Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.
методическая разработка по литературе (8 класс)

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shinel.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Класс :8

Тема урока: Н.В.Гоголь  «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

Цели урока:

  • расширить и углубить понятие  «образ « маленького человека» в русской литературе;
  • рассмотреть основные художественные особенности повести «Шинель», нравственные проблемы, поставленные в произведении;
  • развивать умение определять роль детали в художественном произведении;
  • совершенствовать навыки монологической речи;
  • воспитание милосердия, сострадания.

Планируемые результаты:

предметные:  понимают нравственные проблемы повести Н.В.Гоголя «Шинель», умеют анализировать произведение, определяют роль детали в художественном произведении;

метапредметные:

познавательные: ориентируются в художественном произведении, обобщают, делают выводы, находят нужную информацию в художественном произведении;

регулятивные: планируют последовательность действий, осуществляют самоконтроль;

коммуникативные:  владеют разными видами чтения, участвуют в коллективном обсуждении, используют речевые средства для выражения своих чувств;

личностные:  ориентируются в системе моральных норм и ценностей, признают высокую ценность жизни, проявляют уважение к личности.

Ход урока.

1.  Слово учителя. «Лучшее, что вы написали», - так оценил повесть В.Г.Белинский. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя, - сказал Достоевский, а может быть, кто-то другой. Впрочем, это не так уж важно. Ибо « мы»  – русская литература.

2.  Постановка проблемного вопроса.

- Итак, почему  «мы» - русская литература – вышли из  «Шинели», небольшой повести Гоголя?

- Обратимся к тексту. О чём эта повесть? (О «маленьком человеке).

- «Маленький человек»: что это значит?  В каких определениях вы раскрыли бы содержание, смысл этого нарицательного имени? (Человек униженный, бесправный, незащищённый, беззащитный, безотказный, одинокий, забытый, жалкий, доведённый до отчаяния)

- Не правда ли, образ такого человека мы встречали на страницах произведения другого автора. Какого? Назовите это произведение. (А.С.Пушкин  «Станционный смотритель»)

- Вспомним прочитанное.

- Кто герой повести А.Пушкина?

- Каков он? (Герой Пушкина – простой человек, бедный и почти бесправный, чиновник низшего класса, один из многих, «сущий мученик 14 класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Он привык к унижениям и издевательствам. Но в начале повести Самсон Вырин – человек бодрый, имеющий вид «довольного самолюбия»: он гордится своей дочерью, которая очень красива. )

- Что изменило Самсона Вырина? (Горе. Потеряв дочь, он потерял смысл жизни, а вместе с ним и саму жизнь. Его оскорбили, растоптано его человеческое достоинство. Он спился и умер)

- Как проявился рассказчик, а вместе с ним и автор в повести? (Он сочувствует, выступает в защиту маленького человека; звучит упрёк дочери, которая принесла любящего отца в жертву своему счастью)

3.  Работа над повестью «Шинель»

- А теперь обратимся к повести Н.Гоголя, герой которой тоже  «маленький человек». Проследим позицию автора в отношении к «маленькому человеку».

- Почему повесть о человеке названа «Шинель»?

- Найдите портрет героя  («…чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк и цветом лица, что называется геморроидальным…»)

- Чего нет в портрете? (Нет лица)

- Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича?

- Чиновник есть, но нет лица, неповторимого человеческого лица нет.

Но лица нет не только у Башмачкина. Вы обратили внимание на такую маленькую деталь: табакерка портного.

- Что на ней изображено? (Портрет какого-то генерала, «какого именно неизвестно, потому что место, где находилось лицо, было проткнуто пальцем и потом заклеено четырёхугольным лоскуточком бумажки»)

- А у портного Петровича? А у  «значительного лица»? А у чиновников?

- Почему? (Мундир заменил личность, чин затмил человека)

- А есть ли лицо у портного Петровича? А у  «значительного лица»? А у чиновников? (Человека заменила вещь, и как следствие этого исчез и портрет)

- Как было выбрано имя герою? (Потеря права на собственное имя)

- Ещё один показатель индивидуальности человека – его речь.

- Как говорит Акакий Акакиевич?

(Анализ эпизода «Разговор  Башмачкина с Петровичм»  и «Разговор с генералом во время аудиенции»)

- Гоголь пишет: «Нужно знать, что Акакий Акакиевич объяснялся большей частью предлогами, наречиями, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения». (Речь  косноязычна, состоит из бесконечных «того-сего». Автор не скрывает убожества внутреннего мира героя, его ограниченности, скудности интересов, неспособности логически мыслить.

- А каков характер Башмачкина? Приведите примеры из текста.

- Почему же писатель приглушает все эти отрицательные качества, не делает на них акцента, а крупным планом даёт другое: кротость, незлобие, безропотное терпение.

- О чём мечтает Акакий Акакиевич? О какой шинели мечтает он?

- Чем стала шинель в жизни героя? ( Возможностью стать  «значительным лицом»)

- Проследите за изменением внешности, поведения, речи, настроения героя в то время, когда он впервые надел шинель. («Пообедал он весело и после обеда уже ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постеле».

Он признан чиновниками как равный среди равных и даже приглашён в лучшую часть города).

- Как чувствует себя Акакий Акакиевич в обществе, где  «на стенах висели всё шинели да плащи, между которыми некоторые были даже с бобровыми воротниками или с бархатными отворотами»? (Неуютно, и по дороге домой он чувствует себя не лучшим образом Значит, стремление к значительности не было естественным для нашего героя.)

- По дороге домой случилось страшное: Акакия Акакиевича ограбили.

- Прочитаем сцену попытки найти защиту у «значительного лица».

- Мог ли разговор сложиться иначе? (Мог, не будь в приёмной третьего лица – зрителя, перед которым, как перед зеркалом, надо сыграть роль строгого начальника)

- Поэтому жизнь всё быстро расставляет по своим местам: потеря шинели, болезнь и смерть. И врач советует хозяйке заказать сосновый гроб, чтоб по Сеньке и шапка: «А вы, матушка, и времени даром не теряйте, закажите ему теперь же сосновый гроб, потому что дубовый будет для него дорог» Холодный Петербург встретил и проводил Башмачкина по одёжке.

- Вернёмся к вопросу, заданному вначале: почему повесть о человеке названа  «Шинель»? ( Ценность человека определяется по формальным признакам – мундир, чин, дом. Вещь заменила человека)

Читаем отрывок: «И Петербург остался без Акакия Акакиевича… до слов «..потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира…»

Вывод. О чём скорбит Гоголь? Что утверждает?  (Нет ничего ценнее человека. Писатель скорбит о погибели самого звания человека, кода людей делят на  «значительных» и «маленьких»)

Итог урока. Что объединяет повести А.Пушкина и Н.Гоголя? (Сострадание)

Рефлексия.

- Какие чувства и размышления вызвала у вас повесть «Шинель»?

Домашнее задание. Подготовить сообщение на тему «Образ Петербурга в  повести»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ "маленького человека" в повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Данная презентация содержит наглядный материал, иллюстрации к повести Н.В.Гоголя "Шинель"....

Образ маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель"

Цель: Раскрыть образ "маленького человека".Задачи: ·         Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного ...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

Эволюция образа «маленького» человека в русской литературе Х1Х-ХХ веков (на материале произведений А.С.Пушкина «Медный всадник», Н.В.Гоголя «Шинель», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Т.Н.Толстой «Соня»)

Данный урок уместно проводить в 10 классе профильного уровня, т.к. изучение литературы  на профильном уровне , сохраняя фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об ист...

А.А.Башмачкин - образ "маленького человека" (по повести Н.Гоголя "Шинель")

Урок построен с требования ФГОС. Ученики заполняют таблицу, работая с текстом художестенного произведения....

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе....