Развернутое календарно-тематическое планирование по литературе, 5 кл, уч. Коровина В. Я.
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Каштанова Наталья Александровна

программа рассчитана на 102 ч., 3 ч. в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatera_5_kl_102_ch.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

по  литературе в 5-А классе

2013-2014 учебный год.

Учитель: Каштанова Наталья Александровна.

 

Всего – 102  часа (из расчёта 3 часа в неделю).

 

Программа   для  общеобразовательных учреждений  М.: «Просвещение», 2008г. под  редакцией В.Я. Коровиной.

Учебник  5 класс  М.: «Просвещение», 2010 г.  в двух частях. Авторы-составители:  В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв,

В.И. Коровин

Пояснительная записка

Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.

В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык, культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.

Отсюда цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Компетентность читателя предполагает:

- способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

- готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;

- овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

- освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся;

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

  1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
  2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
  3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
  4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
  5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
  6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
  7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
  8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

В программе для 5 класса выделяются произведения «Для текстуального изучения» и «для обзорного изучения». Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно-ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При рекомендации подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения для «Текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.) произведения « для обзорного изучения» читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текс, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения (внеклассного) учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего чтения предлагаются произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объем чтения остается за учащимися. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объем произведений, не входящих в обязательный минимум и обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся. Вместе с тем учитель вправе выделить часы на проведение уроков внеклассного чтения(из расчета один урок после изучения произведений определенного раздела).

Календарно-тематическое планирование

п\п

Раздел.

Тема урока

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (предполагаемый

результат)

Наглядность (таблицы, карты, диски, фильмы, ЦОР, учебно-лабораторное оборудование)

Формы контроля (контроль усвоения)

Домашнее задание

Плано-вые сроки прохож-дения

Скорректиро-ванные сроки прохождения программы

I

Введение

1

Книга и её роль в духовной жизни человека и общества

1

ИКТ

Знать, что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги

Выставка книг, презентация о книгах.

Объяснить значение слов А.С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». Составить план статьи учебника

Подготовить пересказ  учебной статьи по плану. Подобрать пословицы и поговорки о книге и чтении.

 С.6, задание 1

Индивидуальное задание:

Придумать небольшой рассказ, используя одну из пословиц (поговорок)

II

Устное народное творчество

2

Русский фольклор. Малые жанры.

Детский фольклор

1

Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки;

Уметь отгадывать загадки, давать определения малым жанрам; отличать друг от друга  малые жанры фольклора;

Знать  жанры детского фольклора;

Уметь объяснять принадлежность конкретного текста к определённому жанру

Ответить на вопросы:

-почему у каждого народа свой фольклор?

-как помогает понять разницу между пословицей и поговоркой пословица «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка»?

Подобрать пословицы, поговорки, загадки; сгруппировать их по темам; нарисовать иллюстрации к известным загадкам

3

Сказка как особый жанр фольклора.

«Царевна-лягушка» -  сказка о мудрости и красоте

1

ИКТ

Знать жанровые особенности, виды сказок;

Уметь определять характерные для сказок обороты речи , использовать при сказывании сказок, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображении в живописи и графике;

Знать, к какому виду сказок относится  сказка «Царевна-лягушка»;

Уметь определять особенности фольклорной  волшебной  сказки; истолковывать смысл «необычайной ситуации»; читать сказку, пересказывать её;

составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим), формулировать мораль сказки

Выставка книг «Русские народные сказки», иллюстрации к сказкам, записи русских народных песен.

Сказывание волшебной сказки;

Выразительное чтение, пересказ сказки;

составить план характеристики главных героев

 С.10, вопр.1, 6 выучить определение;

Сказывание сказки с использованием сказочных особенностей;

Приготовить:

1)выразительное чтение эпизода «Василиса Премудрая на пиру»;

2) рассказ о Василисе Премудрой или Иване-царевиче (на выбор).

4

 «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания.

1

Уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды;

строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа

Иллюстрации к сказке.

 Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций

Пересказ, выполнить задания №1-7 на с. 37

5

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»

1

Уметь

объяснить отличие  сказки о животных и бытовой сказки от волшебной

Выставка книг «Русские народные сказки».

Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций

С. 42-44, отв. на вопросы, нарисовать иллюстрации; подготовиться к внеклассному чтению:   прочитать любимые сказки, сделать презентацию

6-7

Внеклассное чтение

Мои любимые сказки

2

ИКТ

Уметь определять особенности сказки

Презентация о сказках.

 Написать сказку; оформит письменно

III

Из древнерусской литературы

8

«Подвиг отрока киевлянина  и хитрость воеводы Претича»

1

ИКТ

Знать определение понятия «летопись»;

Уметь коротко передать содержание статьи учебника, определять черты фольклора в летописи, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям)

Иллюстрации.

Чтение по ролям. Составление цитатного плана

Подготовить пересказ по цитатному плану;

Вопр. №1-5 с.50

IV

Из литературы  XVIII века

9

М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру…»

1

ИКТ

Понимать значимость личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого  было «утверждение наук в отечестве»

Презентация о М. В. Ломоносове.

Рассказ, работа с текстом, беседа.

С.52-53, пересказ;  стихотворение  выразительно читать.

Инд. задание:

-подготовить сообщение о баснописцах (Эзопе, Лафонтене и др.)

V

Из литературы XIX века

10

Русские басни. Басня и его родословная. Басня как литературный жанр

1

ИКТ

Знать жанровые особенности басни; определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра

Плакат о баснях.

Инсценирование басни, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями

С.55 -56, учить определения;  принести басню «Волк и Ягнёнок»

11

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк  и Ягнёнок»

1

ИКТ

Знать общую картину жизни И.А.Крылова;

Уметь составить план рассказа о баснописце, воспроизводить его, читать басню, объяснять её жанровые и языковые особенности, объяснять отношение автора к Волку и Ягнёнку, понимать характер его поведения.

Презентация о И. А. Крылове.

Устное словесное рисование

Подготовить чтение басни в лицах; нарисовать иллюстрации к басне.

12

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»

1

Понимать, что высмеивает автор в басне, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их;

Уметь сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов

Иллюстрации, выставка книг И. А. Крылова

Инсценированное чтение

Выразительное чтение басен,  одну наизусть по выбору.

13

И.А.Крылов. «Волк на псарне»

1

Знать творческую историю басни; понимать её драматический конфликт;

Уметь выразительно читать

Иллюстрации.

Ответить на вопрос: «Почему И.А.Крылов подарил басню Кутузову?»

Чтение по ролям

Выучить  басню наизусть, подготовиться к конкурсу.

Прочитать басни И.А.Крылова о войне 1812 года «Обоз», «Ворона и Курица»

14

Внеклассное чтение

Басенный мир И.А.Крылова

1

ИКТ

Знать основные мотивы И.А.Крылова

Презентации о героях басен.

Чтение по ролям; инсценирование басен

 Сочинить басню;

Оформить письменно

15

В.А.Жуковский.  «Кубок»

1

ИКТ

Знать сведения о поэте, историю создания баллады; определение понятия «баллада»; её жанровые особенности;

Понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям, уметь выразительно читать балладу

Презентация о В. А. Жуковском, газета

Чтение по ролям

С.68-69, пересказ.;

 с.81-85, выр.чит.;

с.87, вопр.№1-3,5

16-17

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

2

Знать историю создания сказки, сюжет и героев;

Понимать отличие сказки литературной от народной;

Уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки, выявлять общее и отличительное

Иллюстрации.

Составление таблицы «Сходство и различие  русской народной сказки  и литературной»

Выразительное чтение сказки.

С.79-80, вопр.1-5

18-19

А. С. Пушкин.   Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны

2

ИКТ

Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила”

Презентации:

  1. 1. Детство А. С. Пушкина;
  2. 2. Лицейские годы А. С. Пушкина

Работа с книгой, тренинг, просмотр видеофильмов

Подг. выразит. чтение, читать «Сказку  о мертвой царевне…»

20-21

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

2

Знать содержание сказки, уметь описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм  

Выставка книг, иллюстрации.

Работа над терминами “ритм”, “стихотворная и прозаическая речь”.

С.90-91 наизусть;

читать «Сказку  о мертвой царевне…»

22-24

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил

3

Знать историю рождения  сюжета сказки, особенности стихотворной сказки;

Понимать систему образов, основные мотивы;

Уметь отбирать материал для характеристики героев

Выставка книг, иллюстрации.

Составление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов

Подготовить художественный пересказ эпизода «Спасение царевны», иллюстрации к понравившемуся эпизоду

25

Пушкинская сказка – «прямая наследница народной»

1

Уметь делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать сказку

Иллюстрации.

Ответ на вопрос: почему пушкинская сказка – «прямая наследница народной?» Чтение (по ролям, сравнительная характеристика героев

Подготовить связный рассказ  « Что помогло Елисею в поиске невесты?»

26

Развитие речи

Стихотворная и  прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа

1

Знать определение понятий ритм, рифма, строфа.

Понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ.

Таблица «Стихотворная речь»

Ответить на вопрос:   чем стихотворная речь  отличается от прозаической

Подготовить  сообщения:

  1. Рифма. Способы рифмовки.
  2. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь.

Иллюстрировать ответ примерами из изученных произведений

27

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

1

ИКТ

Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки

Фрагмент мультфильма "Черная курица" (ЭКРАН, 1975 г.), реж. Ю. Трофимов

Пересказ фрагментов и комментированное чтение

Пересказ отрывка

28

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

1

ИКТ

Развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения , знать содержание сказки

Фрагмент мультфильма "Черная курица" (ЭКРАН, 1975 г.), реж. Ю. Трофимов

Комментированное чтение, беседа

Дочитать до конца, отв. на вопросы  1-7  

с.151-152

29

В.М. Гаршин. Человек обострённой совести. Сказка  «Attalea  Prinseps»

1

ИКТ

Знать факты биографии писателя, сведения о его творческом пути; содержание сказки

Презентация о В. М. Гаршине

Выразительное чтение эпизода сказки

Пересказ событий сказки от лица «маленькой, вялой травки».

30-31

Внеклассное чтение

Писатели-сказочники и их герои

2

Знать сюжеты сказок, выбранных для самостоятельного чтения

Выставка книг, иллюстрации, презентация о любимом сказочнике

Комментирование прочитанных сказок

Подготовить иллюстрации к любимой литературной сказке

32-33

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»

2

ИКТ

Знать отдельные факты биографии поэта;

Уметь передать сюжет стихотворения

Презентация о М. Ю. Лермонтове

Выразительное чтение; самостоятельная  работа с текстом;  аргументированные ответы на вопросы

Выразительно читать стихотворение; вопросы с.169-170

34

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

1

ИКТ

Уметь объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительно-выразительные средства использует автор

Выставка книг, иллюстрации, фрагменты аудио-записей маршей.

Устное словесное рисование, комментирование художественного текста

Выучить наизусть отрывок

35-36

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести  как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»

2

ИКТ

Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Заколдованное место»;

Уметь использовать текст повести

Презентация о Н. В. Гоголе.

Составление вопросов  к учебной статье.

Составление таблицы «Язык повести», план повести

С.173-174 пересказ;

Краткий пересказ содержания повести

37

Реальное и фантастическое в сюжете повести

1

Знать определение теоретических понятий: юмор, фантастика;

Уметь определять их роль в повести

Таблица.

Составление таблицы «Способы достижения юмористического эффекта в повести»

Ответить на вопрос: как соединились вымысел и реальность в повести?

1.Подготовить пересказ эпизода от лица деда.

2. Прочитать другие повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

38-39

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге»

2

ИКТ

Знать биографические сведения о поэте, нашедшие отражение в стихотворении «На Волге», содержание стихотворения;

Уметь сопоставлять содержание стихотворения  с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»

Презентация о Н. А. Некрасове

Выразительное чтение

Выучить отрывок наизусть

40

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

1

Раскрыть   тему:

– Мое отношение к героине поэмы Некрасова “Мороз, Красный нос”;

 

Иллюстрации и портреты русской женщины.

Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный

вопрос

Читать выразительно;

Письменно ответить на вопрос: «Как я отношусь  к героине повести?»

41-42

Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

2

Знать содержание стихотворения;

Уметь определять авторскую позицию

Репродукции картин художника А. Венецианова, В. Перова и др.

Чтение по ролям

Выразительное чтение по ролям;   выучить отрывок наизусть

43-44

И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России  в рассказе

2

ИКТ

Знать сведения о писателе; историю создания произведения, содержание рассказа;

Уметь соотносить описание быта  и нравов крепостнической России в рассказе

Презентация о И. С. Тургеневе.

Составление цитатного плана рассказа. Выборочный пересказ эпизодов рассказа. Ответить на вопрос: как Тургенев изображает нравы барской усадьбы?

С.207-208 пересказ. Рассказ о жизни Герасима в городе.

45

Герасим и его окружение

1

ИКТ

Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима;

Уметь сопоставлять главного героя  с его окружением, давать характеристику героя и его поступкам, поведению

Фрагмент мультфильма «Муму», союзмультфильм, 1987 г., реж. В. Караваев.

Пересказ эпизода  «Муму в доме барыни». Чтение диалогов

Подготовить рассказ-характеристику Татьяны, Капитона, барыни (по выбору). Составить характеристику Герасима

46

Герасим и Муму. Счастливый год

1

Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания Герасима;

Уметь строить устное высказывание  с опорой на текст

Фрагмент мультфильма «Муму», союзмультфильм, 1987 г., реж. В. Караваев.

Ответы на вопросы

Письменно ответить на вопрос:

- Как изменила Герасима гибель Муму?

Выразительно читать эпизод «Возвращение Герасима домой»

47

Авторская позиция  и способы её выражения  в рассказе «Муму».   Подготовка к сочинению.

1

Знать определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой;

Уметь ими оперировать, определять роль портрета, пейзажа, обосновывать авторское отношение  к главному герою

Составление плана характеристики литературного героя. Подготовка к написанию сочинения

Подбор материала

48-49

Духовные и нравственные качества Герасима — сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Сочинение

2

Знать особенности содержания произведения;

Уметь охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Написание сочинения

50

А. А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

1

ИКТ

Знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения;

Уметь определять, какие художественные приёмы использует автор для описания природы, анализировать художественное произведение

Презентация о А. А. Фете. Звуки природы (дождь).

Выразительное чтение

С.245 – наизусть;

С.244, 246 – выр. чит.;

51-52

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа

2

ИКТ

Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе;  историю создания рассказа «Кавказский пленник»

Презентация о Л. Н. Толстом

Определить события, позволяющие сопоставить и оценить поведение Жилина и Костылина  в минуты опасности

Устная характеристика Дины с использованием цитат. Подобрать материал о Жилине и Костылине.

53

Странная дружба  Жилина и Дины

1

ИКТ

Уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать своё мнение

Презентация о рассказе «Кавказский пленник»

Ответить на вопросы (устно):

-Почему Дина перестала видеть в Жилине врага?

-Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной?

-Характеристика Дины  (детали её портрета, поведение, отношение к Жилину)

Перечитать главы 3-6, пересказ «Жизнь Жилина и Костылина в плену»

54

Два пленника: Жилин и Костылин.

Смысл заглавия  рассказа. Роль картин природы  в рассказе. Особенности языка произведения

1

ИКТ

Знать понятия «герой», «сопоставление», «противопоставле-ние»,

средства раскрытия характера действующих лиц;

Понимать простоту и динамику языка; анализ художественного текста

Презентация о рассказе «Кавказский пленник»

Озаглавить эпизоды, в которых ярче всего проявилось различие характеров Жилина и Костылина.

 Подготовка к сочинению

55

Жилин и Костылин: сравнительная характеристика.

1

Уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, выражать своё мнение

Написание сочинения.

56-57

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

2

ИКТ

Знать автора и  биографические сведения о нём;

Уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа

Презентация о А. П. Чехове.

Чтение по ролям

С.277-279 пересказ;  инсценированное чтение

58-60

Русские поэты XIX века  о Родине и родной природе. Лирика Ф. И.Тютчева,

А.Н.Плещеева, И.С.Никитина и др.

 

3

ИКТ

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Презентация о поэтах. Репродукции картин русской природы.

Выразительное чтение; анализ  стихотворений

С.287-наизусть

VI

Из русской  литературы  ХХ  века

61

И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе

1

ИКТ

Знать факты жизни, положенные в основу рассказа

Презентация о И. А. Бунине.

Анализ текста.

Ответить на вопрос:

-В чём заключается своеобразие языка Бунина?

-О чём размышляет автор в конце рассказа?

c.4-9  выр. чит., отв. на вопросы

62-63

В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец

2

ИКТ

Знать факты жизни  писателя; сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи

Презентация о В. Г. Короленко

Комментированное чтение; ответы на вопросы

С. 11 пересказ, сравнительная характеристика Маруси и Сони; Васи и Валека; Судьи и  Тыбурция

64

Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко

1

Знать определение понятия «композиция»

Иллюстрации к повести.

Ответить на вопросы

Подготовка к сочинению

65

Контрольный урок

Анализ эпизода из повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

1

Уметь определять границы эпизода в произведении, пересказать его кратко, назвать его тему

Иллюстрации к повести.

Анализ эпизода

66-67

Дружба Васи и Валека

2

Написание сочинения

68-69

С.А. Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

2

ИКТ

Знать основные события  жизни  С.Есенина, факты его жизни

Презентация о С. А. Есенине

Выразительное чтение

С.49-50 пересказ;

Выучить стихотворение наизусть по выбору

70-72

П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера

3

ИКТ

Знать содержание  сказов П.П. Бажова уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

Презентация о П. П. Бажове, иллюстрации.

Чтение  сказа. Беседа по вопросам.

С.53-54 пересказ; с.54-64, вопр.7

73

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»

1

ИКТ

Знать содержание рассказов К. Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

Презентация о К. Г. Паустовском. Выставка книг.

Чтение рассказа. Беседа по вопросам.

Подг. пересказ, задания 7-8 (с. 78), иллюстрации

74-76

Роль пейзажа в сказке

К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения

3

 Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам.

Иллюстрации.

Инсценировки отрывков из рассказов К. Паустовского, выразительное чтение отрывков.

Прочитать сказку «Заячьи лапы» иллюстрации

77

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении

 К. Г. Паустовского

1

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам

Иллюстрации.

Чтение рассказа. Беседа по вопросам.

С.78-83, вопр.1-5

78-79

С.Я. Маршак.  Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

2

ИКТ

Знать определение понятия  «драма», понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки;

Уметь отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение

Презентация о С. Я. Маршаке, иллюстрации, книги.

Чтение по ролям; устное словесное рисование

Чтение по ролям : 2 картина 1 действия.

80

Анализ картины «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами»

1

ИКТ

Знать сюжет сказки;

Уметь характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации

Фрагмент мультфильма «12 месяцев», Союзмультфильм, 1956 г., реж. О. Ходатаева.

Устное словесное рисование

Подготовить устное сообщение «Падчерица и Королева в пьесе-сказке С.Я.Маршака»;

Прочитать рассказ А.П.Платонова «Никита»

81-83

А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

3

ИКТ

Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа;

Понимать поведение главного героя.

Презентация о А. П. Платонове.

Составление плана рассказа о главном герое.

Ответить на вопрос:

-Какую роль играет эпизод встречи Никиты с отцом?

c.106 пересказ, рассказ о главном герое.

84

Характеристика героя. Язык рассказа А.П. Платонова

1

Уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику

Работа с текстом.

Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

85 -86

В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.

2

ИКТ

Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа, его героев;

Уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику

Презентация о В. П. Астафьеве.

Пересказ истории с глухарём.

Ответить на вопрос:

-Зачем эта история введена писателем в рассказ?

Чтение по ролям эпизода встречи Васютки с экипажем бота «Игарец»

С.116 пересказ; пересказ эпизода «Как Васютка заблудился»

87

Человек и природа в рассказе

1

Понимать отношение Васютки  к окружающему его миру

Иллюстрации.

Сопоставление эпизодов; пересказ эпизода «Первая ночь в лесу»

88

Сочинение «Как должен человек относиться к природе?»

1

Знать основные нормы русского литературного языка

Уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Написание сочинения

Читать «Робинзон Крузо» Д.Дефо

89-90

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: А. А. Прокофьев,

Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе

2

ИКТ

Знать авторов стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты,
Уметь находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль

Репродукции картин о родной природе.

Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

С.155-159 выраз.читать;

наизусть по выбору

91-92

Писатели улыбаются.

Саша Черный.   Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».  Юмор в его рассказах

2

ИКТ

Знать биографические сведения о Саше Черном и его творчестве, уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове

Презентация о Саше Черном.

Выразительное чтение отрывка из рассказа или рассказ о главном герое. 

С.162-178, вопр.2

93

Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945)

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны

1

ИКТ

Знать авторов стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты,
Уметь находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль

Презентация о А. Т. Твардовском, иллюстрации о войне, фрагменты музыки военных лет.

Рассказать о значении поэзии в годы  Великой Отечественной войны, развивать патриотические чувства учеников, развивать навыки анализа поэтического текста

С.150-151 выр.чит., вопр.1,4

94

К. М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети.

Знать авторов стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты,
Уметь находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль

Фрагменты музыки военных лет, презентация о поэте.

Развивать патриотические чувства учеников, развивать навыки анализа поэтического текста

С.153-154 выучить наизусть по выбору

VII

Из зарубежной литературы

95

Р.Л.Стивенсон. Баллада  «Вересковый мёд»

1

ИКТ

Знать автора баллады; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздает поэт;
Уметь находить художественные средства, помогающие автору передать свое настроение, уметь определить их роль

Презентация о Р. Л. Стивенсоне и балладе «Вересковый мед»

Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворения

Подг. выразит. чтение. Читать роман Дефо «Робинзон Крузо»

96

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо

1

ИКТ

Знать биографические сведения о Д. Дефо и его творчестве, уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; уметь доказать, что роман Д. Дефо “Робинзон Крузо” – гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста, уметь пересказывать эпизоды произведения

Презентация о Д. Дефо и его произведении.

Работа с книгой, беседа

С.188-199 краткий пересказ

97

X. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда

1

ИКТ

Знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки

Презентация о Х. К. Андерсене, иллюстрации.

Работа с книгой, рассказ, беседа

Отв. на вопросы с.234, подг. пересказ

98

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини

1

Знать содержание сказки, уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию , выделять проблемы.

Фрагменты мультфильма «Снежная королева», союзмультфильм, 1957 г., реж. Н. Федоров.

Словесный портрет, пересказ, работа с иллюстрацией

 Письменно ответить на вопрос:

-Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

99

 Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

1

ИКТ

Иметь представление о личности и творческой деятельности Ж. Санд; уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование)

Презентация о Ж. Санде.

Беседа по вопросам.

С.240-250, вопросы

100

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья.

1

ИКТ

Иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена; уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование)

Презентация о М. Твене, иллюстрации, фрагмент художественного фильма «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», СССР, 1981 г., реж. С. Говорухин.

Рассказ, работа с книгой, беседа

С.252-268, вопросы

101

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

1

ИКТ

Знать биографию Д. Лондона, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра “сказание”, уметь охарактеризовать образ героя

Презентация о Дж. Лондоне.

Составление цитатного плана, беседа по вопросам

Подг. сообщение «Мое любимое произведение из прочитанного за год»

102

Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения

1

Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям

Презентация, музыка.

Беседа по вопросам.

Задание на лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутое календарно-тематическое планирование по английскому языку для 2 класса УМК "Enjoy English"

Календарно-тематическое планирование по английскому языку для 2 класса УМК "Enjoy English"...

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс, Коровина

Данное планирование предназначено для работы в 5 классе по программе В.Я. Коровиной...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе по программе Коровиной 8 класс

Материал содержит планирование по литературе по программе Коровоной на 68 часов....

Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс Коровина 102 часа

Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс составлено к рабочей программе к учебнику Коровиной. Содержит название темы урока, учебный  материал (домиашнее задание). Рассчитано на ...