Урок внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" - 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Что же натворили мы с природой? Как нам ей теперь смотреть в глаза?» (Андрей Дементьев)
( урок внеклассного чтения по произведению В.П.Астафьева «Белогрудка» в 5-ом классе)
Выполнила учитель русского языка
и литературы МБОУ СОШ № 177
Ленинского района г. Нижний Новгород
Шалагинова Елена Александровна
г. Нижний Новгород
2014 г.
«Это слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что когда-то были детьми»
(Гавриил Троепольский)
«Вернувшись однажды с прогулки, Л.Н.Толстой записал: «Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра. »1
2014 год в России объявлен годом культуры, чтобы привлечь внимание общества «к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире» .
Большая ответственность лежит на учителе, так как на уроках литературы в первую очередь речь должна идти о воспитании достойных граждан своей страны, способных сохранить культуру человеческих отношений, способных отвечать за свои поступки, не быть равнодушными к природе.
Так стоит уже сейчас задуматься о воспитании гуманного отношении к природе и начинать нужно с ребёнка, открытого этому окружающему миру, способного на сострадание, сочувствие и милосердие.
Будил милосердие в душах людей, малых и больших, и Виктор Петрович Астафьев (1924-2001), прошедший Великую Отечественную войну, воочию увидевший, к чему может привести жестокость и насилие. Его рассказ «Белогрудка», созданный в 1961 году и впервые напечатанный в газете «Звезда» в 1964 году, – это рассказ-предупреждение.
Именно с такой точки зрения мы и будем изучать рассказ «Белогрудка» с учащимися 5-ого класса. Данный урок рассматривается в системе уроков по творчеству В.П.Астафьева и является уроком внеклассного чтения.
Цель урока: пробудить в сердцах учащихся любовь к братьям нашим меньшим, заставить задуматься о бережном отношении к природе, о милосердии.
Учащиеся получили на дом задание: вдумчиво прочитать рассказ «Белогрудка»; найти ключевые слова, объясняющие поведение куницы и мальчиков; найти в «Толковом словаре» определение понятий: милосердие, сострадание, жалость, любовь, жестокость, равнодушие.
Начинаем урок с эпиграфа:
«Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили»
(Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
– Чем данный эпиграф близок содержанию рассказа «Белогрудка»?
– В словах Экзюпери заложен глубокий смысл: мы, люди, должны быть ответственными за всё, что делаем, не забывать о милосердии, любви.
– Давайте посмотрим, как лингвисты толкуют понятия: милосердие, сострадание, жалость, любовь, жестокость, равнодушие.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия | Жестокий – беспощадный, безжалостный |
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем | Равнодушный – безразличный, безучастный к людям, к окружающему |
Жалость – сострадание, соболезнование | |
Любовь – чувство самоотверженной и глубокой привязанности |
– Какие чувства вас переполняли, когда вы читали рассказ?
– Жалость, сострадание, сочувствие к Белогрудке и непонимание жестокости и равнодушия, с которым ребята отнеслись к детёнышам куницы.
– Сегодня мы поразмышляем над тем, почему рассказ В.П.Астафьева «Белогрудка» можно считать предостережением людям.
– Как описывает автор место, где поселилась Белогрудка?
– «Глухо на косогоре, сыро и сумеречно. Еловая и пихтовая крепь надёжно хоронит от худого глаза и загребущих рук жильцов своих – птиц, барсуков, белок, горностаев».
– Какие ключевые слова вы выделите и почему?
– «хоронит от худого глаза», « загребущих рук»; с самого начала рассказа В.П.Астафьев предупреждает читателя, что люди жестоки, они способны причинить вред живым существам в лесу. И рассказ сразу меняет свою тональность, появляется ощущение беды.
– Какой рисует писатель Белогрудку? (привести примеры из текста)
– «На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду.<…> Кроме того, была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят».
– Какие ключевые слова вы выделите? («мать грела, облизывала, стала добывать еду, была она старательная мать») Почему писатель делает акцент именно на том, что Белогрудка – мать?
– Мать любит, заботится, оберегает и защищает, и неважно: человек это или животное. Поэтому «Белогрудка не почувствовала их <мальчишек>, потому что вся трепетала, прильнув к котятам, и ни на что не могла обращать внимания»)
– Писатель не обходит вниманием силу переживаний Белогрудки, хотя человек порой только себе приписывает способность чувствовать. Покажите на примерах из текста, как переживает куница потерю своих детёнышей.
– «Если бы Белогрудка умела кричать – закричала бы».
– Куница не могла высказать то, что она чувствовала, но это способен сделать человек, если он – человек!
Давайте посмотрим, каким автор рисует человека. Ради чего мальчишки взяли котят Белогрудки?
– Им было интересно, они не думали о последствиях, для них эти котята – игрушки. Когда они им надоедят, то ребята от них просто избавятся. Мальчишки равнодушны к боли, которую испытывали котята и Белогрудка. А ведь равнодушный человек – это безучастный к окружающему миру человек. «Мальчишка <…> стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу».
– Расскажите, опираясь на текст рассказа, выделяя при этом ключевые слова, как поступает мальчик с котятами.
– Один из котят погиб, и автор выбирает жёсткие слова, чтобы заставить людей задуматься над своими поступками: «подох один»; мальчишка кинул его псу, который «стал неторопливо пожирать его с головы»; мальчик всё-таки отнёс котят, но слишком поздно:
«… беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл».
– Оцените поступок мальчика.
– Автор говорит, что мальчик был беззаботным, то есть не задумывался над тем, что он делает: правильно ли это или нет. Значит, вряд ли был жестоким мальчиком? Скорее всего, был легкомысленным и равнодушным человеком, ещё не дорос до сознательной жестокости. Он не осознаёт своей ответственности за те поступки, которые совершил. В этом его беда.
– Кто же ответствен, кто обязан был объяснить, как нужно относиться к животным? (Приведите примеры из текста.)
– За это ответственны взрослые, они должны объяснить детям, что нужно любить не только себя, но и природу, быть милосердными, сострадать, уметь исправлять свои ошибки. «Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут».
«…мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнём и приказали отнести их обратно в гнездо».
– Но каждый поступок, каждое действие имеет последствия. Как повела себя Белогрудка, когда потеряла своих детёнышей? Сопоставим действия человека и куницы, работая над текстом, выделяя ключевые слова.
Человек | Белогрудка |
«Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке» | « В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка». «Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными». «Это ж сатана! Накликали напасть!» |
«Беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл. Здесь нашла и прикончила лиса». « Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу». | «Она стала давить напропалую голубей, утят не только на горе, в Вереино, но и в Зуятах тоже». «Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего». «…увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаки и умерла». |
«До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц». | «Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки». |
– Почему писатель использует слово «сатана», говоря о кунице?
( В религиозной мифологии: то же, что дьявол, олицетворение зла)
– Куница ожесточилась, никого не любила, потому что человек растоптал её материнские чувства, лишил её права на любовь и милосердие.
– Но люди, как и писатель, не осуждают её, почему?
– «Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили…»
– Писатель использует слово «осиротили», почему? ( «Осиротить: 1. Сделать кого-л. сиротой (сиротами). Выстрел охотника осиротил лосёнка.
2. Сделать одиноким, лишив близкого, дорогого человека. Война осиротила много семей».)
– Именно люди виноваты в том, что куница стала беспощадно мстить за гибель своих детёнышей. Автор хочет подчеркнуть, что люди должны нести ответственность за свои поступки и исправлять допущенные ошибки.
– Люди нарушили гармонию человека и природы, забыли, что человек не царь природы. Действительно, « не царь, вредно это – царём-то зваться. Сын он ей, старший сыночек».2
Завершает свой рассказ В.П.Астафьев глубокими размышлениями: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!» О чём же хочет предупредить читателя писатель?
– Автор предупреждает о том, что человек не должен забывать о сострадании, о любви ко всему живому, должен помнить о той ответственности, которую он несёт, так как наделён разумом.
– А как бы вы продолжили слова писателя: «Вот если бы…»?
– Вот если бы было больше добрых, отзывчивых людей, любящих природу, оберегающих её, не причиняющих вреда ни одному живому существу.
– Значит, рассказ «Белогрудка» - это предупреждение прежде всем нам, живущим в XXI веке. Ещё есть время для того, чтобы сохранить природу и всех живых существ, остаться людьми.
Ребята получают домашнее задание: написать сочинение – размышление
« Я за то…», опираясь на содержание урока по рассказу «Белогрудка».
Использованная литература:
- В.П.Астафьев. «Белогрудка», М., «Детская литература», 1983 г.
- Борис Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей», М., «Детская литература», 1973 г.
- Валентин Распутин. Очерк «Байкал. Байкал», М., «Молодая гвардия», 1982 г.
- С.И.Ожегов. «Толковый словарь русского языка», М., «Русский язык», 1991 г.
[1] Валентин Распутин. «Байкал. Байкал», М., «Молодая гвардия», 1982 г.
[2] Борис Васильев. Роман «Не стреляйте в белых лебедей», М., «Детская литература», 1973 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что нужно человеку для счастья?" Урок внеклассного чтения по рассказу Рэя Бредбери "Каникулы". 8 класс
Урок внеклассного чтения посвящен рассказу Р.Бредбери "Каникулы"....

"Человек и история" Урок внеклассного чтения по рассказу В.Набокова "Посещение музея" в 10 классе
Урок построен в технологии РКМЧП. Основной прием - "Инсерт"...
Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе
Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

Урок внеклассного чтения по рассказам Солженицына в 6 классе
Анализ рассказов из сборника "Крохотки"...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу О.Генри «Последний лист» 7 класс
Урок литературы в 7 классе по УМК "В мире литературы" (под ред. А.Кутузова). Анализ рассказа О.Генри "Последний лист" проведен в проблемной технологии. Использованы межпредметные связи (жи...

Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина "Старая черепаха" (6 класс)
Урок предназначен для проведения по внеклассному чтению в 6 классе общеобразовательной школы. Цель урока: воспитание в подрастающем человеке лучших духовных качеств....

«Прошлое – родина души человека» ( Урок внеклассного чтения по рассказу В.Г.Распутина «Тетка Улита» в 6 классе. Материал рассчитан на 2 часа )
УВЧ поможет познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Г.Распутина; с прозой писателя; провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы; способствует формирован...