Рабочая программа элективного предмета «Теория и практика написания сочинения по литературе» 10 класс
элективный курс по литературе (10 класс) на тему
Курс подготовки к написанию итогового сочинения по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Пречистенская СОШ
Утверждена приказом руководителя
образовательного учреждения
№____ от __________________
Рабочая программа элективного предмета
«Теория и практика написания сочинения по литературе»
10 класс
учителя литературы
Булыгиной Наталии Владимировны
п. Пречистое, 2015 г.
Пояснительная записка
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля.
Рабочая программа составлена с учётом следующих авторских элективных предметов:
- Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе). Автор: Сакал О. Б. - http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/03/05/elektivnyy-kurs-klassika-i-sovremennost-po-russkoy-literature
- Программа элективного курса по литературе .10 класс"Золотой век" русской литературы. Автор: Киселёва Н.А. - http://www.uchportal.ru/load/261-1-0-19605
- Программа элективного курса по литературе "Подготовка к сочинению в 10 классе". Автор: Дуплищева Н.В. - http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98693244
- Программа элективного курса по литературе «Анализ художественного произведения. 10 класс». Автор: Митрофанова Г. Д. - http://go.spaceshipads.com/afu.php?subid=JMC1151_Ciry43T2zy-PbffBVuoIcp&zoneid=427591
Цель данной программы:
- помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей;
- совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.
Основные задачи:
- вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности,
- пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у обучающихся.
Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение по литературе способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.
Ожидаемый результат:
- развитие творческих способностей учащихся при написании сочинений,
- формирование навыка написания сочинения- рассуждения с выделением проблемы текста, её комментированием, определением позиции автора, также своей точки зрения.
Формы обучения:
- урок-практикум,
- урок-лекция.
Сочинение на литературную тему не только дает образование, воспитывает, но и развивает.
В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение для овладения всеми школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.
Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением. Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.
Программа представляет собой систему занятий, направленных на изучение сочинения как вида творчества старшеклассника. Это позволяет подготовить учащихся к написанию сочинения по литературе.
Чтобы добиться желаемого результата, на занятиях необходимо обращаться к конкретным художественным произведениям небольшого объёма, анализируя их художественное своеобразие.
В программе изучается классификация школьного сочинения как жанра. Программа рассчитана на закрепление навыков при написании сочинения, полученных учащимися на уроках литературы.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Примечание | |
план | факт | |||
1 | Особенности выпускного сочинения по литературе. Нормы оценки сочинений. Критерии оценок. Классификация ошибок. Редактирование и редакторские знаки. | Статус сочинения. Сроки. Место проведения. Критерии. Оценка. | ||
2 | Сочинение, как текст. Основные признаки текста. Тема и основная мысль сочинения. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. | Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. | ||
3 | Классификация сочинений по жанрам.Своеобразие жанров сочинений.Разные жанры ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы. | |||
4 | Жанры школьных сочинений. Эссе как жанр ученического сочинения. | Урок-лекция | ||
5 | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | Урок-практика. Анализ работ. Работа над ошибками. | ||
6 | Жанры школьных сочинений. Эпистолярный жанр (письмо) как жанр ученического сочинения. | Урок-лекция | ||
7 | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | Урок-практика. Анализ работ. Работа над ошибками. | ||
8 | Жанры школьных сочинений. Эпистолярный жанр (дневник) как жанр ученического сочинения. | Урок-лекция | ||
9 | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | Урок-практика. Анализ работ. Работа над ошибками. | ||
10 | Жанры школьных сочинений. Путевые заметкикак жанр ученического сочинения. | Урок-лекция | ||
11 | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | Урок-практика. Анализ работ. Работа над ошибками. | ||
12 | Жанры школьных сочинений. Репортаж как жанр ученического сочинения. | Урок-лекция | ||
13 | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | Урок-практика. Анализ работ. Работа над ошибками. | ||
14 | Этапы работы над сочинением. Структура сочинения. Выбор темы. Выбор жанра. | Урок-лекция | ||
15 | Как работать с черновиком и планом сочинения. | Урок-лекция | ||
16 | Как анализировать художественное произведение. | Урок-практика | ||
17 | Как писать вступление. Технология написания сочинения: вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое). | Урок-лекция | ||
18 | Технология написания сочинения: урок-практика. | Урок-практика | ||
19 | Как писать заключение.Технология написания сочинения: заключение, виды. | Урок-лекция | ||
20 | Технология написания сочинения: урок-практика. | Урок-практика | ||
21 | Как писать основную часть сочинения.Технология написания сочинения: основная часть. | Урок-лекция | ||
22 | Технология написания сочинения: урок-практика. | Урок-практика | ||
23 | Технология написания сочинения: урок-практика. | Урок-практика | ||
24 | Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением. | Урок-практика | ||
25 | Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением. | Урок-практика | ||
26 | Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над сочинением. | Урок-практика | ||
27 | Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки). | Урок-практика | ||
28 | Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки). | Урок-практика | ||
29 | Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки). | Урок-практика | ||
30 | Повторительно-обобщающий урок. Подготовка к итоговому сочинению. Нормы литературного языка. | Урок-практика | ||
31 | Итоговое сочинение. | Пробный вариантзачётного сочинения. | ||
32 | Итоговое сочинение. | Урок-практика. Анализ работ. Работа над ошибками. | ||
33 | Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного. | |||
34 | Резервный урок |
Планируемые образовательные результаты учащихся
Учащиеся должны:
- знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризировать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
- уметь:
- самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
- самостоятельно анализировать эпизод;
- самостоятельно анализировать литературное произведение;
- подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;
- составить конспекты критической или литературоведческой работы;
- самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.
- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
Используемая литература:
Для реализации рабочей программы используется следующая литература для учителя:
- Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.
- Богданова О.Ю. «Экзамен по литературе».- М., 1997.
- Бойко М.И. «Сочинения по литературе в средней школе». – Киев, 1973.
- Ильин Е.Н. «Как сдать экзамен по литературе». – С.-П., 1998.
- Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.
- Карнаух Н.Л., Щербина И.В. «Письменные работы по литературе 9-11 класс». – «Дрофа», М., 2002.
- Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
- Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
- Лиманд Т.В. «С сочинением на ты». - «Школьная пресса», М., 2001.
- Малышева Л.М. «Пишем сочинения». - М., 1999.
- Морозова Н.П. «Учимся писать сочинения». – М., 1987.
- Нарушевич А.Г. «Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе» - Ростов н/Д.: «Легион», 2014.
- Обернихина Г.А. «Сочинения на литературную тему». – М., 1999.
- Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением». – М., 1990.
- Рыжова Н.В. «Как писать хорошее сочинение». – М., 1998.
- Ташлыков С.А. «Сочинение: секреты жанра» - Иркутск.: «Иркут», 2011.
- Щербакова О.И. «Виды сочинений по литературе. 10-11 классы» - М.: «Просвещение», 2015.
Литература для учащихся:
- Павлова Т.И., Н.А.Раннева, Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации в 9 и 11 классах Ростов –на- Дону: Легион 2011.
- Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинения на «отлично». – СПб.: Паритет, 2000
Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. Рекомендации для поступающих в вузы. –
М.: Школа-Пресс, 1995
Лист регистрации изменений к рабочей программе по русскому языку
учителя: _____________________
№ п/п | Дата изменения | Причина изменения | Суть изменения | Корректирующие действия |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________
Подпись
Дата ___________________ Расшифровка подписи _______________________________
Приложение
Классификации ошибок
I. Ошибки в содержании:
1. Ф – фактическая ошибка, неточность (годы, жанр произведения, имя героя и т.д.).
[ ] – лишняя часть слово, выражение.
V – пропуск мысли, слова, выражения.
Z – не выделен абзац (новая часть, мысль).
Л И – нарушена логическая последовательность.
2. Речевые ошибки
Р – нарушение законов употребления в речи лексических единиц (слов), построении предложении:
а) употребление слова в несвойственном ему значении
* П.Корчагин – зачинщик соревнования. /инициатор/
б) нарушение лексической сочетаемости
* Образ Печорина противоречив. /характер/
в) употребление лишнего слова (плеоназм)
* Бесчисленное множество.
г) употребление рядом однокоренных слов (тавтология)
* В рассказе «Бежин луг» рассказывается /повествуется/
д) повторы
*Недавно я прочитал одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге рассказывается о ...
е) употребление слова иной стилистической окраски (рагов)
* Попечитель богоугодных заведений подлизывается
/ведет себя заискивающе/
ж) смешение лексики разных исторических эпох
* На богатырях кольчуги, брюки, варежки.
II. Ошибки на письме:
- Орфографические – │ – в написании слов
- Пунктуационные – V – знаки препинания.
- Грамматические – Г – нарушение норм слово – и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
а) чаще всего несогласование в числе, роде и падеже сущ. + прил., сущ. + прич.;
б) несогласование в числе сущ. + глагол;
в) несогласование времени глагола в рамках одною предложения.
Основные критерии оценки
Оценка | Содержание | Грамотность |
«5» |
| Допускается 1 (│) на исключение из правил или 1 (V) или 1 (Г) |
«4» |
|
всего │ + V + Г – 4 |
«3» |
|
всего │ + V + Г – 6 |
«2» |
| 5 (│) и 5 (V) всего │ + V + Г – 7 |
1. При проверке исправляются, но не учитываются следующие │ и V ошибки:
1). При переносе слов
2). Авторская пунктуация.
3). Описки, искажающие звуковой облик слова: «мемля» (земля), «рапотает» (работает).
2. Однотипными считаются ошибки на одно правило (кроме «Безударные гласные в корне слова»). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая последующая подобная ошибка учитывается отдельно.
З. Если в одном непроверяемом слове (словарном) допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
- При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений) оценка снижается на 1 балл.
- Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"
Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/22/picture-209123-1361536780.jpg)
Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"
Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...
Элективный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения" 11 класс
Данный курс поможет подготовить выпускников к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/03/picture-1040546-1528011992.jpg)
программа элективного курса «Теория и практика написания сочинений»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/17/picture-1070958-1539778459.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Теория и практика написания сочинений разных жанров""
Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...
Рабочая программа учебного предмета «Теория и практика написания сочинений» для 11 класса
Рабочая программа учебного предмета «Теория и практика написания сочинений» для 11 класса (элективный курс) составлена на основе Федерального государственного образовательного станда...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/24/picture-447816-1548296127.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Практика написания сочинения». 11 класс
Факультативный курс «Практика написания сочинения» предназначен для учащихся 11 класса.Рабочая программа курса по русскому языку составлена на основе авторской программы элективного курса ...