Рабочая программа к элективному курсу "Обучение сочинениям разных жанров"
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме
Подготовка к сочинению, его написание занимают важное место в системе образования. Данный курс рассчитан на расширение знаний о жанрах сочинений, формирование умений анализировать предложенный текст, высказывать собственное мнение, создавать монологическое высказывание, писать сочинения разных жанров. Также курс сопутствует эффективной подготовке учащихся к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_sochineniyam_raznyh_zhanrov.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования
«Камызякский район» Астраханской области
МОУ «Раздорская СОШ им. А.П.Гужвина»
Рекомендована Утверждаю
методическим объединением Директор МОУ «Раздорская СОШ
учителей им.А.П.Гужвина»
Протокол № от « » _____ 2010г. ________Фролова Н.А.
Программа элективного курса
«Обучение сочинениям разных жанров»
10-11класс, профильное образование
2009-2010 уч. год
Составлена на основе
программы элективного курса Вялковой Г.М.
«Обучение сочинениям разных жанров».
(«Сборник элективных курсов. Литература»
10-11 классы. Волгоград: «Учитель»,2006г.)
Составитель:
Жаркналиева Л.Р.
учитель русского языка
и литературы
с.Раздор, Камызякский район, 2010 г.
Пояснительная записка
Подготовка к сочинению, его написание занимают важное место в системе образования. Данный курс рассчитан на расширение знаний о жанрах сочинений, формирование умений анализировать предложенный текст, высказывать собственное мнение, создавать монологическое высказывание, писать сочинения разных жанров. Также курс сопутствует эффективной подготовке учащихся к ЕГЭ.
Актуальность программы
1) В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
2) Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
3) Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня также необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
4) Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем не реализовывался.
Цели данной программы:
-научить учащихся писать сочинения разных жанров;
-продолжить формировать умение работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей, рассуждать на предложенную тему, выстраивать композицию собственного текста;
-способствовать воспитанию нравственных качеств, реализации творческих способностей.
Формы проведения занятий:
- лекции
- практикумы
- составление таблиц
- составление опорного конспекта
- составление презентации
- редактирование сочинений
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Итоговая работа: создание собственных творческих текстов (написание одного из видов сочинений), круглый стол.
Содержание программы
Сочинение как текст. Введение. Задачи курса. Сочинение как текст. Лекция
Составление опорного конспекта
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Лекция. Составление таблицы
Своеобразие жанров сочинений. Презентация. Составление конспекта
Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Практикум. Выбор темы сочинения, его обоснование.
Структура сочинений. Практикум. Работа с раздаточным материалом.
Составление разных видов плана (простого, сложного,
цитатного)
Сочинение-рассуждение
Принципы построения сочинения –рассуждения. Лекция.Знакомство со структурой сочинения – рассуждения.Тезис, аргументы, вывод
Работа над сочинением –рассуждением. Практикум. Обдумывание основного тезиса
Составление плана сочинения-рассуждения, подбор аргументов и фактического материала
Обучающее сочинение-рассуждение. Практикум.
Написание сочинения – рассуждения
Анализ сочинения –рассуждения. Практикум
Оценка сочинений с использованием критерий.из ЕГЭ
Редактирование сочинений – рассуждений. Практикум
Анализ ошибок, правка готовых сочинений, написание рецензии.
Работа над другими жанрами сочинений
Сочинение – характеристика. Мини – лекция
Знакомство с особенностями сочинения – характеристики. Составление плана
Сочинение – эссе. Мини – лекция
Знакомство с признаками жанра, разновидностями эссе.
Написание эссе. Практикум
Интерпретация поэтического текста в школьном сочинении. Практикум
Восприятие, истолкование и оценка поэтического текста.
Нахождение изобразительно – выразительных средств.
Редактирование эпизодов из школьных сочинений. Практикум
Работа с готовыми сочинениями. Редактирование и рецензирование.
Итоговое занятие.
Написание одного из видов сочинения
Учебный план
№п/п | Перечень разделов | Всего часов | Количество лекционных занятий | Количество практических занятий |
|
1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 4 | Сочинение как текст Введение. Задачи курса. Сочинение как текст Классификация сочинений. Своеобразие жанров сочинений Выбор темы сочинения. . Структура сочинений Сочинение-рассуждение Принципы построения сочинения –рассуждения. Работа над сочинением –рассуждением Обучающее сочинение-рассуждение Анализ сочинения –рассуждения Редактирование сочинений – рассуждений Работа над другими жанрами сочинений Сочинение – характеристика Сочинение – эссе Написание эссе Интерпретация поэтического текста в школьном сочинении. . Редактирование эпизодов из школьных сочинений. Итоговое занятие. Написание одного из видов сочинения Итого:
| 5 5 5 2 17 | 3 1 2 6 | 2 4 3 2 11 |
|
Учебно-тематический план
№ п/п | Название тем курса | Всего часов | Формы и методы обучения | Виды деятельности |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9 10. 11. 12. 13. 14 15 16-17
| Введение. Задачи курса. Сочинение как текст. Классификация сочинений. Своеобразие жанров сочинений Выбор темы сочинения. Структура сочинений Принципы построения сочинения –рассуждения. Работа над сочинением –рассуждением Обучающее сочинение-рассуждение Анализ сочинения –рассуждения Редактирование сочинений - рассуждений Сочинение – характеристика Сочинение – эссе Написание эссе Практикум Интерпретация поэтического текста в школьном сочинении. Редактирование эпизодов из школьных сочинений. Интерпретация поэтического текста в школьном сочинении. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 | Мини – лекция. Лекция Презентация Практикум Практикум Лекция Практикум Практикум Практикум Практикум Мини – лекция Мини – лекция Практикум Практикум Практическое занятие Практикум | Составление опорного конспекта Составление таблицы Составление конспекта Выбор темы сочинения, его обоснование. Работа с раздаточным материалом. Составление разных видов плана (простого, сложного) Знакомство со структурой сочинения – рассуждения. Тезис, аргументы, вывод Обдумывание основного тезиса Составление плана сочинения-рассуждения, подбор аргументов и фактического материала Приложение 1. Написание сочинения – рассуждения Оценка сочинений с использованием критерий ЕГЭ Анализ ошибок, правка готовых сочинений, написание рецензии. Знакомство с особенностями сочинения – характеристики, составление плана Знакомство с признаками жанра, разновидностями эссе. Написание эссе Восприятие, истолкование и оценка поэтического текста, Нахождение изобразительно – выразительных средств. Работа с готовыми сочинениями Приложение 2 Создание письменного монологического высказывания |
Приложение 1.
Рубрика N 1. «Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!»
1. Проблемы
1. Нравственные качества настоящего человека
2. Судьба человека
3.Гуманное отношение к человеку
4. Милосердие и сострадание
2. Утверждающие тезисы
1. Несите миру свет и добро!
2. Любить человека – вот главный принцип гуманизма.
3. Мы несем ответственность за чужую жизнь.
4. Помоги, утешь, поддержи - и мир станет чуточку добрее.
3. Цитаты
1. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М.Монтень, французский философ-гуманист).
2. Если жизни жизнь твоя не пробудит, в вечной смене бытия мир тебя забудет ( И.Гете, немецкий писатель).
3. Единственная заповедь: «Гори» (М. Волошин, русский поэт).
4.Светя другим, сгораю (Ван Тюльп, Голландский медик).
5. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро (А. Чехов, русский писатель).
4. Аргументы
Самопожертвование. Любовь к ближнему.
1) Американский писатель Д. Лондон в одном из своих произведений рассказал о том, как мужчина и его жена заблудились в бескрайней заснеженной степи. Запасы еды кончались, и женщина с каждым днем слабела все больше и больше. Когда она упала без сил, муж нашел у нее в карманах сухари. Оказывается, женщина, понимая, что еды на двоих не хватит, берегла пищу, чтобы дать возможность любимому спастись.
2) Выдающийся русский писатель Б. Васильев рассказал про доктора Янсена. Он погиб, спасая детей, провалившихся в канализационную яму. Человека, которого и при жизни почитали как святого, хоронил весь город.
3) В одной из книг, посвященных Великой Отечественной войне, бывший блокадник вспоминает о том, что ему, умирающему подростку, во время страшного голода спас жизнь по жилой сосед, который принес банку тушенки, присланную сыном с фронта. «Я уже старый, а ты молодой, тебе еще жить да жить» - сказал этот человек. Он вскоре умер, а спасенный им мальчик на всю жизнь сохранил о нем благодарную память.
4) Трагедия произошла в Краснодарском крае. В доме для престарелых, где проживали больные старики, которые не мог ли даже ходить, начался пожар. На помощь инвалидам бросилась медсестра Лидии Пашенцева. Женщина вытащила из огня несколько больных, но сама выйти не смогла.
5) Рыбы пинагоры откладывают икру на границе отлива.
Если ушедшая вода обнажает кучку икры, то можно увидеть трогательное зрелище: охраняющий икру самец время от времени поливает ее изо рта, чтобы она не пересохла. Вероятно, забота о ближнем - это свойство всего живого.
6) В 1928 году потерпел аварию дирижабль известного итальянского путешественника Нобиле. Потерпевшие оказались на льду, они по рации послали сигнал бедствия. Едва пришло сообщение, норвежский путешественник Р. Амундсен снарядил гидросамолет и, рискуя жизнью, отправился на поиски Нобиле и его товарищей. Вскоре связь с самолетом прервалась, лишь спустя несколько месяцев были найдены его об ломки. Знаменитый полярник погиб, спасая людей.
7) Во время Крымской войны известный врач Пирогов, узнав о бедственном положении гарнизона, оборонявшего Севастополь, стал проситься на войну. Ему отказали, но он был настойчив, потому что не мыслил для себя спокойной жизни, зная, что множество раненых нуждаются в помощи опытного хирурга.
8) В преданиях древних ацтеков говорил ось о том, что мир четырежды полностью разрушался. После четвертого катаклизма погасло солнце. Тогда собрались боги и стали думать, как сотворить новое светило. Они разложили большой костер, и его свет разогнал тьму. НО чтобы свет от костра не гас, кто-то из богов должен был добровольно принести себя в жертву огню. И тогда один юный бог бросился в пылающее пламя. Так появилось солнце, которое озаряет нашу землю. В этой легенде выражена мысль о том, что самоотверженность - это и есть свет нашей жизни.
9) Известный кинорежиссер С. Ростоцкий говорил, что снял фильм «А зори здесь тихие ... » как дань благодарности женщине-санитарке, которая вытащила его с поля боя во время Великой Отечественной войны.
1О) Натуралист Евгений Маре, три года живший среди павианов в Африке, однажды подсмотрел, как леопард залег около тропы, по которой торопилось к спасительным пещерам запоздавшее стадо павианов: самцы, самки, малыши - словом, верная добыча. От стада отделились два самца, потихоньку взобрались на скалу над леопардом и разом прыгнули вниз. Один вцепился в горло леопарду, другой в спину. Задней лапой леопард вспорол брюхо первому и передними лапами переломил кости второму. Но за какие-то доли секунды до смерти клыки первого павиана сомкнулись на вене леопарда, и на тот свет отправилась вся тройка. Конечно, оба павиана не могли не почувствовать смертельную опасность. Но стадо они спасли.
Сострадание и милосердие. Чуткость
1) У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.
2) В. Гюго в романе «Отверженные» рассказывает историю вора. Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него серебряную посуду. Но через час полиция задержала преступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священник сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи он взял с разрешения хозяина. Вор, пораженный услышанным, в одну минут пережил подлинное перерождение, и после этого он стал честным человеком.
3) Один из ученых-медиков настаивал на том, чтобы сотрудники лаборатории работали в поликлинике: они должны были видеть, как страдают больные. Это заставляло молодых исследователей работать с утроенной энергией, поскольку от их усилий зависела конкретная человеческая жизнь.
4) В древнем Вавилоне больного выносили на площадь, и каждый прохожий мог дать ему совет, как исцелиться, или просто сказать сочувственное слово. Этот факт показывает, что уже в древние времена люди понимали, что нет чужой беды, нет чужого страдания.
5) Во время съемок фильма «Холодное лето 53 ... », которые проходили в глухой карельской деревушке, собрались все окрестные жители, особенно дети, чтобы увидеть «дедушку Волка» - Анатолия Папанова. Режиссер хотел прогнать жителей, что бы они не мешали съемочному процессу, но Папанов собрал всех ребятишек, пообщался с ними, написал каждому что-то в тетрадку. И дети, блестя от счастья глазами, смотрели на великого актера. В их памяти навсегда осталась встреча с этим человеком, который ради них прервал дорогостоящие съемки.
6) Древние историки рассказывали о том, что Пифагор покупал у рыбаков рыбу и выбрасывал ее обратно в море. Люди смеялись над чудаком, а он говорил, что, спасая рыб от сетей, он пытается уберечь людей от страшной доли - оказаться в рабстве у завоевателей. Действительно, все живое связано не видимыми, но прочными нитями причинности: каждый наш поступок, будто гулкое эхо, раскатывается по пространству мироздания, вызывая те или иные последствия.
7) Ободряющее слово, заботливый взгляд, ласковая улыбка помогают человеку добиться успеха, укрепляют его веру в свои силы. Психологи провели любопытный эксперимент, который наглядно доказывает справедливость этого утверждения. Набрали случайных людей и попросили их в течение некоторого времени делать скамейки для детского садика. Работников первой группы постоянно хвалили, а другой - ругали за неумение и небрежность. Каков же результат? В первой группе сделали скамеек в два раза больше, чем во второй. Значит, доброе слово действительно помогает человеку.
8) Каждый человек нуждается в понимании, сочувствии, душевной теплоте. Однажды выдающийся русский полководец А. Суворов увидел молодого солдата, который, испугавшись предстоящего сражения, убежал в лес. Когда враг был разбит, Суворов наградил героев, орден достался и тому, кто малодушно отсиделся в кустах. Бедный солдат чуть не провалился от стыда. Вечером он вернул награду и признался командиру в своей трусости. Суворов сказал: «Я беру твой орден на хранение, потому что верю в твою храбрость!». В следующем же бою солдат поразил всех своим бесстрашием и мужеством и заслуженно получил орден.
9) Одна из легенд рассказывает о том, как шли однажды по земле святой Касьян и Никола Угодник. Увидели мужика, который пытался вытащить из грязи телегу. Касьян, торопясь на важное дело и не желая пачкать райское платье, пошел дальше, а Никола помог мужику. Когда об этом узнал Господь, он решил дать Николе два праздника в году, а Касьяну один в четыре года - 29 февраля.
10) В раннем Средневековье тобой благовоспитанный, набожный хозяин считал своим долгом приютить под кровом своего дома нищего бродягу. Считалось, что молитвы обездоленного скорее доходят до Бога. Хозяева просили несчастного бродягу помолиться за них в храме, за это давали ему монетку. Конечно, это радушие было не лишено определенной корысти, тем не менее уже тогда в сознании людей зарождались нравственные законы, которые требовали не обижать обездоленных, жалеть их.
11) Известный тренер по фигурному катанию Станислав Жук обратил внимание на девочку, которую все считали бесперспективной. Тренеру понравилось, что она, не обладая особым талантом, трудилась, не жалея себя. Жук поверил в нее, стал с ней заниматься, из этой девочки выросла самая титулованная фигуристка ХХ века Ирина Роднина.
12) Многочисленные исследования психологов, которые изучают проблемы школьного образования, доказывают, как важно внушить ребенку веру в его силы. Когда учитель возлагает на учеников большие надежды, ждет от них высоких результатов, то уже это оказывается достаточным, чтобы повысить уровень интеллекта на 25 пунктов.
13) Почти невероятный случай рассказывали в одной из телевизионных передач. Девочка написала сказку о своей подруге, которая с самого детства из-за тяжелой болезни не могла ходить. В сказке говорилось о волшебном исцелении больной. Подруга прочитала сказку и, как она сама призналась, решила, что теперь должна выздороветь. Она просто отбросила костыли и пошла. Вот таким волшебством оборачивается искренняя доброта.
14) Сострадание присуще не только человеку. Оно свойственно даже животным, и это свидетельство естественной природы этого чувства. Ученые проделали такой опыт: рядом с экспериментальной камерой поместили клетку с крысой, которая получала удар током каждый раз, когда одна из ее соплеменниц брала с полки хлебный шарик. Некоторые крысы продолжали бегать и поглощать пищу, не обращая внимания на страдающее существо. Другие быстро хватали корм, убегали в другой угол камеры, а затем поедали его, отвернувшись от клетки с истязаемым сородичем. Но большинство животных, услышав писк боли и обнаружив ее причину, сразу отказывались от пищи и не подбегали к полке с хлебом.
Черствое и бездушное отношение к человеку
1) В январе 2006 года во Владивостоке произошел страшный пожар. Загорелось помещение сбербанка, который находился на восьмом этаже «высотки». Начальник потребовал, чтобы сотрудницы сначала спрятали все документы в сейф, а потом уже эвакуировались. Пока убирали документы, пожар охватил коридор, и многие девушки погибли.
2) Во время недавней войны на Кавказе произошел случай, который вызвал справедливое негодование в обществе. В госпиталь привезли раненого солдата, но врачи отказались его принимать, сославших на то, что их учреждение принадлежит системе МВД, а солдат относится к ведомству Министерства обороны. Пока искали нужную медсанчасть, раненный погиб.
3) В одной из германских, легенд рассказывается об одном человеке, который, проведя много лет в грехе, решил покаяться и начать праведную жизнь. Он отправился к Папе римскому, чтобы попросить у него благословения. Но Папа, услышав исповедь грешника, воскликнул, что прежде его трость покроется листьями, чем тот получит прошение. Грешник понял, что ему поздно каяться, пошел грешить дальше. Но на следующий день трость Папы вдруг покрылась зелеными листьями, за грешником отправили гонцов, чтобы объявить ему о прощении, но нигде не смогли его найти.
4) Положение отвергнутого всегда трагично. Даже если он несет новое знание, новые истины, его никто не слушает. Ученые обращают внимание на то, что такое явление происходит и среди животных. Обезьяну, которая в своем стаде занимала низкое положение, научили с помощью сложных манипуляций добывать бананы. Сородичи просто отнимали эти бананы, даже не пытаясь понять, каким образом они добывались. Когда же таким приемам научили вожака стаи, то все сородичи с интересом следили за его манипуляциями и пытались ему подражать.
5) Словом можно спасти человека, а можно его погубить.
Трагедия случилась за день до операции. Английский хирург нарисовал известному российскому актеру Евгению Евстигнееву его сердце и объяснил, что из четырёх клапанов у него работает только один, и то всего на 10 процентов. «ВЫ умрёте в любом случае, - сказал доктор, - будете делать операцию или нет». Смысл его слов заключался в том, что нужно рискнуть, согласившись на операцию, ведь все мы смертны, все мы рано или поздно умрем. Великий актёр мгновенно представил себе то, о чём говорил врач. И сердце остановилось.
6) Наполеон в юности бедствовал, почти голодал, мать писала ему отчаянные письма, взывая о помощи, потому что ей нечем было кормить огромную семью. Наполеон засыпал прошениями разные инстанции , прося хоть какого-то подаяния, готов был служить кому угодно, только бы заработать скудные средства. Не тогда ли, столкнувшись с чванливым высокомерием и бездушием, он начал лелеять мечты о власти над всем миром, чтобы отомстить всему человечеству за испытанные муки.
Приложение 2
Дидактические материалы
к тренировочным занятиям по формированию речевой компетенции,
примеры-иллюстрации
- Найдите слова, употребленные в несвойственном ему значении.
1) Гинзбург описывает нам в этом тексте, что такое фашизм.
2) Человек – единственный, кто блюдет мир на земле. Есть и другие пороки – жестокость, зависть, сварливость, замкнутость. Этот ужас отключает от знаний, от достижений цивилизации.
3) Ведь каждая личность индивидуальность, и у каждого по-своему идеальный характер.
4) Люди тянутся к этим «лучикам», чувствуя их доброту и соучастие.
5) Иметь такого друга большая уникальность.
6) Люди неспособны жить неупорядоченно.
7) Тема, раскрываемая автором, гораздо шире по проблематике.
8) Это добавило тексту больше уверенности, колорита и высказанности.
9) Автор задается вопросом, кто является создателем будущего – окружение или человечество?
10) Хочу заметить, что понять до глубины души текст В. Тендрякова мне не удалось.
11) Автор задевает исторические моменты, тем самым, производя впечатление на читателя.
- В каких примерах неуместно употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов.
- Я разделяю точку зрения автора и согласен с ним на все 100%.
- На вопрос о том, что ждет нас в будущем, куда нас несет, нельзя ответить точно.
- Но мы, конечно, не должны сломя голову соглашаться с идеей автора.
- Я поддерживаю мысль автора о том, что войнам надо преграждать пути, но на кой черт мне соглашаться с теми словами, что и я обязан идти и воевать?
- Человек с идеальным характером по С. Наровчатому живет одними днем, и это потрясное качество. Уметь не зацикливаться на проблемах надо.
- Найдите примеры с нарушением лексической сочетаемости.
- Он будет занимать одну из высоких ступеней общества.
- Автор приводит сравнительный пример бесчувственности людей друг к другу.
- Автор склонен к такой позиции, что фашизм губителен для общества.
- Особой выразительностью текста является однородные члены.
- Мы никогда не должны ставить основой всего жизненного пути этот нечеловеческий фашизм!
- Несмотря на трудности, наши прадеды шли в эту войну навстречу. Они защищали Родину.
- Наверно, хватит творить зло, пора добро начинать.
- Во время фашизма автору приходилось видеть ужасные вещи.
- С самого начала автор пишет, что идеальной характер зависит от природы.
- У таких людей все появился само по себе.
Тексты для редактирования
пример1: «Текст В. Белова – это красочное описание прихода весны. Автор рассказывает нам про наступление тепла, « тугого, плотного», про «первый трескучий гром», про обильный весенний дождь. Все в мире стремится к солнцу, свету: травы тянутся вверх, « поднимая и распахивая прошлогодние листья»; почки лопаются на березах; « птицы поют взахлеб». Все меняется на глазах, принимая самые разнообразные и фантастические формы: «…все поминутно меняет свой образ. Везде в мире жизнь и свобода.»
Мы чувствуем эмоции, которые вызывает у автора весна. Он говорит: «Странная тишина томится в лесу…» - и мы уже чувствуем тишину, осязаемую, плотную, которую, кажется, можно потрогать. Он говорит: « Пахнущая корнями земля…» - и мы уже вдыхаем ее теплые запах, запах прелых листьев и молодой травы. Он говорит: « Солнце с неопределенными очертаниями…» - и мы видим этот огромный горячий шар,который согревает все вокруг и пробуждает к жизни.
По всему видно, что автор радуется приходу весны. Он умиляется и ликует, с восторгом наблюдая за процессами, происходящими в живой природе. В эти дни Белову кажется, что душа его поет и весь мир поет вместе с ней. Автор воссоздает картину яркую и живую, мы понимаем его мысли и чувства, живем его радостью и вместе с ним говорим: « Да не будет конца свободе и радости!...»
пример2: « Прочитав текст В. Белова, я могу понять автора. Я понимаю, что В. Белов очень рад приходу весны. Леса, поля, реки оживают. Автор любит весну, землю, солнце, березы, ветер. Он наделяет их душой, сердцем. Писатель призывает нас оглядеться вокруг, любоваться природой, радоваться жизни. Я согласна с В. Беловым. Весна – пора любви, счастья, веселья. Я очень люблю весну. Весна – это самое прекрасное время года».
пример3: « В. Астафьев, как мне кажется, любил природу, любил описывать ландшафт, местность. Если бы он не любил природу, он не стал бы описывать ее. В этом рассказе автор описывает местность около Кубенского озера, сказочный храм. Спас-камень, памятник-монастырь. По-моему, текст связан с историей. Здесь рассказывается об истории Спас-камня, о подвигах русского князя, которого спас камень, когда он начал тонуть. И в честь русского воина-князя был воздвигнут этот памятник-монастырь. И еще в этом тексте видно, как В. Астафьев ярко описывает картину, которую он видел перед собой…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов. На изучение данного курса отводится 34 часа...
Рабочая программа элективного курса Обучение сочинениям разных жанров 11 класс
Рабочая программа элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы"разработана на основе авторской программы элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы"...
Рабочая программа. Элективный курс«Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров» 9 класс
Рабочая программа включает: пояснительную записку, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, формы и средства контроля, перечен...
рабочая программа элективного предмета по русскому языку 10 класс "Сочинения разных жанров"
рабочая программа "Сосинения разных жанров" предназначена для учащихся 10 класса, поможет правильно писать сочинения разных жанров...
Рабочая программа элективного курса по литературе 10 класс "Обучение сочинениям разных жанров"
Программа элективного курса поможет подготовить учащихся к написанию итогового сочинения. Рассчитана на 34 урока в год....
Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». Методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»
Идея выше фактаО.БальзакНаписание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубок...
Рабочая программа элективного курса "Теория и практика написания сочинений разных жанров""
Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...