Конспект урока по литературе по ФГОС "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий" ".
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Костаненко Алёна Александровна

Конспект урока по литературе 6 класса соответствует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_chehovu.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе 6 класс на тему:

«Анализ рассказа А.П.Чехова «Толстый и Тонкий»».

Цели урока: анализ рассказа «Толстый и Тонкий» А.П.Чехова

  • Образовательные: анализ эпического произведения,  смысловое чтение  текста (с выделением всех видов текстовой  информации).
  • Развивающие: излагать своё мнение в  учебном диалоге, аргументируя его, осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
  • Воспитательные: на примере рассказа воспитывать чувство собственного достоинства.

Планируемые результаты:

  • Личностные: оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать свои черты характера в соотношении с поступками литературных героев.
  • Метапредметные: развивать операции логического мышления, навыки самоконтроля и взаимоконтроля, определять цели деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
  • Предметные: раскрыть мастерство стиля, детали;  уметь определять авторскую позицию в тексте.

Оформление и оборудование: презентация, учебник, таблицы для характеристики героев, документ-камера.

Ход урока:

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Обратите внимание на слайд. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

           Сформулируйте тему урока и запишите.(3 мин)

Ученик: А.П.Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий"

- Какую цель вы себе поставите?

(Запись на доске)

Цель: проанализировать рассказ А.П.Чехова «Толстый и Тонкий».

Учитель: А какие задачи необходимо себе поставить для достижения данной цели?

Задачи:

1. Изучить литературный портрет писателя

2. Познакомиться с рассказом «Толстый и Тонкий»

3. Проанализировать рассказ по плану

4. Сделать вывод

-Вспомним, что мы уже знаем о биографии Чехова. Для этого обратимся к домашнему заданию:

Минимальный уровень («3»): прочитать рассказ

Задание на «4» и «5» на выбор: найти факты биографии или провести словарную работу по рассказу.

-Обратимся к интересным фактам биографии, которые вам удалось найти (5 мин)

-Запишем ключевые слова, по которым можно создать литературный портрет Антона Павловича Чехова.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Антоша Чехонте, врач, писатель, юмор.

Учитель:  Что же это за рассказ и чем он так ценен?

Воспользуемся документ-камерой и проверим вторую часть вашего домашнего задания.

Словарная работа ( 3 мин)

херес - сорт дорогого вина;

флёрдоранж - цветочный одеколон;

лютеранка - исповедует веру, распространённую в Германии;

Герострат - житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки;

Эфиальт -  (предатель) — сын Эвридема, изменнически указавший персам обход в Фермопильском ущелье;

приватно - неофициально;

коллежский асессор - один из младших рангов чиновников;

статский советник - ранг чиновника среднего звена;

тайный советник - один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии.

Учитель: Ребята, работаем в парах. Консультант и консультируемый. Выберите себе пару. (1 мин)

Обсудите по плану анализа рассказ «Толстый и Тонкий». (10 мин)

Анализ рассказа по плану:

1.История создания

Всего через  4 года по окончании гимназии, в 1883 году, А.П. Чехов пишет рассказ с названием «Толстый и тонкий», который позже печатает в журнале "Осколки".

2. Жанр (рассказ, повесть, поэма и др)

Жанр рассказ, так как представляет собой небольшое повествование о героях и событиях, произошедших с ними.

3. Тема и идея

Тема – о чем? Встреча двух одноклассников

Идея – для чего? - Что высмеивает Чехов? Над какими проблемами заставляет задуматься автор?

Высмеять такие качества человека как чинопочитание, угодничество, подхалимство, самоуничижение, подобострастие.  

Как называется добрый смех?

Добрый смех- ЮМОР

Осмеяние – САТИРА (Запись понятий в тетрадь)

- Как выдумаете, этот рассказ юмористический или сатирический?

(Рассказ сатирический, так как автор высмеивает человеческие пороки)

4. Авторская позиция

-Каким предстает автор в произведении?

Автор дает читателю самому сделать выводы.

5. Система персонажей

Заполнение таблицы в парах, проверка через документ-камеру

Толстый

Тонкий

Имена

Михаил

Порфирий

Кличка в гимназии

Герострат

Эфиальт

Портрет

Толстый, пахло хересом и флердоранжем

Тонкий, пахло ветчиной и кофейной гущей.

Должность

Тайный советник

Коллежский асессор

Качества характера

Не любит чинопочитание.

Угодлив, подхалимничает.

 Вывод: герои противопоставляются друг другу – прием антитезы.

(Запись термина в тетрадь)

Антитеза – это противопоставление образов, картин, слов.

Учитель: -Кто еще из героев присутствует в рассказе? (Жена Тонкого Луиза и сын Нафанаил).

Какую роль они играют в повествовании? (Эти герои такие же как и Тонкий, они усиливают образ чинопочитателя и подхалима).

Физкультминутка. Встаньте из-за парт.  Попробуем обыграть эту ситуацию.

1 вариант представит себя в образе Толстого, а 2 вариант – в образе тонкого. Поприветствуйте друг друга.

Наклонитесь в сторону друг друга.

Улыбнитесь. (2 мин)

6.Композиционные особенности:

Нарисовать кульминацию рассказа:

Завязка – встреча двух школьных друзей.

Развитие действия - разговор на перроне.

Кульминация – новость о должности Толстого.

Развязка – расставание чужих друг другу людей.

7. Своеобразие художественного времени и пространства

Время? Обед

Где происходит? Вокзал Николаевской железной дороги.

8. Художественная деталь

Художественная деталь– изобразительная и выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, части быта, пейзажа, интерьера, портрета и т. П

Детали: «губы его, подернутые маслом», «худенькая женщина с длинным подбородком», «высокий гимназист с прищуренным взглядом», «пожал три пальца» и др.

9. Язык. Стилистическая окрашенность. Художественно-выразительные  средства.

Рассказ написан в художественном стиле с использованием элементов разговорного стиля.

-Найдите разговорные слова.(«сколько зим, сколько лет», «душонок», «ну да Бог сним» и др.).

Эпитеты: «широчайшей улыбкой»

Метафоры: «лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры», «Сам он съежился, сгорбился, сузился…»

Сравнения: «губы его лоснились, как спелые вишни», «захихикал, как китаец», «милостивое внимание вашего превосходительства…вроде как бы живительной влаги..»

Олицетворение: «его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…»

10. Смысл названия

Уже в названии «Толстый и Тонкий» мы сталкиваемся с  приемом антитезы. Толстый и Тонкий. Богатый и бедный.

11. Место произведения в творчестве писателя и в истории русской литературы

Рассказ относится к раннему периоду творчества Чехова. Как и другие рассказы писателя,  данное произведение оставило огромный след в истории русской литературы.

Оцените друг друга(1 мин).

(Консультант называет свою отметку и консультируемого)

 -Проверим вашу оценку через фронтальный опрос. (17 мин)

(Фронтальный опрос в парах по плану анализа)

Учитель: Итак, мы еще шире приоткрыли дверь в мастерскую Чехова.

Чему же хотел научить Чехов вас своим рассказом?

Антон Павлович Чехов хотел, чтобы «люди были людьми и жили по-человечески".

Я хочу закончить урок словами писателя: "При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать своё достоинство"

Рефлексия: (2 мин) заполнение таблицы каждым учеником индивидуально

Что я знал

Что узнал

Что бы хотел узнать

Домашнее задание: (1 мин)

Составить разноуровневые вопросы по рассказу «Толстый и Тонкий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». К уроку прилагается рабочая карта.

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»(урок-образ). К уроку прилагается  рабочая карта....

Литература Конспект урока по литературе "Живая картина нравов" (по рассказу А.П.Чехова)

quot;Не знаю, как для англичан                               и чехов,Но он отнюдь для русских     ...

Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....

Конспект урока по литературе "Нравственная проблематика рассказа Леонида Андреева "Петька на даче"

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления...