Открытый урок по литературе на тему: "Анализ поэмы Н.Старшинова "Гвардии рядовой".
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Материал для проведения открытого урока по литературе на тему: "Анализ поэмы Н.Старшинова "Гвардии рядовой".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 21.63 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Комплексный анализ поэмы Н.К.Старшинова “ Гвардии рядовой”.
Цели урока: формирование критического мышления, компетентностного подхода, коммуникативных навыков.
Задачи урока:
- Повторение особенностей поэмы как лиро-эпического жанра.
- Анализ содержания поэмы “Гвардии рядовой ”.
- Повторение материала частей “А, В” ЕГЭ.
- Подготовка к написанию сочинения части “С” ЕГЭ.
Виды работ:
- индивидуальная,
- групповая,
- фронтальная.
Оборудование:
- презентация к уроку,
- фрагменты текста,
- карточки для индивидуальных заданий.
Ход урока
1. Вступление
- Знакомство с целями и задачами урока.
Слово учителя:
- Предположите, о чем будет идти речь в поэме с таким названием?
- Обратите внимание на жанр. Каково соотношение эпического и лирического в поэме?
2. Основная часть
- Какова композиционная структура поэмы?
- Лирический пролог
- Глава 1
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6 (эпилог)
3. Анализ текста. Лирический пролог.
Литература периода Великой Отечественной войны отличается удивительной целенаправленностью. Это литература, где главная тема – тема Родины ,героического подвига, воинского долга и дружбы.
Особое звучание патриотическая тема заняла в поэзии. Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет.
“Быстроглазый мальчик из Москвы”, - так пишет о себе в прологе автобиографической поэмы “ Гвардии рядовой” сам автор, 17-летним парнем который ушел добровольцем на фронт, не закончив курса пехотного училища.
Задание по группам:
Группа № 1
- Озаглавить фрагмент.
- Почему приводится отрывок из песни? Кто её автор?
- О каком торжестве, не состоявшемся в этот день, идёт речь?
- Найдите олицетворения в описании города.
- Для чего включено описание памятника А.С. Пушкина?
- Найдите риторическое обращение к родному городу.
- Пейзаж Москвы. В чём его символическое значение?
Группа № 2
- Озаглавьте главу № 2. Почему она такая маленькая?
- Озаглавьте главу № 3.
- Найдите реплику, объясняющую самоотверженность бойца.
- Не противоречит ли она словам «А кругом - Россия».
- Найдите рефрен. В чем его значение?
- Найдите описание пейзажа во фрагменте. Какова её роль?
- Какова роль многоточий в произведении?
Группа № 4
- Озаглавьте главу № 4.
- Для чего введён образ старушки-матери?
- Объясните значение эпитета «волглую».
- Прокомментируйте монолог матери.
- Найдите глаголы, передающие действия матери.
Группа № 5
- Озаглавьте главу № 5.
- Объясните выражение «изведать солдатскую страду».
- Найдите риторическое восклицание. О чём оно?
- Найдите фразеологический оборот. В чём его смысл?
Группа № 6
- Озаглавьте отрывок. Почему эта глава может быть названа «эпилогом»?
- О чём замечтался бронзовый поэт?
- Найдите пейзаж. Почему голуби обрушились с карниза и закувыркались в синеве?
Подведение итогов.
Таким образом, тема поэмы – рядовой солдат.
Проблема – подвиг рядовых войны.
Идея – гордость за защитников страны.
III. Рефлексия
- О чём заставила задуматься эта поэма?
- Почему так важна победа под Москвой?
- Какие произведения о военной Москве вы знаете?
- О чём захотелось узнать подробнее?
Д/З: Написать сочинение - рассуждение на тему «Слава тебе, русский солдат!»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Военный парад в Москве 1941г .
А.С . Пушкин
А.С . Пушкин
Парад победы в Москве 1945г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе в 6 классе. Тема: Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
На уроке дано представление о личности А.П. Чехова,продолжена работа по анализу эпического произведения, развитию критического мышления и творческих способностей учащихся....
Открытый урок по литературе в 7 классе по поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины"
Тип урока: комбинированный.Вид урока : урок - путешествие в прошлое.Цель урока: познакомить с героическим поступком жён декабристов; определить нравственные понятия, духо...
Открытый урок по литературе на тему "Суд над литературным героем Чичиковым" по поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголя
Нетрадиционный урок: урок-суд над литературным героем Чичиковым Н.В. Гоголя по поэме "Мертвые души" . Тема урока: "Образ Чичикова. Кто же такой Чичиков: «подлец», «приобретатель» или…?...
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...
Конспект открытого урока по литературе в 8-ом классе по теме "Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Цель: определение темы и идеи поэмы;углубление представления учащихся о личности М.Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме, выявление структурных особенностей произведени...
Методическая разработка урока по литературе по теме "Анализ поэмы А.Блока "Двенадцать"
Данная разработка поможет учащимся понять философское осмысление революции А. Блоком, рассмотреть, как раскрывается тема России, её судьбы в поэме "Двенадцать", какие художественные средства...
Методическая разработка урока по литературе по теме "Анализ поэмы А.Блока "Двенадцать"
Данная разработка поможет учащимся понять философское осмысление революции А. Блоком, рассмотреть, как раскрывается тема России, её судьбы в поэме "Двенадцать", какие художественные средства...