Технологическая карта урока в 5 классе по литературе "Сказки и сказы"
план-конспект урока (5 класс) на тему
Технологическая карта урока по литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p.p.bazhov_kamennyy_tsvetok.docx | 30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель:
Тема | Русские сказки и сказы. (П.П.Бажов “Каменный цветок.”) | |||||
Цель | Формировать представление о сказках и сказах. Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки .Виды сказок, их особенности. Анализ сказа, его стилистические особенности. Обучение аналитическому чтению (сила характера Данилы-мастера, проблемы и тайны мастерства) | |||||
Планируемый результат | Предметные умения | Формировать УУД | ||||
Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать отличительные признаки сказа. | Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | ||
Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. | строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь | Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках | |||
Основные понятия | Классификация сказок ,приметы сказок и сказа. Завязка, кульминация, развязка. | |||||
Межпредметные связи | Окружающий мир, речь и культура речи. | |||||
Ресурсы: | Методическое пособие, наглядный материал, учебник Презентация,ПК, проектор . | |||||
Тип урока | Урок открытия нового знания. | |||||
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
I. Орг.момент Цель. Включение в деят-ть | Приветствие. Включение в деятельность. Игра-задание “Смайлики” | Выполняют задание “ Смайлики” с целью положительного эмоционального настроя на урок. | Включение в учебный процесс |
II. Мотивация к учебной деятельности Цель – определение содержательных рамок урока | 1.Предлагает уч-ся прослушать аудио фрагмент, сформулировать тему урока. “Песенка про сказку Стихотворение о сказках. 2.Какие бывают сказки? Предлагает посмотреть презентацию и сформулировать проблемный вопрос. | 1.Применяя ранее полученные знания, прослушивают аудио фрагмент, определяют , кто говорит реплики, к какому герою подходит описание. Формулируют тему урока. 2.Просматривают изображения, читают текст. Формируют проблемный вопрос:”Почему мы любим читать сказки?” | Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2. делать выводы, обобщения; |
III. Актуализа-ция и углубление изученного Цель –актуализация знаний | 1. Сообщения и презентации подготовленных учащихся . -презентация ‘Классификация сказок” -театральное иссценирование социально-бытовых сказок. -презентация о П.П.Бажове и его сказах. 2.Какие события жизни Бажова помогли ему стать автором сказов?
2. Вспомните отличительные признаки СКАЗКИ и СКАЗА. 3. Определение структуры текста 4. Определение рамок структуры текста сказа «Каменный цветок» | 1.Внимательно слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях. Отвечают на вопросы Заполняют схему “ Классификация сказок.” 2.Реальные события, герои, место, где происходит действие Завязка, кульминация, развязка Называют по содержанию текста. | Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
IV. Работа с текстом Цель -развитие читательских умений. | Беседа по содержанию сказа «Каменный цветок».
— Как вы думаете, чего не хватало Даниле? Может быть, он был недостаточно талантлив? Как раскрывается в сказе талантливость мастера, его душа художника? — Как же Даниле удалось стать настоящим мастером? Покажи на примерах, что жизнь не баловала Данилку. Как удалось ему, сироте, овладеть мастерством резчика? Благодаря кому и чему? | (Удивляет то, что встреча с волшебством происходит в обычной жизни горняцкого поселка, с простыми людьми, такими как мастер Данило. Бажов приблизил сказку к были, придал ей достоверность.) («Каменный цветок» рассказывает о творческих муках мастера по малахиту Данилы. Казалось бы, всем понравилась сделанная им на заказ чаша — «гладко да ровно, узор чистый», а Данило недоволен: жизни в цветке нет. Хотелось ему, чтобы люди, глядя на его работу, забывали, что это искусно сделанная чаша, а любовались бы ею, как живым цветком. В этом видел Данило истинное мастерство резьбы по камню. Познал он и тайну камня, стремился подражать природе, но копия получалась гораздо хуже оригинала.) (Конечно, Данило был очень талантлив! Ребята вспомнят или найдут в тексте, как Данило еще ребенком интуитивно чувствовал красоту камня, как помог Прокопьичу узор придумать, а когда приказчик велел показать, чему его научили, то старый мастер даже ахнул: «Когда хоть ты, Данилушко, все это понял? Ровно я тебя еще и вовсе не учил ». А Данило отвечал: «Сам же показывал да рассказывал, а я примечал ». Тяга у него была к малахитовому делу! Работал Данило быстро, с удовольствием, так, как можно заниматься только любимым делом, не зная ни сна, ни покоя. Он был очень трудолюбив. Но «горным мастером» — учеником Медной горы Хозяйки — мог стать только тот мастер, который познал красоту природы и имел фантазию, чтобы не копировать, а создавать свое произведение искусства. Для настоящего мастера первостепенное значение имеет поэтическая выдумка. Должен родиться замысел, а потом уже подбирается камень. Об этом говорит Даниле Хозяйка горы: «Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу». Вот поэтому и уничтожает Данило свою чашу, которая стала для него воплощением бескрылости, отсутствия поэтической фантазии, самостоятельной творческой мысли. | Личностные результаты: 1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; Познавательные УУД: 1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения; 2. разграничивать основную и дополнительную информацию; 3. преобразовывать и сохранять информацию . Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности 2. Освоение способов совместной деятельности |
V. Закрепление Цель – зафиксировать новые знания | Составление рассказа о жизни Данилки. Вывод: даже имея талант, необходимо много учиться и работать, чтобы стать настоящим мастером своего дела. | Пересказ тех отрывков текста, в которых говорится о жизни Данилки | Личностные результаты: 1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду, искусству; Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
VI. Самостоятельная работа спо тексту Цель – тренировать способность к самоконтролю | Работа над языком сказа, особенностями речи героев. - Приведите примеры яркости, выразительности языка сказа (описания букашки, работы над заказной чашей и своей, каменного цветка, творческих мучений Данилы, встречи с Медной горы Хозяйкой). — От чьего лица идет повествование: от лица автора или рассказчика? Свое мнение нужно обосновать. — Почему же сказ называется «Каменный цветок», а не «Данило-мастер», например, ведь главным героем является он? А что если убрать из сказки историю о каменном цветке и оставить рассказ о мастере, о его других талантливых работах, представить, что он благополучно женился на Кате, и стали они жить-поживать да добра наживать? Какое название подошло бы этому рассказу? Конечно, « Данило-мастер». Какую же мысль вложил Бажов в сказ, дав ему название «Каменный цветок»? | Выполняют в парах (Услышали они эту историю из уст рассказчика-сказителя, потому что написан сказ разговорным языком (обратить внимание на лексику и стиль), так, что можно представить, будто его кто-то сказывает. Возможно, автор и рассказчик — одно лицо.) (Желание сделать чашу, похожую на живой цветок, изменило жизнь Данилы. Сказочный образ каменного цветка символизирует красоту материала и творческий полет мысли мастера, который должен вдохнуть в камень жизнь. Именно каменный цветок Хозяйки Медной горы помог ему понять, в чем заключается истинная сила мастерства.) | Коммуникативные УУД: 1. Освоение способов совместной деятельности Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
VII. Итог урока. Рефлексия Цель – зафиксировать новое содержание |
| Выполняют задание устно. Сказ «Каменный цветок» заканчивается тем, что Данилушка неожиданно уходит из дома неизвестно куда. | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |
VIII. Домашнее задание. | Прочитать сказы «Горный мастер» и «Хрупкая веточка», нарисовать или описать картины, которые возникли в воображении после прочтения. | Индивидуальные задания: найти эпизоды, в которых появляется Медной горы Хозяйка; рассказать о жизни Данилы-мастера, включив в рассказ чтение или пересказ отрывков из сказов, используя пояснения из задания 2-3 («Наедине со сказами, прочитанными самостоятельно», с. 222). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"
Технологическая карта -это трудность для начинающих учителей ,работающих во ФГОС ООО...
Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".
Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....
Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Технологическая карта урока физической культуры, 1 класс, Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность". Данный материал будет интересен учителям физической ку...
Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».
технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..
Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English” М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home» (Нет лу...