Рабочая программа. Математика (элективный курс). "Нестандартные методы решения уравнений" 10 класс
элективный курс по алгебре (10 класс) по теме
рабочая программа содержит календарно- тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m10_kurs.docx | 32.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Нестандартные методы решения уравнений»
составлена на основе авторской программы Кидаловой Надежды Александровны учителя математики МУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 г. Кургана.
С понятием « уравнение» на уроках математики обучающиеся знакомятся ещё в начальной школе, а задача «решить уравнение» одна из наиболее часто встречающихся на каждой ступени обучения. В школьном курсе математики рассматриваются только стандартные приемы и методы решения уравнений. Однако часто оказывается, что нестандартные методы дают возможность решать уравнения проще, а иногда позволяют решить их в тех случаях, когда стандартные методы не дают такой возможности.
Элективный курс «Нестандартные методы решения уравнений» призван помочь учащимся успешно подготовиться к сдаче экзамена в форме ЕГЭ .Для правильного и быстрого решения простых уравнений из части В элективном курсе рассматриваются нестандартные методы решения уравнений школьного курса математики. При решении уравнений из части С, которые считаются задачами повышенной сложности, иногда лучше применять нетрадиционные методы, а приемы, которые не совсем привычны для обучающихся. Это позволит выпускникам показать уровень своего логического мышления и проявить творческие способности.
Овладение нестандартными методами решения уравнений сделает многие трудные уравнения из части С посильными для обучающихся.
Данный элективный курс предназначен для обучающихся в 10 классе.
Предполагает знакомство с теорией и практикой по решению уравнений и рассчитан на 34 часа
(7 часов теория и 27 часов практика)
Цель элективного курса «Нестандартные методы решения уравнений»
формирование у обучающихся умений и навыков решения уравнений нестандартными методами, подготовка к сдаче ЕГЭ, повышение уровня математической подготовки выпускников.
Задачи данного элективного курса:
• научить школьников применять нестандартные методы для решения уравнений;
• привить навыки отбора рациональных методов решения;
• развить потенциальные творческие возможности обучающихся.
Учебно-тематический план
№п/п | Название темы | Количество часов | ||
всего | теория | Практические работы | ||
1. | Введение | 1 | 1 | |
2. | Алгебраические Уравнения. | 6 | 2 | 4 |
3. | Метод равносильных уравнений. | 6 | 3 | 3 |
4. | Нахождение следствий исходного уравнения. | 3 | 3 | |
5. | Метод интервалов для решения уравнений. | 3 | 3 | |
6. | Решение уравнений с использованием свойств входящих в него функций. | 5 | 1 | 4 |
7. | Применение производной к решению уравнений. | 4 | 1 | 3 |
8. | Решение систем уравнений с несколькими неизвестными. | 4 | 4 | |
9 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итого: | 34 | 7 | 27 |
Содержание тем учебного курса.
1. Введение (1 час)
Знакомство учащихся с целями и задачами курса, его структурой. Тестирование учащихся с целью определения уровня знаний методов решения уравнений.
2.Алгебраические уравнения (6 часов)
Метод неопределенных коэффициентов. Подбор корня многочлена по его старшему и свободному коэффициентам. Метод выделения множителей.
Практикум: Комбинирование различных приемов решения алгебраических
уравнений. - 4 часа.
3. Метод равносильных уравнений (7 часов)
Понятие равносильных уравнений. Теоремы о равносильности уравнений и следствия из них. Возведение уравнений в натуральную степень. Умножение уравнений н функцию. Потенцирование и логарифмирование уравнений. Анализ проведенных преобразований. Распадающиеся уравнения.
Практикум: Применение нескольких преобразований при решении уравнений методом равносильных уравнений. - 4часа.
4. Нахождение следствий исходного уравнения (3 часа)
Преобразования, переводящие данное уравнение в уравнение-следствие. Возведение уравнений в четную степень. Умножение обеих частей уравнения на одно и то же выражение с переменной. Потенцирование и логарифмирование уравнений.
Причины появления посторонних корней: нарушение условий теорем и расширение области определения уравнения.
Проверка найденных корней уравнения с помощью их подстановки в исходное уравнение и по области определения заданного уравнения. Выполнение проверки при значительных трудностях в вычислениях. Потеря корней при решении уравнений.
Семинару Преобразование уравнений в уравнение - следствия - 3 часа.
5. Метод интервалов для уравнений (3 часа)
Уравнения с модулями. Промежутки знакопостоянства выражений, содержащих неизвестное под знаком абсолютной величины. Нули подмодульных выражений. Уравнения, содержащие неизвестное под модулем с параметрами.
Мастерская «Решение уравнений с модулями» - Зчаса.
6. Решение уравнений с использованием свойств входящих в них функций (5 часов)
Использование ОДЗ. Использование неотрицательности функций. Использование ограниченности функций . Использование свойств синуса и косинуса. Функционально-графический метод решения уравнений.
Практикум: Использование свойств функций при решений уравнений. - 4
часа.
7. Применение производной к решению уравнений(4 часа)
Использование монотонности функций. Использование наибольшего и наименьшего значений функций. Применение теоремы Лагранжа.
Практикум: Применение производной к решению уравнений. - 3 часа.
8. Решение систем уравнений с несколькими неизвестными (4 часа)
Системы рациональных уравнений. Системы уравнений с различным числом переменных. Равносильность систем уравнений.
Системы, содержащие корни, степени логарифмы, тригонометрические функции. Симметричные системы уравнений.
Методы решения систем уравнений (метод подстановки, метод алгебраического сложения, метод введения новых переменных, графический метод, метод умножения, метод деления, метод последовательного исключения переменных) Проверка решений систем уравнений.
Практикум: Решение систем уравнений - 4 часа.
9. Итоговое занятие (2часа)
Круглый стол.
Контроль уровня обученности.
Домашние контрольные работы в виде тестов (Демоверсии 2012г.)
Предполагаемые результаты.
В результате изучения элективного курса «Нестандартные методы решения уравнений» обучающиеся должны
знать:
• различные виды уравнений;
• основные методы решения уравнений;
• наиболее рациональные приемы решения уравнений;
• нестандартные методы решения уравнений.
Обучающиеся должны
уметь:
• применять тождественные преобразования для решения уравнений;
• решать уравнения, содержащие модули;
• различать уравнения - следствия и равносильные уравнения;
• потенцировать и логарифмировать уравнения;
• решать уравнения и системы уравнений с использованием нестандартных методов решения.
Перечень литературы и средств обучения.
1. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений./ СМ. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н.Решетников, А.В. Шевкин. -М.: Просвещение, 2002. -448 с.
2. Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. - Саратов: «Лицей», 2002. - 288с.
3. Олехник С.Н. и др. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения 10-11 класс. -М.: Дрофа, 2001. - 237 с.
4. Учебное пособие для 10 кл. сред.шк. - М.Просвещение, 1989. -252 с. 4. Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочник по методам решения задач по математике для средней школы. - 2е изд., перераб. И доп. -М.: Наука. Гл.ред.физ.-мат.лит., 1989. -576 с.
5. Шарыгин И. . Ф. , Голубев В.И. . Факультативный курс по математике: Решение задач: Учебное пособие для 10 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1991.-384 с.
Приложение 1
Темы для рефератов
• Уравнения-следствия.
• Потенцирование уравнений.
• Нахождение следствий уравнения.
• Системы нелинейных уравнений.
• Системы линейных уравнений.
• Системы показательных и логарифмических функций.
• Нестандартные методы решения систем уравнений.
Календарно- тематическое планирование.
№п/п | Название темы | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | Дата | ||||
всего | теория | практика | План факт. | ||||||
1. | 1.Введение | 1 | 1 | Урок-тест | Результаты теста | 8.09 | |||
2.Алгебраические Уравнения. | 6 | 2 | 4 | Лекция+ практикум | Домашняя контрольная Работа. | ||||
2 | Метод неопределенных коэффициентов. Подбор корня многочлена по его старшему и свободному коэффициентам. | 1 | 15.09 | ||||||
3 | Метод выделения множителей. | 1 | 22.09 | ||||||
4-7 | Практикум: Комбинирование различных приемов решения алгебраических уравнений. | 4 | |||||||
3.Метод равносильных уравнений. | 6 | 3 | 3 | Лекция+ практикум | Карточки-информаторы | ||||
8 | Понятие равносильных уравнений. Теоремы о равносильности уравнений и следствия из них. | 1 | |||||||
9 | Возведение уравнений в натуральную степень. Умножение уравнений н функцию. | 1 | |||||||
10 | Потенцирование и логарифмирование уравнений. Анализ проведенных преобразований. Распадающиеся уравнения. | 1 | |||||||
11-13 | Практикум: Применение нескольких преобразований при решении уравнений методом равносильных уравнений. | 3 | |||||||
4.Нахождение следствий исходного уравнения. | 3 | 3 | Семинар | Рефераты | |||||
14-16 | Семинар. Преобразование уравнений в уравнение - следствия | 3 | |||||||
5.Метод интервалов для решения уравнений. | 3 | 3 | Мастерская | Алгоритмы решения | |||||
17-19 | Мастерская «Решение уравнений с модулями» | 3 | |||||||
6.Решение уравнений с использованием свойств входящих в него функций. | 5 | 1 | 4 | Лекция+ практикум | Опорный конспект | ||||
20 | Использование ОДЗ. Использование неотрицательности функций. Использование ограниченности функций . Использование свойств синуса и косинуса. Функционально-графический метод решения уравнений. | 1 | |||||||
21-24 | Практикум: Использование свойств функций при решений уравнений. | 4 | |||||||
7.Применение производной к решению уравнений. | 4 | 1 | 3 | Лекция+ практикум | Опорный конспект . ..... | ||||
25 | Использование монотонности функций. Использование наибольшего и наименьшего значений функций. Применение теоремы Лагранжа. | 1 | |||||||
26-28 | Практикум: Применение производной к решению уравнений. | 3 |
8.Решение систем уравнений с несколькими неизвестными. | 4 | 4 | Лекция+ практикум | Опорный конспект | |||||
29-32 | Практикум: Решение систем уравнений | 4 | |||||||
33-34 | 9.Итоговое занятие | 2 | 2 | Круглый стол | Тезисы | ||||
Итого: | 34 | 7 | 27 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ В 10-11 КЛАССАХ
Данная программа используется для УМК Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных тех...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу по геометрии «Решение планиметрических задач на вписанные и описанные окружности» 9 класс
Статистические данные анализа результатов проведения ЕГЭ говорят о том, что наименьший процент верных ответов традиционно дается учащимися на геометрические задачи. Задачи по планиметрии, включаемые в...
Проект рабочей программы внеурочной деятельности по физике "Методы решения физических задач"
Проект рабочей программы внеурочной деятельности по физике "Методы решения физических задач" создан на основе проекта примерных программ по учебным предметам "Физика 7-9 классы". Серия "Ст...
Рабочая программа по элективному курсу по химии в 11 классе " Решение расчетных задач по химии"
Рабочая программа элективного курса по химии расчитана для 11 класса и составляет 34 часа...
Рабочая программа.Математика. Элективный курс. 9 класс.
Рабочая программа.Математика. Элективный курс. 9 класс....
Рабочая программа по элективному курсу "Информационные методы прикладной математики"
Элективный курс "Информационные методы прикладной математики" для 10-11 классов. Составитель Дёмина Н.В....