Проблемный вопрос урока: «Кто такой маленький человек и достоин ли он счастья?»
Тип урока: урок открытия нового знания с использованием элементов проектно-исследовательской и коммуникативной технологии (мини-исследование «Кто такой маленький человек», продукт – таблица и вывод; мини-дискуссия) Оборудование: Мультимедийная доска, раздаточный материал в виде шляп и наводящих вопросов, текст повести «Станционный смотритель», текст поэмы «Медный всадник».
Цель урока: выяснить, кто такой маленький человек и достоин ли он счастья по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и поэме «Медный всадник» Результаты:
Предметные -формирование умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности; - определение понятия «маленький человек»; - формирование навыков самостоятельной, поисковой, исследовательской и аналитической работы с текстом; - формирование навыков характеристики литературных героев.
Метапредметные -развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации; -формирование коммуникативной компетенции (умение вести дискуссию, отстаивать свое мнение, используя текст) -развитие навыков исследовательской и проектной деятельности.
Личностные -формирование чувства ответственности за свои поступки, уважительного отношения к людям низкого социального статуса; -воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений А. С. Пушкина |
Станционный смотритель как маленький человек | Самсон Вырин как маленький человек | Евгений как маленький человек |
|
|
|
-Медный всадник
Учащийся читает, дети слушают.
«Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей).
Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев.
Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. боже! Какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Чрез пять минут — колокольчик!.. и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную!.. Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. Еще несколько слов: в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел я дела; любопытный запас путевых моих наблюдений надеюсь издать в непродолжительном времени; покамест скажу только, что сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде. Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые.
Ответы учащихся. «человек лет пятидесяти, свежий и бодрый, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах».
Ответы учащихся. «Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».
«Сердце старика закипело, слезы навернулись на глазах, и он дрожащим голосом произнес только: «Ваше высокоблагородие!.. сделайте такую божескую милость!..»
Ответы учащихся. Самсон Вырин был счастлив прежде всего своей любовью к дочери. В ней он видел смысл жизни. Но вот счастье разрушено, Самон Вырин постарел, осунулся, не знает, зачем ему жить.
Беден, вдовец, Робкий, слабый, забитый, беспомощный, бесправный, но любящий, с чувством собственного достоинства. Он жил с дочерью, любил её, но лишился последний отрады. Несчастный старик, который не может ничего изменить. В такой ситуации он бессилен, не может противиться судьбе.
Главным героем является молодой человек Евгений.
Учащиеся находят, выписывают, озвучивают. Бедный, любящий, не отличающийся умом, несчастный СОШЕЛ С УМА (ПЫТАЛСЯ БОРОТЬСЯ) МЕЧТАЮЩИЙ
Оба бедны, любят кого-то, несчастны, заканчивают плохо . Евгений, в отличие от Самсона Вырина, пытается бороться (грозит памятнику), но не выдерживает и сходит с ума. Кроме того, Евгений мечтает, у него есть цели и стремления.
Станционный смотритель как маленький человек | Самсон Вырин как маленький человек | Евгений как маленький человек | Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев.
бедное его жилище
оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. | Беден, вдовец, жил с дочерью, любил её, но лишился последний отрады. Несчастный старик, который не может ничего изменить. В такой ситуации он бессилен, не может противиться судьбе.
| бедный, любящий, не отличающийся умом, несчастный, сошел с ума (пытался бороться) мечтающий,
|
“Маленький человек” - это герой литературного произведения, относящийся к низшему социальному слою, а потому робкий, униженный, забитый, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный, обладающий высокими душевными и духовными качествами, но обладающий высокими душевными и духовными качествами.
| Итак, начнем наше исследование. Начертим таблицу из трех граф. Первую графу назовите «станционный смотритель как маленький человек», вторую – Самсон Вырин как маленький человек и третью - Евгений маленький человек. Как вы думаете о каком Евгении идет речь? Какое произведение вы недавно изучали? -Медный всадник. Да, Евгения тоже можно отнести к маленькому человеку.
Давайте прочтем текст с самого начала (выбирает учащегося, который прочтет). Прием «комментированное чтение».
Давайте остановимся. Найдите характеристику станционного смотрителя и выпишите ее в первую колонку. Читаем дальше. Запишите характеристику жилища смотрителя в таблицу. Как относится к смотрителю проезжающие? (с ненавистью, с презрением). Как относится рассказчик к смотрителям (уважительно, с сочувствием и состраданием). Найдите эти цитаты и озвучьте их (выделены).
Последнюю названную вами цитату (выделена) запишите в таблицу.
Итак, переходим ко второй части нашего исследования. Найдите первое описание Самсона Вырина.
Найдите второе описание Самсона Вырина (после отъезда Дуни).
Найдите третье описание Самсона Вырина (у Минуского).
Как меняется Самсон Вырин?
Что мы можем написать в нашу таблицу?
Ребята, вы уже изучали поэму А. С. Пушкина «Медный всадник». Помните ли вы главного героя поэмы? Возьмите тексты, которые мы вам выдали, выделите те характеристики, которые мы можем записать в таблицу. Что общего у Евгения и Самсона Вырина? Что их отличает?
Да, правильно! Именно поэтому исследователи до сих пор спорят о том, является этот герой маленьким человеком или нет.
Теперь глядя на нашу таблицу давайте запишем вывод, кто является маленьким человеком.
|