Тематическое планирование по литературе 11 кл. по программе Коровиной
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) на тему
Рабочая программа по литературе ( 4 чвса в неделю) предназначена для использования в 11 классе общеобразовательной школы (базовый уровень).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter.11.docx | 71.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №1»
Методическое объединение гуманитарного цикла
Рабочая учебная программа
по литературе
для обучающихся 11 класса
Составлена на основе примерной программы курса
«Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной»
Автор Попова Галина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
УТВЕРЖДАЮ ___________________ С.В.Лукьянова «___»________________ 20___ г. | РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению на заседании методического объединения гуманитарного цикла МБОУ «ЦО №1»: «___»_________________20___ г. _________________ А.С.Мухина |
г. Донской.
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 классе общеобразовательной школы (базовый уровень).
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе предоставляет огромные возможности для формирования духовно богатой, разносторонне развитой личности, в жизни которой особое значение имеют культурные традиции, подлинные нравственные и эстетические ценности, нашедшие отражение, в частности, в лучших произведениях отечественной и мировой литературы. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
В 11 классе обобщаются сведения об основных тенденциях в развитии русской литературы, доминантах литературного процесса (реализме, модернизме), о роли традиций и новаторства в литературе, особое внимание уделяется интертекстуальным связям литературного произведения. На завершающем этапе литературного образования изучается русская литература XX века, анализируются художественные открытия самых значительных ее представителей: А. А. Блока, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Ахматовой, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, М. А. Булгакова, А. П. Платонова, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, В. М. Шукшина, И. А. Бродского. Кроме того, учащиеся знакомятся (преимущественно обзорно) с произведениями других писателей, в том числе и с современной литературой. Особое значение при этом приобретает повторение и обобщение изученного, установление преемственных связей в развитии литературы, анализ «вечных» тем и «вечных» образов, обращение к гуманистической традиции русской литературы, а также индивидуализация учебных заданий, содержания и форм текущего контроля с учетом профиля обучения и избранной будущим выпускником сферы деятельности. Основные виды деятельности — сочинения литературоведческого и публицистического характера, посвященные разным аспектам анализа идейно-эмоционального содержания и художественной формы, актуальности литературного произведения, с использованием литературно-критических статей, рефераты и исследовательские проекты, рецензии на литературные произведения, их научные и художественные интерпретации, а также на литературно-критические статьи.
Помимо традиционных (монографических) тем, составляющих ядро программы и реализующих задачи изучения литературы на базовом уровне, для каждого класса выделены специальные уроки-обзоры. Эти уроки предоставляют учителю и учащимся свободу выбора произведений для чтения и анализа, предполагают знакомство школьников с произведениями определенного жанра, сходными по тематике, проблематике, образной системе, времени создания и т. д. Особенно важна роль таких уроков в старших классах. Если в основной школе уроки-обзоры направлены прежде всего на расширение круга чтения школьников, их знакомство с памятниками мировой и отечественной литературы, то в старших классах цель этих уроков — систематизировать представления учащихся о литературном процессе. Для уроков-обзоров отбирались, как правило, небольшие по объему произведения, способные вызвать у школьников интерес близкой им тематикой, острыми проблемами, динамичным сюжетом, необычной художественной формой. Обращение к таким произведениям поможет осуществлять углубленный филологический анализ помещенных в программе художественных текстов, в том числе исследовать интертекстуальные связи произведения, проводить сопоставительный анализ произведений на завершающем этапе литературного образования.
Особое место в учебном курсе отводится урокам-практикумам, включенным в программу в системной последовательности и посвященным освоению и закреплению наиболее важных читательских умений и навыков: выразительного чтения как способа интерпретации художественного текста, филологического анализа литературного произведения (целостного и в заданном аспекте), построения самостоятельных устных и письменных высказываний, работы со справочной и критической литературой, применения полученных знаний и умений в различных сферах деятельности и ситуациях общения. Указанные уроки обладают относительной самостоятельностью, не связаны жестко с изучением конкретных литературных произведений, поэтому привлекаемый для них материал может варьироваться.
Предлагаемая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по литературе для V-XI классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель: Коровина В.Я.)
В программе реализуется деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ, в учебной деятельности и в различных сферах коммуникации и ситуациях общения. При этом сохраняется достаточно традиционный перечень литературных произведений, без изучения которых невозможно приобщение школьников к подлинным ценностям отечественной и зарубежной литературы, духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.
Основная цель предлагаемого курса литературы — постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, т. е. их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование у учащихся комплекса читательских умений и навыков филологического анализа, учитывающего уровень развития современного отечественного и зарубежного литературоведения, но при этом соответствующего возрастным особенностям школьников и задачам средней общеобразовательной школы.
На каждом этапе школьного курса литературы, помимо круга детально и разносторонне изучаемых литературных произведений, определяется также перечень основных видов деятельности, связанных с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, развитием устной и письменной речи учащихся, и необходимых теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий. В центре внимания при этом оказывается не столько овладение учащимися современным филологическим метаязыком (что, безусловно, может быть полезным для старшеклассников, уже избравших для себя гуманитарную сферу деятельности), сколько выработка умений и навыков практического анализа литературного произведения и их использование в разных сферах деятельности.
Отбор литературного материала и определение приемов работы с ним осуществлялись в соответствии с требованиями нормативных документов, направляющих и регламентирующих деятельность учителя, а также с учетом возрастных особенностей и читательских предпочтений учащихся. Особо важной задачей изучения литературы авторы программы считают формирование у учащихся устойчивого интереса и мотивации не только к чтению и непосредственному восприятию литературных произведений (задача сама по себе весьма актуальная в настоящее время), но и к постижению их художественной специфики на основе филологического анализа (целостного или в заданном аспекте), а также к высказыванию собственных оценок и суждений по поводу прочитанного, представлению интерпретации литературного произведения. Одним из непременных условий успешного осуществления самых разнообразных видов учебной деятельности является осознание учащимися осваиваемых ими на уроках литературы знаний и умений как личностно и общественно значимых и практически применимых в повседневной жизни.
Структура курса литературы определяется его целями и задачами, а также логикой освоения литературного материала и последовательностью формирования читательских умений и навыков анализа литературного произведения.
Программа рассчитана на 136 часа.
2. Цели изучения курса
Компетенции | |
Общеучебные | • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей; • сравнение, сопоставление, классификация; • самостоятельное выполнение различных творческих работ; • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; • составление плана, тезисов, конспекта; • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. |
Предметно-ориентированные | • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. |
Традиционные формы уроков | Нестандартные формы уроков | |
Эмоционально-образные | Уроки истолкования (не эмоционально-образные) | |
Беседа | Композиция | Исследование |
Комбинированный урок | Спектакль | Урок с использованием компьютерных технологий |
Комментированное чтение | Урок-суд | Практикум |
Лекция | Семинар | |
Смотр знаний | Читательская конференция | |
Анализ эпизода | ||
Диспут (в методике испол. давно) | ||
Сочинение |
Формы контроля: устные сообщения, зачёты, контрольные работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров, анализ текста
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- модульное обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть.Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи.Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
Перечень учебно-методического обеспечения
Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной,
В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной.
М. «Просвещение». 2010
Дополнительная литература
- Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2007
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.
11 класс.II полугодие.- М.: ВАКО, 2009
- Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XX века. 11 класс. I полугодие- М.: ВАКО, 2009
- Миронова Н.А. Тесты по литературе: к учебнику «Русская литература XX века. В 2-х ч.11 кл.».- М.: Экзамен, 2010
- Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:А
- Чертов В.ф. Литература 11 класс (Тесты, вопросы, задания по русской литературе
20 века). М. «Просвещение», 2009
- Я иду на урок литературы,11 класс М. «Первое сентября»,2002
- Преподавание литературы в 11 классе. Книга для учителя М. 2001
- .Контрольные и проверочные работы по литературе 9-11 классов
- Поэзия серебряного века М. «Дрофа», 1997
- Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-
науч. Центр «Московский лицей»,1995
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Домаш .задание | примечание | |
I полугодие | |||||
Введение (2 часа) | |||||
1-2 | Русская литература в контексте мировой культуры 20 столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в 20 веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие рус. лит-ры. Основные темы и проблемы.
| 2 | Стр. 8-14 | Лекция | |
Литература начала XX века (39 часов) | |||||
3 | Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. | 1 | |||
Писатели-реалисты начала XX века | |||||
4 | И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Стихотворения «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» и др. Лиризм пейзажной поэзии. Философичность и лаконизм поэтической мысли. | 1 | Наизусть стихи. Стр. 32-44 | презентация | |
5-6 | И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа. | 2 | «Чистый понедельник» Стр.45-46 | ||
7-8 | Тема любви в рассказах Бунина «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание». Поэтичность женских образов. Своеобразие лирического повествования в прозе писателя | 2 | «Темные аллеи» Стр. 48-50 | ||
9 | Рассказы Бунина о любви из сборника «Темные аллеи». Психологизм бунинской прозы. | 1 | Биография Куприна. | ||
10 | А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер повести. | 1 | Стр.56-65 «Олеся» | презентация | |
11 | А.И.Куприн.Жизнь и творчество. Изображение мира природы и человека в повести «Олеся». Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и её обитателей. | 1 | «Гранатовый браслет». Стр. 65-66 | фильм | |
12-13 | Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Любовь как высшая ценность мира в рассказе .р/р Подготовка к сочинению по произведениям Куприна и Бунина. | 2 | Сочинение по творчеству Бунина и Куприна. | фильм | |
14 | М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. Проблема героя в рассказах Горького. | 1 | Читать ««Старуха Изергиль ». | презентация | |
15 | «Старуха Изергиль». Особенности композиции рассказа. Смысл противопоставления Данко и Ларры. | Читать «На дне». | |||
16 | «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей.. | 1 | «На дне»-2-3 действие. | презентация | |
17 | Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. | 1 | Чтение пьесы | ||
18 | Три правды в пьесе «На дне» и их трагическое столкновение. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. | 1 | Отвечать на вопросы. Готовиться к сочинению. | ||
19-20 | Р.р. Сочинение по творчеству М. Горького. | 2 | Отвечать на вопросы. | ||
21 | Роман «Мать». Смысл духовного преображения человека. (обзор) | 1 | Чтение романа | презентация | |
Серебряный век русской поэзии | |||||
Символизм. | |||||
22 | Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма. «Старшие символисты», «младосимволисты» | 1 | Сообщение учащихся. Стр. 22-24 | презентация | |
23 | В.Я.Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль его произведений. | 1 | Сообщение учащихся. Стр. 118-124 | ||
24 | Стихотворения «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Сквозные темы поэзии Брюсова – урбанизм, история ,смена культур, мотивы научной поэзии. | ||||
25 | К.Д.Бальмонт. Слово о поэте. Шумный успех его ранних книг: «Булем как солнце», «Только любовь», «Семицветик». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.Поэзия как выразительница «говора стихий» | 1 | Индивидуальные задания. Стр. 124-130 | ||
26 | Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта. Поэзия как выразительница «говора стихий» | Выучить одно из ст-й Бальмонта | |||
27 | Андрей Белый( Б.Н.Бугаев). Слово о поэте. Влияние философии ВЛ.Соловьёва на мировоззрение поэта. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Сборники «Пепел», «Урна» | 1 | Стр. 131-135 | презентация | |
Акмеизм | |||||
28 | Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Статья Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм». Обзор раннего творчества Н. Гумилёва, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М.Кузмина. | 1 |
Стр. 24-25 | ||
29 | Н.С,Гумилев. Слово о поэте. Трагическая судьба поэта после революции. Проблематика и поэтика лирики. «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор» и др. Романтический герой лирики Гумилёва. Яркость, праздничность восприятия мира. | 1 | Наизусть стих-е Стр. 137-143 | презентация | |
30 | Цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилёва на русскую поэзию XX века. | ||||
Футуризм | |||||
31 | Футуризм как литературное направление. Манифесты футуризма. Отрицание лит-х традиций. Группы футуристов: эгофутуристы, кубофутуристы, «Центрифуга». | 1 |
Стр. 26-27. Стр. 143-146 | презентация | |
32 | И.Северянин. Слово о поэте. Стих-я из сборников «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны». Поиск новых поэтических форм в лирике. | Сочин .по поэзии Серебряного века | |||
33 | А.А.Блок. Жизнь и творчество. Литературные и философские пристрастия юного поэта. Блок и символизм. | 1 | Анализ стихов. Стр. 185-188 | презентация | |
34 | Темы и образы ранней лирики Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». | ||||
35 | Образы «страшного мира» в лирике Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане» и др. | 1 | Наизусть стихи. | ||
36 | Тема Родины в лирике Блока. «Россия», «Река раскинулась…», «На железной дороге». | 1 | Наизусть стихи. | ||
37 | Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция. | 1 |
| презентация | |
38 | Поэма «Двенадцать». История создания. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Авторская позиция и способы её выражения. Полемика вокруг поэмы | 1 | |||
Новокрестьянская поэзия (Обзор) | |||||
39=40 | Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество. «Рождество», «Вы обещали нам сады», «Я посвящённый от народа». Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. | 1 | Индивидуальные задания. Стр. 212-232 | ||
41 | С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Есенин и имажинизм. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери» | 1 | Наизусть стихи. Стр. 239-243 | презентация | |
42 | Тема России в лирике Есенина. «Я покинул родимый дом», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Возвращение на родину» и др. | 1 | Наизусть стихи. Стр. 243-251 | ||
43 | Любовная тема в лирике Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных..», «Собаке Качалова», «Шагане ты моя, Шагане» | 1 | Наизусть стихи. | ||
44 | Тема быстротечности человеческого бытия. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею…», «Мы теперь…», «Сорокоуст». | 1 | Индивидуальные задания. | ||
45 | Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы». | 1 | Индивидуальные задания. | ||
46 | «Анна Снегина».Лирическое и эпическое в поэме. Своеобразие композиции, системы образов. | 1 | . | ||
47-48 | р/р Сочинение по творчеству Блока и Есенина | 2 | |||
Литература 20-ых годов XX века (12 часов) | |||||
49 | Литературный процесс 20-х годов 20 века. Литературные объединения | 1 | Инд. задания. Стр. 310-318 | ||
50 | Обзор русской литературы 20-х годов. Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения ( З.Гиппиус, В.Ходасевич, Д.Мережковский и др.) | 1 | Стр. 146-154. Стр. | ||
51 | Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов. Бабель «Конармия», Фадеев «Разгром» | 1 | Стр. 329- -352 | ||
52 | Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. В.Хлебников.. | 1
| Наизусть стихи. Стр. 97-108 | ||
54 | В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. «Скрипка и немножко нервно», «А вы могли бы?», «Послушайте!» и др. | 1 | Наизусть стихи. Стр. 279-287 | презентация | |
55 | Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского ( ритм, рифма, неологизм, гиперболичность, пластика образов. Дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха) | 1 | Стр.289-292 | ||
56 | Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэма «Облако в штанах». Проблематика и поэтика | 1 | Индивидуальные задания | ||
57 | Своеобразие любовной лирики Маяковского. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Лиличка» и др. | 1 | Подготовиться к семинару. | ||
58 | Тема поэта и поэзии. «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Сергею Есенину» и др. | 1 | Наизусть стихи. | ||
59 | Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др. р/р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Маяковского | 1 | Сочинение по лирике Блока, Есенина, Маяковского. | ||
Литература 30-х годов XX века (Обзор)(32 часа) | |||||
60 | Литература 30-х гг. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х г. | 1 | Индивидуальные задания. | ||
61 | Новая волна поэтов: лирика Б.Корнилова, М.Исаковского, А.Прокофьева, Я.Смелякова, М. Светлова и др. | 1 | |||
62 | Тема русской истории в литературе 30-х годов. Поэмы Д.Кедрина, К Симонова, Л.Мартынова. Ю.Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара». | 1 | |||
63-64 | А.Н.Толстой «Пётр Первый». Проблематика и художественное своеобразие романа. Тема преобразования России. | 2 | |||
65 | Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В.Луговского. | 1 | |||
66 | М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. Булгаков и театр. История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции | 1 | Индивидуальные задания. | презентация | |
67 | «Белая гвардия». Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. (обзор). | 1 | Стр. 50-54.
| ||
68 | «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции. Роль эпиграфа | 1 | Чтение романа « Мастер и Маргарита» | ||
69 | Многоплановость, разноуровневость повествования. Сочетание реальности и фантастики. Сатира в романе. | 1 | Чтение романа «Белая гвардия» | ||
70 | «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. | 1 | Подготовиться к сочинению | ||
71-72 | р/р Сочинение по творчеству М. Булгакова | 2 | Читать «Котлован» Платонова | ||
II полугодие | |||||
73 | А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». Философская многозначность названия повести. | 1 | Отвечать на вопросы. Стр. 22-30 | ||
74 | Тип платоновского героя – мечтателя и правдоискателя. Возвеличение страдания, аскетичного бытия, благородство детей. | 1 | Стр. 30-44 | ||
75 | Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры. | 1 | Индивидуальные задания | ||
76 | А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Основные темы лирики. Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. | 1 |
Стр. 166-186 | презентация | |
77 | Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью» и др. | 1 | Анализ стихотворений | ||
78 | Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой. «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Приморский сонет» и др. | 1 | Индивидуальные задания | ||
79 | А. А. Ахматова. Поэма «Реквием». Особенности жанра и композиции. Трагедия народа и поэта.Тема исторической памяти и суда времени | 1 | Индивидуальные задания. | ||
80-81 | О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки творчества поэта. Философичность поэзии. | 2 | Наизусть стихи. Стр. 97-103 | презентация | |
82-83 | М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Основные темы творчества. Своеобразие поэтического стиля. «Моим стихам, написанных так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины» и др. | 2 | Сочинение по лирике Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама | презентация | |
84 | Тема Родины в творчестве Цветаевой. Традиции Цветаевой в русской поэзии 20 в. | 1 | |||
85 | М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. «Тихий Дон» -роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания. Широта повествования. | 1 | Сообщение учащихся. | презентация | |
86 | Герои эпопеи. Система образов романа. Семейная тема в романе. | 2 | Чтение романа «Тихий Дон» | ||
87 | Гражданская война на Дону. Трагедия народа и судьба Григория Мелехова. Проблема гуманизма | 2 | Чтение романа «Тихий Дон» | фильм | |
88 | Женские судьбы в романе «Тихий Дон». Шолохов – мастер психологического портрета. | 1 | Сообщение учащихся.
| презент. | |
89 | Традиции Л. Толстого в прозе Шолохова. Мастерство Шолохова в романе «Тихий Дон». | 1 | Готовиться к сочинению. | ||
90-91 | Р.р. Сочинение по творчеству Шолохова. | 1 | Индивидуальные задания. | ||
Литература периода Великой Отечественной войны (Обзор) (3 ч .) | |||||
92 | Поэзия как самый оперативный жанр. Лирика А.Прокофьева, М.Исаковского,А. суркова, О. Бергольц идр. | 1 | Наизусть стихотворение.
| ||
93 |
Человек на войне, правда о нём. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести Шолохова, Паустовского, Гроссмана. | 1 | Чтение повестей, рассказов военной тематики | ||
94 | Драматургия К.Симонова, Л.Леонова. Пьеса-сказка Е.Шварца «Дракон» | 1 | |||
Литература 50-90-х годов (Обзор) ( часов) | |||||
95 | Новое осмысление военной темы в творчестве В.Некрасова, Ю. Бондарева, К.Воробьева, В.Быкова, М.Шолохова, В.Богомолова, Г. Бакланова, Б.Васильева. . | 1 | Индивидуальные задания. | ||
96 | Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б.Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е.Евтушенко) | 1 | |||
97 | «Городская» проза: Д.Гранин, В. Дудинцев, Ю.Трифонов. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений. | 1 | |||
98 | «Деревенская проза». Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землёй, в произведениях С.Залыгина, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Шукшина и др. | 1 | |||
99 | Драматургия. Нравственная проблематика пьес А.Володина, А.Арбузова, В.Розова, А.Вампилова. | 1 | |||
100 | Литература Русского зарубежья. Возвращённые в отечественную литературу имена и произведения. (В. Набоков, М.Алданов,и др.) | 1 | |||
101 | Авторская песня Её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. Песенное творчество Б. Ш. Окуджавы. В. Высоцкого, И. Талькова, Ю. Визбора и др.
| 1 | |||
102 | А. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о настоящем и будущем Родины. | 1 | |||
103 | Военная тема в лирике Твардовского. «В тот день, когда закончилась война…» и др. | 1 | Стр. 293-300 | ||
104-105 | Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Темы, проблематика. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути… | 2 | Наизусть стихотворение | презентация | |
106 | Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа. Образ главного героя – Юрия Живаго. | 2 | Чтение романа | Фильм | |
107-108 | Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго». Тема интеллигенции и революции. Стихи Юрия Живаго | 2 | Чтение и анализ повести Солженицына | ||
109-110 | А. Солженицын. Жизнь и творчество «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Шухова. |
2 | Индивидуальные задания. | презентация | |
111 | «Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. | 1 | Стр. 320-324 | ||
112-113 | В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество. «Колымские рассказы». Автобиографический характер прозы Шаламова. | 2 | Индивидуальные задания. | ||
114 | Н. М. Рубцов. Своеобразие художественного мира поэта. Основные темы и мотивы лирики Рубцова. «В горнице», «Русский огонёк» и др. | 1 | Сообщение учащихся. | презентация | |
115-116 | В.П.Астафьев. Очерк жизни и творчества. «Царь – рыба». Взаимоотношения человека и природы. | 2 | Отвечать на вопросы. | ||
117 | В. Г. Распутин. Жизнь и творчество. Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матёрой».
| 1 | Сообщение учащихся. | презентация | |
118 | В. Распутин. Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». « Живи и помни». Нравственное величие русской женщины, её самоотверженность. (обзор) | 1 | |||
119 | И. Бродский. Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. | 1 | |||
120 | Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Память о войне в лирике поэта-фронтовика
| 1 | Стр. 125-139. | презентация | |
121 | Развитие романтических традиций в поэзии Б.Окуджавы. Особенности «бардовской» поэзии. | 1 | |||
122 | Ю.В.Трифонов «Обмен». Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. | 1 | . | ||
123-124 | А. В. Вампилов. Жизнь и творчество. Современная драматургия. Психологизм пьесы «Утиная охота». | 2 |
| ||
Из литературы народов России. | |||||
125 | Из литературы народов России. Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. Лирика. | 1 | Наизусть стихи. | ||
Литература конца XX – начала XXI века (2 часа) | |||||
126 | Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции. Постмодернизм. | 1 | Индивидуальные задания. | Доклады | |
Из зарубежной литературы (часов) | |||||
127 | Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца»(обзор).Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров | 1 | |||
128 | Джордж Бернард Шоу. «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Парадокс как художественный приём. | 1 | Индивидуальные задания. | Презентация | |
129 | Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии | 1 | Читать «Старик и море» | ||
130 | Э.М.Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце» «Прощай, оружие!». | 1 | Индивидуальные задания. | ||
131 | «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя – старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести. | 1 | |||
132 | Эрих Мария Ремарк. «Три товарища» ( обзорное изучение). Э.М.Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». | 1 | Индивидуальные задания. | презентация | |
133 | Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». Стремление героев романа найти своё место в жизни, опираясь на гуманистические ценности. Своеобразие художественного стиля писателя | 1 | |||
134 | Контрольная работа по курсу литературы 11 кл. | 1 | Решение тестов | ||
135-136 | Резервные уроки | 2
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутое календарно-тематическое планирование по литературе, 6 кл, уч. Коровина В. Я.
Программа рассчитана на 68 ч., 2 часа в неделю...
Развернутое календарно-тематическое планирование по литературе, 5 кл, уч. Коровина В. Я.
программа рассчитана на 102 ч., 3 ч. в неделю...
Тематическое планирование по литературе 6 класс. УМК Коровиной В.Я
Тематическое планирование по литературе 6 класс. УМК Коровиной В.Я....
Тематическое планирование по литературе 10 класс. УМК Коровиной В.Я
Тематическое планирование по литературе 10 класс. УМК Коровиной В.Я. Базовый уровень, 102 часа...
Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику В.Коровиной. 5 класс.18.07.17г
Календарно-тематическое планирование по литературе по УМК В.Коровиной. 5 класс...
Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс, программа под ред. В.Ф. Чертова
Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс, программа под ред. В.Ф. Чертова...
Тематическое планирование уроков литературы 10 класс программа Г.И.Беленького
Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе по программе общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И.Беленького, 5-е издание, М. Просвещение 2008 (5 ч...