymp.ru/ – «Мир олимпиад» – всероссийский портал олимпиад (пилотная версия) Олимпиады по русскому языку, литературе и пр. (http://test.rsr-olymp.ru/olympiads)

www.mk.ru/msu/?p=pavila3/ – Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!»

http://olympiads.mccme.ru/turlom/ – Турнир имени М. В. Ломоносова

www.svetozar.ru/ – Открытая международная Интернет-олимпиада школьников по русскому языку «Светозар»

www.eidos.ru/olymp/olymp-list.htm/ – Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады

http://www.desc.ru/show.html?id=614/ – Интернет-карусель (on-line соревнования)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу. Стилистика и культура речи 11 класс

Стилистика, как и культура речи, является неотъемлемой часть литературного языка. Задачи стилистики и культуры речи заключаются в том, чтобы, учитывая все индивидуальные особенности, сделать язы...

Рабочая программа к элективному курсу "Обучение сочинениям разных жанров"

Подготовка к сочинению, его написание занимают важное место в системе образования. Данный курс рассчитан на расширение знаний о жанрах сочинений,  формирование умений анализировать предложе...

Рабочая программа по элективному курсу "Основы правовой культуры", 10-11 классы

Данная программа разработана для углубленного изучения раздела "Право" в рамках преподавания обществознания....

Рабочая программа. Математика (элективный курс). "Нестандартные методы решения уравнений" 10 класс

рабочая программа содержит календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа элективного курса «Технология написания сочинения по литературе». 11 класс

Рабочая программа рассчитана на 17 часов (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля. ...