Рабочая программа элективного курса «Технология написания сочинения по литературе». 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Пречистенская средняя школа
Утверждена приказом руководителя
образовательного учреждения
№____ от __________________
Рабочая программа элективного предмета
«Технология написания сочинения по литературе»
11 класс
учителя литературы
Булыгиной Наталии Владимировны
п. Пречистое, 2016 г.
Пояснительная записка
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
Рабочая программа рассчитана на 17 часов (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля.
Рабочая программа составлена с учётом следующих авторских элективных предметов:
- Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе). Автор: Сакал О. Б. - http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/03/05/elektivnyy-kurs-klassika-i-sovremennost-po-russkoy-literature
- Программа элективного курса по литературе .10 класс"Золотой век" русской литературы. Автор: Киселёва Н.А. - http://www.uchportal.ru/load/261-1-0-19605
- Программа элективного курса по литературе "Подготовка к сочинению в 10 классе". Автор: Дуплищева Н.В. - http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98693244
- Программа элективного курса по литературе «Анализ художественного произведения. 10 класс». Автор: Митрофанова Г. Д. - http://go.spaceshipads.com/afu.php?subid=JMC1151_Ciry43T2zy-PbffBVuoIcp&zoneid=427591
Цель элективного курса:
- подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения,
- выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
Таким образом, назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.
Задачи элективного курса:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение по литературе способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.
Ожидаемый результат:
- развитие творческих способностей учащихся при написании сочинений,
- формирование навыка написания сочинения- рассуждения с выделением проблемы текста, её комментированием, определением позиции автора, также своей точки зрения.
Формы обучения:
- урок-практикум,
- урок-лекция.
Тематическое планирование
№ | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. | Основные требования к сочинению. Концептуальные основы экзаменационного сочинения. Основные направления сочинений. Общие требования к сочинению: понятие текста, темы, идеи сочинения. Критерии оценивания сочинения. | 1 |
2 | Структура и композиция сочинения | Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое. Основная часть. Заключение – вывод и заключение – следствие. Порядок работы над композиционными частями сочинения. Смысловая цельность и логическая последовательность изложения материала. Логические особенности абзаца, лексические средства связи между предложениями. | 1 |
3 | Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Разум и чувство». | Обзор основных направлений, тем экзаменационного сочинения. Подбор материалов по направлению | 2 |
4 | Подготовка к сочинению по тематическомунаправлению «Честь и бесчестие». | Обзор основных направлений, тем экзаменационного сочинения. Подбор материалов по направлению | 2 |
5 | Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Победа и поражение». | Обзор основных направлений, тем экзаменационного сочинения. Подбор материалов по направлению | 2 |
6 | Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Опыт и ошибки». | Обзор основных направлений, тем экзаменационного сочинения. Подбор материалов по направлению | 2 |
7 | Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Дружба и вражда» | Обзор основных направлений, тем экзаменационного сочинения. Подбор материалов по направлению | 2 |
8 | Итоговое зачётное сочинение. | 4 | |
9 | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | 1 |
Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением. Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.
Чтобы добиться желаемого результата, на занятиях необходимо обращаться к конкретным художественным произведениям небольшого объёма, анализируя их художественное своеобразие.
В программе изучается классификация школьного сочинения как жанра. Программа рассчитана на закрепление навыков при написании сочинения, полученных учащимися на уроках литературы
Календарно-поурочное планирование
№ | Дата | Тема | Примечание | |
план | факт | |||
1 | Выпускное сочинение 2017: учитываем уроки прошлого, учимся писать интересно, содержательно и грамотно. | методические рекомендации по проведению выпускного сочинения | ||
2 | Сочинение, как текст. Выбор темы сочинения. Структура сочинения. Собирание и систематизация материала для сочинения: а) простой и сложный план; б) тезисы и конспекты; в) цитаты, афоризмы, ссылки, их оформление; г) собирание материала по литературным источникам; д) аннотация. | Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. | ||
3 | Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Разум и чувство». | Урок-практика | ||
4 | Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Разум и чувство». | Урок-практика | ||
5 | Подготовка к сочинению по тематическомунаправлению «Честь и бесчестие». | Урок-практика | ||
6 | Подготовка к сочинению по тематическомунаправлению «Честь и бесчестие». | Урок-практика | ||
7 | Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Победа и поражение». | Урок-практика | ||
8 | Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Победа и поражение». | Урок-практика | ||
9 | Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Опыт и ошибки». | Урок-практика | ||
10 | Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Опыт и ошибки». | Урок-практика | ||
11 | Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Дружба и вражда» | Урок-практика | ||
12 | Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Дружба и вражда» | Урок-практика | ||
13 | Итоговое зачётное сочинение. | |||
14 | Итоговое зачётное сочинение. | |||
15 | Итоговое зачётное сочинение. | |||
16 | Итоговое зачётное сочинение. | |||
17 | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | Урок-практика. Анализ работ. Работа над ошибками |
Планируемые образовательные результаты учащихся
Учащиеся должны:
- знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризировать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
- уметь:
- самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
- самостоятельно анализировать эпизод;
- самостоятельно анализировать литературное произведение;
- подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;
- составить конспекты критической или литературоведческой работы;
- самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.
- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
Используемая литература:
Для реализации рабочей программы используется следующая литература для учителя:
- Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.
- Богданова О.Ю. «Экзамен по литературе».- М., 1997.
- Бойко М.И. «Сочинения по литературе в средней школе». – Киев, 1973.
- Ильин Е.Н. «Как сдать экзамен по литературе». – С.-П., 1998.
- Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.
- Карнаух Н.Л., Щербина И.В. «Письменные работы по литературе 9-11 класс». – «Дрофа», М., 2002.
- Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
- Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
- Лиманд Т.В. «С сочинением на ты». - «Школьная пресса», М., 2001.
- Малышева Л.М. «Пишем сочинения». - М., 1999.
- Морозова Н.П. «Учимся писать сочинения». – М., 1987.
- Нарушевич А.Г. «Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе» - Ростов н/Д.: «Легион», 2014.
- Обернихина Г.А. «Сочинения на литературную тему». – М., 1999.
- Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением». – М., 1990.
- Рыжова Н.В. «Как писать хорошее сочинение». – М., 1998.
- Ташлыков С.А. «Сочинение: секреты жанра» - Иркутск.: «Иркут», 2011.
- Щербакова О.И. «Виды сочинений по литературе. 10-11 классы» - М.: «Просвещение», 2015.
Литература для учащихся:
- Павлова Т.И., Н.А.Раннева, Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации в 9 и 11 классах Ростов –на- Дону: Легион 2011.
Лист регистрации изменений к рабочей программе по русскому языку
учителя: _____________________
№ п/п | Дата изменения | Причина изменения | Суть изменения | Корректирующие действия |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________
Подпись
Дата ___________________ Расшифровка подписи _______________________________
Отчёт о выполнении реализуемой учебной программы по содержанию
По: литературе (электив)
Учитель: Булыгина Н.В.
Класс: 11
Количество часов: в неделю 1 час; в год 17 часов
Программа: программа для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы /Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 5-е изд. испр. – М.: Дрофа, 2009.
Учебник: Литература. 11 класс. В 2 ч.: учебник для общеобразоват. учреждений / Т.Ф. Курдюмова, О.Б. Марьина, Н.А. Демидова и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2009.
Темы | По программе | По РП | РР | Внекл чтен | Проведено часов | ||||
1 чет | 2 чет | 3 чет | 4 чет | год | |||||
Вводное занятие. | 1 | ||||||||
Структура и композиция сочинения | 1 | ||||||||
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Разум и чувство». | 2 | ||||||||
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Честь и бесчестие». | 2 | ||||||||
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Победа и поражение». | 2 | ||||||||
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Опыт и ошибки». | 2 | ||||||||
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Дружба и вражда» | 2 | ||||||||
Итоговое зачётное сочинение. | 4 | ||||||||
Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | 1 | ||||||||
Итого | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/05/picture-39514.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"
Данный курс позволяет повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы, выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами....
![](/sites/default/files/pictures/2011/03/20/picture-8835.jpg)
Рабочая программа элективного курса Технологии научного исследования
Курс рассчитан на 34 часа. Для учащихся старшей школы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/10/picture-161712-1355149922.jpg)
Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса по теме "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"
Рабочая программаэлективного курса по математикедля учащихся 9 –го класса «Технология работыс контрольно-измерительными материалами» учителя математики1 квалификационной категори...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-702960-1446724553.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Технологии создания WEB-сайтов"
Программа элективного курса для 11 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/12/picture-56795-1505210645.jpg)
Рабочая программа элективного курса «Золотой век» русской литературы» для 10 класса
Данный курс призван не только вывести на новый уровень знания учащихся о лучших писателях и поэтах золотого века, но и сформировать у старшеклассников целостное истрико- литературное представлен...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/22/picture-1020055-1655904648.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Тайны сочинения по литературе"
Рабочая программа элективного курса по литературе для 11 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/03/picture-23086-1635954143.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Технология укрепления и сбережения здоровья".
Элективный курс «Технологии укрепления и сбережения здоровья» разработан для обучающихся 9-11 классов и посвящён одной из главных проблем – укреплению и сбережению здоровья у подраст...