План-конспект урока по литературе (внеклассное чтение) 5 класс К.Д. Ушинский "Слепая лошадь"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Интерпретация сказки К.Д. Ушинский "слепая лошадь". При разработке урока использована технология "Педагогическая мастерская" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Предлагаю урок внеклассного чтения в 5 классе по сказке К.Д. Ушинского «Слепая лошадь».
Общий алгоритм работы по стратегии чтения с остановками:
- Вызов. Конструирование предлагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия текста и прогноз его содержания и проблематики.
- Осмысление содержания. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни вопросов. Обязателен вопрос-прогноз «Что будет дальше и почему?»
- Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: творческое письмо, дискуссия, совместный поиск.
Цель урока:
- формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии;
- формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника;
- формирование умения выдвигать гипотезы и проверять их;
- формирование умения планировать свою деятельность
Ход урока. Стадия вызова.
Сначала на доске и в тетрадях должно появиться слово «Догони – Ветра» без сообщения имени автора и названия урока.
Учитель дает задание: «Запишите ассоциативный ряд к слову «Догони – Ветра».
Ответы учеников: птица, лошадь, бабочка, стрекоза.
Учитель дает задание: «Подберите эпитеты к слову «Догони – Ветра».
Ответы учеников: быстрый, смелый, стремительный.
Такое начало урока нравится учащимся. Ассоциативный ряд выстраивается легко. Важно подчеркнуть, что это существо сказочное.
Стадия осмысления содержания
Читаем первый отрывок.
Давно, когда не только нас, но и наших дедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец Уседом.
Уседом был очень богат и жил роскошно. Сам хозяин, его хозяйка и дети ели только на золоте и серебре, ходили только в соболях да в парче.
В конюшне Уседома было много отличных лошадей; но не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра - так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь за быстроту ее ног. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади.
Оказывается, «Догони-Ветер» - лошадь. Вы правильно угадали. Какими качествами обладал этот сказочный персонаж? «Быстрый, смелый, стремительный».
Читаем второй отрывок.
Случилось купцу в одну из своих поездок проезжать на своем любимом коне через темный лес. Дело было под вечер, лес был темен и густ.
Вдруг из-за кустов выскочило шестеро плечистых молодцов со зверскими лицами, с топорами и ножами в руках, и два разбойника уже схватили было лошадь купца за узду.
Не видать бы богатому Уседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони – Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь ……..вперед, своею сильную грудью ……… на землю двух дерзких злодеев,…….. Под ногами третьего,…….. как вихрь. Догони - Ветер, чуя погоню, …….,как стрела.
Через полчаса Уседом уже въезжал в родимую Винету на своем добром коне.
Учитель дает задание: «На месте пропусков записать слова, обозначающие действия».
Ученики читают глаголы, обозначающие стремительные действия. Затем сопоставляем с авторским вариантом «рванулся, опрокинул, смял, помчался».
Учитель дает задание: « Напишите продолжение сказки, как купец позаботился о своем коне». Затем сопоставляем с авторским вариантом. Читаем третий отрывок.
Слезая с лошади, купец тут же торжественно обещал: что бы с ним не случилось, никогда не продавать и не дарить своего верного коня, не прогонять его, как бы он ни состарился, и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры лучшего овса.
Но, поторопившись к жене и детям, Уседом не присмотрел сам за лошадью, а ленивый работник не выводил измученного коня как следует, не дал ему совершенно остыть и напоил раньше времени. С тех самых пор Догони-Ветер и начал хворать, ослабел на ноги и наконец ослеп. Купец очень горевал и с полгода верно соблюдал свое обещание: слепой конь стоял по-прежнему на конюшне, и ему ежедневно отпускалось по три меры овса.
Уседом потом купил себе другую верховую лошадь, и через полгода ему показалось нерасчетливо давать слепой лошади по три меры овса, и он велел отпускать две. Еще прошло полгода; слепой конь был еще молод, приходилось его кормить долго, и ему стали отпускать по одной мере. Наконец и это показалось купцу тяжело, и он велел снять с Догони-Ветра узду и выгнать его за ворота.
Учитель дает задание: «Читаем следующий отрывок, подчеркиваем слова, которые вызвали возмущение, жалость. Почему?».
Бедный слепой Догони-Ветер, не понимая, что с ним делают, не зная и не видя, куда идти, остался стоять за воротами. Наступила ночь, пошел снег, спать на камнях было жестко и холодно для бедной слепой лошади. Надобно вам знать, что в Винете, как и во всех старинных славянских городах, не было князя, а жители города управлялись сами собою, собираясь на площадь, когда нужно было решать какие-нибудь важные дела. Такое собрание народа для решения его собственных дел, для суда и расправы, называлось вечем. Посреди Винеты, на площади, где собиралось вече, висел на четырех столбах вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты. Никто не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от народа сильно достанется.
Бродя по площади, слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, и, думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать: колокол зазвонил так сильно, что народ толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует суда и защиты. Все в Винете знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь своему хозяину, знали обещание хозяина - и удивились, увидя посреди площади бедного коня - слепого, голодного, дрожащего от стужи, покрытого снегом.
Заранее подготовленный ученик сообщает, что такое «вече». ВЕЧЕ – народное собрание на Руси в 10 – начало 16 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с древними землями. Состояло из узко сословного круга бояр и зажиточных людей. academic.ru/dic.nsf/russian_history/
Учитель дает задание: «Работаем в группах. Представим, что «вече» - это ваша группа, какое решение примете?» Ответы учеников в группах: 1. Вылечить больную лошадь. 2. Определить в теплую конюшню. 3. Кормить отборным овсом. 4.Поить ключевою водой. 5. Назначить специального конюха, который следил бы за решением «вече».
Затем обращаемся к авторскому варианту сказки. Читаем четвертый отрывок.
Скоро объяснилось, в чем дело, и когда народ узнал, что богатый Уседом выгнал из дому слепую лошадь, спасшую ему жизнь, то единодушно решил, что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол.
Потребовали на площадь неблагодарного купца; и, несмотря на его оправдания, приказали ему содержать лошадь по-прежнему и кормить ее до самой ее смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вещевой площади…
Прочитав авторский вариант сказки, ученики радуются, что их гуманное решение совпало с вариантом К.Д. Ушинского.
Учитель дает задание: «Озаглавьте сказку». Сопоставляем с авторским вариантом. Учитель задает вопрос: «Чему учит сказка?»
Рефлексия. Выберите себе начало предложения и продолжите его. На уроке я догадался (понял, узнал, обнаружил, смог)…
Похвалите себя или кого-нибудь другого за что-либо на уроке.
Варианты домашнего задания. 1. Подберите эпиграф к сказке, используйте пословицы, крылатые фразы. 2. Напишите отзыв на сказку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/22/picture-46958-1485113298.jpg)
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-545518-1418044961.jpg)
Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"). 9 класс
Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"), приложение. 9 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/17/picture-932017-1497650934.jpg)
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-229063-1364302258.jpg)
План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе «Живое пламя» по рассказу Е.И.Носова Обучение целостному анализу эпического произведения.
конспект урока...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-229063-1364302258.jpg)
План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе «Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
конспект урока...
План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс
Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/11/picture-1548049-1733917243.jpg)
План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе ««Одно есть только в мире счастье – весь Божий свет душой любить!» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
Тема урока: Одно есть только в мире счастье – весь Божий свет душой любить!» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)Цели урока: Познакомить учащихся с художественным миром про...