Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.
методическая разработка по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Класс :8
Тема урока: Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.
Цели урока:
- расширить и углубить понятие «образ « маленького человека» в русской литературе;
- рассмотреть основные художественные особенности повести «Шинель», нравственные проблемы, поставленные в произведении;
- развивать умение определять роль детали в художественном произведении;
- совершенствовать навыки монологической речи;
- воспитание милосердия, сострадания.
Планируемые результаты:
предметные: понимают нравственные проблемы повести Н.В.Гоголя «Шинель», умеют анализировать произведение, определяют роль детали в художественном произведении;
метапредметные:
познавательные: ориентируются в художественном произведении, обобщают, делают выводы, находят нужную информацию в художественном произведении;
регулятивные: планируют последовательность действий, осуществляют самоконтроль;
коммуникативные: владеют разными видами чтения, участвуют в коллективном обсуждении, используют речевые средства для выражения своих чувств;
личностные: ориентируются в системе моральных норм и ценностей, признают высокую ценность жизни, проявляют уважение к личности.
Ход урока.
1. Слово учителя. «Лучшее, что вы написали», - так оценил повесть В.Г.Белинский. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя, - сказал Достоевский, а может быть, кто-то другой. Впрочем, это не так уж важно. Ибо « мы» – русская литература.
2. Постановка проблемного вопроса.
- Итак, почему «мы» - русская литература – вышли из «Шинели», небольшой повести Гоголя?
- Обратимся к тексту. О чём эта повесть? (О «маленьком человеке).
- «Маленький человек»: что это значит? В каких определениях вы раскрыли бы содержание, смысл этого нарицательного имени? (Человек униженный, бесправный, незащищённый, беззащитный, безотказный, одинокий, забытый, жалкий, доведённый до отчаяния)
- Не правда ли, образ такого человека мы встречали на страницах произведения другого автора. Какого? Назовите это произведение. (А.С.Пушкин «Станционный смотритель»)
- Вспомним прочитанное.
- Кто герой повести А.Пушкина?
- Каков он? (Герой Пушкина – простой человек, бедный и почти бесправный, чиновник низшего класса, один из многих, «сущий мученик 14 класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Он привык к унижениям и издевательствам. Но в начале повести Самсон Вырин – человек бодрый, имеющий вид «довольного самолюбия»: он гордится своей дочерью, которая очень красива. )
- Что изменило Самсона Вырина? (Горе. Потеряв дочь, он потерял смысл жизни, а вместе с ним и саму жизнь. Его оскорбили, растоптано его человеческое достоинство. Он спился и умер)
- Как проявился рассказчик, а вместе с ним и автор в повести? (Он сочувствует, выступает в защиту маленького человека; звучит упрёк дочери, которая принесла любящего отца в жертву своему счастью)
3. Работа над повестью «Шинель»
- А теперь обратимся к повести Н.Гоголя, герой которой тоже «маленький человек». Проследим позицию автора в отношении к «маленькому человеку».
- Почему повесть о человеке названа «Шинель»?
- Найдите портрет героя («…чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк и цветом лица, что называется геморроидальным…»)
- Чего нет в портрете? (Нет лица)
- Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича?
- Чиновник есть, но нет лица, неповторимого человеческого лица нет.
Но лица нет не только у Башмачкина. Вы обратили внимание на такую маленькую деталь: табакерка портного.
- Что на ней изображено? (Портрет какого-то генерала, «какого именно неизвестно, потому что место, где находилось лицо, было проткнуто пальцем и потом заклеено четырёхугольным лоскуточком бумажки»)
- А у портного Петровича? А у «значительного лица»? А у чиновников?
- Почему? (Мундир заменил личность, чин затмил человека)
- А есть ли лицо у портного Петровича? А у «значительного лица»? А у чиновников? (Человека заменила вещь, и как следствие этого исчез и портрет)
- Как было выбрано имя герою? (Потеря права на собственное имя)
- Ещё один показатель индивидуальности человека – его речь.
- Как говорит Акакий Акакиевич?
(Анализ эпизода «Разговор Башмачкина с Петровичм» и «Разговор с генералом во время аудиенции»)
- Гоголь пишет: «Нужно знать, что Акакий Акакиевич объяснялся большей частью предлогами, наречиями, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения». (Речь косноязычна, состоит из бесконечных «того-сего». Автор не скрывает убожества внутреннего мира героя, его ограниченности, скудности интересов, неспособности логически мыслить.
- А каков характер Башмачкина? Приведите примеры из текста.
- Почему же писатель приглушает все эти отрицательные качества, не делает на них акцента, а крупным планом даёт другое: кротость, незлобие, безропотное терпение.
- О чём мечтает Акакий Акакиевич? О какой шинели мечтает он?
- Чем стала шинель в жизни героя? ( Возможностью стать «значительным лицом»)
- Проследите за изменением внешности, поведения, речи, настроения героя в то время, когда он впервые надел шинель. («Пообедал он весело и после обеда уже ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постеле».
Он признан чиновниками как равный среди равных и даже приглашён в лучшую часть города).
- Как чувствует себя Акакий Акакиевич в обществе, где «на стенах висели всё шинели да плащи, между которыми некоторые были даже с бобровыми воротниками или с бархатными отворотами»? (Неуютно, и по дороге домой он чувствует себя не лучшим образом Значит, стремление к значительности не было естественным для нашего героя.)
- По дороге домой случилось страшное: Акакия Акакиевича ограбили.
- Прочитаем сцену попытки найти защиту у «значительного лица».
- Мог ли разговор сложиться иначе? (Мог, не будь в приёмной третьего лица – зрителя, перед которым, как перед зеркалом, надо сыграть роль строгого начальника)
- Поэтому жизнь всё быстро расставляет по своим местам: потеря шинели, болезнь и смерть. И врач советует хозяйке заказать сосновый гроб, чтоб по Сеньке и шапка: «А вы, матушка, и времени даром не теряйте, закажите ему теперь же сосновый гроб, потому что дубовый будет для него дорог» Холодный Петербург встретил и проводил Башмачкина по одёжке.
- Вернёмся к вопросу, заданному вначале: почему повесть о человеке названа «Шинель»? ( Ценность человека определяется по формальным признакам – мундир, чин, дом. Вещь заменила человека)
Читаем отрывок: «И Петербург остался без Акакия Акакиевича… до слов «..потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира…»
Вывод. О чём скорбит Гоголь? Что утверждает? (Нет ничего ценнее человека. Писатель скорбит о погибели самого звания человека, кода людей делят на «значительных» и «маленьких»)
Итог урока. Что объединяет повести А.Пушкина и Н.Гоголя? (Сострадание)
Рефлексия.
- Какие чувства и размышления вызвала у вас повесть «Шинель»?
Домашнее задание. Подготовить сообщение на тему «Образ Петербурга в повести»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ "маленького человека" в повести Н.В.Гоголя "Шинель"
Данная презентация содержит наглядный материал, иллюстрации к повести Н.В.Гоголя "Шинель"....
Образ маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель"
Цель: Раскрыть образ "маленького человека".Задачи: · Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного ...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"
Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...
Эволюция образа «маленького» человека в русской литературе Х1Х-ХХ веков (на материале произведений А.С.Пушкина «Медный всадник», Н.В.Гоголя «Шинель», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Т.Н.Толстой «Соня»)
Данный урок уместно проводить в 10 классе профильного уровня, т.к. изучение литературы на профильном уровне , сохраняя фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об ист...
А.А.Башмачкин - образ "маленького человека" (по повести Н.Гоголя "Шинель")
Урок построен с требования ФГОС. Ученики заполняют таблицу, работая с текстом художестенного произведения....
Образ "маленького человека" в произведении Н.В. Гоголя " Шинель"
В копилку учителю литературы...
Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.
Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе....