Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"). 9 класс
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"), приложение. 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zalygin_uroki_pravnuka_vovki.docx | 26.79 КБ |
prilozhenie_1_cherty_kharaktera.docx | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Уроки? Уроки! Уроки…»
(Урок внеклассного чтения по рассказу С. Залыгина «Уроки правнука Вовки»)
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-исследование
Цели урока:
Обучающие:
- введение в сознание девятиклассников понятие «архетип» как вид интертекстуальной связи текстов;
- формирование умения устанавливать проблемно-тематические связи рассказа Залыгина с комедией Д.И. Фонвизина «Недоросль» через архетип.
Развивающие:
- развитие навыков самостоятельной работы с текстом;
- развитие полной самостоятельности в мыслительном процессе;
- развитие аналитических способностей.
Воспитывающие:
- воспитание осознанного выбора правильных ориентиров в жизни;
- воспитание любви к литературе и родному языку.
Образовательные технологии:
- обучение в сотрудничестве,
- технология исследовательского обучения,
- технология индивидуализации обучения учащихся.
Методические приёмы: создание «ситуации успеха», выразительное чтение текста, эвристическая беседа, КМД (коллективная мыслительная деятельность при работе малыми группами).
Методы обучения: опережающее индивидуальное задание, анализ, исследовательский и проблемно-поисковый методы, наблюдение.
Оборудование: портреты писателей Д.И. Фонвизина и С.П. Залыгина, тексты произведений, рисунки с изображением Митрофана и Вовки, тетради, запись на доске, раздаточный материал, мультимедийный проектор.
-1-
Эпиграфы: …Митрофаны мало смешны и притом очень
мстительны, и мстят они неудержимой
размножаемостью и неуловимой
проницательностью своей породы,
родственной насекомым или микробом.
В.О. Ключевский
Урок – первый очаг, согревшись у которого,
Человек стремится стать мыслителем.
В.А. Сухомлинский
Предварительная подготовка к уроку: учащиеся к открытому уроку получили задание прочитать рассказ С.П. Залыгина «Уроки правнука Вовки», индивидуальные задания (сочинить стихотворения, нарисовать рисунки), поделиться на группы.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Стало доброй традицией на уроках внеклассного чтения открывать новые имена отечественной литературы. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством замечательного писателя Сергея Павловича Залыгина. Несколько слов о писателе. (Презентация).
Сегодня мы побеседуем о рассказе С.П. Залыгина «Уроки правнука Вовки».
Очень хочу, чтобы эта книга стала для вас открытием, заставила «остановиться – оглянуться» и посмотреть на себя со стороны: каким я расту и живу на земле? Что со мной происходит? Пришла пора, дорогие друзья, ставить такие вопросы и отвечать на них.
Тема нашего урока звучит так: «Уроки? Уроки! Уроки…» (Слайд 1)
Хочется вас спросить: что такое урок?
(Ответы учащихся)
Каждый из вас прав.
-2-
Урок – это слово многозначное.
Зачитать словарную статью в «Толковом словаре» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. (Слайд 2)
Хочу обратить ваше внимание на третье определение: «Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. Получить хороший урок». Уроки жизни получает каждый из нас. Приходя в школу, получаете знания на разных уроках. Но все мы, несомненно, учимся самой жизни, учимся жить. А учиться легче всего на чужих ошибках.
Сегодня на уроке литературы, делая сопоставительный анализ отрывков из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и рассказа С.П. Залыгина «Уроки правнука Вовки» и устанавливая проблемно-тематические связи этих двух произведений, мы поразмышляем о живучести Митрофанов в наши дни и попробуем ответить на вопрос: легко ли быть молодым?
Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» была написана более 200 лет назад. (Слайд 3)
Почему её изучают до сих пор? Может, не стоит?
(Ответы учащихся).
Да, действительно, пьеса актуальна, злободневна, современна. Такие герои, как Митрофан, нас окружают повсюду. Мы все в какой-то степени Митрофаны. Образ-персонаж, созданный классиком, является носителем определённых типических черт, повторяющихся, не исчезающих со временем.
Мы не раз говорили о Митрофане, о его чертах. Давайте ещё раз вспомним эти типические черты.
(Ученики называют эти черты)
Обратимся к первому эпиграфу нашего урока. (Слайд 4)
Прав ли В. Ключевский, говоря о живучести Митрофанов?
(Ответы учащихся)
Ответ на этот вопрос даёт и Сергей Павлович Залыгин, который
-3-
утверждает, что Митрофаны живы в наши дни.
Сегодня мы говорим о нашем современнике, о герое рассказа С.П. Залыгина «Уроки правнука Вовки». (Слайд 5)
Кто же такой Вовка?
(Ответ ученика)
Можно ли слова В. Ключевского о живучести Митрофанов отнести Вовке?
Сравним этих двух героев. На карточках, которые получили группы, перечислены черты Митрофана. (Приложение 1). Присутствуют ли эти черты в характере Вовки? Ответ подтвердите текстом.
Работа в группах.
Слово группам.
Ставил ли С.П. Залыгин в рассказе «Уроки правнука Вовки» напомнить о фонвизинском Недоросле – неизвестно. Но опытный читатель сам в состоянии обнаружить типическое и соотнести в своём сознании классический образ-персонаж и его современного «двойника».
Много общих черт у этих героев. Как объяснить это? Может, С. Залыгин занимался плагиатом? Мы прочитали с вами много сказок, мифов. Во всех этих произведениях встречаются герои, чем-то похожие друг на друга. Например, мачеха. Какой она чаще всего изображается? (Злой, завистливой). Падчерица? (Доброй, робкой, трудолюбивой). Разбойники: Робин Гуд, Дубровский? (Благородными, справедливыми). Если в литературе термин, называющий данное явление? Да, есть. Это называется «архетипом». Впервые это понятие введено швейцарским психоаналитиком и исследователем мифов К.Г. Юнгом. Запишите определение в тетрадь.
(Слайд 6)
Архетип (греч. arche – начало и typos – образ; первообраз) – первичный образ, оригинал, т.е. древнейшие общечеловеческие символы, прообразы, лежащие в основе мифов, фольклора и самой культуры в целом и
-4-
переходящие из поколения в поколение.
Можно ли считать образ Митрофана архетипом?
(Ответы учащихся)
Использование литературоведческого термина «архетип» - особый способ интертекстуальной связи, доступный восприятию только «квалифицированного» читателя. Обращение к архетипическому образу всегда определённым образом подчёркивает проблемно-тематическую связь с предтекстом.
Чему научил нас Д.И. Фонвизин?
(Ответы учащихся)
Чему научил нас С. П. Залыгин?
(Ответы учащихся)
Мы отмечаем близость позиций двух авторов: и в классическом образце, и в современном тексте утверждается «необходимость нравственной самостоятельности и ответственности человека» за свои поступки.
Почему Митрофан стал именно таким? Кто виноват в этом?
(Ответы учащихся: мать, которая своей слепой любовью убила в нём все замечательные качества).
В какое время жил Вовка? (90-е годы)
Что произошло в это время? (Развал Советского Союза, дефолт, менялись ценности). (Слайд 7)
Чем были заняты родители Вовки? (Им некогда было заниматься ребёнком).
Почему Вовка стал циником, хамом? Кто в этом виноват?
(Ответы учащихся: родители, окружающая действительность).
Да, действительно, во многом, может, виноваты и родители, от них он не получал всего того, что должен был получать: внимания, тепла, заботы. Получал всё это на стороне: побывал в секте, ночует у одноклассников. Ему было удивительно, что он кому-то нужен, в частности, деду.
Найдите в тексте слова Вовки, которыми он обвиняет своих родителей.
-5-
(Учащихся зачитывают цитаты из произведения:
1) «- …мои собственные родители тоже порядочные зануды. Они и сами об этом знают, только молчат. Скрывают от людей.
- Так о родителях нельзя!
- Родители сами должны заботиться, чтобы о них было нельзя. А я вот в любой момент могу доказать, что дело именно так и обстоит».
2) «Мало ли какой… Мало ли… Самое простое – взять в долг. Под возвращение родителей. Родители приедут, я им по всей форме доложу: должен! Ну а они уж как хотят пусть выкручиваются. Им вовремя нужно было думать, а не ставить мня в немыслимое положение. Они – не дети. Должны по-взрослому соображать».
3) «У меня поддержки нет. Настоящей. От тебя, что ли, дождёшься? А родителям моим совершенно на меня наплевать. Отсюда и я: мне наплевать на них. Мы – каждый сам по себе. Ну вот. А чтобы быть лидером, обязательно должна быть поддержка. Вот у того же Мамая. У того же Вадика, который страдает – страдал уже – недержанием. У них родители созывают в свой дом мальчишек человек пять-шесть, хорошо их угощают и, того гляди, на «вы» с ним заговорят. То есть создают репутацию своему сынку. Поддерживают его, делают очень важный жест в сторону его лидерства. А – я? Я, можно сказать, беспризорник. Обо мне никто не заботится, никто не развивает мои способности, перспективу лидерства. Но я не говорю , нет. Я думаю, что разовьюсь посильнее, чем Мамай: жизнь научит меня самому о себе заботиться»).
Дед, конечно, понимает, что Вовке сложно жить в этом мире, что правнук может стать жертвой преступления или сам преступником. Его волнует судьба Вовки.
Даёт ли Залыгин надежду на то, что Вовка исправится?
(Ответы учащихся. Подтверждение ответов текстом.)
Да, конечно, Вовке интересно с дедом, он задаёт Юрию Юрьевичу много
-6-
вопросов. Излагая материал по биологии, истории, литературе, дед рассказывает о своей жизни, таким образом, восстанавливается потерянная связь между поколениями, ниточка, которая прервалась в момент рождения Вовки. Эта связь даёт возможность найти общий язык двум поколениям.
Кому сложнее было жить: Митрофану или Вовке? Митрофану, которого до безумия любила матушка, которая сдувала с него пылинки, потакала всем его прихотям, или Вовке, о котором родители не заботились вовсе?
Ответа на это вопрос нет, потому что жить, а не выживать, всегда трудно. Этот вопрос – контекстуальный синоним вопроса: легко ли быть молодым?
(Ответы учащихся)
Вовка – герой 90-х годов. Нас с ним разделяет 15 лет. Похожи ли вы на Вовку? Вы находитесь сейчас в ситуации выбора. Выберете ли вы позицию Вовки или какую-то другую, решать вам.
Легко ли быть молодым?
(Ответы учащихся)
Молодой человек – тот, который активно учится. А учиться всегда трудно. На мой взгляд, молодым быть очень трудно. А вот как об этом думают Алексей Харитонов и Миша Казаков. Свою точку зрения они выразили в стихах. (Ребята читают стихотворения собственного сочинения).
Спасибо, ребята!
Во что надо верить? Хорошо ли быть на кого-нибудь похожим? Какой должна быть жизнь в 15-16 лет? Какая потеря в 15-16 лет самая страшная? Какие люди нужны человечеству? Что делать, когда не понимают родители? Эти вопросы обрушиваются на молодых. Вопросы эти непросты, но и в сложности есть свои плюсы, ибо они убеждают: нельзя смотреть на жизнь и на человека упрощённо. И для вас пришла пора жить в семье в роли равноправных её членов. А это значит, пришла пора отдавать тепло, внимание, время тем, кто вам дорог. Торопитесь умнеть, добреть, торопитесь быть в жизни деятельным. Жизнь достойна этих ваших усилий.
-7-
Обращаемся ко второму эпиграфу нашего урока, к словам В.А. Сухомлинского. Согласны ли вы с великим педагогом?
(Ответы учащихся).
Читая книги, мы вместе с героями произведений постоянно извлекаем уроки. Какие уроки получили на сегодняшнем занятии вы?
(Ответы учащихся).
Заключительное слово учителя.
Пусть спутником вашим в жизни будет хорошая, умная книга, которая преподаст вам новый урок. Появиться повод подумать: урок?
Пройдёт немало времени, на многие вопросы найдутся ответы. Наберётесь читательского опыта и воскликните: уроки!
Но сколько ещё в жизни вам придётся пережить… И мы не ставим точку, а ставим многоточие: урок…
Продолжением этой темы станет работа дома.
Домашнее задание. Напишите эссе «Уроки жизни» (по комедии Д.И. Фонвизина и рассказу С.П. Залыгина «Уроки правнука Вовки»).
Спасибо вам, ребята, за работу на этом уроке. Оценки ученикам.
Предварительный просмотр:
Приложение 1. «Черты характера героев» (для учащихся)
Митрофан | Вовка |
1. Хитёр, сообразителен. Действие I явление 4 Действие II явление 6 Действие IV явление 8 | |
2. Ленив, примитивен в желаниях (праздная жизнь барчука, голубятня, подовые пироги, сладкий сон), желание жениться. Действие I явление 4 | |
3. Умственно убог, невежда, не желает что-либо понять, усвоить новое. Действие III явление 7 Действие IV явление 8 | |
4. Бессердечен, жесток по отношению к матери, отцу, дяде, няньке. Действие II явление 4 Действие II явление 6 Действие V явление последнее | |
5. Эгоистичен. Действие II явление 6 Действие III явление 7 | |
6. Груб с учителями. Действие III явление 7 | |
7. Жаждет власти. Действие II явление 4 |
Приложение 1. «Черты характера героев» (для учителя)
Митрофан | Вовка |
1. Хитёр, сообразителен. Действие I явление 4 Действие II явление 6 Действие IV явление 8 | 1. Ищет выгоду (о прадедушке, чтоб с ним остаться (с.258), о деньгах, оставленных родителями) (с. 271, с.276) |
2. Ленив, примитивен в желаниях (праздная жизнь барчука, голубятня, подовые пироги, сладкий сон), желание жениться. Действие I явление 4 | 2. Любил поспать, поесть. Уклоняется от домашних дел (нет желания ходить за хлебом) (с.268). Половое влечение (с. 294-295) |
3. Умственно убог, невежда, не желает что-либо понять, усвоить новое. Действие III явление 7 Действие IV явление 8 | 3. Отсутствует интерес к учёбе: О школе (с.259), равнодушен (с.265), не желает усваивать нового (с. 267), безразличен (с. 277, 281) |
4. Бессердечен, жесток по отношению к матери, отцу, дяде, няньке. Действие II явление 4 Действие II явление 6 Действие V явление последнее | 4. Циничен, груб, хамоват по отношению к родным, жесток по отношению к одноклассникам (с. 258), (с. 260), (с. 269), «не пойду к старичью» (с.257), «хлюпик» (о дедушке) (с. 270), пренебрегает нравственными нормами (восхищается заработком одноклассника) (с. 290-291) |
5. Эгоистичен. Действие II явление 6 Действие III явление 7 | 5. Эгоистичен, безответственен (не ночевал дома, не сообщил деду, где находится) (с. 292), равнодушен к людям (с. 274) |
6. Груб с учителями. Действие III явление 7 | 6. Отношение к деду как учителю (с. 265, 277), «стерва» (об учительнице) (с. 294) |
7. Жаждет власти. Действие II явление 4 | 7. Желание быть лидером (с. 282,283) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу О.Генри «Последний лист» 7 класс
Урок литературы в 7 классе по УМК "В мире литературы" (под ред. А.Кутузова). Анализ рассказа О.Генри "Последний лист" проведен в проблемной технологии. Использованы межпредметные связи (жи...
Урок внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" - 5 класс
РАзработка урока...
Конспект урока по литературе: «Тема доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» с использованием ТРКМЧП в 6 классе»
Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.На уроке мы попыт...
Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина "Старая черепаха" (6 класс)
Урок предназначен для проведения по внеклассному чтению в 6 классе общеобразовательной школы. Цель урока: воспитание в подрастающем человеке лучших духовных качеств....
План-конспект урока по литературе (внеклассное чтение) 5 класс К.Д. Ушинский "Слепая лошадь"
Интерпретация сказки К.Д. Ушинский "слепая лошадь". При разработке урока использована технология "Педагогическая мастерская" ....
Конспект урока по литературе по ФГОС "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий" ".
Конспект урока по литературе 6 класса соответствует ФГОС....
Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....