Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специалистов и рекомендацию к тиражированию опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gogol._shinel.pptx | 1.83 МБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka._gogol_shinel.docx | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Петербургские повести» (1830-е – 1840-е гг.) «Невский проспект» «Нос» «Портрет» «Шинель» «Коляска» «Записки сумасшедшего» «Рим»
«Итак , в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным… Что ж делать! виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться».
«Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически».
«Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; <…> Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость …»
«Всё это: шум, говор и толпа людей, – всё это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. Он просто не знал, как ему быть, куда деть руки, ноги и всю фигуру свою; наконец подсел он к игравшим, смотрел в карты, засматривал тому и другому в лица и чрез несколько времени начал зевать, чувствовать, что скучно, тем более что уж давно наступило то время, в которое он, по обыкновению, ложился спать».
«И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное <…>. Несколько дней после его смерти послан был к нему на квартиру из департамента сторож, с приказанием немедленно явиться: начальник-де требует; но сторож должен был возвратиться ни с чем, давши отчет, что не может больше придти , и на запрос «почему?» выразился словами: «Да так, уж он умер, четвертого дня похоронили». Таким образом узнали в департаменте о смерти Акакия Акакиевича, и на другой день уже на его месте сидел новый чиновник, гораздо выше ростом и выставлявший буквы уже не таким прямым почерком, а гораздо наклоннее и косее».
Маленький человек – это тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века. Это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.
« Бедные люди» «Двойник» Владимир Семенович Маканин, « Андеграунд, или герой нашего времени»
Б.М. Кустодиев
« Кукрыниксы »
«Шинель» (1926, Г. Козинцев, Л. Трауберг ) «Шинель» (1959, А. Баталов)
Снимаем кино: Место действия (район Петербурга) Актер на главную роль Актер на роль «значительного лица» Финал
+ (плюс ) - (минус) интересно
Домашнее задание: - Написать письмо Акакию Акакиевичу - Написать рассказ о «маленьком человеке» в современном обществе * Один вариант на выбор
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы по теме: Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.
ФИО: Щекотихина Анна Анатольевна
Предмет: Литература
Место урока в изучаемой теме: первый урок по повести «Шинель» Н.В. Гоголя
Класс: 8Б
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Тема | Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. |
Цели | Образовательные: познакомить учащихся с литературным типом «маленького» человека; проследить традицию изображения “маленького” человека в русской литературе. Воспитательные: воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы; воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям. Формировать УУД: личностные: формирование мотивации к индивидуальной творческой деятельности, формирование мотивации к самосовершенствованию, формирование нравственного мировоззрения; предметные: научиться интерпретировать прочитанное; метапредметные: познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель; регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено; коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. |
Основные понятия | Литературный тип, «маленький человек» |
Межпредметные связи | Искусство, русский язык |
Ресурсы | Интерактивная доска, презентация MS PowerPoint |
Технологии | Технология развития критического мышления |
Организация | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Ход урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока изо 1 класс по теме "Как украшает себя человек"
Урок изобразительного искусства для 1 класса разработан на основе новых образовательных стандартов. Целью данного урока является изучение материала по орнаментам и его видам, а также научить уча...
Технологическая карта урока для 5 класса по предмету "Изобразительное искусство" по теме "Древние образы в современных народных игрушках"
Представленный материал - технологическая карта урока для 5 класса по учебному предмету "Изобразительное искусство" раздел "Связь времён в народном искусстве" по теме "Древние образы в современных нар...
Технологическая карта урока в 5 классе по литературе "Сказки и сказы"
Технологическая карта урока по литературе....
Технологическая карта урока"Одинокий ребенок" (по рассказу В.Распутина "Мама куда - то ушла"), ( 5 кл, литература)
Урок по ФГОС. Тема одиночества.Это рассказ о том, как мальчик впервые встретился с одиночеством....
Урок литературы с использованием проектно-исследовательской технологии по теме: "Образ маленького человека в повести «Станционный смотритель»"
Урок открытия нового знания с использованием проектно-исследовательской и коммуникативной технологий (исследование «Кто такой маленький человек», дискуссия)...
Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.
методическая разработка...
Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.
Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе....