Тематическое планирование по литературе 11 кл. по программе Коровиной
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) на тему

 

Рабочая программа по литературе ( 4 чвса в неделю) предназначена для использования в 11 классе общеобразовательной школы (базовый уровень).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter.11.docx71.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №1»

Методическое объединение гуманитарного цикла

Рабочая учебная программа

по  литературе

для обучающихся  11  класса

Составлена на основе примерной программы курса

«Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной»

Автор  Попова Галина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «ЦО №1»:

___________________ С.В.Лукьянова

«___»________________ 20___ г.

              РЕКОМЕНДОВАНА

к утверждению на заседании

методического объединения                                            гуманитарного  цикла

 МБОУ «ЦО №1»:

       «___»_________________20___ г.

               _________________  А.С.Мухина

г. Донской.

2015 год

 Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 классе общеобразовательной школы (базовый уровень).

        Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе предоставляет огромные возможности для формирования духовно богатой, разносторонне развитой личности, в жизни которой особое значение имеют культурные традиции, подлинные нравственные и эстетические ценности, нашедшие отражение, в частности, в лучших произведениях отечественной и мировой литературы. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

        В  11 классе обобщаются сведения об основных тенденциях в развитии русской литературы, доминантах литературного процесса (реализме, модернизме), о роли традиций и новаторства в литературе, особое внимание уделяется интертекстуальным связям литературного произведения. На завершающем этапе литературного образования изучается русская литература XX века, анализируются художественные открытия самых значительных ее представителей: А. А. Блока, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Ахматовой, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, М. А. Булгакова, А. П. Платонова, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, В. М. Шукшина, И. А. Бродского. Кроме того, учащиеся знакомятся (преимущественно обзорно) с произведениями других писателей, в том числе и с современной литературой. Особое значение при этом приобретает повторение и обобщение изученного, установление преемственных связей в развитии литературы, анализ «вечных» тем и «вечных» образов, обращение к гуманистической традиции русской литературы, а также индивидуализация учебных заданий, содержания и форм текущего контроля с учетом профиля обучения и избранной будущим выпускником сферы деятельности. Основные виды деятельности — сочинения литературоведческого и публицистического характера, посвященные разным аспектам анализа идейно-эмоционального содержания и художественной формы, актуальности литературного произведения, с использованием литературно-критических статей, рефераты и исследовательские проекты, рецензии на литературные произведения, их научные и художественные интерпретации, а также на литературно-критические статьи.

Помимо традиционных (монографических) тем, составляющих ядро программы и реализующих задачи изучения литературы на базовом  уровне, для каждого класса выделены специальные уроки-обзоры. Эти уроки предоставляют учителю и учащимся свободу выбора произведений для чтения и анализа, предполагают знакомство школьников с произведениями определенного жанра, сходными по тематике, проблематике, образной системе, времени создания и т. д. Особенно важна роль таких уроков в старших классах. Если в основной школе уроки-обзоры направлены прежде всего на расширение круга чтения школьников, их знакомство с памятниками мировой и отечественной литературы, то в старших классах цель этих уроков — систематизировать представления учащихся о литературном процессе. Для уроков-обзоров отбирались, как правило, небольшие по объему произведения, способные вызвать у школьников интерес близкой им тематикой, острыми проблемами, динамичным сюжетом, необычной художественной формой. Обращение к таким произведениям поможет осуществлять углубленный филологический анализ помещенных в программе художественных текстов, в том числе исследовать интертекстуальные связи произведения, проводить сопоставительный анализ произведений на завершающем этапе литературного образования.

Особое место в учебном курсе отводится урокам-практикумам, включенным в программу в системной последовательности и посвященным освоению и закреплению наиболее важных читательских умений и навыков: выразительного чтения как способа интерпретации художественного текста, филологического анализа литературного произведения (целостного и в заданном аспекте), построения самостоятельных устных и письменных высказываний, работы со справочной и критической литературой, применения полученных знаний и умений в различных сферах деятельности и ситуациях общения. Указанные уроки обладают относительной самостоятельностью, не связаны жестко с изучением конкретных литературных произведений, поэтому привлекаемый для них материал может варьироваться.

 Предлагаемая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и авторской программы по литературе  для V-XI  классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель: Коровина В.Я.)

В программе реализуется деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ, в учебной деятельности и в различных сферах коммуникации и ситуациях общения. При этом сохраняется достаточно традиционный перечень литературных произведений, без изучения которых невозможно приобщение школьников к подлинным ценностям отечественной и зарубежной литературы, духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Основная цель предлагаемого курса литературы — постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, т. е. их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование у учащихся комплекса читательских умений и навыков филологического анализа, учитывающего уровень развития современного отечественного и зарубежного литературоведения, но при этом соответствующего возрастным особенностям школьников и задачам средней общеобразовательной школы.

На каждом этапе школьного курса литературы, помимо круга детально и разносторонне изучаемых литературных произведений, определяется также перечень основных видов деятельности, связанных с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, развитием устной и письменной речи учащихся, и необходимых теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий. В центре внимания при этом оказывается не столько овладение учащимися современным филологическим метаязыком (что, безусловно, может быть полезным для старшеклассников, уже избравших для себя гуманитарную сферу деятельности), сколько выработка умений и навыков практического анализа литературного произведения и их использование в разных сферах деятельности.

Отбор литературного материала и определение приемов работы с ним осуществлялись в соответствии с требованиями нормативных документов, направляющих и регламентирующих деятельность учителя, а также с учетом возрастных особенностей и читательских предпочтений учащихся. Особо важной задачей изучения литературы авторы программы считают формирование у учащихся устойчивого интереса и мотивации не только к чтению и непосредственному восприятию литературных произведений (задача сама по себе весьма актуальная в настоящее время), но и к постижению их художественной специфики на основе филологического анализа (целостного или в заданном аспекте), а также к высказыванию собственных оценок и суждений по поводу прочитанного, представлению интерпретации литературного произведения. Одним из непременных условий успешного осуществления самых разнообразных видов учебной деятельности является осознание учащимися осваиваемых ими на уроках литературы знаний и умений как личностно и общественно значимых и практически применимых в повседневной жизни.

Структура курса литературы определяется его целями и задачами, а также логикой освоения литературного материала и последовательностью формирования читательских умений и навыков анализа литературного произведения.

 Программа рассчитана на 136 часа.

 

2. Цели изучения курса

Компетенции

Общеучебные

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Предметно-ориентированные

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Традиционные формы уроков

Нестандартные формы уроков

Эмоционально-образные

Уроки истолкования  (не эмоционально-образные)

Беседа

Композиция

Исследование

Комбинированный урок

Спектакль

Урок с использованием компьютерных технологий

Комментированное чтение

Урок-суд

Практикум

Лекция

Семинар

Смотр знаний

Читательская конференция

Анализ эпизода

Диспут (в методике испол. давно)

Сочинение

Формы контроля:  устные сообщения, зачёты, контрольные работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров, анализ текста

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • модульное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • коллективный способ обучения  (работа в парах  постоянного   и  сменного состава)

                                              

 

 Требования к уровню подготовки учащихся

 

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

             Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть.Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи.Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.

                       

Перечень учебно-методического обеспечения

                                                                                 

Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной,

В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной.

М. «Просвещение». 2010

Дополнительная литература

  1. Агеносов В.В.  Русская литература 20 века. Методическое пособие   М. «Дрофа», 2007
  2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.

 11 класс.II полугодие.- М.: ВАКО, 2009

  1. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XX века. 11 класс. I полугодие- М.: ВАКО, 2009
  2. Миронова Н.А. Тесты по литературе: к учебнику «Русская литература XX века. В 2-х ч.11 кл.».- М.: Экзамен, 2010
  3. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:А
  4.  Чертов В.ф. Литература 11 класс (Тесты, вопросы, задания  по русской  литературе

 20 века).  М. «Просвещение», 2009  

  1. Я иду  на  урок  литературы,11 класс  М. «Первое сентября»,2002                                                                            
  2. Преподавание  литературы в 11 классе. Книга  для  учителя  М. 2001                                        
  3. .Контрольные  и  проверочные  работы  по  литературе  9-11 классов                                                
  4. Поэзия  серебряного века  М. «Дрофа», 1997
  5. Русская  литература 20 века. Учебное  пособие  для поступающих  в вузы  М. уч.-

науч. Центр «Московский лицей»,1995

Календарно-тематическое планирование.

№ урока

         Раздел, тема урока

Кол-во часов

Домаш .задание

примечание

I полугодие

Введение (2 часа)

1-2

Русская литература  в контексте мировой культуры 20 столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в 20 веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие рус. лит-ры. Основные темы и проблемы.

   

       2

Стр. 8-14

Лекция

Литература начала XX века (39 часов)

3

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма.  Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.  

1

Писатели-реалисты  начала XX века

4

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Стихотворения  «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» и др. Лиризм пейзажной поэзии. Философичность и лаконизм поэтической мысли.

1

Наизусть стихи.

Стр. 32-44

презентация

5-6

И.А.Бунин.  «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к  социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа.  

2

«Чистый понедельник»

Стр.45-46

7-8

Тема любви в рассказах Бунина «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание». Поэтичность женских образов. Своеобразие лирического повествования в прозе писателя

2

«Темные аллеи»

Стр. 48-50

9

Рассказы Бунина о любви из сборника «Темные аллеи». Психологизм бунинской прозы.

1

Биография Куприна.

10

А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер повести.

1

Стр.56-65

«Олеся»

презентация

11

А.И.Куприн.Жизнь и творчество. Изображение мира природы и человека в повести «Олеся». Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и её обитателей.

1

«Гранатовый  браслет».

Стр. 65-66

фильм

12-13

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый  браслет». Любовь как высшая ценность мира в рассказе .р/р Подготовка к сочинению  по произведениям Куприна и Бунина.

2

Сочинение по творчеству Бунина и Куприна.

фильм

14

М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. Проблема героя в рассказах Горького.

1

Читать ««Старуха Изергиль ».

презентация

15

«Старуха Изергиль». Особенности композиции рассказа. Смысл противопоставления Данко и Ларры.

Читать «На дне».

16

«На дне» как социально-философская драма.  Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей..

1

«На дне»-2-3 действие.

презентация

17

Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души.

1

Чтение пьесы

18

Три правды в пьесе «На дне» и их трагическое столкновение. Новаторство Горького-драматурга.

Сценическая судьба пьесы.

1

Отвечать на вопросы. Готовиться к сочинению.

19-20

Р.р. Сочинение по творчеству М. Горького.

2

Отвечать на вопросы.

21

Роман «Мать». Смысл духовного преображения человека. (обзор)

1

Чтение романа

презентация

Серебряный век русской поэзии

                   Символизм.

22

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов.  Истоки русского символизма. «Старшие символисты», «младосимволисты»

1

Сообщение учащихся.

Стр. 22-24

презентация

23

В.Я.Брюсов. Слово о поэте. Брюсов  как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль его произведений.

1

Сообщение учащихся.

Стр. 118-124

24

Стихотворения «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Сквозные темы поэзии Брюсова – урбанизм, история ,смена культур, мотивы научной поэзии.

25

 К.Д.Бальмонт. Слово о поэте. Шумный успех его ранних книг: «Булем как солнце», «Только любовь», «Семицветик». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.Поэзия как выразительница «говора стихий»

1

Индивидуальные задания.

Стр. 124-130

26

  Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта. Поэзия как выразительница «говора стихий»

Выучить одно из ст-й Бальмонта

27

Андрей Белый( Б.Н.Бугаев). Слово о поэте. Влияние философии ВЛ.Соловьёва на мировоззрение поэта. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Сборники «Пепел», «Урна»

1

Стр. 131-135

презентация

                         Акмеизм

28

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Статья Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм». Обзор раннего творчества Н. Гумилёва, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М.Кузмина.

1

 

Стр. 24-25

29

Н.С,Гумилев. Слово о поэте. Трагическая судьба поэта после революции. Проблематика и поэтика лирики. «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор» и др. Романтический герой лирики Гумилёва. Яркость, праздничность восприятия мира.

1

Наизусть стих-е

Стр. 137-143

презентация

30

Цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилёва на русскую поэзию XX века.

                         Футуризм

31

Футуризм как литературное направление.  Манифесты футуризма. Отрицание лит-х традиций. Группы футуристов: эгофутуристы, кубофутуристы, «Центрифуга».

1

 

Стр. 26-27.

Стр. 143-146

презентация

32

И.Северянин. Слово о поэте. Стих-я из сборников «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны». Поиск новых поэтических форм в лирике. 

 Сочин .по поэзии Серебряного века

33

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Литературные и философские пристрастия юного поэта. Блок и символизм.  

1

Анализ стихов.

Стр. 185-188

презентация

34

Темы и образы ранней лирики Блока. «Стихи о Прекрасной Даме».

35

Образы «страшного мира» в лирике Блока.

«Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане» и др.

1

Наизусть стихи.

36

Тема Родины в лирике Блока. «Россия», «Река раскинулась…», «На железной дороге».

1

Наизусть стихи.

37                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.

1

 

презентация

38

Поэма «Двенадцать». История создания. Многоплановость, сложность  художественного мира поэмы. Авторская позиция и способы её выражения. Полемика вокруг поэмы

1

            Новокрестьянская поэзия (Обзор)

39=40

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество. «Рождество», «Вы обещали нам сады», «Я посвящённый от народа». Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией.

         1

Индивидуальные задания.

Стр. 212-232

41

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Есенин и имажинизм. Ранняя лирика.

«Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери»

        1

Наизусть стихи.

Стр. 239-243

презентация

42

Тема России в лирике Есенина.  «Я покинул родимый дом», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Возвращение на родину» и др.  

       1

Наизусть стихи.

Стр. 243-251

43

Любовная тема в лирике Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных..», «Собаке Качалова», «Шагане ты моя, Шагане»

       1

Наизусть стихи.

44

Тема быстротечности человеческого бытия. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею…», «Мы теперь…», «Сорокоуст».

      1

Индивидуальные задания.

45

Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».

      1

Индивидуальные задания.

46

«Анна Снегина».Лирическое и эпическое в поэме. Своеобразие композиции, системы образов.

      1

 .

47-48

р/р Сочинение по творчеству Блока и Есенина

      2

Литература 20-ых годов XX века (12 часов)

49

Литературный процесс 20-х годов 20 века. Литературные объединения

      1

Инд. задания.

Стр. 310-318

50

Обзор русской литературы 20-х годов. Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения ( З.Гиппиус, В.Ходасевич, Д.Мережковский и др.)

      1

Стр. 146-154.

Стр.

51

Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов. Бабель «Конармия», Фадеев «Разгром»

       1

Стр. 329-

 -352

52

Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. В.Хлебников..  

      1        

     

Наизусть стихи.

Стр. 97-108

   54

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. «Скрипка и немножко нервно», «А вы могли бы?», «Послушайте!» и др.

      1

Наизусть стихи.

Стр. 279-287

презентация

55

Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского ( ритм, рифма, неологизм, гиперболичность, пластика образов. Дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха)

    1

Стр.289-292

56

  Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэма «Облако в штанах». Проблематика и поэтика

    1

Индивидуальные задания

57

Своеобразие любовной лирики Маяковского. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Лиличка» и др.

    1

Подготовиться к семинару.

58

Тема поэта и поэзии. «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Сергею Есенину» и др.

    1

Наизусть стихи.

59

Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др. р/р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Маяковского

    1

Сочинение по лирике Блока, Есенина, Маяковского.

Литература 30-х годов XX века (Обзор)(32 часа)

60

Литература 30-х гг. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х г.

     1    

Индивидуальные задания.

61

Новая волна поэтов: лирика Б.Корнилова, М.Исаковского, А.Прокофьева, Я.Смелякова, М. Светлова и др.

     1

62

Тема русской истории в литературе 30-х годов. Поэмы Д.Кедрина, К Симонова, Л.Мартынова. Ю.Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара».

     1                

63-64

А.Н.Толстой «Пётр Первый». Проблематика и художественное своеобразие романа. Тема преобразования России.

     2

65

Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В.Луговского.

     1

66

М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. Булгаков и театр. История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции

      1

Индивидуальные задания.

презентация

67

 «Белая гвардия».   Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. (обзор).

     1

Стр. 50-54.

 

68

 «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции. Роль эпиграфа

     1

Чтение романа « Мастер и Маргарита»

69

Многоплановость, разноуровневость  повествования. Сочетание реальности и фантастики. Сатира  в романе.

     1

Чтение романа «Белая гвардия»

70

 «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

    1

 Подготовиться к сочинению

71-72

   р/р Сочинение по творчеству М. Булгакова

  2

Читать   «Котлован» Платонова

II полугодие

73

А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». Философская многозначность названия повести.

 1

Отвечать на вопросы.

Стр. 22-30

74

Тип платоновского героя – мечтателя и правдоискателя. Возвеличение страдания, аскетичного бытия, благородство детей.

1

Стр. 30-44

75

Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры.

1

Индивидуальные задания

76

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Основные темы лирики. Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики.

1

 

Стр. 166-186

презентация

77

Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью» и др.

1

Анализ стихотворений

78

Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой. «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Приморский сонет» и др.

1

Индивидуальные задания

79

А. А. Ахматова. Поэма «Реквием». Особенности жанра и композиции. Трагедия народа и поэта.Тема исторической памяти и суда времени

   1

Индивидуальные задания.

80-81

О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические  истоки творчества поэта. Философичность поэзии.

   2

Наизусть стихи.

Стр. 97-103

презентация

82-83

М. И. Цветаева. Жизнь и творчество.  Основные темы творчества. Своеобразие поэтического стиля. «Моим стихам, написанных так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины» и др.

2

Сочинение по лирике Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама

презентация

84

Тема Родины в творчестве Цветаевой. Традиции Цветаевой в русской поэзии 20 в.

1

85

М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. «Тихий Дон» -роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания. Широта повествования.

1

Сообщение учащихся.

презентация

 86

 Герои эпопеи. Система образов романа. Семейная тема в романе.

2

Чтение романа «Тихий Дон»

 87

Гражданская война на Дону. Трагедия народа и судьба  Григория Мелехова. Проблема гуманизма

2

Чтение романа «Тихий Дон»

фильм

  88

Женские судьбы в романе «Тихий Дон». Шолохов – мастер психологического портрета.

1

Сообщение учащихся.

 

презент.

  89

Традиции Л. Толстого в прозе Шолохова. Мастерство Шолохова в романе «Тихий Дон».

1

Готовиться к сочинению.

 90-91

Р.р. Сочинение по творчеству Шолохова.

1

Индивидуальные задания.

Литература периода Великой Отечественной войны (Обзор) (3 ч .)

  92

Поэзия как самый оперативный жанр. Лирика А.Прокофьева, М.Исаковского,А. суркова, О. Бергольц идр.

1

Наизусть стихотворение.

 

   93

                         

 Человек на войне, правда о нём. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести Шолохова, Паустовского, Гроссмана.

1

Чтение повестей, рассказов военной тематики

94

Драматургия К.Симонова, Л.Леонова. Пьеса-сказка Е.Шварца «Дракон»

1

Литература 50-90-х годов (Обзор) (  часов)

 95

Новое  осмысление  военной  темы  в  творчестве  В.Некрасова,  Ю. Бондарева, К.Воробьева,  В.Быкова,  М.Шолохова, В.Богомолова, Г. Бакланова, Б.Васильева.                      

.

1

Индивидуальные задания.

96

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б.Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е.Евтушенко)

1

97

«Городская»  проза: Д.Гранин, В. Дудинцев, Ю.Трифонов. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

1

98

«Деревенская проза». Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землёй, в произведениях С.Залыгина, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Шукшина и др.

1

99

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А.Володина, А.Арбузова, В.Розова, А.Вампилова.

1

100

Литература Русского зарубежья. Возвращённые в отечественную литературу имена и произведения. (В. Набоков, М.Алданов,и др.)

1

101

Авторская песня Её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. Песенное творчество Б. Ш. Окуджавы.  В. Высоцкого, И. Талькова,  Ю. Визбора и др.

 

1

102

А. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о настоящем и будущем Родины.

1

103

 Военная тема в лирике Твардовского. «В тот день, когда закончилась война…» и др.

1

Стр. 293-300

104-105                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Темы, проблематика. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…

2

Наизусть стихотворение

презентация

106

Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа. Образ главного героя – Юрия Живаго.

2

Чтение романа

Фильм

107-108

Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго».

Тема интеллигенции и революции. Стихи Юрия Живаго

   2      

Чтение и анализ повести Солженицына

109-110

А. Солженицын. Жизнь и творчество

 «Один день Ивана Денисовича».  Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Шухова.

       

      2

Индивидуальные задания.

презентация

111

«Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

       1

Стр. 320-324

112-113

 В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество. «Колымские рассказы». Автобиографический характер прозы Шаламова.

        2

Индивидуальные задания.

114

 Н. М. Рубцов. Своеобразие художественного мира поэта. Основные темы и мотивы лирики Рубцова.

«В горнице», «Русский огонёк» и др.

      1

Сообщение учащихся.

презентация

115-116

  В.П.Астафьев. Очерк жизни и творчества. «Царь – рыба». Взаимоотношения человека и природы.

      2

Отвечать на вопросы.

117

В. Г. Распутин.  Жизнь и творчество.  Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матёрой».

 

      1

Сообщение учащихся.

презентация

118

В. Распутин. Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». « Живи и помни». Нравственное величие русской женщины, её самоотверженность. (обзор)

1

119

И. Бродский. Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского.

1

120

Б. Ш. Окуджава.  Слово о поэте. Память о войне в лирике поэта-фронтовика

 

       1

Стр. 125-139.

презентация

121

Развитие романтических традиций в поэзии Б.Окуджавы.  Особенности «бардовской» поэзии.

1

122

 Ю.В.Трифонов «Обмен». Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта.

      1

  .

123-124

А. В. Вампилов. Жизнь и творчество. Современная драматургия. Психологизм пьесы «Утиная охота».

      2

 

Из литературы народов России.  

125

Из литературы народов России.  Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. Лирика.

      1

Наизусть стихи.

Литература конца XX – начала XXI века (2 часа)

126

Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции. Постмодернизм.

      1

Индивидуальные задания.

Доклады

Из зарубежной литературы (часов)

127

Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца»(обзор).Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров

      1

128

Джордж Бернард Шоу. «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Парадокс как художественный приём.

      1

Индивидуальные задания.

Презентация

129

Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии

      1

Читать «Старик и море»

130

Э.М.Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце» «Прощай, оружие!».

      1

Индивидуальные задания.

131

«Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя.  Образ главного героя – старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести.

     1

132

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища» ( обзорное изучение). Э.М.Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения».

     1

Индивидуальные задания.

презентация

133

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». Стремление героев романа найти  своё место в жизни, опираясь на гуманистические ценности. Своеобразие художественного стиля писателя

       1

134

 Контрольная работа по курсу литературы 11 кл.

      1

Решение тестов

135-136

 Резервные уроки

      2

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по литературе 6 класс. УМК Коровиной В.Я

Тематическое планирование по литературе 6 класс. УМК Коровиной В.Я....

Тематическое планирование по литературе 10 класс. УМК Коровиной В.Я

Тематическое планирование по литературе 10 класс. УМК Коровиной В.Я. Базовый уровень, 102 часа...

Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику В.Коровиной. 5 класс.18.07.17г

Календарно-тематическое планирование по литературе по УМК В.Коровиной. 5 класс...

Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс, программа под ред. В.Ф. Чертова

Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс, программа под ред. В.Ф. Чертова...

Тематическое планирование уроков литературы 10 класс программа Г.И.Беленького

Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе  по программе общеобразовательных учреждений  под редакцией Г.И.Беленького, 5-е издание, М. Просвещение 2008  (5 ч...