Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста. 15.2»
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему
Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста. 15.2.» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Курс рассчитан на 9 часов.
Особенности курса
Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и сточки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
Актуальность программы определяется тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания. Данный курс поможет подготовить учащихся к сочинению - рассуждению, предусмотренному экзаменом в форме ОГЭ в 9 классе. Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий, логики мышления. Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в форме ГИА.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Значимость данной программы в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развития навыков активных речевых действий и риторических способностей.
Отбор литературного материала для развития навыков анализа текста соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
Обучение элективному курсу по русскому языку в 9 классе осуществляется с использованием следующих педагогических технологий:
– технологии исследовательской деятельности учащихся;
– технологии проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии.
Формы теоретических занятий: лекция- беседа, занятия-исследования, практикум.
Содержание программы элективного курса отвечает следующим принципам:
- принцип сотрудничества: формирование новых знаний в ходе совместной работы учителя с учащимися;
- принцип эмоционального комфорта: создание на занятиях атмосферы, помогающей развивать способности каждого ученика, раскрывать его творческий потенциал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сагуновская средняя общеобразовательная школа
Подгоренского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО учителей-филологов ___ Ю.С. Калашникова. Протокол №1 от 31.08.2017г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ________Е.В.Карпенко. | «Утверждаю» Директор МКОУ Сагуновской СОШ __________В.И.Вдовина. |
Рабочая программа
по элективному курсу
по русскому языку
в 9 классе
«ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста. 15.2»
Составила: Калашникова Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы, 1КК. |
Пояснительная записка
Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста. 15.2.» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Курс рассчитан на 9 часов.
Цели и задачи курса
Теоретические: освоить знания о языке и речи (литературные нормы, виды речевой деятельности, стили русской литературной речи и т.д.)
Развивающие: развивать познавательные интересы, творческие способности, желание изучать русский язык
Практические: совершенствовать коммуникативные навыки, навыки работы с текстом (стилистический и лингвистический анализ), определять авторскую позицию, выражать собственное мнение и подбирать доказательства, четко и последовательно излагать свои мысли, составлять связное высказывание по данной проблеме
Воспитательные: прививать любовь и уважение к русскому языку, стремление к самостоятельной работе по приобретению знаний и навыков, необходимых для итоговой аттестации.
Особенности курса
Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и сточки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
Актуальность программы определяется тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания. Данный курс поможет подготовить учащихся к сочинению - рассуждению, предусмотренному экзаменом в форме ОГЭ в 9 классе. Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий, логики мышления. Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в форме ГИА.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Значимость данной программы в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развития навыков активных речевых действий и риторических способностей.
Отбор литературного материала для развития навыков анализа текста соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
Обучение элективному курсу по русскому языку в 9 классе осуществляется с использованием следующих педагогических технологий:
– технологии исследовательской деятельности учащихся;
– технологии проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии.
Формы теоретических занятий: лекция- беседа, занятия-исследования, практикум.
Содержание программы элективного курса отвечает следующим принципам:
- принцип сотрудничества: формирование новых знаний в ходе совместной работы учителя с учащимися;
- принцип эмоционального комфорта: создание на занятиях атмосферы, помогающей развивать способности каждого ученика, раскрывать его творческий потенциал.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате обучения ученик должен
иметь представление:
• о коммуникативной функции языка;
• о литературном языке как основе художественной литературы;
• о языковых нормах и их признаках;
знать:
• смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, проблема, авторская позиция, аргументы;
• стили речи и их признаки;
• особенности жанра рассуждения;
• признаки текста и его функционально смысловые типы;
• основные нормы русского литературного языка;
уметь:
• различать стили речи;
• понимать прочитанный текст, проводить его анализ;
• определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное отношение к фактам и явлениям окружающего мира;
• подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
• свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста;
• создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
• осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
• применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.
Содержание программы
Тема 1. (1 час) Структура сочинения на тему, связанную с анализом текста (15.2.)
Композиция сочинения-рассуждения, доказательства (аргументация), вывод. Алгоритм построения сочинения-рассуждения.
Тема 2. (1 час) Восприятие исходного текста.
Чтение и декодирование текстовой информации; устранение лексических трудностей4 заполнение смысловых скважин; установление причинно-следственных связей; создание проекции текста в сознании читающего.
Тема 3. (2 час) Анализ исходного текста.
Осмысление общего содержательного плана текста, образов персонажей; анализ микротем текста; анализ указанного ключевого фрагмента текста и формирование собственного представления о его смысле, роли в тексте и мотиве автора при включении его в структуру текста.
Тема 4. (2 час) Создание встречного текста.
Формулирование собственного текста, отражающего понимание выделенного фрагмента текста; подбор примеров аргументов.
Тема 5. (2 час) Композиционное и словесное оформление текста
Обеспечение правильного абзацного членения текста, последовательности и логичности изложения; подбор грамматических конструкций и их лексического наполнения; работа над правильностью и выразительностью речи.
Тема 6. (1 часа) Проверка и корректировка написанного.
Проверка соблюдения грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, этических норм и требования фактологической точности; внесение коррективов
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Организация учебной деятельности |
1 | Структура сочинения на тему, связанную с анализом текста (15.2.) | 1 | Лекция. |
2 | Восприятие исходного текста. | 1 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум. |
3 | Анализ исходного текста. | 2 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум. |
4 | Создание встречного текста. | 2 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум. |
5 | Композиционное и словесное оформление текста. | 2 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум. |
6 | Проверка и корректировка написанного. | 1 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум. |
Перечень УМК
Литература для учителя:
1. Цыбулько И.П., Зверева Е.Н. ОГЭ 2018. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017.
2. Егораева Г.Т. ОГЭ 2018. Русский язык. 9 класс. 14 вариантов. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2018.
3. Богданова Е.С. Русский язык: сочинение по прочитанному тексту на уроках в старших классах и ЕГЭ: 9-11 классы. – М, 2017.
4. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич/ под ред. Н.А.Сениной. – Ростов на/Д: Легион, 2016.
5. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Комплекс материалов для подготовки учащихся – М.: «Интеллект-Центр», 2018.
6. ОГЭ 2017. Русский язык. Сочинение-рассуждение: задания 15.1, 15.2, 15.3. / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
Литература для учащихся:
1. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич/ под ред. Н.А.Сениной. – Ростов на/Д: Легион, 2016.
2. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Комплекс материалов для подготовки учащихся – М.: «Интеллект-Центр», 2018.
3. ОГЭ 2017. Русский язык. Сочинение-рассуждение: задания 15.1, 15.2, 15.3. / Г.Т. Егора-ева. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
Интернет – ресурсы по подготовке к ОГЭ.
1. Федеральный институт педагогических измерений http://fipi.ru/
2. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Русский язык http://rus.sdamgia.ru/
3. Официальный информационный портал ГИА http://gia.edu.ru/
4. Подготовка к ОГЭ http://4ege.ru/russkiy/
5. ЕГЭ и ГИА портал «От урока – До экзамена» http://egeigia.ru/
6. Образовательный блог в помощь ученику и учителю при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку «По уши в ОГЭ и ЕГЭ» http://uchimcauchitca.blogspot.ru/
7. Капканы ЕГЭ и ГИА. Сайт учителя Бенделевой Л.М.: капканы-егэ.рф
8. Открытый банк заданий ОГЭ http://opengia.ru/
9. Подготовка к ОГЭ http://ege.yandex.ru/russian-gia/
10. Справочно – информационный портал – русский язык для всех http://www.gramota.ru/
11. Видеотьютор по русскому языку http://videotutor-rusyaz.ru/
12. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э.,Фомина М.И. Современный русский язык (учебник) http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/topicsw.htm
13. Портал о пособиях по подготовке к ГИА www.alleng.ru
14. Российский образовательный портал www.school.edu.ru
15. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
16. Рособрнадзор http://www.obrnadzor.gov.ru/
17. Материалы для самоподготовки к ГИА http://konoplyova-m.ucoz.ru/index/materialy_dlja_podgotovki_k_gia_po_russkomu_jazyku/0-66
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу ( 8кл , русский язык, базовый уровень)
Элективный курс " Это непростое простое предложение"...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста
Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...
Рабочая программа по факультативному курсу "Деловой русский язык " 9 класс.
Цель курса – познакомить с правилами служебного этикета, деловой речи, видами делового общения; совершенствовать умение составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.Программа рассчит...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу « ПОЗНАЕМ РУССКИЙ ЯЗЫК» 9 класс
Рабочая программа дает возможность повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенции учащихся....
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку «ОГЭ. Сочинение на лингвистическую тему.15.1»
Элективный курс по русскому языку «ОГЭ. Сочинение на лингвистическую тему.15.1» предлагается для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 9 часов. Ос...
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). 15.3»
Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). 15.3» составлена в соответствии с требованиями ...
Рабочая программа по элективного курса по русскому языку «Обучение сочинениям разных жанров»
Программа составлена на основе авторской программы элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 10-11 классовНеобходимость разработки рабочей программы заключается в том, что уч...