Тематическое планирование по литературе 7 кл. по программе Коровиной
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему
Тематическое планирование по литературе 7 кл. по программе В.Я. Коровиной рассчитана на 3 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_7_kl.docx | 59.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №1»
Методическое объединение гуманитарного цикла
Рабочая учебная программа
по литературе
для обучающихся 7 класса
Составлена на основе примерной программы курса
«Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной»
Автор Попова Галина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «ЦО №1»: ___________________ С.В.Лукьянова «___»________________ 20___ г. | РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению на заседании методического объединения гуманитарного цикла МБОУ «ЦО №1»: «___»_________________20___ г. _________________ А.С.Мухина |
г. Донской.
2015 год
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа первого концентра рассчитана на 3 часа в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся:
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
Для учителя:
Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
Содержание тем учебного курса.
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветыДревней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Василий Андреевич Жуковский. « Лесной царь»
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»
(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.
Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма обисторическом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк», «Бежин луг». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В.А.ЖуковскиЙ « Приход весны» А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край» Иван Алексеевич Бунин.Краткий рассказ о писателе. «Родина». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин Краткий рассказ о писателе. «Родина». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные
представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«Неизвестный цветок». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного вдуше человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Берне. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
Джеймс Олдридж. « Отцы и дети»
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Луиджи Пиранделло « Черепаха».
КАЛЕНТАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ
ПО ПРОГРАММЕ В. Я. КОРОВИНОЙ.
№ урока | ТЕМА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ | Примечание |
Введение. | 1 | |||
1. | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | Идея. Проблема. Проблематика. Тема. Тематика | |
Устное народное творчество. | 8 | |||
2. | Предания как поэтическая автобиография народа. «Воцарение Ивана Грозного». «Сороки-Ведьмы». «Пётр и плотник». | 1 | Предание (развитие представлений). | |
3-4 | Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. | 2 | Былина. Руны. Гипербола (развитие представлений). | |
5 | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей –разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца | 1 | ||
6 | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. | 1 | Былинный стих. Поэтическая интонация. | |
7 | «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней. | 1 | Героический эпос. | |
8 | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. | 1 | Жанры фольклора. Пословицы, поговорки | |
9 | Практическая работа. Сопоставительный анализ пословиц разных стран мира. | 1 | Анализ текста | |
Из древнерусской литературы. | 5 | |||
10 | «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. | 1 | Поучение. Летопись. | |
11 | «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). | 1 | ||
12-13 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности. | 2 | ||
14 | Сочинение по произведениям древнерусской литературы | 1 | соч | |
Из русской литературы 18 века. | 3 | |||
15 | М. В. Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте. «К статуе Петра Великого». Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. | 1 | Ода (начальные представления). | |
16 | «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». Патриотизм. Призыв к миру. | 1 | ||
17 | Г. Р. Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен…». «На птичку…». «Признание». Размышления о смысле жизни | 1 | ||
Из русской литературы 19 века. | 37 | |||
18 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. | 1 | ||
19 | А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Сопоставление полководцев (Петра и Карла). Авторское отношение к героям). | 1 | Образ автора. | |
20 | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Особенности композиции. Своеобразие языка. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. | 1 | Баллада (развитие представлений). | |
21 | А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. | 1 | ||
22 | А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. | 1 | Повесть (развитие представлений). | |
23 | Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести. р/р Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Повесть (развитие представлений). | д/соч |
24 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»- поэма об историческом прошлом Руси. | 1 | Фольклоризм литературы (развитие представлений). | |
25 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. | 1 | Фольклоризм литературы (развитие представлений). | |
26 | М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению. | 1 | ||
27 | Контрольная работа по произведениям А. Пушкина и М. Лермонтова. | 1 | ||
28 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. | 1 | Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы. | |
29 | «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. | 1 | ||
30 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. | 1 | Литературный герой (развитие понятия). | |
31 | Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей. Патриотический пафос повести. | 1 | ||
32 | Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя „Тарас Бульба‟», | 1 | Дом./соч | |
33 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | 1 | ||
34-35 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык».Тургенев о богатстве и красоте русского языка. «Два богача» «Близнецы». Нравственность и человеческие взаимоотношения | 2 | Стихотворение в прозе. | |
36-37 | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». | 2 | Поэма. Трёхсложные размеры стиха. | |
38 | Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению. | 1 | ||
39-40 | А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. | 2 | Баллада (развитие представления). | |
41-42 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | 2 | Гротеск (начальные представления). | |
43 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. | 1 | Гротеск (начальные представления). | |
44 | Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина». | 1 | ||
45 | Контрольная работа по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина. | 1 | ||
46 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | 1 | Автобиографическое художественное произведение Герой-повествователь | |
47 | Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки и духовный мир. | 1 | Автобиографическое художественное произведение | |
48 | Подготовка к классному сочинению «„Золотая пора детства‟ в произведении Л.Н. Толстого» | 1 | ||
49 | Классное сочинение по произведению Толстого «Детство» | 1 | Кл/соч | |
50 | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. | 1 | Сатира и юмор как формы комического. | |
51 | Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». | 1 | Сатира и юмор как формы комического | |
52-53 | Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А. Бунин «Родина». Обучение анализу лирического текста. | 2 | ||
54 | Контрольная работа. «Что особенно дорого читателю в русской поэзии 19 века о Родине и родной природе?» | 1 | ||
Из русской литературы 20 века. | 38 | |||
55 | И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. | 1 | ||
56 | И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Подготовка к домашнему сочинению «„Золотая пора детства‟ в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина». | 1 | д/соч. | |
57 | М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | 1 | Автобиографическое художественное произведение | |
58-59 | Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров | 2 | ||
60-61 | Бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения. | 2 | Понятие о теме и идее произведения (начальные произведения). | |
62 | Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» (по выбору учителя). Портрет как средство характеристики героя. | 1 | Портрет как средство характеристики героя. | |
63 | «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | 1 | Понятие о теме и идее произведения | |
64 | Вн. Чтение. М. Горький. «Челкаш». Сопоставительная характеристика героев. | 1 | ||
65-66 | В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | 2 | Лирический герой. Ритм и рифма. Тоническое стихосложение. | |
67 | В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | 1 | Лирический герой | |
68-69 | Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | 2 | ||
70-71 | А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. | 2 | ||
72 | А. П. Платонов « В прекрасном и яростном мире» | 1 | ||
73 | Подготовка к классному сочинению по произведениям Андреева и Платонова | 1 | ||
74 | Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века). | 1 | Соч. | |
75 | Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. | 1 | ||
76 | Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения. | 1 | ||
77-79 | Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др. | 3 | Публицистика. Интервью как жанр публицистики | |
80-81 | Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Литературные традиции в рассказе Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади». | 2 | Литературная традиция | |
82-83 | Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению. | 2 | д/соч | |
84-85 | Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро».. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. | 2 | ||
86-87 | Тихая моя Родина. Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.). | 2 | Лирический герой | |
88 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». | 1 | Лирический герой | |
89 | Д.С. Лихачёв. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. | 1 | Публицистика. Мемуары как публицистический жанр. | |
90 | Писатели улыбаются. М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | 1 | Юмор. Юмористический рассказ | |
91-92 | Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский «Доченьки». И. Гофф «Русское поле». Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…». | 2 | ||
Из литературы народов России | 2 | |||
93-94 | Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине». | 2 | ||
Из зарубежной литературы. | 8 | |||
95-96 | Р. Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бёрнса. | 2 | ||
97 | Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. | 1 | ||
98-99 | Японские хокку (хайку). Особенности жанра. | 2 | Особенности жанра хокку (хайку). | |
100-101 | Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». | 2 | ||
102 | Читательская конференция. Итоги года и задание на лето. | 1 | ||
103-105 | Резервные уроки | 3 |
Тематический план
- Введение -1ч.
- Устное народное творчество - 8ч.
- Из древнерусской литературы – 5ч
- Из русской литературы 18 века – 3ч
- Из русской литературы 19 века – 37ч.
- Из русской литературы 20 века – 38ч.
- Из литературы народов России – 2ч.
- Из зарубежной литературы – 8ч.
- Резервные уроки – 3ч.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Полухина В.Г., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 7 класс:
2. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М: Просвещение, 2013.
3. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс»: Электронное учебное пособие на СD-RОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутое календарно-тематическое планирование по литературе, 6 кл, уч. Коровина В. Я.
Программа рассчитана на 68 ч., 2 часа в неделю...
Развернутое календарно-тематическое планирование по литературе, 5 кл, уч. Коровина В. Я.
программа рассчитана на 102 ч., 3 ч. в неделю...
Тематическое планирование по литературе 6 класс. УМК Коровиной В.Я
Тематическое планирование по литературе 6 класс. УМК Коровиной В.Я....
Тематическое планирование по литературе 10 класс. УМК Коровиной В.Я
Тематическое планирование по литературе 10 класс. УМК Коровиной В.Я. Базовый уровень, 102 часа...
Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику В.Коровиной. 5 класс.18.07.17г
Календарно-тематическое планирование по литературе по УМК В.Коровиной. 5 класс...
Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс, программа под ред. В.Ф. Чертова
Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс, программа под ред. В.Ф. Чертова...
Тематическое планирование уроков литературы 10 класс программа Г.И.Беленького
Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе по программе общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И.Беленького, 5-е издание, М. Просвещение 2008 (5 ч...
Комментарии
Спасибо за грамотно
Спасибо за грамотно составленное планирование. Дальнейших успехов в творческой деятельности.