Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина "Старая черепаха" (6 класс)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок предназначен для проведения по внеклассному чтению в 6 классе общеобразовательной школы. Цель урока: воспитание в подрастающем человеке лучших духовных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок внеклассного чтения для учащихся 6 класса общеобразовательной школы | 22.77 КБ |
staraya_cherepaha.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 6 классе
Тема урока: Простые истины человеческого мира.
(По рассказу Ю. Нагибина «Старая черепаха»)
Автор – Орлова Людмила Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 30»
го Саранск Республики Мордовия
Цели: дать начальное представление о добре и зле. Помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что совершать добрые поступки, быть милосердным, воспитывать в себе лучшие моральные качества – духовная радость.
Задачи:
- обучающая: осмысление текста, позиции автора в нем через анализ произведения, формирование навыков исследования как способа освоения действительности; обучение самостоятельной работе, рефлексии, самоанализу;
- развивающая: развитие логического мышления; коммуникативной функции, исследовательских умений, творческих способностей;
- воспитательная: воспитание нравственных ценностей, бережного отношения к слову в работе над текстом; привитие интереса к предмету.
Предварительная работа: внеклассное чтение рассказа Ю. Нагибина «Старая черепаха», дети за неделю до проведения урока разделяются на группы и выбирают себе задания
Ход урока
Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил…
Экзюпери
- Вступительное слово учителя.
Наш урок – не совсем обычный урок. Наряду с учителем работу проводят его помощники – ассистенты. Они задают вопросы, подытоживают ответы, делают выводы. (Роль учителя – направляющая). Запишите тему урока и эпиграф к нему.
- ПОРТРЕТ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ
Представление героя (короткая инсценировка эпизода из рассказа)
Ассистент 1 (ее же роль мамы)
Эта сцена поможет составить портрет литературного героя
- Какие черты характера раскрываются в поступках Васи? (Капризный, эгоистичный, дерзкий) и т.п.
- ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ГЕРОЯ
Ассистент 2
- Как меняется душевное состояние мальчика в этой сцене и следующей?
Найдите в тексте и запишите цепочку слов: ликующий вопль – обиженно отвернулся – равнодушно вышел
- На какой поступок решается мальчик? ( На предательство старого друга)
- Он настолько готов к предательству, что любимое домашнее животное видится ему в странном свете: ТЕКСТ
- Почему Вася решает продать черепаху? (Она старая и некрасивая, уже ненужная, тем более ему хочется иметь у себя двух новеньких симпатичных черепашек)
- Итак, Вася продает Машку. Что теперь творится в его душе? Он рад и доволен? ТЕКСТ
- С чего началось смятение в его душе? (Со слов мамы: «Выходит, старый друг не лучше новых двух?»
- А что думаете вы по этому поводу? Найдите слова, передающие чувства Васи: ТЕКСТ
- Вася исправляет свою ошибку?
Какой путь он проделал в своей душе? (Осознал, раскаялся, изменился)
- Как изменился Вася?
Капризный, избалованный мальчишка превращается в серьезного, ответственного, милосердного человека. Не знавший до сих пор ни в чем отказа, Вася сам себе теперь во многом отказывает, потому что теперь он сам отвечает за свои поступки, потому что у него «новое, мягкое, горячее сердце», которое согрела любовь, верность и преданность
IV НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Учитель: Мы познакомились с главным героем. А теперь давайте подумаем над проблемами, которые ставит автор перед нами, читателями, рассказывая историю Васи
Ассистент 3 (называет проблему, поясняет ее, записывает):
- совесть
Далее спрашивает учеников, записывает за ними:
- милосердие
- долг, ответственность
- верность, преданность
- нравственный подвиг и др.
Учитель: Какие истины открываются мальчику во всей этой истории?
Ответы из текста
Запись в тетрадь:
- Старый друг лучше новых двух.
- Не только мир существует для тебя, но и ты для мира.
- Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
Учитель: Почему в конце рассказа автор сравнивает Васю с «солдатом с ружьем за спиной»? (Солдат – всегда защитник, и Вася защищает старого друга Машку, спасая ее от возможной беды)
IV РР Письменный ответ на вопрос
«ИСТИНА, ОТКРЫВШАЯСЯ МНЕ»
Например:
- Не предавай
- Люби не за красоту
- Совершай добро
- Помни о старых друзьях
- Будь милосердным
- Умей совершить поступок и др.
Прослушивание ответов (по времени – запись наиболее подходящих в тетради)
V Учитель в заключение: молодцы вы, ребята, вот сколько истин открылось вам в этой истории. Желаю вам, чтобы вы сохранили их в своих сердцах, чтобы эти простые истины не забылись и вы следовали им в своей жизни.
Домашнее задание: привести в пример других литературных героев-детей, которые признали свои ошибки и сделали для себя выводы
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 6 классе
Тема урока: Простые истины человеческого мира.
(По рассказу Ю. Нагибина «Старая черепаха»)
Автор – Орлова Людмила Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 30»
го Саранск Республики Мордовия
Цели: дать начальное представление о добре и зле. Помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что совершать добрые поступки, быть милосердным, воспитывать в себе лучшие моральные качества – духовная радость.
Задачи:
- обучающая: осмысление текста, позиции автора в нем через анализ произведения, формирование навыков исследования как способа освоения действительности; обучение самостоятельной работе, рефлексии, самоанализу;
- развивающая: развитие логического мышления; коммуникативной функции, исследовательских умений, творческих способностей;
- воспитательная: воспитание нравственных ценностей, бережного отношения к слову в работе над текстом; привитие интереса к предмету.
Предварительная работа: внеклассное чтение рассказа Ю. Нагибина «Старая черепаха», дети за неделю до проведения урока разделяются на группы и выбирают себе задания
Ход урока
Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил…
Экзюпери
- Вступительное слово учителя.
Наш урок – не совсем обычный урок. Наряду с учителем работу проводят его помощники – ассистенты. Они задают вопросы, подытоживают ответы, делают выводы. (Роль учителя – направляющая). Запишите тему урока и эпиграф к нему.
- ПОРТРЕТ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ
Представление героя (короткая инсценировка эпизода из рассказа)
Ассистент 1 (ее же роль мамы)
Эта сцена поможет составить портрет литературного героя
- Какие черты характера раскрываются в поступках Васи? (Капризный, эгоистичный, дерзкий) и т.п.
- ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ГЕРОЯ
Ассистент 2
- Как меняется душевное состояние мальчика в этой сцене и следующей?
Найдите в тексте и запишите цепочку слов: ликующий вопль – обиженно отвернулся – равнодушно вышел
- На какой поступок решается мальчик? ( На предательство старого друга)
- Он настолько готов к предательству, что любимое домашнее животное видится ему в странном свете: ТЕКСТ
- Почему Вася решает продать черепаху? (Она старая и некрасивая, уже ненужная, тем более ему хочется иметь у себя двух новеньких симпатичных черепашек)
- Итак, Вася продает Машку. Что теперь творится в его душе? Он рад и доволен? ТЕКСТ
- С чего началось смятение в его душе? (Со слов мамы: «Выходит, старый друг не лучше новых двух?»
- А что думаете вы по этому поводу? Найдите слова, передающие чувства Васи: ТЕКСТ
- Вася исправляет свою ошибку?
Какой путь он проделал в своей душе? (Осознал, раскаялся, изменился)
- Как изменился Вася?
Капризный, избалованный мальчишка превращается в серьезного, ответственного, милосердного человека. Не знавший до сих пор ни в чем отказа, Вася сам себе теперь во многом отказывает, потому что теперь он сам отвечает за свои поступки, потому что у него «новое, мягкое, горячее сердце», которое согрела любовь, верность и преданность
IV НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Учитель: Мы познакомились с главным героем. А теперь давайте подумаем над проблемами, которые ставит автор перед нами, читателями, рассказывая историю Васи
Ассистент 3 (называет проблему, поясняет ее, записывает):
- совесть
Далее спрашивает учеников, записывает за ними:
- милосердие
- долг, ответственность
- верность, преданность
- нравственный подвиг и др.
Учитель: Какие истины открываются мальчику во всей этой истории?
Ответы из текста
Запись в тетрадь:
- Старый друг лучше новых двух.
- Не только мир существует для тебя, но и ты для мира.
- Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
Учитель: Почему в конце рассказа автор сравнивает Васю с «солдатом с ружьем за спиной»? (Солдат – всегда защитник, и Вася защищает старого друга Машку, спасая ее от возможной беды)
IV РР Письменный ответ на вопрос
«ИСТИНА, ОТКРЫВШАЯСЯ МНЕ»
Например:
- Не предавай
- Люби не за красоту
- Совершай добро
- Помни о старых друзьях
- Будь милосердным
- Умей совершить поступок и др.
Прослушивание ответов (по времени – запись наиболее подходящих в тетради)
V Учитель в заключение: молодцы вы, ребята, вот сколько истин открылось вам в этой истории. Желаю вам, чтобы вы сохранили их в своих сердцах, чтобы эти простые истины не забылись и вы следовали им в своей жизни.
Домашнее задание: привести в пример других литературных героев-детей, которые признали свои ошибки и сделали для себя выводы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что нужно человеку для счастья?" Урок внеклассного чтения по рассказу Рэя Бредбери "Каникулы". 8 класс
Урок внеклассного чтения посвящен рассказу Р.Бредбери "Каникулы"....
"Человек и история" Урок внеклассного чтения по рассказу В.Набокова "Посещение музея" в 10 классе
Урок построен в технологии РКМЧП. Основной прием - "Инсерт"...
Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе
Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...
Урок внеклассного чтения по рассказам Солженицына в 6 классе
Анализ рассказов из сборника "Крохотки"...
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу О.Генри «Последний лист» 7 класс
Урок литературы в 7 классе по УМК "В мире литературы" (под ред. А.Кутузова). Анализ рассказа О.Генри "Последний лист" проведен в проблемной технологии. Использованы межпредметные связи (жи...
Урок внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" - 5 класс
РАзработка урока...
Урок литературы в 7 классе. Внеклассное чтение по рассказу Луиджи Пиранделло "Черепаха"
План-конспект внеклассного чтения по литературе в 7 классе по новелле крупнейшего итальянского драматурга и прозаика Луиджи Пиранделло "Черепаха". Урок построен в соответствии с технологие...