Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".
план-конспект урока (5 класс)

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта).

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК 10. А.И.ПРИСТАВКИН. РАССКАЗ «ЗОЛОТАЯ РЫБКА». ОСНОВНАЯ ТЕМАТИКА И НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА РАССКАЗА (ТЯЖЕЛОЕ ДЕТСТВО; СОСТРАДАНИЕ, ЧУТКОСТЬ, ДОБРОТА).

Цель урока: создание условий для осмысления нравственной проблематики рассказа А.И. Приставкина «Золотая рыбка».

Задачи:

Познакомить с фактами биографии А. И. Приставкина, реальной основой рассказа.

Способствовать пониманию авторского замысла.

Способствовать формированию навыков анализа художественного текста, развитию умений анализа, синтеза и обобщения, а также развитию связной устной речи.

Содействовать воспитанию таких нравственных качеств личности, как доброта, сострадание, милосердие.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

- Послушайте отрывок песни, подумайте, о чем поётся в песне? (о добре) (Из фильма Приключения маленького Мука - Дорога добра.)

-Что такое добро? Подберем синонимы, составим кластер.

«Добро» - сострадание, сочувствие, милосердие, гуманизм, благо. (кластер)

-Что обозначает приставка со- в этих словах? (совместный, общный)

- От каких слов образовано «милосердие»?

-А нужно ли помогать другому человеку, если он в этом нуждается? Я знаю одного персонажа, который считал по-другому. (Просмотр видеофрагмента о старухе Шапокляк)

   Итак Старуха Шапокляк готова с вами поспорить… И все же помогать или не помогать?  Итак, мы сегодня должны дать ответ на вопрос: «Зачем в жизни делать добро?» 

2. Сообщение темы урока.

   Война… Страшное слово, страшные события, страшные последствия. Горечь и жестокость, кровь и ненависть приносят войны на землю. Калечат судьбы, убивают невинных, приносят горе. А кто же ведет войны? А это люди! Такие же, как мы. Молодые, пожилые, красивые, любимые, любящие. Люди приносят на свою же землю несчастья и кровь. Берут грех на душу.

    Но ведь и страдают люди! Такие же, как мы. И среди них те, кто только входит в эту жизнь, кто начинает понимать этот мир, кто добр и чист душой, кого нельзя обвинить ни в каких грехах и преступлениях. Это дети! Их вина только в том, что родились они в это жестокое время и на данной территории. Они невинны, но несут самый тяжелый крест в годы войны.

    Один из них, маленький и несчастный, детдомовец Толя, у которого были отец и мать, была семья, но война забрала близких, оставив одиночество и безнадежность маленькому ребенку. Он не был на поле боя, не был на оккупированной территории, он был в тылу, но то, что пережила маленькая душа, что осталось в сердце у этого человека, уже взрослым, он попытался нам рассказать в своих произведениях.

    Итак, перед нами дитя военных лет, современный писатель, общественный деятель - Анатолий Приставкин.

3.     Изучение нового материала.

Знакомство с биографией писателя.

        Родился Анатолий  Игнатьевич Приставкин в 1931 г. в г. Люберцы Московской области в трудовой семье. Отец работал на заводе, мать – на фабрике. С 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза. А. Приставкин вместе с сестрой испытали все трудности детдомовской жизни: «У меня война оставила невероятное чувство бесконечности ее и голода».

        Трудиться начал с 12 лет. В 15 лет устроился работать на аэродром в Жуковском. Позже служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте. Писал стихи, прозу, работал корреспондентом. В 1952 году окончил Московский авиационный техникум, работал электриком, радистом. Он автор книг «Ночевала тучка золотая», «Солдат и мальчик», «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца», «Рязанка», сборник рассказов «Трудное детство».

         В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома.  «Золотая рыбка» - один из рассказов  сборника «Трудное детство».

   Сегодня на уроке мы познакомимся с его удивительным рассказом «Золотая рыбка».

-Как вы думаете, о чём идёт речь?

-Какие ассоциации вызывает у вас это название?

4. Чтение и анализ рассказа Анатолия Приставкина «Золотая рыбка».

   Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.

   Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.

   Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.

  СТОП.

-Сколько девочек жило в комнате? Сколько рыбок было в аквариуме? (Рыбок было десять, девочек тоже было десять.)

-Какой приём использует автор и для чего?(сопоставление)

-Как вы думаете, чем занимались девочки в свободное время?

-Почему рассказчик  называет девочку  маленькой Люсенькой? (Это определение позволяет представить трагедию крохотной, никому не нужной девочки.)

   А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зелёное стекло. Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.

    СТОП.

-Кто занимался маленькой Люсенькой? Что она кушала?

    Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели.

    И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумлённо разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.

СТОП.

-Как вы думаете, куда девались рыбки? Кто их воровал и съедал?

   И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум.

СТОП.

-Как вы думаете, кого увидели девочки?

   Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку.

- Ага, попалась, рыбка! – крикнула громко одна из девочек.

   Маленькая Люсенька ещё сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством.

СТОП.

-Что могло так поразить девочек? Какое сходство они увидели?( Данное сходство заставило девочек понять, как хрупка и беззащитна Люсенька)

   Они впервые увидели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки , тельце. Кожа на руках Люсеньки была розово-прозрачная, с голубыми жилками.

    А. Приставкин в голодные военные годы вместе с сестренкой жил в детдоме. Об этом времени он вспоминал: «Голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти».

-Как, по-вашему поступят девочки?

   Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:

- Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала?

СТОП.

 И Инна ответила:

-Подумайте, что ответила Инна няне? (в раздаточном материале не пропечатано)

(- Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадёт….Теперь мы уследим.)

- Почему, на ваш взгляд, писатель изменил финал рассказа?

   Прошло  более полувека, а рассказ не утратил своего значения. Лучшего образа детства времен войны, трогающего за душу, трудно найти.

-Говорят, что рассказ печальный. Есть ли в нем хоть какая-то нотка радости?

- Как вы думаете, что будет дальше с Люсенькой?

- Можно ли надеяться, что отношение к Люсеньке будет другим?

- Какую мысль хотел донести автор до читателя?

-Согласны ли вы с тем, что в своём тексте автор рассказывает не только о голодном послевоенном детстве, но и о зарождении милосердия и человечности?

-Что такое милосердие?

-Как оно проявляется?

-Согласны ли вы с таким толкованием этого слова: «Милосердие ‒ готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

Так мы и вернулись к вопросу: зачем  нужно делать добро?

Какую мысль автор хотел донести до нас, читателей? (Нужно быть внимательнее к окружающим)

5.Самостоятельная работа.

1.Где и когда происходит действие? ( В начале войны, в детском доме.)

2.Сколько в рассказе девочек и сколько рыбок? (10)

3.Как автор описывает рыбок? («Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях».)

4.Как выглядит маленькая Люсенька? («Худенькое, без кровинки, тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками».)

5.Кого напоминала Люсенька девочкам? (рыбку)

6.Что решили сделать девочки, чтобы поймать того, кто ел рыбок? (Пытались поймать.)

7.Как девочки заботились о рыбках? («Возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло».)

8.Как все относились к Люсеньке? («Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку».)

9.О чем говорит последняя фраза Инны: «Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет... Теперь мы уследим»?

10.Что будет дальше с Люсенькой? 

Домашнее задание: подготовить пересказ рассказа «Золотая рыбка» Анатолия Приставкина.

Самостоятельная работа по рассказу А.Приставкина «Золотая рыбка».

1.Где и когда происходит действие?

2.Сколько в рассказе девочек и сколько рыбок

3.Как автор описывает рыбок?

4.Как выглядит маленькая Люсенька?

5.Кого напоминала Люсенька девочкам?

6.Что решили сделать девочки, чтобы поймать того, кто ел рыбок?

7.Как девочки заботились о рыбках?

8.Как все относились к Люсеньке?

9.О чем говорит последняя фраза Инны: «Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет... Теперь мы уследим»?

10.Что будет дальше с Люсенькой?

Самостоятельная работа по рассказу А.Приставкина «Золотая рыбка».

1.Где и когда происходит действие?

2.Сколько в рассказе девочек и сколько рыбок

3.Как автор описывает рыбок?

4.Как выглядит маленькая Люсенька?

5.Кого напоминала Люсенька девочкам?

6.Что решили сделать девочки, чтобы поймать того, кто ел рыбок?

7.Как девочки заботились о рыбках?

8.Как все относились к Люсеньке?

9.О чем говорит последняя фраза Инны: «Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет... Теперь мы уследим»?

10.Что будет дальше с Люсенькой?

Самостоятельная работа по рассказу А.Приставкина «Золотая рыбка».

1.Где и когда происходит действие?

2.Сколько в рассказе девочек и сколько рыбок

3.Как автор описывает рыбок?

4.Как выглядит маленькая Люсенька?

5.Кого напоминала Люсенька девочкам?

6.Что решили сделать девочки, чтобы поймать того, кто ел рыбок?

7.Как девочки заботились о рыбках?

8.Как все относились к Люсеньке?

9.О чем говорит последняя фраза Инны: «Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет... Теперь мы уследим»?

10.Что будет дальше с Люсенькой?

Биографический очерк

        Родился Анатолий  Игнатьевич Приставкин в 1931 г. в г. Люберцы Московской области в трудовой семье. Отец работал на заводе, мать – на фабрике. С 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза. А. Приставкин вместе с сестрой испытали все трудности детдомовской жизни: «У меня война оставила невероятное чувство бесконечности ее и голода».

        Трудиться начал с 12 лет. В 15 лет устроился работать на аэродром в Жуковском. Позже служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте. Писал стихи, прозу, работал корреспондентом. В 1952 году окончил Московский авиационный техникум, работал электриком, радистом. Он автор книг «Ночевала тучка золотая», «Солдат и мальчик», «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца», «Рязанка», сборник рассказов «Трудное детство».

         В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома.  «Золотая рыбка» - один из рассказов  сборника «Трудное детство».

Биографический очерк

        Родился Анатолий  Игнатьевич Приставкин в 1931 г. в г. Люберцы Московской области в трудовой семье. Отец работал на заводе, мать – на фабрике. С 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза. А. Приставкин вместе с сестрой испытали все трудности детдомовской жизни: «У меня война оставила невероятное чувство бесконечности ее и голода».

        Трудиться начал с 12 лет. В 15 лет устроился работать на аэродром в Жуковском. Позже служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте. Писал стихи, прозу, работал корреспондентом. В 1952 году окончил Московский авиационный техникум, работал электриком, радистом. Он автор книг «Ночевала тучка золотая», «Солдат и мальчик», «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца», «Рязанка», сборник рассказов «Трудное детство».

         В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома.  «Золотая рыбка» - один из рассказов  сборника «Трудное детство».

А.И. Приставкин «Золотая рыбка».

            Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.

   Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.

   Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.

   А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зелёное стекло. Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.

    Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели.

    И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумлённо разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.

   И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум.

   Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку.

- Ага, попалась, рыбка! – крикнула громко одна из девочек.

   Маленькая Люсенька ещё сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством.

   Они впервые увидели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки , тельце. Кожа на руках Люсеньки была розово-прозрачная, с голубыми жилками.

А. Приставкин в голодные военные годы вместе с сестренкой жил в детдоме. Об этом времени он вспоминал: «Голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти».

   Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:

- Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала?

    И Инна ответила:

- Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадёт….Теперь мы уследим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственная проблематика рассказа К.Г.Паустовского "Телеграмма"

На уроке анализируются нравственная проблематика рассказа, образы Катерины Петровны и Насти, художественные способы создания образов: приём контраста, пейзаж, интерьер, художественная деталь, эпитеты,...

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Андрея Платоновича Платонова «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.

Цель: углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки...

Нравственная проблематика рассказа Р. Бредбери «Вельд»

Материалы к уроку по обучению анализу художественного текста и написанию текста в формате ЕГЭ по русскому языку (11 класс)...

Методическая разработка урока " Основная тематика и нравственная проблематика рассказа Л.Андреева "Петька на даче"

Урок позволяет не только познакомить учащихся с жизнью Леонида Андреева( заочная экскурсия), но  поработать над запоминанием изобразительно-выразительных средств( работа в группах)...

Уроки доброты. Нравственная проблематика рассказа В.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика". 7 класс

Уроки доброты. Нравственная проблематика рассказа В.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика" 7 класс.  Урок построен с учетом элементов р...

Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"

Урок литературы для обучающихся 8 класса. Учебник - Коровина В.Я. Урок был проведён в рамках городского семинара "Современные формы и методы приобщения детей к чтению"....

Конспект урока по литературе "Нравственная проблематика рассказа Леонида Андреева "Петька на даче"

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления...