Открытый урок по литературе в 7 классе по поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Гатаулина Наталья Александровна

 

 Тип урока: комбинированный.

Вид урока : урок - путешествие в прошлое.

Цель урока: познакомить с  героическим  поступком жён декабристов; определить нравственные  понятия, духовные возможности человека; способствовать развитию аналитического  и выразительного чтения, построению логических высказываний.

Основной метод:  беседа с элементами исследовательской деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_poeme_nekrasova.docx38.79 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «КРАСНОЯРСКАЯ СОШ»

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН

Открытый урок литературы

в 7 классе по теме:

«Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины»

Подготовила учитель русского языка и литературы

Гатаулина Наталья Александровна

2014 год

Тема:  «Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины»

                                                          Пленительные образы!

Едва ли в истории какой-нибудь страны

                                                                                  Вы что-нибудь прекраснее встречали.

                                                                       Их имена забыться не должны.

                                                                                Высок и свят их подвиг незабвенный.

Н.А. Некрасов

Тип урока: комбинированный.

Вид урока : урок- путешествие в прошлое.

Цель урока: познакомить с  героическим  поступком жён декабристов; определить нравственные  понятия, духовные возможности человека; способствовать развитию аналитического  и выразительного чтения, построению логических высказываний.

Основной метод:  беседа с элементами исследовательской деятельности учащихся.

Задачи урока: 1) обучение приёмам раскрытия характера литературного героя в драматическом произведении;

                       2) развитие у учащихся интереса к истории своей Родины; развитие и            формирование таких нравственных качеств, как патриотизм, ответственность  перед долгом – супружеским, семейным; умение сопереживать, прийти на  помощь   ближнему;

                       3) воспитание верности, способности на благородные   человеческие чувства:  дружбу, любовь.

 Вступительное слово учителя.  ( слайд 1, 2 )

       

    - Для Н.А.Некрасова всегда заветным уголком была Карабиха. Он проводил здесь каждое лето на протяжении четырнадцати лет – лучших лет поэтической жизни. Охотничьи путешествия, встречи с крестьянами, наблюдения за жизнью деревни были благодатной почвой для появления многих произведений поэта. Одной из центральных тем произведений, написанных здесь, была тема судьбы русской женщины. В Карабихе появились «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и поэма о героическом прошлом страны «Русские женщины», посвящённая жёнам декабристов, последовавшим за своими мужьями в Сибирь. 

    Открыв первую страницу, мы читаем название главы: «Княгиня Трубецкая». Первоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки». Казалось бы, это более точное заглавие. В чём же тогда смысл замены? На этот вопрос нам предстоит ответить в конце урока.

- Прежде чем прозвучат тема и цели урока, я хотела бы, чтобы мы с вами  совершили небольшой экскурс в историю (экскурс – экскурсия, путешествие) и вспомнили  об одной из самых ярких страниц российской  истории, но вместе с тем трагической.

  Индивидуальное задание. Подготовленный ученик:  (слайды 3-6)

В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая.

              14 декабря 1825 года  в Санкт-Петербурге должна была состояться присяга новому русскому императору Николаю Павловичу.  Для нового императора, однако, этот день оказался одним из самых страшных в жизни. Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Во главе их стояли молодые офицеры-дворяне, цвет  столичного высшего общества. Этих людей позднее стали называть декабристами.

        Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», в котором предлагали отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение срока солдатской службы.

            Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших. Восстание в Петербурге было подавлено  через несколько часов. Началось расследование и  расправа над участниками.

        Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции.  Солдат приказали прогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию. Пять декабристов – поэт Константин Федорович Рылеев, Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин и Петр Григорьевич Каховский – были повешены в Петропавловской крепости.  Остальных заключенных лишали всех дворянских прав и приравнивали к простым крестьянам, они лишались права возвращаться в столицы, а также всех званий и почестей.

Слово учителя: Ребята, обращаю ваше внимание на эпиграф нашего урока! О каком подвиге идет речь? Каким образом связаны  эти строки и  трагический эпизод истории нашей страны, только что вами прослушанный? (слайд 7)

Итак,  тема нашего урока: «Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины» (Запись в тетрадях)

Каковы цели урока?  ( Формулировка учащимися целей урока)

Учитель: Человек, который дорожит своей честью и достоинством, не может попирать честь и достоинство другого человека.  Жёны декабристов оказались достойны своих мужей. Сейчас трудно сказать с уверенностью, что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся. Подвижничество во имя любви? Супружеский долг? Сострадание к ближнему? Чувство справедливости? О многом можно только догадываться. А.И. Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: “Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями...”

 Последуем и мы за этими женщинами, пройдём через те преграды, которые преодолели они.

Свой путь начинают они от порога родного дома.

 “Бог весть, увидимся ли вновь...” — размышляет княгиня Трубецкая, расставаясь с отцом. Оставляет ли Некрасов надежду на встречу?   Увы!  Надежды нет.

- Кто она такая княгиня Трубецкая?  Неужели ей стало плохо в родном доме, что она пускается в долгий и опасный путь?  Давайте послушаем рассказ о жизни княгини Екатерины Трубецкой до восстания. (слайд 8, 9)

 Индивидуальное задание (рассказывает ученица).

  Отец героини поэмы – Екатерины Ивановны Трубецкой – французский эмигрант Иван Степанович Лаваль. Его роскошный особняк на Английской набережной в Петербурге сохранился до наших дней. Салон Лавалей всегда был открыт для гостей, здесь читал свои стихи Александр Сергеевич Пушкин. Здесь в 1825 году, незадолго до декабрьского восстания великий князь Николай Павлович (Николай I) танцевал на балу мазурку в паре с дочерью графа Лаваля – Екатериной Трубецкой. По отзывам современников, Екатерина Лаваль не была красавицей – невысокая, полноватая, зато обаятельная, веселая резвушка с прекрасным голосом. В Париже в 1819 году Екатерина Лаваль познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким, а в мае 1821 года вышла за него замуж. Спустя пять лет после свадьбы вдруг выяснилось, что Сергей Трубецкой вместе с друзьями готовил восстание. Накануне восстания он был назначен непосредственным руководителем восставших. Он мужественно держался во время следствия и не потерял уважения своих товарищей по несчастью. В 1826 г. он был отправлен на каторжные работы в Восточную Сибирь.  Екатерина Ивановна  была первой женой декабриста, добившейся у царя разрешения последовать за мужем в Сибирь. 24 июля 1826 г. покинула родной дом. Её путь лежал на восток, в Сибирь, по следам мужа.

  Учитель: Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных?  Обратимся к поэме. Читаем строфы I–III и найдём главные слова, которые нам это объяснят.

 Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:

 Далёк мой путь, тяжёл мой путь,

         Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь...

         Гордись — я дочь твоя!..

 На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу.

 Гордость и долг — вот два понятия, на которых держится поэма. Но для того чтобы исполнить долг, женщине приходится вступать в борьбу с теми, кто ей  в этом мешает. А кто стремится ей помешать?

-  Царь и губернатор, выполняющий его волю.

 -Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение?  Как она построена? ( Словарная работа. Опорные слова  записаны на доске)

      (Драма - пьеса с острым конфликтом, который обращён к сфере частной жизни человека, потенциально разрешим и затрагивает отношения человека со средой.

       Диалог-разговор двух и более лиц.

       Монолог-  речь одного героя

      Победа – успех в борьбе за что-либо, достижение, успешное осуществление чего-либо в результате борьбы

      Нравственная победа  (духовная победа) - победа духом сильного человека

-   Вторая часть поэмы построена в форме диалога. Но перед нами  не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба.

Инсценировка (разыгрывается сцена: встреча с губернатором).

Цейдлер. Позвольте -с.

 Я согласен сам,

 Что дорог каждый час.

 Но хорошо ль известно вам,

Что ожидает вас?

Бесплодна наша сторона,

А та - еще бедней.

Короче нашей там весна,

В казарме общей надо жить,

А пища: хлеб да квас.

Пять тысяч каторжников там,

Озлоблены судьбой,

Заводят драки по ночам,

Убийства и разбой.

Поверьте, вас не пощадят,

 Не сжалится никто!

 Княгиня Трубецкая.

  Ужасна будет, знаю я,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его!

Цейдлер. Но вы не будете там жить:

Тот климат вас убьет!

Я вас обязан убедить,

Не ездите вперед!

Княгиня Трубецкая. Живут же люди в том краю,

Привыкну я шутя.

Цейдлер.   Живут? Но молодость свою

Припомните.. .дитя!

Княгиня Трубецкая.  

  Пусть смерть мне суждена-

Мне нечего жалеть.

 Я еду! Еду!

 Я должна Близ мужа умереть.

Цейдлер.  Да. Вы умрете, но сперва

Измучите того,

 Чья безвозвратно голова

 Погибла. Для него

 Прошу: не ездите туда!

Княгиня Трубецкая.    

 Покинув Родину, друзей,

Любимого отца,

Приняв обет в душе моей

Исполнить до конца

Мой долг,- я слез не принесу

В проклятую тюрьму-

Я гордость, гордость в нем спасу,

Я силы дам ему!

Цейдлер.   Да. Откровенно говорю

Вернитесь лучше в свет.

Княгиня Трубецкая. Благодарю, благодарю

За добрый ваш совет!

Цейдлер.   Но он же вас не пощадил?

Подумайте, дитя: О ком тоска?

К кому любовь?

Увлекся призраком пустым

И - вот судьба!.. И что ж?..

 Бежите вы за ним,

Как жалкая раба.

Княгиня Трубецкая.   Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

 Пускай горька моя судьба-

Я буду ей верна!

 О, если б он меня забыл

Для женщины другой,

 В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к родине любовь

 Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

 Ему простила б я!..

Пусть смерть мне суждена-

Я еду! Еду! Я должна

 Близ мужа умереть!

 

 - Какую цель имеет каждый из героев? Какова цель губернатора, и какова цель княгини?

- Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее.                                           

- Сегодня на уроке мы исследуем 2-ую часть поэмы Некрасова. И постараемся ответить на вопрос: Кто побеждает в поэме? Кто одерживает нравственную победу?

Этап исследования (работа с текстом по группам)

Задание для каждой группы на слайде (слайд 10)

I группа: Проследить по тексту, какие доводы против продолжения пути излагает    губернатор княгине:

  - наращивание психологического давления с целью заставить вернуться Трубецкую домой.

                                        Дорога наша так дурна,

                                        Вам нужно отдохнуть…

  -напоминание о том, какой властью « в здешней стороне» он обладает.

                                      Покуда я не прикажу,

                                      Его не подадут…

                                      ………………….

                                      Княгиня ! здесь я- царь!

 -наличие бумаги

                                      С последней почтой прислана

                                      Бумага…

 -предсказание будущего

                                     Но хорошо ль известно вам,

                                    Что ожидает вас?

 -невозможность вернуться к прежней жизни, возможные угрызения совести мужа, ставшего   виновником её горькой судьбы.

                                     … с вами не знавать

                                     Ему счастливых грёз…

 -напоминание о славе и знатности рода.

                                      Когда б не доблестная кровь

                                      Текла в вас – я б молчал.

  - обращение к женской гордости.

                                      И что ж?... бежите вы за ним ,

                                      Как жалкая раба.

  - угроза добираться до Нерчинска «этапом»

                                      Вас по этапу поведут

                                      С конвоем…

 

II группа: Проследите по тексту, как укрепляется мужество женщины, как крепнет в её душе порыв к свершению героического деяния.

-княгиня наивно полагает, что губернатор, как друг её отца, ускорит встречу с мужем

                                      Так прикажите ж! Я прошу…

-княгиня выдерживает напоминание о горе отца.

                                      Но долг другой…меня зовёт…

-она морально готова к жизни на каторге.

                                     Ужасно будет , знаю я…

                                    Живут же люди в том краю,

                                   Привыкну я…

-княгиня бесстрашна

                                   Пусть смерть мне суждена

                                   Мне нечего жалеть!...

-тверда и мужественна

                                     Всем вашим пыткам не извлечь

                                    Слезы из глаз моих!

-на разрыв с прежней жизнью решается осознанно, разделяя убеждения мужа.

                                       Там места нет, там друга нет

                                      Тому, кто раз прозрел!

-высота гражданских чувств княгини Трубецкой.

                                     Но знаю: к родине любовь

                                    Соперница моя…

-готовность к героическому поступку:

                                     Велите ж партию сбирать

                                    Иду, мне всё равно…

 Какова же роль  драматургического варианта изображения  разговора Губернатора и Княгини?:     - сцена позволяет полнее раскрыть характеры и чувства, представить   спор живых людей.

  - Как воспринимается финал этого поединка?

  (Нравственная победа беззащитной женщины. Характер её уже сложившийся,   мужественный и  сильный, несет силу и поддержку своему мужу.)

Ученики делают выводы:

-Не удалось иркутскому губернатору И.Б. Цейдлеру запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину.

 Сцена «Трубецкая- губернатор» – вершинный эпизод поэмы.

Что ожидало её впереди?   (слайд 11, 12 – зачитать воспоминания М. Волконской)

Опрос-беседа:        

                    - Как вы думаете, можно ли назвать поездку жён декабристов в Сибирь подвигом?           (Да, это был настоящий подвиг для них,  привыкших жить в неге и беззаботности.  Когда же наступил час испытаний, эти женщины оказались сильными и стойкими,    потому что они любили своих мужей, считали своим долгом разделить их судьбу). Жены декабристов совершили не только своей гражданский долг, но и подвиг любви бескорыстной.

                  - Идейный смысл поэмы, созданной Н.А.Некрасовым, - подвиг  русских женщин во имя святого долга жен. Величие духа русской женщины. Какие черты характера выступают на первый план? (Самопожертвование, достоинство, терпение.)

Слово учителя. Закончив работу над поэмой “Княгиня Трубецкая “, Некрасов вскоре начал новую поэму - “Княгиня Волконская…”, которая являлась продолжением рассказа о женах декабристах.  (слайд 13)

Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся в Сибирь. Он написал только о двух из них — Е.И. Трубецкой и М.Н. Волконской. Трубецкой не довелось вернуться из Сибири и встретиться с родными. Она, как и А.Г. Муравьёва, похоронена там.

( Индивидуальное сообщение – рассказ ученика о жизни Е.И. Трубецкой в Сибири, её смерти). Екатерина Ивановна Трубецкая только в январе 1845 г. получила дозволение жить в Иркутске с детьми. Её муж С.П. Трубецкой мог навещать семью наездами из Оёка, а затем с молчаливого согласия местных властей остался в Иркутске.У Трубецких была большая семья. Трое детей, родившихся в Сибири, – Владимир, Никита, Софья – скончались в младенчестве. С ними жили три дочери – Александра, Елизавета, Зинаида и сын Иван. С 1845 г. Трубецкие жили близ иркутского Знаменского монастыря в деревянном доме в четырнадцать комнат. Рядом с домом располагался прекрасный сад. Екатерина Ивановна  Трубецкая отличалась не только умом и сообразительностью, но и необыкновенной сердечностью. Переехав в 1845 г. в Иркутск, она занималась благотворительностью, устраивала вечера, на которых бывало очень весело. Однако годы тяжелых нравственных и физических испытаний, постоянные усилия в борьбе за здоровье мужа и детей  подорвали её силы. Екатерина Ивановна  Трубецкая тяжело заболела и 14 октября 1854 г. скончалась в возрасте 54-х лет. За её гробом шёл, как писали, весь Иркутск. Пройдя рука об руку с мужем тяжкий 28-летний путь каторги и ссылки, Трубецкая всего двух лет не дожила до того дня, когда декабристам и их женам было разрешено вернуться в Россию.

  Учитель. А вот М.Н. Волконская вернулась и даже написала воспоминания. Ими и воспользовался Некрасов для создания второй главы поэмы.

 Каждая из этих женщин, достойна того, чтобы о ней помнили. Согласны ли вы, что их можно назвать героинями?

Так о чем поэма  Н.А. Некрасова “Русские женщины”?

Выводы учащихся:

- О мужественном и благородном подвиге жен первых русских революционеров-декабристов, которые, невзирая на все трудности и лишения, пошли за своими мужьями в ссылку, в далекую Сибирь, в суровые необжитые места их заключения. Они отказались от богатства, удобства привычной жизни, от всех гражданских прав и обрекли себя на тяжелое положение ссыльных, на мучительные и тягостные условия жизни. В этих испытаниях проявилась сила их характеров, решительность и смелость.

Итоги урока. Давайте же теперь ответим на вопрос: «Почему Некрасов первоначально свою поэму назвал «Декабристки», а затем сменил заглавие?» В чём же тогда смысл замены?

     - Главное для поэта в поэме – показать подвиг не просто представительницы дворянского класса, а русской женщины.  Русской женщине, независимо от того, живёт ли она в крестьянской избе или в барской усадьбе, одета в холщовый сарафан или в бальное платье. Поэт видит в настоящей русской женщине такие качества, которые роднят княгиню с крестьянкой, которая “коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт” – ЭТО героизм, сила духа, нравственная красота. Сам Некрасов объяснил это так: “Самоотвержение, выказанное ими, остаётся навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине” (слайд 14).

А теперь давайте вернемся к эпиграфу нашего урока и вспомним имена этих героических женщин, пленительных образов нашей истории.  

Презентация о женах декабристов  –  (слайды 15-24)

(Звучит романс в исполнении Анны Герман «Гори, гори, моя звезда»)

Оценки за урок.

Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру  на одну из предложенных тем:

 1. «Подвиг любви и долга».

 2. «Соответствует ли современная русская женщина некрасовскому идеалу»?

Есть такой замечательный фильм «Звезда пленительного счастья». В этом фильме использован сюжет из главы «Княгиня Трубецкая». Советую вам непременно посмотреть этот художественный фильм, чтобы ещё раз пережить незабвенный подвиг жен декабристов, увидеть  их пленительные образы.

Благодарю за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии

На уроке учащиеся знакомятся  с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...

Конспект открытого урока по литературе - 7 класс

18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект  урока....

Открытый урок по литературе на тему: "Анализ поэмы Н.Старшинова "Гвардии рядовой".

Материал для проведения открытого урока по литературе на тему: "Анализ поэмы Н.Старшинова "Гвардии рядовой"....

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.

Средства художественной выразительности  (А. К. Толстой.  Лирика.  Анализ поэтического произведения)....

Открытый урок родной литературы 7 класс

Техническая карта открытого урока родной литературы  7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...

Конспект открытого урока по литературе 5 класс.

Конспект урока по литературе по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образ...