Технологическая карта урока"Одинокий ребенок" (по рассказу В.Распутина "Мама куда - то ушла"), ( 5 кл, литература)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок по ФГОС. Тема одиночества.Это рассказ о том, как мальчик впервые встретился с одиночеством.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок чтения «Одинокий ребенок» (по рассказу В.Распутина "Мама куда-то ушла").
Педагог – библиотекарь: Далбаева Альбина Ангановна
Предмет: Литература
Класс: 5 кл.
Тема урока: «Одинокий ребенок» (по рассказу В.Распутина "Мама куда-то ушла").
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, анализ и оценка ответов самими обучающимися.
Наглядность и оборудование: 1) текст рассказа В. Распутина «Мама куда-то ушла»; 2) презентация к уроку; 3)экран, проектор, компьютер, цветные стикеры, фишбоун, видеоролик, музыкальная композиция «Одинокий пастух» Джеймса Ласта, книжная выставка « Иркутский писатель В.Распутин»
Цель урока: осмысление глубины художественного текста, постижение авторского замысла
Задачи:
- создать условия для развития у школьников умения находить пути решения поставленной проблемы;
- обеспечить условия для развития речи обучающихся, аналитического и логического мышления;
- способствовать развитию стремления к творческому самовыражению;
- уметь понимать тему, определять основную мысль;
- уметь работать с текстом;
- уметь наблюдать, делать выводы;
- прививать любовь к литературе как к учебному предмету, воспитывать взаимоуважение.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
1.Организационный момент (самоопределение к деятельности). Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно -значимом уровне. Интерактивная игра «Поделитесь позитивом». | Приветствие. Педагог – библиотекарь: Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Добрый день, дорогие ребята, гости, уважаемые коллеги! Я надеюсь, что день сегодня, действительно добрый. Я вижу ваши глаза, улыбки и чувствую, что мы сегодня вместе сделаем много открытий! – Вы готовы к уроку? – А с каким настроением вы пришли на урок? – Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут. Подойдите к своим ребятам и передайте частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь и обнимитесь. Педагог – библиотекарь: Да, все что вы сказали, верно и нашей с вами встрече я рада. На этом уроке вы познакомитесь с творчеством В. Распутина через рассказ «Мама куда-то ушла». Презентация: «Иркутский писатель В.Распутин» | Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться. – Потому что наступила настоящая зима. Знакомство с биографией писателя |
|
2.Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Цель: организовать и направить в нужное русло познавательную деятельность обучающихся. | Педагог – библиотекарь: Скажите, ребята, а когда вы чувствуете себя особенно счастливыми? | Дети: - Когда купили что-то, о чём давно мечтал. - Когда в жизни происходит что-то хорошее. - Когда мама рядом. | |
Да, когда мама рядом – это счастье. А что чувствует ребёнок, когда мамы нет? | Грусть, одиночество | ||
3. Этап определения темы урока. Цель: активизировать мыслительную деятельность. Формулирование темы урока | Дома вы прочитали рассказ В. Распутина “Мама куда-то ушла”. - Кто для ребенка самый близкий человек на свете? - Можно ли сказать, что мама в определенном возрасте воплощает для ребенка весь остальной мир? - Куда мама ушла, вернется ли мама? – Как можно назвать состояние ребенка, когда он оказывается без мамы? Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. «Одиночество», «Одинокий ребенок». Какие произведения об одиночестве детей вы можете назвать? Какие стихи вы знаете о маме? | Одинокий ребёнок в рассказе В.Распутина “Мама куда-то ушла”. Печаль одиноких детей
Д.Самойлов “Из детства” В.Берестов “Мама уехала” А.Платонов «Еще мама» Фильм «Один дома» Ученик читает наизусть, выразительно стихотворение о маме). | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с библиотекарем вырабатывать критерии оценки своей работы |
4.Работа с текстом (исследование) Работа в группах Цель: Построение нового способа действия. Вспомните правила работы в группе, выберите лидера, который будет координировать ваши действия и оценивать вашу работу.
| - Ребята, что мы должны знать, работая с текстом? (текст и основную мысль текста) Чтение текста педагогом – библиотекарем. Задание 1. a) Определите и запишите тему рассказа б) Назовите и запишите основную мысль рассказа в) Выберите ключевые слова, чувства, которые испытывал мальчишка. Подчеркните эти слова в тексте. г) Сколько лет мальчишке? д) А как зовут нашего героя? Задание 2 Перед вами листы с Фишбоуном. Заполните, пожалуйста, его нужными словами. Проблема, затронутая автором (голова) Чувства одинокого мальчика (верхние кости) Действия, которые он совершает (нижние кости) Вывод (хвост) | Обучающиеся записывают тему. Основную мысль текста В течение 3 минут дети выделяют ключевые слова: радость, одиночество, удивление, угрюмость, вина, ранимость, глупость, надежда, отчаяние, боль, успокоение, мечтательность. Голова: одиночество. Верхние кости: грусть, растерянность, ожидание, злость. Нижние кости: плачет, слоняется по квартире, зовёт маму, хитрит, проявляет агрессию по отношению к любимой игрушке. Хвост: одиночество ребёнка может развить в нём нехорошие качества и привести к необдуманным поступкам. | КоммуникативныеУУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. |
Проблемный вопрос. - Нужно ли человеку одиночество? - И да, и нет (нужно, но не всегда) - Вы оставались в одиночестве? Простой вопрос: -Попробуйте пересказать текст в одном предложении | Предполагаемые ответы: - Этот рассказ о том, как мальчик впервые встретился с одиночеством | ||
5. Физминутка Слайд №13 |
| ||
Слайд №14 | Задание 3. Предлагаю осмыслить свои эмоции и предложить библиотекарям проект выхода из сложившейся ситуации.
| 1. Художники рисуют иллюстрации к рассказу. 2. Писатели создают эссе о впечатлении от рассказа. 3. Проектировщики создают проект помощи детям, попавшим в ситуацию, сходную с изложенной в рассказе. 4. Фантазеры. Попробуйте изобразить одиночество На работу отводится 10 минут. Обучающиеся знакомят одноклассников с результатами работы. | |
Педагог – библиотекарь: Определите идею рассказа. Ребёнок не должен надолго оставаться один. | Обучающиеся делают свои предположения. | ||
6. Выход на новый уровень осмысления текста. Цель: Видение концептуальной информации. | Педагог – библиотекарь: скажите, в обществе есть проблема одиноких детей? А сейчас ребята, вашему вниманию грустный видеоролик: Мама, мамочка, мама, ну куда ты ушла… | Дети: Да, есть. У некоторых детей погибают родители, некоторых детей бросают. | |
7. Этап рефлексии. Оценивание. Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | Педагог – библиотекарь: За что мы можем похвалить себя сегодня? Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? Поняли ли вы замысел автора? Какой выход из ситуации вы видите? | Ученики оценивают свою работу | Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. |
Оцените уровень своей работы на уроке. Низкая активность – красная карточка, средняя – жёлтая, высокая – зелёная. Дорогие коллеги! Я хочу попросить вас оценить наш урок. У вас на столах лежат цветы для оценивания. Синий – понравился урок, розовый – не понравился. Возьмите цветочек и закрепите на нашей вазе. (технология «букет настроения») | Ученики поднимают карточки. | ||
8. Домашнее задание
Слайд №15 | Педагог – библиотекарь: задание на выбор: Написать сочинение о маме. Написать письмо мальчишке. Составить памятку «Когда я остался дома один». |
| Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. |
Итог урока: Каким может быть финал рассказа? – Ожидали ли вы такой финал? – Как вы думаете, почему В.Распутин заканчивает свое произведение именно так? - Почему мама все же не пришла? Человеку для счастья в жизни нужен кто – то еще. При этом он обречен на одиночество, в какие – то моменты он неизбежно остается один, со своими проблемами. Этого не нужно бояться, с этим нужно уметь жить. Я желаю вам, чтобы рядом с вами всегда был близкий человек – ваша мама. Помни, ты не один… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"
Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...
Технологическая карта урока немецкого языка и литературы "Белеет парус одинокий"
Интегрированный урок немецкого языка и урока литературы. Учащиеся знакомятся с творчеством М.Ю Лермонтова в переводах. Сравнивают,анализируют как русское стихотворение,так и его немецкие переводы....
Технологическая карта урока Куда ты собираешься? 8 класс
Урок разработан к УМК Вербицкой М.В. Forward 8...
Технологическая карта урока «Право. Семья. Ребенок» 2021г.
Технологическая карта урока «Право. Семья. Ребенок»...
Технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Письмо",где есть ребенок с ОВЗ.
Технологическая карта урока,где есть ребенок с ОВЗ. Можно использовать и для всего класса,т.к. материал удобно размещён....
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...